Знаменитые города искусств. Равенна. Сант Аполлинарио ин Классе

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)


Юстиниан. Мозаика базилики Сант Аполлинарио Нуово

Эпоха Юстиниана: Сант Аполлинарио ин Классе

К 540 году, когда в Равенне обосновались византийцы, город уже находился в состоянии полного художественного расцвета, начавшегося еще при Теодорихе. Одним из главных «виновников» архитектурно-художественного подъема в это время был богатый равеннский именитый житель банкир Юлиан. Поддерживаемый архиепископом Экклесием, этот предприимчивый человек осуществил постройку церкви Сан Витале (между 526 и 534 гг.) и грандиозной базилики Сант Аполлинаре ин Классе (между 534 и 538 гг.), а также украсил превосходными мозаиками стены капеллы архиепископского дворца. Надо сказать, чтони одно из этих зданий еще не было полностью закончено к 540 году, что дало возможность византийскому императору Юстиниану принять на себя дальнейшее руководство работами по возведению храмов, а заодно и создать себе доброе имясреди жителей завоеванной им столицы.

Император Юстиниан, прославившийся прежде всего как великий возводитель культовых и светских сооружений, находился в ту пору в самом разгаре своей строительной деятельности. В 537 г. он закончил в Константинополе строительство великойСвятой Софии, а незадолго до нее - базилик святой Ирины и святых Сергия и Вакха. В то же время он работал над созданием церкви Святых Апостолов.

Можно сказать, что во всех больших городах своей империи - в Салониках, в Антиохии, в Иерусалиме, а также в самых удаленных местах Синая, на высоких плато Тунисии и Алжира, на берегах Данубы и Евфрата он соорудил бесчисленное количество светских и культовых зданий, водоемов и акведуков, госпиталей и крепостей, церквей и дворцов, радея о прославлении своего имени даже в самых небольших уголках своей обширной империи. Поэтому совсем не удивительно, что в древнем городе Галлы Плацидии и Теодориха новый император с большим рвением принялся за осуществление культовых построек, несомненно, желая превзойти славу былых властителей. К большой удаче Юстиниана в Равенне он встретил нужных ему людей, которые могли помочь осуществить его замыслы. Это были вышеупомянутый банкир Юлиан и архиепископ Максимилиан. Под их руководством было завершено строительство базилик Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе, освященых в 547 и 549 гг., в 545 г. была торжественно освящена церковь Сен-Мишель ин Аффричиско, другая постройка Юлиана, а несколько позднее были закончены работы в базилике Сант Аполлинаре Нуово архиепископом Агнеллом (558 г.), украшена мозаиками апсида церкви святой Агаты и завершена декорация архиепископской капеллы.


Базилика Сант Аполлинарио ин Классе

Деятельность такого колоссального размаха действительно должна былаоставить о себе в Равенне долгую память. Много веков спустя легенда еще хранила память о великом императоре и неутомимом прелате, который, по словам хроники, «сумел сделать больше, чем все его предшественники». Народное воображение, наложившее на исторические реалии свои живописные узоры, связывало с именем архиепископа ряд чудесных историй. Надо заметить, что в этих рассказах, описывающих путешествия епископа по странам Востока и его отношения с византийским императором, не без некоторого легкомыслия по отношению к духовному званию главного персонажа, отдано больше честиостроумному и изобретательному уму Максимилиана, нежели благодати его епископского сана. То, на чтоне скупились ловкие равеннские сказители - такэто наобильные похвалы максимилиановым постройкам. В каких только выражениях они не описывали драгоценные камни, которыми были выложены некогда стены Сант Аполлинаре ин Классе, и которые так прекрасно сияли при восходе и закате солнца, роскошь мозаик церкви Сан Витале, необычное своеобразиеее плана и, конечно, те фантастические суммы, которые были на них потрачены. «Нигде в Италии, - повествует летописец, - нет церкви, которая могла бы сравниться с ними красотою и мастерством постройки». В самом деле, в наши дни, как это было и прежде, среди всех достопримечательностейгорода Равенны Сант Аполлинаре ин Классе, и в особенности Сан Витале, являются наиболее прекрасными.

С тех пор как пожар 1823 года уничтожил в Риме базилику святого Павла за стенами, а неумелая реставрация изменила ее первоначальный архитектурныйвид, церковь Сант Аполлинаре ин Классе представляет собой наиболее яркий тип раннехристианской базилики в ее изначальном виде. Как и во всех культовых сооружениях этого времени, внешний вид этого храма с его аскетичными голымистенами, семигранной апсидой и двойным рядом украшающих стены слепых аркад представляет собой довольно суровое зрелище. Тем не менее экстерьер базилики не лишен и живописности, создающейся за счет пристроенной к зданию в IX веке высокой круглой кампанилы и особенно благодаряокружающему здание пейзажу, исполненному глубокой и печальной красоты. Это дикая необитаемая пустыня, среди которой высится одинокая базилика.

Интерьер базилики Сант Апполинарио ин Классе

Интерьер храма до сих пор производит необыкновенное впечатление. Несмотря на то, что в XV веке памятник потерял свое роскошное мраморное облачение, которое Сигизмунд Малатеста[1] снял, чтобы украсить храм Римини[2], и несмотря на его частичную реставрацию в последующие века, длинные ряды мраморных колонн храма, его большие сводчатые окна, освещающие главный неф, его брусчатые потолки, полукруглые хоры, на которые взбираются по широкой лестнице, украшающие апсиду и триумфальную арку богатые мозаики, создают впечатление мощного и сдержанного величия. Кажется, будто вся древняя история Равенны оживает под сводами этих пустынных нефов. В стоящих вдоль стен старинных саркофагах были погребены все выдающиеся архиепископы города - Мавр, Репарат, Феликс и многие другие епископы, без передыха боровшиеся за независимость своей церкви против папской власти. Здесь же лежат и останки знаменитого отступникаепископа Феодора, подчинившегося Риму. Еще одной важной достопримечательностью храма является находящийся в одном из его боковых приделов[3] балдахин, или киворий, произведение начала IX века, один из прекрасно сохранившихся памятников итало-византийского стиля. Однако самую ценную часть внутреннего убранства базилики Сант Аполлинаре ин Классе представляют собой ее мозаики, которые можно считать также последними и наиболее значительными и интересными произведениями искусства города Равенны.

Мозаики апсиды базилики Сант Апполинарио ин Классе

В глубине апсиды базилики изображен большой процветший крест, заключенный в усыпанный золотыми звездами медальон. На пересечении его перекладинпомещено подгрудное изображение Христа, а с четырех его сторон помещены словесные символические обозначения Спасителя. Вверху креста читается слово ICQUS, внизу - слова Salus mundi, справа и слева - буквы A и W. По обеим сторонам медальона на облаках изображены две задрапированные фигуры в белом, обозначенные надписями как Моисей и Илия, а внизу композиции представлены три агнца, поднимающих головы ко кресту. В нижней части апсиды изображен созерцающий крест с воздетыми руками святой Аполлинарий. Он окружен двенадцатью агнцами, стоящими на зеленой лужайке, усеянной цветами, кипарисами, соснами и полной различных птиц. Верхняя часть композиции, согласно устоявшемуся в среде ученых мнению, трактуется как Преображение: образы креста и трех агнцев понимаются как символические изображение Христа и трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна. Таким образом, в самом расцвете VI века в церкви Сант Аполлинаре ин Классе осуществлена последняя, оригинальнаяпопытка возврата к древнему христианскому символизму, который здесь не имеет ничего общего с наивными аллегориями римских катакомб.

Святой Аполлинарий. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе

Довольно сложно уяснить себе общий смысл этой композиции. Агнцев, окружающих святого, можно трактовать и как апостолов, и как стадо верных. Не совсем понятна роль в данном контексте самого святого Аполлинария, единственной реальной фигуры среди стольких символов. Существует мнение, что художник хотел изобразить небесное видение, открывшееся святому покровителю Равенны, также в среде исследователей кто-то высказал интересное предположение, что изображенный в конхе апсидыпейзаж представляет вид знаменитого равеннского Соснового бора. Как бы то ни было, то, что особенно примечательно в этой композиции - это смешение в ее рамках мистического символизма с исторической реальностью. Золотой фон, на котором разворачивается действие, употребление перламутра в мозаиках свидетельствует том, что эта декорация принадлежит времени Юстиниана. Более чем интересно встретить здесь пережиток древнехристианских влияний, свидетельствующих о весьма удачной попытке отхода от уже торжествующей исторической школы.

Двенадцать апостолов. Фрагмент. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе


Мозаика конхи апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе. Фрагмент

Мозаика конхи апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе. Фрагмент

Если мозаики апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе всецело относятся к VI веку, то остальная часть мозаичного убранства датируется более поздним, VII веком. К ней принадлежит декорация триумфальной арки, представляющая две процессии агнцев, выходящих из Иерусалима и Вифлеема и поднимающихся к окруженному символами евангелистов медальону с изображением Христа, а также еще ряд изображений - занимающие пяты сводов арки большие фигуры архангелов, держащих лабарум[4], сильно реставрированные портреты епископов, расположенные в межоконных интервалах по окружности хоров, и две композиции на боковых стенах. В этих произведениях узнается очевидная и весьма посредственная имитация прекрасной декорации церкви Сан Витале. К образцам последней восходят изображения Христа и евангелистов, образы священных городов, из которых выходят агнцы и архангелы, а также сцена, в которой мозаичист совместил три мистические жертвы - Авеля, Мелхиседека и Авраама. Некоторые мотивы декорации церкви Сан Витале повлияли и на интересную, но сильно разрушенную историческую композицию, где представлен император Константин IV, вручающий епископу Репарату привилегии, освобождающие равеннскую церковь от римского владычества. Зрителю, знакомому с мозаиками базилики Сан Витале, нетрудно заметить, что во всех этих композициях художник не выступал новатором, а удовлетворялся простой компановкой разрозненных элементов созданной за два года до того декорации, служившей ему моделью. Вся эта более поздняя часть мозаичного убранства церкви Сант Аполлинаре ин Классе, располагающиеся рядом с прекрасными, художественно совершенными мозаиками ее апсиды, свидетельствует о глубоком упадке, к которому пришло христианское искусство в VII веке.

      

Жертвоприношение Мельхиседека. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе

Константин IV и архиепископ Репаратус. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе

Саркофаг базилики Сант Аполлинарио ин Классе





[1] Сигизмундо Малатеста (1432-1467), тиран Римини

[2] Римини - административный центр итальянской провинции Римини, включенной в регион Эмилия-Романья. Расположен на берегу Адриатического моря, между реками Мареккья и Ауза.

[3] Киворий возвышается над престолом в приделе, освященном в честь святого Элеокадия.

[4] Лабарум – изначально знамя, которое несли впереди древнеримских императоров, с изображением орла на нем как знака верховной власти. Представлял собой длинную пику с пересекающей ее под прямыми углами материей. Позднее вошел в христианскую иконографию.



 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру