<!-- @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } P { margin-bottom: 0.21cm } -->

О старце

Томислав Штрбулович (в монашестве Фаддей) родился 6/19 октября 1914 года, в день святого апостола Фомы (по имени которого и был наречен). Его родителями были крестьяне из деревни Витовница неподалеку от городка Петровац на реке Млава. Тома был рожден недоношенным семимесячным младенцем, на городской ярмарке, крестили его сразу же по рождении, так как боялись, что ребенок не выживет, он едва подавал признаки жизни. Мальчик открыл глаза только после святого крещения.

Господь просветил разум мальчика, что  другой жизни, кроме служения в долготерпении бед и печалей нет: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям, и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить Богу, потому что Он над всем. Вот так, призвал меня Господь с малых лет».

К восемнадцати годам (1932 г.) Томиславом полностью овладел вопрос о смысле жизни, в глубине его сердца разгоралось желание уйти в монастырь. При этом, будучи тяжело больным человеком (врачи были уверены, что юноше осталось жить не больше пяти лет), Томислав принял такой диагноз, как недвусмысленный знак и призыв Божий отрешиться от этого мира и жизни, он отказывается продолжать лечение, и под собственную ответственность уходит из больницы и полностью предается в руки Божии. Чудесным промыслом Божиим юный Томислав приходит в 1932 году в монастырь Мильково, близ Свилайнца, в котором собрались русские монахи, бежавшие из Валаамского монастыря, в Финляндии.

В монастыре, помимо физических монастырских послушаний, Тома научился русскому языку, что дало ему возможность, с первых дней монашества начать изучать (а иногда и переводить!) святых отцов, которые были переведены на русский с греческого и сирийского языков. Это будет иметь ключевое значение для будущего монаха Фаддея, когда он окажется в обстоятельствах, подобных тем, в которых оказался святой Паисий Величковский. Не имея возможности найти опытного духовника-современника, он нашел духовное руководство в соборном разуме и опыте святых отцов, выраженном в их боговдохновенных произведениях, богословии и наставлениях. 


В 1935 году в монастыре Горняк от руки игумена Серафима Томислав принял монашеский постриг с именем Фаддей, а 19 мая/1 июня того же года был рукоположен иеродиаконский чин. Доктора пророчили юноше смерть в 1937 году, но уже в начале 1938 года отец Фаддей был рукоположен в сан иеромонаха и Патриарх Гавриил (Дожич) направил его как «самого младшего иеромонаха в монастыре» в Печскую Патриархию. Но в апреле 1941 года разразилась война и он, спасаясь от албанских  террористов, с четырьмя оставшимися печскими монахами, как косовские беженцы, вернулся в Белград в монастырь Раковица.

В 1943 году когда фашисты арестовали отца Фаддея и приговорили его к смерти, ему явился Ангел Господень, показал ему, каким путем он должен идти, показал послушание, которое Фаддей должен был выполнять - по всей Сербии утешать, укреплять и окормлять сербский народ Евангелием Христовым до своего самого последнего вздоха. Пройдя через тюрьмы в Петровце и Пожаревце, спустя месяц после заточения, 5 марта 1943 года, фашисты перевели его в монастырь Войловица, где тогда находился Владыка Николай Велимирович. По запискам иеромонаха Василия Костича, который тоже находился в заключении в Войловице, о. Фаддей попал туда "измученный, весь во вшах". Но, чуть оправившись, 13 марта 1943 года вместе со святым владыкой Николаем и другими заключенными, служил там Литургию. Своим «крестным ходом» по нацистским тюрьмам, иеромонах Фаддей внес свою лепту в соборное мученичество Сербском Церкви, ее священства и монашества в годы Второй Мировой войны.

С начала восьмидесятых годов к старцу Фаддею Витовницкому начинают стекаться сначала ручейки, потом речки и наконец полноводные реки паломников и кающихся, жаждущих утешения и лекарства Божия из всех городов Сербии, а из Белграда особенно: шли пешком, ехали на автобусах, машинах… Разговоры, наставления, советы, чтение молитв продолжались часами, до глубокой ночи. Исповеди перетекали в Литургии, вечерние службы – в ночные беседы. От долгих разговоров, от переживаний за других, от чужих бремен и страданий, которые он принимал на себя, иногда до полного изнеможения, здоровье батюшки пошатнулось, душевный мир нарушился, по его словам: «когда мы молимся за других, то принимаем на себя часть их страданий».

В 1992 году у него случился первый инфаркт, а в 1996 году – второй. «Я пережил два сердечных удара. Когда в народе узнали, что Бог  наградил его даром прозорливости, старец, чтобы защитить хрупкие души своих духовных чад от искушения - любого вида идолопоклонства человеку (пусть даже духовнику), шутил о себе, говоря с улыбкой – «Ну да, вот заберусь на подоконник и далекоо вижу…»

В 1986 году паломнику М. было открыто, что старец, кроме всех обыкновенных подвигов (бдений, поста, поклонов), в свои восемьдесят лет подвизается сугубым подвигом, по которому был известен святой Иоанн Шанхайский – он никогда не ложился.

В 2001 году архимандрит Иоанн Радосавлевич напишет о Старце Фаддее: «Народ всего Витовницкого края, да всей страны, почитает его как великого, исключительного духовника, молитвенного монаха и подвижника. Многие жители Белграда потрясены его наставлениями и советами. Его благообразный лик седого одухотворенного старца словно озарен светом и радостью. Такие духовники – благодатный дар Божий в наше суровое время».

После инсульта и долгой болезни, будучи в крайней немощи, до самой смерти совершенствовался старец Фаддей Витовницкий в любви и смирении. В ночь с 31 марта/13 апреля на 1/14 апреля 2003 г. в Бачской Паланке подвижник отошёл ко Господу.

Интернет - издание "Татьянин день"



Список публикаций:

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру