Вразумитель пиратов

Рассказ о житии преподобномученика Адриана Ондрусовского

"Преподобный Александр вельми опечалися, яко не возможе утаитися от человек; клятвы же ради имени Божия не восхоте утаити тайны своя".

 

— Чадо! — говорит преподобный Александр Свирский Андрею Завалишину. — Я человек грешный, по имени Александр; ранее жил на Валааме в обители Спаса Вседержителя, где и пострижен. Затем задумал выйти из монастыря, поселиться на безмолвие в пустыню и плакать о грехах своих. По воле человеколюбивого Бога пришел на сие места, выстроил хижину и вот уже семь лет, как обитаю здесь, до твоего прихода не видя ни одного человека. Питаюсь растущею здесь травою, хлеба же никогда не вкушала

 

— Не было ли у тебя, отче, вначале, как ты пришел сюда, какой либо болезни от такой суровой жизни и чрезмерного поста, и не смущали ли тебя помыслы? — спрашивает Завалишин.

 

— С начала трудно было, так как я не был еще привыкнувши к пустынножительству... — отвечает преподобный Александр. — Пришлось пострадать и от нахождения помыслов, после чего я сильно заболел сердечною болезнию, так что не мог стоя молиться, кланяться в землю и даже наклонять голову. Но лежа творил молитвословия, "им же исперва обыкох". Молился же врачу и целителю душ и тел человеческих Всемогущему Богу от одержащие мя болезни избавити. И однажды днем зело страждущему ми утробою, явися муж Преславный и сказал: "Чти ти есть и откуду страждеши?" Аз же слышав сие от него, и укрепився, и сказал ему: "Господи, утроба ми болит!". Он же сказал: "Покажи где у тебя болит", Я показал. Он же положа руку свою и осеняя меня крестным знамением, сказал: "Се здрав был еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет: но работай Господеви Богу своему отныне и до века". И с того времени чувствую себя легко, благодаря и прославляя человеколюбиваго Бога за множество невыразимых Его милостей".

 

Диалог этот строится, как диалог учителя с учеником. Преподобный Александр Свирский раскрывает тайну отшельничества.

 

В словах, на уровне современного мышления, воспроизводится лишь малая часть поведанного, но очевидно, что Андрею Завалишину было раскрыто и неведомое нам... Доказательство этому преображение, что происходит с Завалишиным…

 

Роль Андрея Завалишина в Житии Александра Свирского исчерпывается ролью вестника. Он сообщает преподобному об огненном столпе, стоящем над кельей, и других небесных знаках, знаменующих, что наступила пора прервать уединение.

 

Кстати сказать, бегло упомянув о втором свидании преподобного Александра с Андреем Завалишиным, когда тот привозит в пустынь "бремя хлебов", автор "Жития преп. Александра Свирского" более и не упоминает о Завалишине... Чудо преображения оставлено для другого жития - жития преподобного мученика Адриана Ондруссовского, в которого превращается Андрей Завалишин.

 

Приведенный чудесным "еленем" к келье преподобного отшельника вестник, после беседы с ним сам становится вестью, чудесным образом осуществляя в своей душе всё, чему научил его Александр Свирский.

 

Как сказано в валаамском "Сказании о преподобном отце нашем Адриане Чудотворце": "он гоня Еленя, и сам как елень притекши к сладкому источнику, к досточудному пустынножителю Александру Свирскому, и дважды от него напившись воды душеполезных бесед его, положил в уме своем и никогда не разлучатися с сею независтною и в живот вечный приводящею струею Господнею"(4).

 

3.

Встреча Андрея Завалишина и преподбного Александра Свирского произошла — год рассчитывается по житию преподобного Александра Свирского - в 1491 году... Достаточно точно, по свидетельству Никоновой летописи — "Лето от Адама 7057, от Христа 1549" - известна и дата участия Адриана Ондрусовского в крестинах дочери царя Иоанна Грозного Анны.

 

От этой даты (Адриана убили, когда он возвращался с царских крестин) рассчитывается и кончина преподобномученика. К сожалению, все остальные события пятидесятивосьмилетнего подвижничества Адриана Ондрусовского датируются приблизительно.

 

Предполагается, что вскоре после встречи с Александром Свирским он уходит в монастырь. Где Андрей Завалишин принимает монашеский постриг, точно неизвестно.

 

Автор(5) валаамского "Сказания" утверждает, что Завалишин вступает в монастырь к самому Александру Свирскому: "Сего ради оставив по времени свое потомство, прилепися к лику собираемой тогда по Божиему повелению преподобным Александром братии и наречен быв, при пострижении в монашество Адрианом, вкупе с ними подвизася в постнических трудех, утешая себя присно медоточными учении Богомудрого отца Александра и во всем ему, яко пастырю и учителю своему усердно подражая"(6).

 

А вот Житие преподобномученика Адриана, составленное архимандритом Никодимом утверждает, что монашеский постриг Андрей Завалишин принял на Валааме: "Познав сладость пустыннаго жития, Андрей оставил славу, могущество, сан, облекся в одежду нищеты и смирения и ушел в валаамскую обитель, где после продолжительного искуса, сподобился великого ангельского образа и наречен Адрианом"(7).

 

Косвенно в пользу валаамского пострига Завалишина свидетельствует и отсутствие упоминания Адриана среди учеников преподобного Александра Свирского в его Житии…

 

И все же противоречие это, как представляется нам, достаточно мнимое... И Александр Свирский, и инок Афанасий, и другие насельники пустыни на Рощинском озере были валаамскими монахами и, вероятно, ощущали себя частью Валаамского монастыря, во всяком случае до 1507 года, когда преподобный Александр Свирский сподобился лицезреть Пресвятую Троицу. Ведь только с этого Богоявления и начинается собственно история Александро-Свирского монастыря.

 

А до этого, 1507 года, если и в пустыни Александра Свирского принимал постриг Андрей Завалишин, то считалось, что это производило как бы на Валааме. Точно так же, если даже и на Валаамском острове начиналась монашеская жизнь Адриана Ондрусовского, все равно он продолжал ощущать себя учеником Александра Свирского...

 

Тот же архимандрит Никодим, твердо указав, что иноком Андрей Завалишин стал в Валаамской обители, без всякого перехода добавляет: "Делая во всем идти по следам Преподобного Александра, Адриан, после нескольких лет пребывания на Валааме, испросив благословение Валаамских старцев, удалился на восточный берег Ладожского озера, избрал уединенное место и, с благословения святого Александра, "поселился там в пустынножитие"(8).

 

Как мы видим, благословение Валаамских старцев естественно перетекает тут в благословение Александра Свирского.

 

В "Сказании..." о благословении сказано так: "По времени же, без сомнения, с воли и благословения Великого во Отцех Александра отыде преподобный Адриан около 1520 года по Р.Х. на берег Ладожского езера, избра в 25-ти верстах от города Олонца уединенное место и, основав монастырь, вселися ту и трудолюбие подвизася о Бозе в посте и молитвах"(9).

 

Весьма трогательно это утверждение — "без сомнения"…

 

На наш взгляд, оно совершенно определенно свидетельствует, что игумен Иннокентий о благословении, данном Адриану — говорит, исходя из логических умозаключений, а не конкретных фактов.

 

Но, повторяю (в этом нет разночтения!) Адриан Ондрусовский — ученик Александра Свирского. Ему первому открыл великий русский святой тайну отшельнического жития.

 

Благословение, данное во время второй встречи — "Бог да благословит тя, чадо, и умножит всех благих изобильно" - Адриан Ондрусовский пронес через свое иноческое житие.

 

Вся его иноческая жизнь — это весть, которую некогда, как вестник, принес он преподобному Александру.

 


Страница 2 - 2 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру