Скабалланович Михаил Николаевич
(1871—1931), рус. правосл. богослов, литургист и экзегет. Род. в Гродненской губ. в семье сел. священника. Окончил Виленскую ДС и КДА (1896). Кандидатская работа С. была посвящена экзегезе Кн. прор. Иезекииля, и эта тема осталась гл. предметом библ. исследований ученого. В 1898—1907 он был помощником смотрителя Мариупольского духовного училища. В этот период им был опубликован труд "Первая глава кн. прор. Иезекииля. Опыт изъяснения" (Мариуполь, 1904), за к-рый в 1905 КДА присудила ему степень магистра богословия. В 1906—18 С. преподавал в КДА: сначала Свящ. Писание ВЗ, затем догматич. богословие и лат. язык, параллельно читая курс византологии на историко-филологич. фак-те Высших педагогических курсов Общества профессоров и преподавателей.

В 1912 КДА присудила С. степень доктора церк. истории за обширный труд "Толковый Типикон" (К., 1910—15, вып. 1—3). В 1920 он был избран преподавателем на каф. классич. филологии Киевского ун-та. В последующие годы ученый сотрудничал в АН УССР, в частн., в 1928—30 работал в Этнографической комиссии АН УССР. Умер в архангельской ссылке.

В магистерской работе С. дал обзор истории толкования Иез 1, рассмотрел специфич. *символы, к-рые пророк использовал для проповеди о тайне трансцендентного Бога, применил сравнит.-религ. метод для изучения параллелей между образами видения Иезекииля и вост. искусством. "В то время, как другие пророки, — писал С., — созерцали и рассматривали Бога более как Промыслителя о еврейском народе и человечестве, как Творца в широком смысле слова, Иезекииль взглянул на Бога как Бога, и в священный ужас привело его это созерцание". Этот вывод предвосхитил концепции об особенностях религ. опыта, развитые после С. нем. религиоведом *Отто. В трудах по литургике С. много места уделил роли Библии в богослужении и библ. корням христ. праздников.

Список публикаций:

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру