Знаменитые города искусств. Равенна. Общие замечания относительно христианского искусства в Равенне

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

Сохранившиеся в Равенне культовые архитектурные сооружениях V и VI вв. несут на себе отпечатки совершенно оригинального искусства, что может отметить даже поверхностный и не особенно сведущий наблюдатель. Несмотря на то, что в своих главных чертах равеннские базилики схожи с римскими памятниками, если более внимательно и детально посмотреть на них, можно обнаружить их несомненную связь с искусством восточным. К чисто византийским мотивам относятся, в частности, предшествующие основному объему базилики нартекс и закрытый портик, а также многоугольная форма апсид базилики со значительно развитыми боковыми компартиментами, что является характерным для восточных построек. В римских памятниках не встречаются также ни эти характерной формы каменные подушечки над капителями, на которых покоятся окончания архитравов, ни соединяющие колонны аркады, которые заняли место жестких античных архитравов. Наконец, в самом внешнем виде культовых построек Равенны, на первый взгляд достаточно строгом и холодном, а также в его конструкциях есть много отличий от римского искусства. Это и ряды слепых аркад, и хитроумные кирпичные карнизы, оживляющие однообразие стен, и само прихотливое и непредсказуемое архитектурное построение равеннских памятников, которое делает из них здания абсолютно византийские по своему характеру.

Если в архитектуре равеннских базилик еще присутствуют какие-то общие черты, роднящие их с римскими памятниками, то во внутреннем оформлении этих построек - в форме и украшениях капителей, в тяжелом и великолепном декоре, украшающем антаблементы и решетки и развертывающимся на изгибах аркад, почти ничего не осталось от традиционного классического искусства.

В основанной Константином Великим новой восточной империи вкус к роскоши быстро привился в обществе и в искусстве. Византийский двор той эпохи изощрялся в разного вида утонченных придумках, в украшении своих одеяний и организации блестящих церемоний, что сильно повлияло и на изобразительное творчество. Художники, уступая вкусу пресыщенной публики, создавали тонкие и изощренные произведения, стараясь всячески избегать простоты в исполнении. Если ранее, в классической архитектуре, декорация всегда была подчинена гармонии линий в целом, то в ранневизантийском искусстве она существует сама по себе и сама для себя. Коринфская капитель усложняется и обогащается рядом новых элементов, появляются и новые формы капителей, напоминающие богатое ювелирное изделие. Вкус к роскоши проявляется и в полихромном составе мраморов, в сверкании мозаик, покрывающих стены и своды священных построек.

Выйдя из катакомб, христианское искусство не могло не преобразоваться. Для украшения красивых и обширных базилик больше уже не подходили простые и незамысловатые изображения первых веков христианства. Новым героям торжествующей Церкви требовалось более подчеркнутое величие, большее благородство и значительность внешнего вида. Фресковое убранство сменилось роскошным мозаичным декором, а сам незамысловатый символизм росписи катакомб уступил место сценам и персонажам исторического характера. Вместо наивных изображений рождающегося христианства мастера стали создавать обширные и торжественные композиции со спокойными и неподвижными фигурами, суровость и церемониальное величие которых производит глубокое впечатление. «Прежний натуралистичный стиль, простые и непринужденные позы персонажей - все эти очаровательные качества искусства раннего христианства - с IV в. начинают пропадать. Кажется, будто художники намеренно избегают передачи простых и искренних манер, которым, с новой точки зрения, не достает величия и благородства. На смену прежней трактовке изображения Христа, который ничем не выделяется из окружающей Его толпы, приходит осмысление Его образа как Царя. Отныне Его облачают в роскошные и величественные одежды, изображают сидящим на усыпанный золотом и драгоценными камнями троне, наподобие византийского цесаря. Христос восседает на нем в бесстрастном спокойствии, вознесенный над миром, который Он благословляет царственным жестом». (1)

.

Все указанные тенденции отчетливо проявились в равеннских мозаиках, в которых роскошь употребляемых материалов соответствует новому, грандиозному масштабу художественного решения. Золотой фон, который занимает наибольшее место в рамках мозаичных композиций, со временем еще более увеличивается, а также для создания мозаик начинают применяться драгоценные металлы и перламутры, которые перемежаются в них с кубиками цветного стекла. Одним словом, в ход идут все возможные средства, чтобы продемонстрировать величие и славу торжествующего христианства. Даже несмотря на многие неправильности и слабости в деталях, эти произведения исполнены настоящей красоты.

Если до этого речь шла в целом о характере равеннских памятников, то сейчас стоит осветить вопрос, как сформировалось и под какими влияниями развилось это искусство, блестящие проявления которого мы только что рассмотрели. Надо сказать, что в последнее время на эту тему идут оживленные дискуссии. Если обратиться к мнению современных историков итальянского искусства по поводу данного вопроса, здесь можно встретить самые различные точки зрения. Одни смело заявляют о том, что рассмотренные памятники архитектуры, их декораций и мозаики - это достижение сугубо равеннской школы, и сводят к минимуму участие Востока в их создании. Другие исследователи, например, известный историк христианского искусства Крауз (2) говорит, что в Равенне проявило себя местное провинциальное искусство, в целом тесно связанное с искусством романским. Относительно вопроса о мастерах, исполнивших равеннские мозаики, Краус подчеркивает их «автохтонность», то есть принадлежность местной равеннской школе, и также приписывает созданным ими памятникам романское происхождение, совершенно игнорируя очевидное влияние на них восточного искусства. Наконец, ряд сведущих ученых, французских, немецких и русских, демонстрирующих прекрасное знание древних памятников и тщательно изучивших проблему, имеют совершенно определенное мнение относительно данного вопроса.

Следует, прежде всего, учитывать тот факт, что, благодаря своему географическому положению, Равенна на протяжении всей своей истории состояла в тесных отношениях с Востоком. Так, в V веке Галла Плацидия провела половину жизни в Константинополе, а позже, став правительницей Равенны, пригласила из столицы византийских архитекторов и художников. Император Теодорих, воспитанный в Византии, также испытал глубокое влияние культуры этой страны: светские и религиозные постройки периода его царствования вдохновлены лучшими творениями восточной архитектуры. Во времена Юстиниана Равенна была сплошь населена греками, сирийцами и армянами. Наконец, помимо исторических фактов, о восточных влияниях на искусство Равенны, о неоспоримом тесном родстве этого города с Византией свидетельствует сама стилистика внутреннего убранства известных равеннских памятников - торжественный и церемониальный характер декорации, византийская роскошь костюмов, важность и иератичность поз представленных персонажей, их чисто восточные типы. Все эти черты отчетливо проявляются в известных равеннских памятниках, например, таких, как баптистерий православных, базилики Сант Аполлинарио Нуово и Сан Витале.

Поскольку понятия «Востока» и «византийского искусства» являются определениями весьма растяжимыми, следует уточнить из каких именно областей обширной византийской империи пришло изучаемое художественное движение. Важно отметить, что углубленное изучение данной темы дает ответ не только на вопрос происхождения искусства равеннских памятников, но и проливает свет на проблему формирования самого византийского искусства.

Понятно, что в рамках настоящего исследования было бы сложно в деталях изложить эту обширную тему, и поэтому мы ограничимся лишь краткой констатацией ряда фактов. Несомненное влияние на искусство Равенны, на архитектурные формы и систему декорации базилик, на мозаики и изделия из слоновой кости, оказало искусство трех регионов византийской империи - Египта, Сирии и Малой Азии, которые в IV и VI вв. определяли развитие христианского искусства вообще. Так, в архитектурных постройках Сирии и Малой Азии, состоявших в тесном контакте с Персией, кроется источник происхождения архитектурной системы равеннских культовых сооружений, достигшей в VI в. своего апогея. Прототипы декорации равеннских базилик можно встретить в древних городах центральной Сирии, в памятниках эллинистической Азии, где они в свою очередь вдохновлены персидскими образцами. Именно сирийско-египетскому искусству соответствуют прекрасные равеннские изделия из слоновой кости. Наконец, очевидный результат дает и сопоставление с равеннскими мозаиками декорации храмов Салоник и Кипра и, особенно, прекрасных византийских манускриптов с миниатюрами, относящихся к VI в., - евангелия Россано, (3) памятника азиатского происхождения, сирийской библии из Флоренции, евангелия Эчмиадзина, (4) сирийских манускриптов из национальной библиотеки. Во всех этих произведениях проявляется все тот же, свойственный и равеннским памятникам, несколько грубоватый вкус, отличающийся перегруженностью деталями, те же типажи персонажей, то же стремление придать представленному действу характер роскошной и грандиозной церемонии.

Таким образом, из приведенных здесь замечаний проистекает важное заключение о том, что в городах Малой Азии, в Антиохии, Александрии и других местах рассматриваемых регионов византийской империи зародилось грандиозное движение искусства, распространившееся, начиная с IV в., на весь восточный христианский мир. Среди наиболее известных памятников этого архитектурно-художественного направления - дворец Диоклетиана в Спалато, построенный в начале IV в. на восточном берегу Адриатического моря в сирийском стиле, а также знаменитые равеннские мозаики, которые, начиная с эпохи Галлы Плацидии до времен Теодориха, принадлежали все той же восточной школе искусства, процветавшей в рассматриваемую эпоху в Антиохии и Сирии. (5)

Следует отметить, что не только в Равенне можно найти следы данного художественного направления, но и в странах, принадлежащих западному миру, например, в Италии. Так, миланская церковь Сан Лоран построена по модели Святой Софии Константинопольской, а в Истрии роскошное мраморное и мозаичное убранство базилики Паренцо (первая половина VI в.). по своему стилю сравнимо с лучшими равеннскими памятниками.

Таким образом, памятники Равенны не являются изолированными произведениями провинциальной или местной школы. Они принадлежат большому и оригинальному художественному течению, в настоящее время еще недостаточно изученному, которое зарождается на христианском Востоке как наследие античной традиции. Свойственные ему внимательное отношение к натуре, проявляющиеся особенно в изображениях животных и растительных мотивов, ясно выраженная реалистическая тенденция, замечательная выдумка, особая живость в его композиционных решениях способствуют тому, что это искусство предстает легко доступным для зрителя любой эпохи. Наверное, именно поэтому у всякого, кто провел в Равенне хотя бы час, остается незабываемое воспоминание о ее прекрасных памятниках.


Примечания:

1. Bayet. Recherches, p. 54-55.

5. По всей видимости, здесь имеется в виду искусствовед Ф. Крауз (1840-1901), автор «Истории христианского искусства», представитель иконографического подхода в искусствознании.

6. Т.н. «Россанский кодекс» - греческий манускрипт VI в., содержащий тексты евангелий от Матфея и от Марка. Написан серебряными чернилами на пурпурном пергаменте. Содержит большое количество уникальных миниатюр на евангельские сюжеты.

7. Эчмиадзинское евангелие - армянский памятник 989 г. Книга имеет прекрасный инкрустированный пластинами из слоновой кости оклад работы византийских мастеров VI в. Также в евангелие вшиты два пергаменных листа с миниатюрами, представляющими собой редчайшие образцы книжной живописи VI в.

8. Strygowski, Antiochenische Kunst.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру