Русские святители и подвижники XIV-XVI вв.

Основателями Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря стали Савватий (ум. 1435), Зосима (ум. 1478) и Герман (ум. 1479) Соловецкие. Савватий, место рождения которого неизвестно, был учеником Кирилла Белозерского и долгое время находился в числе братии основанного им монастыря. Через Кирилла Савватий был причастен к духовной монашеской традиции, у истоков которой стоял великий старец Сергий Радонежский. Как отмечает современный исследователь А.И. Лаушкин, после смерти учителя Савватий, смущенный распространяющейся о нем славой подвижника, покинул обитель и ушел в Спасо-Преображенский монастырь на Валааме. Но и там земная слава настигла его. Будучи уже в преклонных летах, он тайно удалился с Валаама и отправился на север, мечтая добраться до необитаемых Соловецких островов, о которых узнал раньше. На берегу реки Выг он встретил молодого монаха карела Германа. Герман однажды уже побывал на Соловках с рыбаками и захотел присоединиться к старцу. Преодолев морской простор на утлом суденышке, подвижники поселились на пустынном берегу Большого Соловецкого острова, где прожили в непрестанных молитвах и тяжелых трудах несколько лет. В 1435 г. в то время как Герман был в вынужденной отлучке, Савватий почувствовал приближение смерти, сумел сам добраться до материка, причастился и принял кончину у устья Выга. В 1465 г. его мощи были перенесены на Соловки.

 

Вскоре после смерти Савватия Герман нашел себе нового сопостника — Зосиму. Зосима вырос в прионежской веси Шунга (по соседству с селом Толвуй) в семье богатого новгородца. После смерти отца и ухода в монастырь матери он раздал свое имущество бедным и отправился с Германом на Соловки. Весть о двух отшельниках, поселившихся на суровом беломорском острове, постепенно распространилась в Поморье, и к Зосиме начали стекаться ученики. Так было положено начало знаменитому Соловецкому монастырю. Силами монашеской общины, сплотившейся вокруг Зосимы, был построен первый монастырский храм во имя Преображения Господня. Со временем, уступив просьбам братии, Зосима сделался игуменом монастыря. При Зосиме власти Великого Новгорода передали новооснованному монастырю во владение острова архипелага. Подвижническая жизнь Зосимы была известна далеко за пределами Соловков, и сразу же после его кончины, последовавшей в 1478 г., началось местное почитание памяти святого. Жители Поморья — в особенности рыбаки и охотники — усердно молились ему о спасении в морских ненастьях и о помощи в житейских нуждах. Общецерковная канонизация преподобных Зосимы и Савватия состоялась в 1547 г.

 

Преподобный Герман, уроженец города Тотьмы, всю жизнь был верным спутником и помощником святых Савватия и Зосимы. Покидая острова только по монастырским нуждам, он провел на Соловках около 50 лет. Прожив после кончины Зосимы еще несколько месяцев, он успел продиктовать все, что помнил о своих великих товарищах. Записки, сделанные с его слов, легли в основание Жития святых Зосимы и Савватия, самый ранний сохранившийся вариант которого был создан в 1503 г. Преподобный Герман скончался в 1479 г. во время поездки в Новгород. Позже его останки были перенесены на Соловки.

 

Общецерковная канонизация преподобных Зосимы и Савватия состоялась в 1547 г. В 1692 г. произошло местное прославление преподобного Германа. С 1992 г. его память стала отмечаться наравне с памятью Зосимы и Савватия. До 1922 г. мощи преподобных находились в Соловецком монастыре, затем были вывезены на материк. В 1992 г. состоялось торжественное перенесение мощей назад — в стены восстановленной обители. Дни памяти: 8 (21) августа, а также 9 (22) августа — в составе Собора Соловецких святых. Кроме того, установлены отдельные празднования: Савватию — 27 сентября (10 октября), Зосиме — 17 (30) апреля, Герману — 30 июля (12 августа).

 

И еще одна обитель, возникшая в XV столетии сыграла большую роль в истории русской духовности — Рождественский Боровский Пафнутьев монастырь. Основателем и первым игуменом этого монастыря был преподобный Пафнутий Боровский (в миру — Парфений) (1394–1477). Он был внуком татарина-баскака, осевшего в г. Боровске и принявшего крещение под именем Мартина. Родился будущий святой в своем наследственном селе Кудинове в четырех верстах от Боровска. В возрасте двадцати лет принял иноческий постриг под именем Пафнутий в Покровском Высоцком монастыре близ Боровска. В 1431 г. братия избрала его игуменом монастыря. Возглавлял монастырь тринадцать лет, затем сильно заболел, во время болезни принял схиму. По выздоровлении, в 1444 г., он отказывается от игуменства, покидает обитель и вместе с одним иноком поселяется в новом месте, в трех верстах от Боровска. К нему переселяются иноки из Высоцкого монастыря, строятся кельи, а затем церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Так и возник новый монастырь.

 

Монастырь не отличался чрезмерной аскетической суровостью, но Пафнутий требовал от иноков строгого соблюдения устава. Внешность игумена была не слишком выразительной: сгорбленный и малорослый, с большой седой бородой, в плохой одежде. Но он обладал поразительным даром воздействия на любого, с кем ему приходилось общаться. Старец обладал и способностью по лицу человека узнавать скрытые желания и помыслы. Своим ученикам и духовным детям он внушал благоговейный страх. Князь Юрий Дмитровский рассказывал, что когда он шел на исповедь к Пафнутию, то у него от трепета подгибались колени. Пафнутий Боровский и его монастырь вызывали исключительное уважение у правителей Руси. Покровителем Боровского монастыря был сам великий князь Иван III.

 

Учениками Пафнутия Боровского были многие выдающиеся русские церковные деятели, в том числе Иосиф Волоцкий и его брат Вассиан Санин, архимандрит Ростовский.

 

Боровский игумен за неделю до кончины предсказал свою смерть. Проститься с Пафнутием явились посланцы от князей и митрополита. Но он никого не принял и сказал: "Уже ничего не хочу от мира сего: и почестей не желаю, и ничто не страшит меня в мире этом".

 

Местное почитание Пафнутия Боровского было установлено в 1531 г. Его особо почитали в великокняжеской семье, он стал как бы фамильным святым московских князей. Будущий царь Иван Грозный считался рожденным по молитвам святого Пафнутия. В 1547 г. было установлено его общецерковное почитание. День памяти: 1 (14) мая.

 

В XIV–XV вв. свою святительскую деятельность осуществляли и московские митрополиты, прославленные позднее Русской Православной Церковью.

 

Митрополит Киевский и всея Руси Киприан (ок. 1340–1406) возглавлял Русскую Церковь в 1381–1382 и 1390–1406 гг. Он был болгарином, родом из г. Тырнова. Принадлежал к богатой семье. Рано принял монашество и около десяти лет провел на Афоне, после чего служил в Константинополе. В 1375 г. константинопольский патриарх поставил Киприана митрополитом Литовским и Русским по требованию литовского князя Ольгерда. Но с условием, что после смерти митрополита Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Алексий умер в 1378 г. и Дмитрий Иванович попытался утвердить на митрополичьей кафедре своего ставленника архимандрита Михаила (Митяя). В 1378 г. Киприана, попытавшегося занять кафедру, арестовали, а затем выставили за пределы Московского княжества — в Литву. Но Михаил (Митяй) умер по дороге в Константинополь. В 1381 г. Киприан все же утвердился в Москве. В 1382 г. во время нашествия Тохтамыша он не пошел с князем в Коломну и не остался в Москве, а бежал в Тверь. Это навлекло гнев Дмитрия, и Киприана опять выслали из Москвы. До смерти Дмитрия Ивановича Киприан жил в Киеве и в Константинополе.

 

Киприан смог вернуться в Москву после смерти Дмитрия Ивановича в 1390 г. 26 августа 1395 г. во время приближения к Москве Тамерлана (Тимура) по инициативе Киприана в Москву из Владимира была перенесена Владимирская икона Божией Матери. После ухода на месте ее встречи основаны церковь и Сретенский монастырь. После смерти похоронен в Успенском соборе. Канонизирован Русской Православной Церковью. Дни памяти: 27 мая (9 июня) и 16 (29) сентября.

 

Киприану наследовал святитель Фотий (ок. 1370–1431) — митрополит Киевский и всея Руси в 1408–1431 гг. По происхождению он был греком, уроженцем Монемвасии. С юных лет принял монашеский постриг. В 1408 г. в Константинополе Фотий был возведен в митрополиты Киевские и всея Руси. В 1410 г. прибыл в Москву. Под церковной властью Фотия находилась единая митрополия, но разорванная политическими границами между Московским и Великим Литовским княжествами. Литовский князь Витовт стремился к созданию собственной митрополии. Фотия не всегда пускали в Литву, в 1415 г. литовские епископы избрали своим митрополитом Григория Цамблака. Только после смерти Григория Цамблака в 1430 г. Фотию удалось восстановить единство митрополии.

 

В 1425–1431 гг. Фотий поддерживал малолетнего великого князя Василия II в борьбе с князем Юрием Звенигородским за московский престол, способствовал заключению перемирия между князьями. В духовной сфере, святитель боролся с объявившейся в Новгороде ересью "стригольников". Похоронен в Успенском соборе. Дни памяти: 27 мая (9 июня) и 2 (15) июля.

 

Святитель Иона (до 1400–1461) родился в Костромских землях, вблизи от города Солигалича. Год рождения, как и мирское имя святителя история для нас не сохранила. Житие Ионы сообщает, что отцом его был благочестивый муж Феодор, по прозвищу Одноуш. С детства будущий русский митрополит решил посвятить себя Богу, и уже в двенадцатилетнем возрасте ушел в один из монастырей в Галичской земле. Достигнув положенного возраста, он принял монашеский постриг под именем Ионы и вскоре перешел в московский Симонов монастырь. Там он смиренно исполнял монашеское послушание, постился и молился, тщательно изучал Священное Писание. За это он снискал себе любовь и уважение других иноков.

 

Однажды в Симонову обитель приехал тогдашний русский митрополит Фотий. Как сообщает предание, митрополит Фотий зашел в пекарню и увидел инока Иону, который заснул, устав от прилежного труда и постоянной молитвы. Рука же спящего Ионы как будто благословляла всех входящих. Митрополит Фотий очень удивился этому, но не разрешил будить монаха, а сказал, пророчествуя: "Знайте же, что этот инок Иона будет великим святителем в русских землях и многих неверных обратит к Богу, просветит святым крещением и в разум истинный приведет. И сему царствующему граду Москве и прочим многим городам будет он истинный пастырь и святитель".

 

Вскоре инока Иону возвели в сан епископа Рязанского и Муромского. Произошло это до 1431 г. Исполняя свой пастырский долг, епископ Иона многих язычников просветил христианским учением и крестил в православную веру...

 

В это время, в середине XV в., Московское великое княжество оказалось в сложной ситуации. В 1425 г. умер великий князь московский Василий Дмитриевич, сын князя Дмитрия Донского. И сразу же разразилась война между московским князем Василием II Васильевичем и галицко-звенигородскими князьями Юрием Дмитриевичем, Василием Юрьевичем Косым, Дмитрием Юрьевичем Шемякой за великокняжеский престол.

 

Но мало того, что единое тело Московского великого княжества раздирали усобицы, так еще в эти годы начались раздоры в Церкви. В 1431 г. умер митрополит Фотий. В 1433 г. было решено возвести на митрополичий стол рязанского епископа Иону. Святитель Иона уже собирался отправиться в Константинополь, чтобы там его утвердили в сане митрополита, но в Константинополе решили иначе. Без совета с русскими епископами и князьями, константинопольский патриарх назначил русским митрополитом некого грека Исидора.

 

Дело было в том, что в это время константинопольский патриарх и византийский император вели переговоры с римским папой об объединении Церквей — унии. Исидор был ревностным сторонником унии Православной и Римско-католической Церквей. А вот как бы повел себя выходец из Руси — было неизвестно.

 

2 апреля 1437 г. новый митрополит прибыл в Москву. Но уже в сентябре 1437 г. Исидор выехал из Москвы в Италию для участия в Ферраро-Флорентийском церковном соборе. Именно на этом соборе, который продолжался несколько лет, в 1439 г. и была заключена уния между греческой и римско-католической Церквами, получившая название Флорентийской унии. Греческое духовенство и византийский император Иоанн VII Палеолог согласились на унию в надежде получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок. Римско-католическая Церковь стремилась посредством унии подчинить себе Православную Церковь и православные страны.

 

По условиям унии Православная Церковь принимала католическую догматику. При этом сохранялась православная обрядность, греческий язык при богослужениях, разрешались браки для "белых" священников, причащение всех верующих, как духовенства, так и мирян, хлебом и вином.

 

Акт об унии подписал и глава Русской Церкви митрополит Исидор. 19 марта 1441 г. Исидор вернулся в Москву с радостной, как ему казалось, вестью. Но оказалось, что на Руси подписание унии не признали. Более того, русские люди посчитали саму унию предательством истинной православной веры — никто не хотел подчиняться римскому папе.

 

Уже через несколько дней Исидор по приказу великого князя Василия II был взят под стражу и посажен в Чудов монастырь. Впрочем, Василий II не желал окончательно ссориться с константинопольским патриархом. Летом 1441 г. Исидору позволили бежать из Москвы в Тверь. В Твери опальный митрополит был опять арестован, но через полгода отпущен в Литву. Оттуда Исидор перебрался в Рим.

 

А на Руси вновь решили избрать нового митрополита. И кандидатом на митрополичий стол опять оказался рязанский епископ Иона. Казалось бы, теперь уже ничто не может помешать избранию Ионы во митрополиты, но в Московском великом княжестве продолжалась междоусобная война...

 

Еще 1441 г. начались открытые столкновения между войсками Василия II и Дмитрия Шемяки. Продолжалась война и в 1441–1446 г. Война велась с небывалой жестокостью. Князья брали в плен и ссылали родственников своих противников, в том числе матерей, жен и детей. Казнили или ослепляли бояр и воевод. Земли и города Московского великого княжества многократно разорялись.

 

В феврале 1446 г. галицкий князь Дмитрий Шемяка захватил в плен Василия II, ослепил его и отправил в заточение в Углич. А себя Дмитрий Шемяка объявил великим московским князем.

 

Дети князя Василия в это время укрывались в Муроме. Дмитрия Шемяка обратился к рязанскому епископу Ионе, предложив ему привести княжеских детей из Мурома. В ответ Шемяка обещал замириться с Василием II, вернуть ему детей и отпустить на отдельный удел. Святитель Иона, желая мира между князьями, согласился. Он прибыл в Муром и взял княжеских детей под свое покровительство. А затем привез детей к Дмитрию Шемяке в Переяславль-Залесский, где в то время находился Шемяка.

 

Но Дмитрий Шемяка даже не собирался исполнять свое обещание. Больше того, он захотел погубить и князя Василия, и его детей, предлагая утопить их в Волге. И только заступничество епископа Ионы спасло их от мучительной смерти. В конце концов, Иона отвез детей к слепому отцу князю Василию в Углич.

 

Вернувшись в Москву, Иона начал управлять русской митрополией. Но более всего, он стремился примирить русских князей. Житие Ионы сообщает, что он многократно обращался к Дмитрию Шемяке с увещевательными словами: "О княже! Зачем неправду творишь и клятву преступаешь, и тем Богу досаждаешь? Господина своего, великого князя, и детей его оскорбляешь, ведь их Сам Господь поставил править государством. Мое смиренное служение используешь для лжи и меня приобщаешь к своему греху. Скорее же выпусти ослепленного тобою старшего брата и господина, имеющего весьма малых детей, ибо не могут они тебе сотворить никакого зла. Покайся о злобе своей, пока Божий суд не постиг тебя. Примирись же с братом!". На том же настаивали и многие московские бояре, и другие русские епископы.

 

Наконец, Дмитрий Шемяка уступил настояниям своих приближенных. В сентябре 1446 г. он примирился с Василием, освободил его из заточения и отправил в Вологду. Но не было мира между князьями... В короткий срок Василий собрал новое войско и 25 декабря 1446 г. вернул себе Москву. Дмитрий Шемяка бежал.

 

А епископ Иона еще два года продолжал управлять митрополией, не имея даже сана митрополита. Только в 1448 г. великий князь Василий II созвал в Москве собор епископов — четверо из них приехали сами, а двое прислали грамоты с согласием на избрание Ионы в митрополиты. И вот, наконец, в воскресенье 15 декабря 1448 г. состоялась официальная церемония избрания Ионы русским митрополитом, без утверждения в Константинополе. С той поры Русская Православная Церковь стала автокефальной, т.е. независимой от Константинополя.

 

Служение митрополита Ионы было непростым. В 1459 г. из Рима на Русь отправился митрополит Григорий Болгарин, поставленный униатским патриархом и папой римским. На Русь Григория не пустили, но он утвердился в Литве. Святитель Иона призвал литовских иерархов не признавать незаконного ставленника. Но в Литве не стали слушать московского святителя. И в итоге единая русская митрополия разделилась на две: Московскую и Киевскую.

 

В последние годы жизни митрополит Иона прославился целительством. Так, он чудесным образом исцелил от болезни дочь великого князя Василия II Анну.

 

Умер митрополит Иона 31 марта 1461 г. Последние его слова были обращены к великому князю Василию II, которому святитель посылал свое благословение: "А благодать Господа нашего Иисуса Христа и милость да будет всегда с великим его господством и со всем православным христианством его великой державы".

 

Митрополита Иону похоронили в Успенском соборе. В 1472 г. его мощи обрели как нетленные и он был признан святым. Церковь отмечает память святителя четыре раза в году: 31 марта (13 апреля), 27 мая (9 июня), 15 (28) июня и 5 (18) октября.

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру