"Собеседниче Святой Троицы"...

Рассказ о житии преподобного Александра Свирского

Память преп. Александра Свирского — 30 августа (12 сентября)

 

Один из приделов Покровского храма в Москве освящен во имя Василия Блаженного, а другой — во имя преподобного Александра Свирского…

 

Не случайно сошлись эти святые в храме, названном памятником Святой Руси. Не случайно сошлись они и во времени, являя собою горние вершины русской святости…

 

1.

Трудами русских святых созидалась, оборонялась и разрасталась Святая Русь, и крепость ее становилась необоримой.

 

28 декабря 1480 года Москва колокольным звоном встречала возвращающиеся с Угры войска Ивана III Васильевича. "Стоянием на Угре" завершилось татаро-монгольское иго, начиналось собирание Руси.

 

На этом пути опасности подстерегали молодое, быстрорастущее Московское государство, как извне, так и изнутри. И едва ли не самой страшной из них была появившаяся тогда в Новгороде ересь жидовствующих, зародившаяся в 1470 году.

 

В Новгород прибыл тогда из Киева ученый иудей Схария — "дьяволов сосуд и изучен всякого злодейства изобретению". Считается, что от него и начала распространяться учение, представляющее смесь тайного иудаизма, астрологии и черной магии. Отрицая основные православные догматы, приверженцы ереси стремились проникнуть в структуры Православной Церкви, чтобы разрушить Русскую Церковь изнутри.

 

С появлением в Москве новгородских священников Дениса и Алексия, определенных в 1480 году в кремлевские церкви Успения и Михаила Архангела, ересь начинает распространяться среди высшего московского общества. В принадлежности к этой ереси был заподозрен даже венчанный на Московское царство внук Ивана III Васильевича — Дмитрий Иоаннович.

 

Тревогу поднял в 1485 году Новгородский архиепископ Геннадий Чудновский, открывший ересь.

 

Однако митрополит Геронтий не пожелал "докучать" этим известием Ивану III Васильевичу, и Геннадий обратился за помощью в борьбе с ересью к Иосифу Волоцкому (Волоколамскому). Борьба развернулась не шуточная. Сторонникам ереси жидовствующих удалось поставить во главе Русской Православной Церкви своего человека - митрополита Зосиму, который сразу же воздвиг гонения на преподобного Геннадия Новгородского.

 

Борьба оказалась невероятно трудной и весьма опасной, и только через семнадцать лет после "открытия ереси" обозначился успех. В 1502 году Елена Волошанка была обвинена в сочувствии ереси и заточена в тюрьму. Вместе с нею подвергся опале и ее венчанный на Московское царство сын Дмитрий.

 

Окончательную победу в борьбе с ересью закрепил Собор 1503 года и "Просветитель" Иосифа Волоцкого, изобличивший ересь жидовствующих.

 

Так и была преодолена эти страшная опасность. Поэтому и говорим мы, что конец пятнадцатого века - это не только годы ратных подвигов замечательного русского полководца Даниила Щени, не только законотворческая деятельность дьяка Владимира Гусева, составившего первый русский "Судебник", но еще и годы духовной брани русских святых. Поражает, как сравнительно легко, их трудами и молитвами была отведена на этот раз от Православной Руси страшная беда...

 

Конец XIV — начало XV веков вообще счастливое время в истории русского православия. Кажется, совсем близко приблизилась тогда Святая Русь к "весям небесным".

 

2.

В северо-восточной части Валаамского архипелага расположен открытый всем ладожским ветрам Святой остров. Здесь, в сохранившейся и до наших дней пещерке, вырубленной в скале, пятьсот лет назад подвизался в молитвенных подвигах преподобный Александр Свирский.

 

Пещерка невелика...

 

Когда проходишь в нее, плечи задевают за гранитные стены. Крохотного света лампады, горящей перед образами, достаточно, чтобы осветить все пространство кельи. Кроме икон и лампады здесь только голый камень...

 

Несколько лет провел преподобный Александр в этой пещере. Как сказано в Житии, "от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткою, что не боялась и каменного ударения".

В пещерке на Святом острове и молился святой, когда в ответ на его молитвы раздался голос Богородицы:

 

— Александре! Изыди отсюду и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же возможеши спастися!

 

И светло стало...

 

Преподобный выбрался из пещеры, и за стволами сосен, вставших почти на отвесной скале, увидел тихие воды Ладоги. Великий небесный свет сиял вдалеке, над Свирью...

На этот раз игумен не стал удерживать Преподобного в монастыре,

 

— Воля Господня да будет, чадо, над тобою! — сказал он.

 

В тот же день, не взяв с собою ничего кроме одежды, которая была на нем, преподобный Александр поплыл на материк.

 

Здесь, на берегу Рощинского озера, на том самом месте, где ночевал он на пути в Валаамский монастырь, преподобный и соорудил себе избушку.

Отметим, что в том 1484 году оборвался на Свири земной путь возвращающегося на Соловки преподобного Германа Соловецкого. Подвигший в свое время чудотворца Зосиму перебраться на Соловки, Герман пережил своего сподвижника и как сказано в Соловецком патерике, при игумене Арсении, преемнике святого Зосимы, был послан в Новгород по монастырским делам, в обитель святого Антония Римлянина. Возвращаясь, он и предал дух свой Богу. "Сопутствовавшие преподобному, за осенней бездорожицей, не решались везти его, и погребли в пустыне Яблоновой".

 

И вот получилось так, что кончина на Свири преподобного Германа, подвигшего Зосиму на основание Соловецкого монастыря на Белом море совпала с началом основания другого великого монастыря только теперь на Свири... И можно назвать случайным это совпадение, но что случайно в Божьем мире?

 

3

Семь лет спустя, когда его молитвенное уединение было прервано, преподобный Александр Свирский поведал, что задумал выйти из монастыря и поселиться на безмолвии в пустыне, чтобы плакать о грехах своих.

 

Андрей Завалишин долго расспрашивал тогда отшельника.

 

— Святый отче! — умолял он. — Не скрой от меня, расскажи, как пришел ты в эту пустынь? Какое твое имя и сколько лет ты обитаешь здесь? Более же всего открой мне твое добродетельное житие для душевной пользы моей!

 

Сильно опечалился святой Александр, что невозможно ему стало укрываться от людей.

 

— Чадо! — вздохнув, ответил он Завалишину. — Я человек грешный, по имени Александр. Раньше жил на Валааме в обители Спаса Вседержителя, где и пострижен. Затем задумал выйти из монастыря и поселиться на безмолвии в пустыне, чтобы плакать о грехах моих. Обитаю тут, и до твоего прихода не видел ни единого человека. Питаюсь растущею здесь травой, хлеба же уже семь лет не вкушал.

 

 Ответ этот поразил Андрея.

 

 — Не было ли у тебя, отче, какой-либо болезни от такой суровой жизни и чрезмерного поста? — спросил он. — Не смущали ли тебя какие помыслы?

 

 — Сначала трудно было... — сказал Александр Свирский. — Еще не привыкнувши был к пустынножительству. Пришлось пострадать и от нахождения помыслов... Заболел тогда сердечной болезнью, так что не мог, стоя, молиться... Лежа творил молитвословия, молитвенно притекая ко врачу и целителю душ и тел человеческих, Всемогущему Богу... И однажды днем, когда я особенно сильно страдал от внутренней боли, явился предо мною Преславный муж и спросил: "Что с тобою? Чем ты страдаешь?" Я показал ему место, где болело. Он же, положив руку свою и осенив меня крестным знамением, сказал: "Се здрав был еси, не согрешай, да не горше ти что будет, но работай Господеви Богу своему отныне и до века". И с того времени чувствую себя легко.

 

Монахи, уходя от мира, умирают для мира. Это не образное выражение, а реальность монашеского жития. Но тем, кто находит силы до конца пройти назначенный Путь, кто "возмогает" спастись еще в земной жизни, дарует Господь прозорливость и силу чудотворений, и иногда - по Божией воле - снова открываются эти дивные светильники миру.

 

Так случилось и с преподобным Александром Свирским...

 

Он прошел все ступени лестницы монашеского умирания для мира. И когда Господь снова явил его миру, узрел мир великого чудотворца и прозорливца, молитвенника и исповедника...

 

Однако прежде чем приступить к рассказу об Александре игумене, расскажем о детстве его и отрочестве, тем более, что они тоже проходили здесь, на берегах Свири...

 

4.

Родители преподобного, крестьяне села Мандера, расположенного на берегу Ояти, часто молились в Островском Введения Пресвятой Богородицы монастыре о даровании им сына.

 

Здесь и услышали Стефан и Васса голос:

 

— Радуйтесь, доброе супружничество! Се бо услышал Господь молитву вашу и имате родити Сына утешения тезоименита, яко в рождестве его утешение церквам своим подати имать Бог.

 

И, действительно, когда пришло время, у Стефана и Вассы родился отрок, нареченный Аммосом.

 

Случилось это 15 июня 1448 года.

 

Подобно другому великому русскому святому Сергию Радонежскому, в детстве Аммос не отличался способностями и отставал в учении от своих сверстников.

 

"Было же это по смотрению Божиему, — говорит Житие, — да не от людей получит познание, а от Бога".

 

— Просвети, Господи, ум мой и очи сердечные светом Божества! — молился Аммос. — Дабы мог я разумети учение Божественного Писания.

 

И вот однажды все в том же Островском Введения Пресвятой Богородицы монастыре он услышал голос:

 

— Еже просил еси, имаше восприяти!

 

Все переменилось с того дня. Скоро Аммос превзошел всех сверстников и неустанно продолжал совершенствоваться в изучении Святого Писания.

 

Очень рано близкие начали замечать в Аммосе несвойственное его возрасту воздержание.

 

Мать даже беспокоиться стала.

 

— Зачем ты изнуряешь себя, дитя мое? — плакала она.

 

— Почто ты говоришь мне такое? — отвечал ей Аммос. — Зачем хочешь отлучить меня от сладкого мне воздержания? Ведь сказано в Писании: "брашно не поставит нас пред Богом".

 

Удивилась мать мудрому ответу.

 

— Как знаешь, так и делай, дитя... — сказала она, вытирая слезы.

 

Шли годы...

 

Аммос превратился в доброго и кроткого юношу. Со всеми он был приветлив. Как говорит Житие, "родители дивились, видя такое направление и благонравие в отроке, и считали его более от Бога данным, нежели рожденным от них".

 

5.

К временам юности относится первая встреча будущего Преподобного с валаамскими монахами. Несколько иноков с Валаама жили тогда в соседней с Мандерой деревушке на берегу Ояти.

 

Часто приходил сюда Аммос, слушая рассказы старцев о жизни в монастыре, о святых отшельниках.

 

И так увлекли Аммоса эти рассказы, что, однажды воскликнул он:

 

— Вижу, отче, яко Бог, знающий все тайны, послал вас сюда, чтобы утвердить меня в помышлениях и исторгнуть мя, яко птицу, от сетей мирского жития! Что же сотворю, честный отче? Как мне убежать от мятежного мира и сподобиться ангельского жития?

 

— Почто бежать тебе, отрок? — спросил валаамский старец. — В монастырь не бегут, в монастырь уходят...

 

— Ах, святой отче! — вздохнул Аммос. — Родители собираются женить меня. А я не хочу, чтобы сластолюбие мира коснулось моей души... Я бы убежал, но пути не ведаю. Да и родителей своих боюсь опечалить.

 

— О, чадо... — сказал валаамский старец. — Естественна любовь родителей к детям, а детей к родителям... Но Владыка и родителей преобидети нам повелевает, а крест свой взять на плечи и следовать за Ним тесным и прискорбным путем... Велит нам Владыка небесный не искать славы мира сего, не добиваться телесного покоя, а в наготе, алчбе, бдению и молитве прилежати. Поспеши, чадо, совершить свое доброе желание, да не когда злых сеятель посеет плевелы в сердце твое и покрыет ими пшеницу твою...

 


Страница 1 - 1 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру