Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции. Статья вторая

Идея органических начал этоса политической жизни

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Погодин М.П. Простая речь о мудреных вещах. М., 1873. Отдел Ш, с.19, 135.

 

2. См.: Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия. Изд.4-е. СПб., 1904, с.19.

 

3. Более того, практически все русские мыслители (от Карамзина до Тихомирова) изображали идеальную монархию, отталкиваясь от критического отношения к реальному воплощению современного им российского самодержавия.

 

4. Соловьев Э.Г. О некоторых особенностях формирования консервативного идейного комплекса в России. К постановке проблемы // Проблемы общественно-политической мысли в зеркале новой российской политологии. М., 1994. С.6.

 

5. Карамзин Н.М. Письма к А.И. Тургеневу // Москвитянин.1855.№ 23-24. С.183-184.

 

6. См.: Пивоваров Ю.С. Время Карамзина и "Записка о древней и новой России" // Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991. С.5-6.

 

7. Бартенев П. Н.М. Карамзин // Русский архив. 1911. Вып.8. с.554. Заметим, что в связи с этим нередко говорят о Карамзине и как о родоначальнике русской интеллигенции (См.: Страда В. В свете конца, в предвестии начала // В раздумьях о России (XIX век). М.1996. С.34); и как о ключевой фигуре послепетровской культуры; и как о писателе, после которого тема личности, ее чести и достоинства стала основной в русской литературе; и как о творце русского просвещения (П.А. Вяземский); и как создателе "русской модели независимого человека" (Ю.С. Пивоваров) и т. п.

 

8. Пивоваров Ю.С. Время Карамзина и "Записка о древней и новой России" // Карамзин НМ. Записка о древней и новой России. М. 1991. С.13.

 

9. Карамзин Н.М. Письмо И.И. Дмитриеву от 20 сентября 1820 г. // Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб. 1866. С. 293.

 

10. Карамзин Н.М. Письма к В.М. Карамзину//Атеней. 1858. Ч. 3. С. 655.

 

11. См.: Карамзин Н.М. О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Русская социально-политическая мысль XIX - начала XX века: Н.М. Карамзин. М.2001. С.80 и др.

 

12. Карамзин Н.М. Письмо к Императрице Елизавете Алексеевне от 24 января 1818 г. // Неизданные сочинения и переписка Н.М. Карамзина. Ч. 1. СПб., 1862. С. 39.

 

13. См.: Ланда С.С. Дух революционных преобразований М., 1975. С. 3.1.

 

14. Сербинович К.С. Н.М. Карамзин. Воспоминания // Русская старина. 1897. № 10. С. 259.

 

15. Более того, автор данного термина, А.Н. Пыпин, утверждал, что "История" Карамзина была "выражением и опорой "официальной народности" тридцатых и сороковых годов" (Пыпин А.Н. История русской этнографии. T. I. СПб. 1890. С. 28).

 

16. Вяземский П.А. Проект письма к министру народного просвещения графу Сергею Семеновичу Уварову, с заметками А.С. Пушкина // Вяземский П.А. Полное собрание сочинений. Т. 2. СПб., 1879. С. 215.

 

17. В разговорах о "либерализме" Карамзина, более-менее обоснованной, выглядит позиция В.В. Леонтовича, утверждавшего, что "традиционализм Карамзина способствовал развитию либерализма в России". По его мнению, автор "Истории государства Российского" призывал правительство осуществлять в рамках абсолютной монархии либеральную программу, "во всяком случае, в той мере, в какой программа эта предусматривает не политическую, а гражданскую свободу". Это было справедливым, а, следовательно, и нравственным требованием, полагает Леонтович, подчеркивая, что как политического мыслителя Карамзина "можно понять и правильно осмыслить его подход к государственным и правовым проблемам, только если не упустить из виду решающее значение, которое он придает нравственным принципам, этическим требованиям в государственной и общественной жизни". (Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. С.107, 99-101.) На наш взгляд, даже "аргументированная" точка зрения Леонтовича уязвима с нескольких сторон. Во-первых, выделяя в либеральном мышлении только абстрактную идею свободы личности и тем самым, игнорируя рационалистическо-механистический контекст этой идеи, он понимает, по сути, под либерализмом все то позитивное, - с точки зрения осуществления человеческой свободы и субъективных прав, - что накопило человечество за всю свою историю. Суть "подлинного" либерализма, подчеркивал Леонтович, заключается в уважении "к существующему, прежде всего к существующим субъективным правам". (Там же. С.108.) Однако вспомним хотя бы то, что политической культуре России до сих пор свойственен внеправовой подход к государственным и политическим проблемам. В данном контексте отсутствия традиций законопочитания, низкой правовой культуры не только народа, но и правящей элиты, трудно, пожалуй, вообще говорить о русском либерализме по причине отсутствия основы такового - правовой личности (по крайней мере, в первой половине XIX столетия). Во-вторых, требования оценивать мир политики критериями совести и чести, а не закона, вытекающие из них принципы отстаивания человеческого достоинства, борьбы с рабской психологией и т. п. отнюдь не являются прерогативой либерального сознания, - несмотря на несходство социокультурных и исторических основ различных человеческих сообществ, - моральные требования живут и реализуются везде, в любых идеологических и правовых континуумах. В этом контексте причисление Карамзина к либералам, - людям, "прокламирующим идеи либерализма" и сделавшим поэтому "очень много для духовного сближения России и Запада" (Железняк Н.Н. К истории либерализма в России // Вестник Моск. Ун-та. Серия 12: Социально-политические исследования. 1994. № 5. С.86.) - лишь на том основании, что историк всю свою жизнь следовал идеалам внутренней, духовной свободы человека, представляется не совсем обоснованным, что понимают и сами авторы подобных утверждений, постоянно оговариваясь о допустимости "говорить лишь об элементах либерального мышления" Карамзина. (Егоров Б.Ф. Эволюция русского либерализма в XIX веке: от Карамзина до Чичерина // Из истории русской культуры. Т.5. (XIX век). М., 1996. С.483.)

 

18. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л. 1987. С.254, 338.

 

19. Богданов А.В. Почвенничество. М., 2001. С.79. См. также о почвенничестве: Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов. М., 1992; Кирпотин В.В. Достоевский в шестидесятые годы. М., 1966; Носов С.Н. Аполлон Григорьев: судьба и творчество. М., 1990.

 

20. Григорьев А.А. Письмо А.И. Кошелеву (25 марта 1856) // А.А. Григорьев. Материалы для биографии. Пг. 1917. С.215.

 

21. Григорьев А.А. Письмо Н. Страхову. VI // Эпоха. 1864. № 9. С.24.

 

22. Григорьев А. Критическое обозрение // Время. 1861. № 4. С.175.

 

23. Григорьев А.А. Письмо Н. Страхову. VII // Эпоха. 1864. № 9. С.27.

 

24. Достоевский Ф.М. Ряд статей о русской литературе // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.18. С.61.

 

25. "Московский период", по мнению Ф.М. Достоевского, недостоин идеализации: "Действительно, лжи и фальши в допетровской Руси - особенно в московский период - было довольно... Ложь в общественных отношениях, в которых преобладало притворство, наружное смирение, рабство и т. п. Ложь в религиозности, под которой если и не таилось грубое безверие, то, по крайней мере, скрывалась или апатия или ханжество. Ложь в семейных отношениях, унижавших женщину до животного, считавшая ее за вещь, а не за личность... В допетровской, московской Руси было чрезвычайно много азиатского, восточной лени, притворства, лжи. Этот квиетизм, унылое однообразие допетровской Руси указывают на какое-то внутреннее бессилие". (Достоевский Ф.М. Два лагеря теоретиков // Полн. собр. соч. Т.20. Л. 1978. С.12.

 

26. Страхов Н.Н. Критические статьи (1862-1885). Киев, 1908. С.339-340.

 

27. Примером такого рода "селекции" может послужить характерное рассуждение А.А. Григорьева: "Правда, которую я исповедую, твердо верит вместе со славянофилами, что спасение наше в хранении нашего народного, отечественного; но... как скоро славянофильство подвергает народное обрезанию и холощению во имя узкого, условного, почти пуританского идеала - так славянофильство... становится мне отчасти смешно, отчасти ненавистно как барство, с одной стороны, и пуританство, с другой.

 

Правда, мною сознаваемая и исповедуемая, ненавидит вместе с западниками и сильнее их деспотизм и формализм государственный и общественный, но ненавидит западников за их затаенную мысль узаконить, возвести в идеал распутство, утонченный разврат, эмансипированный блуд и т. д. Кроме того, она не помирится в западничестве с отдаленнейшей его мыслею об отвлеченном, однообразном, форменном, мундирном человечестве.

 

Как со славянофильством, так и с западничеством расходится исповедуемая мною правда в том еще, что и славянофильство, и западничество суть продукты головные, рефлективные, а она...порождение жизни...Мы не ученый кружок, как славянофилы и западники: мы - народ".(Григорьев А.А. Письмо М. Погодину // Григорьев А.А. Сочинения. Т.2. М.1990. С383)

 

28. См.: Григорьев А.А. Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой. Граф Л. Толстой и его сочинения // Время. 1861. № 4. С.192.

 

29. Григорьев А.А. Письмо Эдельсону (ноябрь 1857) // Григорьев А.А. Материалы для биографии. Пг. 1917. С.187.

 

30. Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические очерки. Т.2. СПб. 1890. С.5.

 

31. Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические очерки. СПб. 1882. С. 333.

 

32. Там же. С.78.

 

33. См.: Григорьев А.А. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства // Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М.1986. С.46-47.

 

34. См.: Достоевский Ф.М. Ряд статей о русской литературе // Полн. собр. соч. Т.18. Л.1979. С.68.

 

35. Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические очерки. СПб. 1882. С. 10-11.

 

36. Достоевский Ф.М. Объявление о подписке на журнал "Время" на 1861 год // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.18. Л., 1978. С.35.

 

 


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру