Утверждение Святой Руси

А в архангельских землях был прославлен праведный отрок Артемий Веркольский (1533–1545). Родился он в крестьянской семье в селе Верколе на берегу реки Пинеги в Двинской земле (ныне — Архангельская область). Отец его — Косьма по прозвищу Малой, мать — Аполлинария. Как гласит Житие, Артемий рос послушным и кротким мальчиком, с ранних лет помогал отцу по работе в доме и в поле. Однажды, когда Артемию уже исполнилось двенадцать лет, он работал в поле. В это время разразилась гроза, и мальчика убило молнией. Сбежавшиеся к бездыханному телу односельчане, решили — Артемия постигла Божия кара за какие-то грехи. Они даже отказались хоронить отрока, отнесли его тело в глухой лес, положили на землю, прикрыли хворостом и берестой.

 

В 1577 г., через 32 года после смерти, в лесу было найдено нетронутое тленом тело Артемия, от которого исходил божественный свет. Его перенесли в местную церковь Николая Чудотворца. В 1578 г., во время эпидемии лихорадки, у тела Артемия произошли первые чудеса исцеления. С этого времени, началось местное прославление Артемия Веркольского, как святого чудотворца. В 1584 г. мощи святого перенесли в особый придел церкви Николая Чудотворца. В 1645 г. в селе Веркола на месте, где было обнаружено тело праведного отрока, воздвигли храм во имя великомученика Артемия Антиохийского с пределом в честь Артемия Веркольского. В 1648 г. на вокруг церкви выстроили Артемиев Веркольский монастырь. Святой Артемий почитался покровителем детства, при монастыре было открыто училище для деревенских детей. (В 1991 г. Артемиев Веркольский монастырь, закрытый в 1919 г., возобновлен). Дни памяти: 23 июня (6 июля) и 20 октября (2 ноября).

 

А одной из самых почитаемых обителей Руси стал Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. По церковному преданию, еще в конце XIV в. в глубокой лощине между двумя горами у “потока Каменца” в 3 км от г. Печоры и в 43 км от Пскова, поселились бежавшие от татарского засилья киево-печерские иноки. Они выкопали в горе пещеру и стали здесь жить. А над пещерой появилась надпись: “Богом зданная пещера”. Время сохранило имя только одного “начального инока” — преподобного Марка. Почти через сто лет, около 1470 г., псковский священник Иоанн Шестник вместе с женой Марией построил здесь небольшую обитель и пещерный храм Успения Божией Матери, освященный в 1473 г. Здесь же Иоанн принял постриг под именем Ионы, а жена его облеклась в иноческий чин с именем Вассы. После кончины Ионы инок Мисаил построил над горой новую большую обитель с храмом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1521 г. иконописец Алексий Малый написал икону “Успение Пресвятой Богородицы в житии”, которую передали в монастырь. Здесь у иконы свершилось множество чудес, и этот образ стал самым почитаемым в обители.

 

В 1529 г. Псково-Печерскую обитель возглавил игумен Корнилий, при котором начался расцвет монастыря. Число братии увеличилось с 15 до 200. Такого количества насельников не было больше ни в какие времена. Преподобный Корнилий (1503–1570) построил Благовещенский храм, надвратный храм святителя Николая Чудотворца и звонницу, а еще обнес монастырь стеной с тремя воротами и девятью башнями. В результате монастырь превратился в неприступную крепость и стал важным форпостом обороны Российского государства на его западных границах. А соседние литовцы стали уважительно называть его “Домом Пречистой Богородицы”.

 

В XVI в. монастырь прославился своими старцами: преподобным Дорофеем Ючским, Вассианом. В годы управления преподобного Корнилия в обитель была принесена еще одна икона Божией Матери, которая стала называться Псково-Печерской иконой Божией Матери “Умиление”. Это был список с Владимирского образа Божией Матери, выполненный неким иеромонахом Арсением. И уже вскоре перед иконой начали свершаться чудеса. По некоторым предположениям, Корнилий также приобрел резной образ Николы Ратного, также ставший впоследствии чудотворным.

 

Преподобный Корнилий управлял обителью до 1570 г., когда нашел свою мученическую кончину — по преданию, он был собственноручно убит царем Иваном Грозным, заподозрившим игумена в измене. Корнилий позднее был канонизирован в чине преподобномученика, день памяти 20 февраля (5 марта).

 

В годы Ливонской войны Псково-Печерский монастырь стал важнейшим оплотом Российского государства, особенно во время осады Пскова в 1581 г., устроенной польским королем Стефаном Баторием. Монастырские жители и горожане, засевшие в монастыре, перехватывали неприятельские обозы с оружием, чем много вредили неприятелю. Тогда Стефан Баторий послал на монастырь большой отряд. Но хотя поляки и смогли пробить стену и ворваться в монастырь, который защищали всего две-три сотни стрельцов, захватить обитель было не в их силах. И защитники храбро сражались, и, главное, к пролому была принесена икона Успения Божией Матери, заступничество которой спасло монастырь.

 

Чудотворные псково-печерские иконы “Успение” и “Умиление” помогли и псковичам. По преданию, одному из псковских жителей в видении явилась Божия Матерь вместе с преподобными Антонием Печерским и Корнилием Псково-Печерским и обещала свою защиту городу, если горожане принесут в осажденный Псков чудотворные монастырские иконы. Иконы были принесены, горожане молились перед ними всем миром, ходили с ними крестными ходами. И, по вере псковичей, Божия Матерь явила городу свое заступничество — неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

 

Не сдался врагу монастырь и в годы Смутного времени. Семь раз штурмовали крепость поляки в 1611 г., однажды, в 1615 г. — шведы, в продолжении восьми лет постоянно нападали на обитель литовцы. Но ни разу монастырь не был захвачен.

 

XVI столетие стало временем собирания русской святости, иначе говоря, в этом веке состоялась общецерковное прославление святых, которые до того времени, иногда на протяжении многих лет, были местночтимыми. Известно, что от Крещения Руси и до середины XVI в. в русские месяцесловы были внесены имена 68 святых подвижников, которым было установлено общецерковное и местное почитание. И вот, только в 1547–1549 гг. Русская Православная Церковь официально установила общецерковные праздники в честь сразу около сорока святых! В их числе праздники в честь митрополита Ионы, епископа Стефана Пермского, праведного князя Александра Невского, князя Петра и княгини Февронии Муромских, Михаила Клопского, преподобных Пафнутия Боровского, Никона Радонежского, Саввы Сторожевского, Дионисия Глушицкого, Павла Комельского, Александра Свирского, Авраамия Смоленского, Саввы Вышерского. Немного позднее началось прославление Евфросинии Суздальской, Евфросинии Полоцкой, Меркурия Смоленского. Огромную роль в распространении русской святости сыграли и составленные в середине XVI века “Великие Минеи Четьи”, в которых были собраны уже существующие или заново написаны жития многих русских святых.

 

И практически все эти деяния свершились трудами одного из величайших русских церковных иерархов митрополита Московского и всея Руси Макария (1482–1563). Родился он в Москве около 1482 г. При крещении его нарекли Михаилом. Мальчик рано остался один — его отец, Леонтий, умер, а мать ушла в монастырь, где приняла постриг под именем Евфросинии. Юный Михаил также решил посвятить себя Богу и поступил послушником в Пафнутьев Боровский монастырь. Здесь он принял монашество под именем Макарий. В стенах Пафнутьево-Боровской обители и произошло духовное становление святителя Макария. Здесь он полюбил книжное чтение и иконописание. Здесь он обрел глубокое понимание святости русской православной веры.

 

В 1523 г. монаха Макария возвели в чин архимандрита и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря, который находился в ста верстах от Москвы. Макарий управлял этим монастырем более трех лет. А 4 марта 1526 г. он был поставлен в архиепископы Новгорода и Пскова, на старейшую архиерейскую кафедру Московской митрополии. Архиепископ Макарий оставался во главе Новгородской епархии в течение шестнадцати лет. За эти годы новгородский владыка многое сделал для процветания православной веры в северо-западных русских землях. Трудами святителя Макария в Новгороде провели строились храмы и монастыри. Для главного новгородского Софийского собора отлили большой колокол, поновили его фрески, украсили иконостас. В Пскове по указанию Макария построили архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники.

 

Святитель создал в Новгороде кружок талантливых церковных писателей, которые занимались созданием житий святых и служб, переводили различные греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. Литературное окружение митрополита Макария ученые назвали “Академией XVI века”. Величайшей заслугой святителя Макария стало создание под его руководством грандиозного произведения — собрания житий православных святых. Это собрание насчитывало 12 томов и называлось “Великие Минеи Четьи”.

 

В начале 1542 г. архиепископу Макарию пришлось покинуть Новгород — его призвали в Москву. Здесь 19 марта 1542 г. по решению великого князя и собора епископов Макария поставили митрополитом Московским и всея Руси. С этого дня и до самой своей кончины святитель Макарий стоял во главе всей Русской Православной Церкви.

 

16 февраля 1547 г. на Руси произошло великое событие — великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул. Исполнилось многолетнее чаяние русского народа: Московское великое княжество стало Российским царством. Чин венчания совершал митрополит Макарий. А вскоре первый русский царь женился на боярышне Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. И вновь свадебный чин совершал митрополит Макарий.

 

В 1551 г. митрополит Макарий и царь Иван Васильевич созвали в Москве новый церковный собор. На этом соборе был принят сборник постановлений, состоящий из ста глав (“Стоглав”). По имени этого сборника и сам собор стали называть Стоглавым собором. Стоглавый собор стал важной вехой в истории Русской Церкви. Решениями собора была закреплена “церковная старина” — своеобразные черты Русской Церкви в области церковной обрядности и догматики.

 

Митрополит Макарий был ближайшим советником царя во всех его государственных начинаниях. В 1552 г. святитель благословил царя на Казанский поход, во время которого было покорено Казанское царство, сказав: “Благодать Святого Духа да будет с тобою, царем православным, и со всем христолюбивым воинством твоим”. А 1 октября 1559 г. митрополит Макарий освятил каменный Покровский собор на Красной площади, который был построен в честь Казанской победы.

 

Стараниями митрополита Макария был составлен “Летописец начала царств”. В этой рукописной книге обосновывалось величие всемирно-исторической миссии русского государя. В последние годы своей жизни Макарий занимался составлением “Степенной книги”.

 

Именно при митрополите Макарии в России началось книгопечатание. Первые печатные книги в Москве появились в середине 1550-х годов. В 1563 году святитель благословил организацию Печатного двора (типографии) в Москве, в котором начали трудиться печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Но результатов их труда святитель не увидел. Уже после его смерти, 1 марта 1564 года, вышла в свет первая русская датированная печатная книга — “Апостол”.

 

31 декабря 1563 года митрополит Московский и всея Руси Макарий скончался. Похоронили его в Успенском соборе. Сохранилось предание, в котором говорится о том, что святитель предвидел беды, которые обрушатся на Россию вскоре после его смерти. “Грядет нечестие, и кровопролитие, и разделение земли”, — проливая горькие слезы, пророчествовал святитель Макарий. И в самом деле, вскоре после смерти митрополита Макария, царь Иван Васильевич устроил в своем царстве “опричнину”. Вновь в русских землях начались казни и разорения. И не было рядом с государем святителя Макария, который столько лет умел сдерживать гнев царя…

 

Уже современники митрополита Макария видели в нем святого подвижника и почитали его. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых подвижников. День церковной памяти установлен на 30 декабря (12 января).

 

Собирание Святой Руси, превращение Российского царства в Святую Русь — вот какую задачу поставил перед собой митрополит Макарий, вот на что направлял он своих многочисленных сподвижников. И здесь крайне важен тот факт, что трудами митрополита Макария в русло общей московской религиозно-государственной идеологии были введены святые, прославлявшиеся издревле в городах, не имевших ранее к Москве никакого отношения. И жития их, соответственно, создавались в XVI веке заново, уже исходя из этих общегосударственных промосковских задач. Такими святыми были Варлаам Хутынский, Меркурий Смоленский, Петр и Феврония Муромские и многие другие. Более того, митрополит Макарий старался привлечь в русские пределы и святость иных славянских народов, поэтому на церковных Соборах 1547–1549 гг. было установлено всероссийское празднование и многих южнославянских святых — сербских и болгарских. Таким образом, русские местночтимые и южнославянские святые, как бы “подтягивались” к достижению общегосударственных целей. Теперь Москва теперь окончательно превращалась в духовный центр всей России, а Благодатный Святой Покров Пресвятой Богородицы укрывал от бед все российские земли.

 

Святитель Макарий задал самую высокую ноту в осмыслении Русской Православной Церковью и русским народом своего места в земном бытие — устремление к Святой Руси. И не случайно, что в 1570–1580-е гг. в различных религиозно-философских памятниках образ Святой Руси применяется уже к современному Московскому государству. "Святорусским царством" именовал Россию князь А.М. Курбский. Упоминание этого понятия встречается и во Второй редакции Послания инока Филофея великому князю, которая возникла не позднее 80-х гг. XVI века. Здесь определение "Святая Русь", дополняет и развивает идею "Третьего Рима" — царь и великий князь объявлялся "броздодержателем Святой Руси".

 

А последователи святителя Макария продолжили эту великую миссию России. Как отмечает Синодальная Комиссия по канонизации святых, в 1549–1721 гг., т.е. в период время от макариевских Соборов до учреждения Святейшего Синода являются наиболее плодовитыми по канонизации русских святых — в святцы было внесено до 150 новых имен святых, память которых была либо общецерковной, либо местночтимой.

 

Так, постепенно, но ревностно и настойчиво Российское царство осваивало образ Святой Руси, как идеал и смысловую цель своего исторического и духовного бытия.

  


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру