Интерактивная выставка-форум «Православная Русь. Романовы»

С 4 по 12 ноября 2013 года в Москве, в Центральном Выставочном Зале «Манеж» триумфально прошла выставка-форум «Романовы», посвящённая 400-летнему юбилею династии. Толпа на выставку выстраивалась от метро Охотный ряд, в выходные дни, чтобы попасть туда - надо было стоять несколько часов. Однако количество желающих ознакомиться с экспозицией не убывало и «Романовых» пришлось продлить до 24 ноября.

- История заслуживает наших страданий, да и что они по сравнению с такой выставкой! – делилась со своим собеседником-семинаристом одна седовласая дама, сдавая одежду в гардероб.

Я посмотрела на часы- 10 вечера, будний день, а выставка - до 24 часов. Народу в залах, как на выходных, не протиснуться.

Чем же пленила жителей города эта выставка? Не только ведь бесплатным входом. Где же мы ещё видели такие толпы? Их нет в экспозиции Винзавода, галерее Марата Гельмана. В Пушкинский музей на выходные, когда привозили Сальвадора Дали хвостик немного сворачивал за угол напротив здания Частных коллекций. На Мону Лизу в 1974 году народ тоже стеной стоял. Что же привлекло сюда, в Манеж, денно и нощно, толпы православного люда и не только?

Глядя на огромные очереди и плотные ряды вокруг интерактивных стендов, становится очевидным, что выставка «Романовы» переросла заложенную в её программу репрезентативно-историческую функцию. «Захватывающий рассказ о российской истории на 4000 кв.м. ЦВЗ «Манеж», интерактивными панно, прожекторами, 3D-эффектами превратился в массовый аттракцион с перемещениями во времени и пространстве. Последних величин катастрофически не хватало, ибо выставка происходила в очень ограниченный для подобного мероприятия промежуток времени, и пространства тоже было маловато, если учесть, что на выставку придёт весь город и у каждого стенда будет стоять несколько рядов посетителей.

Что же касается стремления «пробудить в современниках чувство признательности к нашей непрерывной и общей истории», а также «почти забытое сегодня чувство благодарности» к некогда оклеветанной династии Романовых, то оно было реализовано вполне традиционным для царской России способом- биографии всех без исключения монархов выполнены в русле агиографической литературы и напоминают жития святых. Концепцию организаторов понять можно: в своё время Романовы подвергались критике, до сих пор на русскую историю обрушиваются со всех сторон потоки грязи, так пусть же некогда поруганные святыни воссияют во всей чистоте и добродетели.

В результате, наглядная история деяний дома Романовых стала важнейшей реликвией, которую, наряду с привезённой из Костромы Фёдоровской иконой Богоматери, страждут увидеть миллионы. Все шли присягать на верность Государю. Неважно какому, просто Государю. Такое впечатление сложилось у меня, когда я наблюдала за потоками паломников (другого слова для посетителей у меня не нашлось-столь смиренен был их вид, когда они выкладывали на столиках перед охраной свои нехитрые «доспехи» в виде планшетов, ключей и мобильников). Кордон на входе воспринимался как финальное испытание на пути к Царю-батюшке. Равнодушия здесь нет, только горящие восторгом глаза: «Наконец-то прорвались!» Кому нет дела до русской истории, её святынь и деятелей (здесь, на выставке, совершенных и праведных) тот просто не стоял в очереди, не тратил непонятно на что своё драгоценное время.

В огромном выставочном пространстве перед зрителями разворачивается грандиозное историческое действо под названием «Романовы». Здесь нет древних экспонатов и заградительных барьеров с характерными для России надписями «руками не трогать». На сенсорных мониторах, экранах, стендах представлена попытка осмысления 400-летнего периода в истории России, прожитых под управлением династии Романовых. Каждый зал посвящён житию определённого царя или императора и с помощью мультимедийных средств происходит погружение в данную эпоху. Особенно интересными мне показались не сенсорные мониторы, которые так любят дети и подростки, а исторические коллажи из картин разных художников разных времён, визуально повествующие о личности монарха и его окружении. Тут и беглые зарисовки с натуры современниками, и уже собственное восприятие далёкими потомками. По этому же принципу устроены небольшие тематические кинофильмы о регулярной армии, развитии науки и культуры, освоении земель и географических открытиях. Особый интерес вызывают уникальные кадры кинохроники с последними Романовыми: Николаем II, Александрой Фёдоровной и их окружением. Они о чём-то говорят, участвуют в крестном ходе, торжественно ступая перед нами, никому не позируя, и не ещё ведая о предстоящей трагедии. Это просто зарисовки из реальности той навсегда ушедшей эпохи, последние годы Великой Династии…

Не менее трагичным для российской истории был период Смутного времени. На огромном интерактивном панно в самом начале экспозиции горит Кремль и языки пламени уничтожают святыни земли русской и память о некогда великом и могущественном Третьем Риме. Мы слышим вой ночного ветра и смотрим на пожар глазами автора «Московской хроники» Конрада Буссова. К пожару посетители стремятся подойти в первую очередь, ибо-это тот первозданный хаос, из которого родилась новая русская государственность. Огненная стихия завораживает и ещё не изучивших историю детей, и взрослых. Это, пожалуй, один из самых удачных интерактивных стендов выставки.

На стенах размещены своеобразные фотоколлажи из картин и графики современников и потомков, знакомящие нас с личностью каждого монарха, его окружением, историческими событиями данного периода. Узкие шпалеры по периметру залов содержат цитаты великих историков, философов и писателей, помогая зрителю лучше понять значимость того или иного периода.

О начале правления Михаила Фёдоровича Романова, таинстве его избрания на престол говорит цитата из Н. В. Гоголя: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принёс и положил жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданными. Любовь вошла в нашу кровь, и завязалось у нас всех кровное родство с царём. Как явно оказывается воля Бога-избрать для этого фамилию Романовых, а не другую. Как непостижимо это возведение на престол никому не известного отрока!»

Династия Романовых зиждется на любви и смирении - в этом основная концепция выставки. Любовь к царям и императорам «входит в нашу кровь» помимо наших взглядов и политических убеждений в центральном зале, где они торжественно предстоят перед нами в своих коронационных одеждах. Их было девятнадцать. Знаменитая династия возникла на волне Смуты, возродила умирающую Россию, и через триста лет была уничтожена во время революционной смуты, оставив яркий след в истории России. Императоры и цари, отроки и младенцы, мужчины и женщины, немцы и русские,- Романовы были разные, но всех объединяла вера в Бога и тесная связь с православной церковью. При первом Романове создались даже предпосылки для создания теократического государства, поскольку отцом и духовным наставником юного царя Михаила был патриарх Филарет - выдающийся государственный деятель. Впоследствии этой идеей руководствовался патриарх Никон при царе Алексее Михайловиче.

В единении с Церковью и заключалась сила династии: «Православная Церковь и государство в России состоят в единении и согласии» (святитель Филарет Дроздов). Правда, взаимоотношение Государства и Церкви не протекало столь гладко, как свидетельствуют обильные цитаты на выставке, да и само «единение» у некоторых монархов носило формальный характер. Тем не менее, амбициозная царевна Софья была готова за «Святую церковь положить голову»; сильный и авторитарный правитель Алексей Михайлович считал, что «лучше слезами, усердием и смирением перед Богом властвовать, чем силой и надменностью». Даже первый русский император Пётр I, прославившийся своей конфронтацией с церковью и способствовавший во многом её «обмирщению», по свидетельству архиепископа Серафима (Соболева), «умер верным и набожным сыном православной церкви. Будучи соборован, он проявил большое душевное сокрушение и несколько раз повторил «я верю, я надеюсь!» Жестокая и своевольная Анна Иоановна перед смертью попросила у всех прощение («Простите все!»).

Однако, как я уже говорила, некоторая наивность в подаче разного рода исторических событий, вполне оправдана через призму мифа о «добром царе». Нам нужен царь-батюшка, как повествуют о нём в житийной литературе. У него нет и не может быть недостатков, а остальное - происки неверных генералов и продажных чиновников.

Безусловно, самым людным местом на выставке, стал зал последнего российского монарха-Николая II. Старые кадры кинохроники подводят нас к последнему дню жизни членов императорской семьи, прославленных российской церковью как святых царственных мучеников и страстотерпцев. Многие посетители здесь остаются надолго, просматривая этот небольшой фильм несколько раз. Уходить просто не хочется. Выдержки из дневника последнего императора, высказывания Иоанна Кронштадского воспринимаются как грозные предвестники последующей трагедии:

«Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой»

«Царь у нас праведной и благочестивой жизни; Богом послан ему тяжёлый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Перед последним стендом, посвящённом отказу Николая II от престола, мы невольно присягаем на верность императорскому дому. Нам кажется, что мы были бы в числе тех, кто не отрекся от императора. А впрочем, революцию делали те же толпы, что теперь смиренно ждут своей очереди у входа в Манеж, чтобы приобщиться к истории свергнутой династии.

Выставка нового поколения, которой стала выставка «Романовы» является важнейшим событием в духовной жизни современного российского общества. Она должна и имеет возможность экспонироваться не только в Центральном Выставочном Зале «Манеж», что у стен Кремля, но и перемещаться по всей нашей огромной многонациональной стране, стать путеводной звездой для всех, донося до сердца каждого священную русскую историю и её правителей, некогда стоявших во главе Великой Российской Империи.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру