Икона Сретения Господня


История праздника

В евангельском повествовании подробное описание события Сретения Господня содержится у евангелиста Луки (Лк. II, 22-39), в книге которого, по сравнению с писаниями трех других евангелистов, раскрывается, прежде всего, жертвенная суть пришествия в мир Христа.

Согласно евангельскому рассказу, в сороковой день после рождения в мир Спасителя Его родители принесли своего Младенца-первенца в храм для посвящения Богу, как это предписывалось в законе моисеевом: «всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется». (1) Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли также вместе с Младенцем Иисусом в Иерусалимский храм двух птенцов голубиных для жертвенного обряда.

В это время в Иерусалиме жил старец по имени Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший пришествия Спасителя. В свое время ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. По преданию Симеон прожил около трехсот лет, ожидая исполнения этого обетования Божия. (2) И вот, в день, когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса для посвящения Богу, Симеон, по внушению Духа Святого, пришел в храм. Увидев Младенца, старец взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Потом, обращаясь к Божией Матери, он предрек жертвенный подвиг Христа и страдание самой Богородицы за Сына: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».

Узнала Младенца Христа и прислужившая в храме Анна Пророчица, служившая в храме день и ночь постом и молитвами. При встрече с Младенцем она предсказала, что Он есть Тот, кто принесет искупление народу израильскому.

Свое название «Сретение» (слав. «встреча») праздник получил благодаря центральному моменту события - встрече Симеона Богоприимца с Младенцем Христом, осмысляющейся в толкованиях святых отцов как встреча всего человечества в лице старца с Богом.

Установление праздника

Праздник Сретения Господня, установленный на Западе в V в., во времена папы Геласия, на Востоке был празднуем еще в III в. (3) Тем не менее, как там, так и здесь, по свидетельству свт. Иннокентия Херсонского, этот праздник «не был всеобщим и не составлял большого торжества. Уже в царствование Юстиниана он сделался торжественным и повсеместным по следующему случаю. В конце 541 г. В Константинополе и окрестных странах его появилась ужасная моровая язва. От пяти до десяти тысячи человек ежедневно делались жертвой оной. <…>. В то же время к сей ужасной болезни, продолжавшейся три месяца, присоединилась особенная казнь Божия - землетрясение, от чего многие здания пали и под развалинами своими погребли множество народа, а половина Помпеополя, Миссийского города, была поглощена землей вместе с жителями оного. В сие столь ужасное для Греции время Бог открыл одному из благочестивых мужей, что бедствия, постигшие народ сей страны, тотчас прекратятся, как скоро установлено будет торжественное празднование Сретения Господня. Объявление сего Богоугодного предложения всеми было принято с радостью; и когда наступил второй день февраля 542 г. И совершено было торжественное празднество, в тот же день прекратились все бедствия, постигшие Константинополь, Антиохи и другие города с их окрестностями. Вслед за сим император Юстиниан повелел по всей империи день сей причислить к торжественнейшим временам Церкви. То же сделал на Западе и Римский папа Вигилий». (4)

Празднование Сретения Господня приходится на 2 / 15 февраля.

Духовный смысл праздника

Сретение Господне знаменует собой встречу Ветхого и Нового заветов в лицах старца Сименона и Младенца Христа. Праздник учит тому, что Бог остается верен во всех словах и обещаниях своих, как он послал исполнение чаяния Симеона, принявшего на свои руки «утеху Израилеву» - Христа Господня. Также торжество Сретения говорит о том, что Господь идет навстречу только к алчущим и жаждущим правды, потому что Он пришел на землю для того, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).

Иконография

Иконография Сретения Господня, такая, какой она сложилась в византийской и древнерусской иконописи и монументальной живописи, с одной стороны, по составляющим ее композиционным элементам, является прямой иллюстрацией известного повествования евангелиста Луки, но, с другой стороны, главной идеей этих изображений предстает не историческое событие, а его глубокий символический смысл.

Ключевым действием в изображении является передача Богородицей в руки Симеону Богоприимцу Младенца Христа, облаченного в короткую рубашечку, не закрывающую ножки. За спиной Богоматери, как правило, изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух (реже - трех) птенцов голубиных, а за спиной праведного Симеона - пророчица Анна, также находившаяся в то время в храме.

Богословский смысл праздника - встреча Ветхого и Нового Заветов - передается в иконографии композиционным делением изображения на две части, в одной из которых находятся Божия Матерь с Младенцем и Иосифом, а в другой - праведные Симеон и Анна, а также разнонаправленным движением этих двух групп. В месте их встречи - там, где Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, как правило, пишется престол с осеняющим его киворием - деталь, введенная в изображение пространства Иерусалимского храма из более позднего византийского храмового убранства. На некоторых иконах Сретения внутри здания можно увидеть красную завесу, которая напоминает об элементе ветхозаветного иерусалимского храма, отделявшей вход в Святая Святых. Также в иконографии праздника можно выделить два варианта места действия: на одних иконах Сретение показано на фоне престола, на других - старец Симеон встречает святое семейство на пороге храма.

На большинстве образов Сретения обращает на себя внимание изображение покрытых пеленами рук Божией Матери, праведного Иосифа и Симеона, что соответствует древнему чину причащения Святых Христовых Таин, когда Тело Христово, как Великая Святыня, принималось в покрытые платом руки. Кроме того процессия несущих к святому престолу Младенца Христа Богоматери и Иосифа на некоторых изображениях явно уподоблена шествию Великого Входа, в конце которого происходит поставление Честных Даров на престол. Сама фигура старца Сименона в ряде древних иконописных памятников изображена сильно склонившейся и простершей руки к Младенцу, что делает ее удивительно похожей на покрытое драпировкой монументальное седалище. Этим визуальным уподоблением иконописцы проводили глубокую мысль об отношении к Богу человека, который должен стать своего рода престолом для местопребывания Царя Славы.

В более поздних иконописных памятниках символизм древних изображений растворяется в обилии многочисленных бытовых и пояснительных деталей. Ярким примером служит икона Палехской школы XIX столетия. Традиционная сцена Сретения здесь дополнена посторонними сюжетами, носящими назидательный характер. Внизу иконы изображено грядущее спасение, которое ждет тех, кто принял христианство, и адские муки для тех, кто не признает Христа. В левом нижнем углу представлен старец Симеон за писанием пророчества, а в правом - ангел, указывающий на исполнение этого пророчества. Вверху слева ангел возвещает о страданиях, которые предстоит пережить Богородице. Композицию завершает образ Господа Саваофа, сидящего на херувимах.

Тропарь, глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, // дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 1

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство, // едине Человеколюбче.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем, Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне // принеслся еси в храм Господень.

Молитва первая

Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий, древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гадании, в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя, яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона во спасение всем сущим от Адама носимый! Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение и от святаго старца Божественное сретение Твое! Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем. Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего, зане явил еси ему точию задняя Своя. В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище, сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша. Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое, яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу: Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей, ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость, да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего, Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его, да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия и украсиши его, яко невесту красотою. Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим, сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему, с горящими светильниками веры, любви и чистоты, да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое, да восприимем Тя в душевныя объятия своя, и да понесем Тя в сердце своем во вся дни живота своего, да будеши нам в Бога и мы в людие Твои. В последний же и Страшный день Пришествия Твоего, егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе, сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем. Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая, Небесною чистотою Сияющия Дево, Кроткая голубице, Нескверная Агнице, миру Благая Помощнице, Мати Христа Бога нашего! Ты еси начало, средина и конец нынешния радости нашея, яко из Тебе возсия Солнце Правды Христос Бог наш и Того принесла еси на святых объятиях Своих в четыредесятный день сей во Святилище на сретение наше и на радость и спасение всему миру. Сего ради и ублажаем и прославляем Тя, яко Ты еси Скиние Бога с человеки Богословом Предзримая, Еюже Бог вселися с нами, да мы людие Его будем! Ты еси Дверь Небесная Иезекиилем Предреченная, Еюже отверзошася паки нам входы в райския обители. Ты еси Лествице Высокая, Иаковом Предвидимая, Еюже сниде Бог на землю и Мосте, преводяй сущия от земли на небо. Темже молим Тя, взирающе, яко пошла еси во Святилище, носящи Огнь Небесный рукама Своима Бога, Благодатная. Огнем молитвы Твоея попали огнь страстей наших, да избавимся вечнаго огня геенскаго. Во Святилище пришла еси очищения ради законного, очищения не требующая, яко Дева Чистая и сим научи нас како подобает нам хранити себе в целомудрии и чистоте и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, памятуя, како Ты, превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен. Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь законную Превожделеннаго сына Твоего, Христа Бога нашего, сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Сына Твоего, посещати я во вся дни живота нашего, зрети тамо красоту Господню, яко лучше един день приметатися во дворех Господних, паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же даруй нам, Пречистая, яко же Симеону, неосужденно носити Сына Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях своих, егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его, и помози нам тогда сугубо хранити себе во святыне и страхе Божиим, да не растлим храм плоти нашея. И тако выну сретающе, о Богомати, Сына Твоего в сердцах и душах наших, да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня на воздусе, егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания:

  1. «Закон этот был установлен в память исхода евреев от Египта - освобождения от рабства и спасения тогда первенцев еврейских от смерти» (Прот. Серафим Слободской. Закон Божий. С. 276).
  2. Апокрифические источники, в которых содержится история старца Симеона, свидетельствуют о том, что, когда Птоломей, царь Египетский, основатель Александрийской библиотеки, приказал Моисеевы и пророческие книги перевести с еврейского языка на греческий, тогда среди израильтян выбраны были семьдесят мудрых и искусных в языках мужей - «70 толковников». Среди них к работе был привлечен и праведный Симеон. Занимаясь переводом книг Исаии, Симеон достиг пророчества: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14), и усомнился, рассуждая сам с собою как девица может родить отроча. Потом он захотел изгладить в своей рукописи это пророчество. Тогда ему явился Ангел Господень и сказал, что Симеон не увидит смерти пока не встретит рожденного от Девы Христа Господня. С этого момента Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова, живя благочестивой и богоугодной жизнью.
  3. Древнейшими письменными свидетельствами о богослужебном праздновании Сретения на христианском Востоке являются беседы на это праздник Мефодия Тирского (Патарского) (III в.), писателей IV в. еп. Амфилохия Иконийского, пресвитера Тимофея Иерусалимского, Григория Нисского, а также сочинение «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии), датируемое концом IV в.
  4. Свт. Иннокентий Херсонский. О великих Господских и Богородичных праздниках. СПб, 2005. С. 90-91.

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру