Вразумитель пиратов

Рассказ о житии преподобномученика Адриана Ондрусовского

Этому смиренномудрию преподобный Александр сумел научить и своих учеников. Вот и Адриан Ондрусовский тоже обладал столь великим смиренномудрием, что и совершая с Божией помощью чудеса, всегда удивлялся своему участию в них.

 

Поразительна история, сделавшая его крестным отцом дочери Ивана Грозного — Анастасии.

 

Предание говорит: чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, посоветовали Царю взять в восприемники первого попавшегося путника…

 

Опять-таки, поскольку считалось, что встреча с монахом в таком случае приносит несчастье, отдан был приказ, чтобы ни один черноризец, под страхом смертной казни, не смел показываться на улицах, пока не будет совершено крещение царственного младенца.

 

В ночь на первое августа 1549 года у Иоанна Грозного родилась дочь. Велено было привести с улицы первого встречного. Едва посланец вышел из царских палат, он с ужасом увидел пред собою престарелого инока!

 

Когда его ввели в царские покои, приближенные узнали в чернеце Завалишина. Заподозрив, что все это подстроено, царь разгневался.

 

— О, злобесный собачий умысел! — вскричал он. — А ты окаянный, как же ты, позабыв про свой иноческий сан согласился участвовать в нем?!

 

Однако святой Адриан не устрашился.

 

— Великий Государь! — с безмятежным спокойствием отвечал он. — Повели справиться: еще вчера вечером я был за сто слишком поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как теперь очутился здесь.

 

Иван Грозный приказал послать гонцов, чтобы проверить сказанное, но слова преподобного полностью подтвердились. Царь узрел в этом событии Волю Божию и велел назначить святого Адриана восприемником своей дочери.

 

Как свидетельствует Никонова летопись: "Лета от Адама 7057 от Христа 1549 года Августа в 1-й день, в субботу на неделю в ноши той в начале 4-го часа родися Царю и Великому князю Иоанну Васильевичу, всея России Самодержцу, дщи царевна Анна от Царицы и Великой княгини Анастасии от дщери Романа Юрьевича, а крестил ея Благоверный Царь в новом монастыре девича, в церкви Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны в новопоставленном храме во имя ея; приехал Царь и В.К. в субботу в монастырь и обложил храм Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту слушав всенощную и заутреню, и во утрия день в неделю Августа в 18 день церковь свящал и дщерь свою царевну Анну, а крестил ея старец Адриан Ондрусовской пустыни, да старец Геннадий Сарайския пустыни Корнилиев ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов".

 

7.

Крещение царской дочери — последнее, из известных нам, земных деяний преподобного Адриана Ондрусовского…

 

На обратном пути из Москвы, Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученическою смертию и стяжать венец страстотерпца. Случилось это так…

 

Крестьяне соседнего с пустынью села Обжи, узнав о милостивом приеме старца в Москве, "научаемые диаволом", решили завладеть царскими дарами. Распаленное воображение рисовало им немыслимые богатства царского кума.

 

15 мая 155О года Адриан попался в руки поджидавших его разбойников. Каково же было удивление, когда они обнаружили, что странническая сума составляет все богатство преподобного.

 

Думая, что он где-то спрятал царские дары, разбойники принялись избивать Адриана, и били в остервенении до тех пор, пока он не предал Богу душу.

 

Чтобы скрыть преступление, убийцы бросили тело преподобного в болото в тридцати верстах от обители...

 

Два года в монастыре ничего не знали о судьбе своего настоятеля, пока преподобномученик не явился во сне к монастырским старцам и не указал место, где находится его тело. Он повелел похоронить его в обители.

 

Угодник Божий назначил даже путеводителя к временной могиле своей. Святой Адриан сказал инокам, чтобы они, встретив близ селения Обжи крестьянина, пашущего на белой лошади, выпрягли бы ее и пустили на волю, а сами следовали за ней.

 

Братия так и поступила и белая лошадь привела их к его могиле. Скорбящие иноки в болоте, под грудою мха, обрели нетленное тело страстотерпца.

 

Еще в конце прошлого века вблизи Обжи можно было видеть деревянный крест, установленный на месте временной могилы Адриана Ондруссовского.

 

Отсюда со слезами и молитвами перенесла братия тело святого учителя в монастырь и погребла — подле северной стены церкви святителя Николая. Впоследствии над могилой преподобного была сооружена часовня, превращенная затем в Храм Введения Пресвятыя Богородицы, где и сейчас почивают под спудом святые мощи, "изливая многоразличными чудотворениями, осеняющую их благодать Божию на всех, притекающих к ним с верою"(13).

 

Интересно, что в год обретения мощей преподобного Адриана, обители был пожертвован новгородцем Василием Иониным Котельниковым одиннадцатипудовый колокол. Этому колоколу и суждено было известить округу о чуде обретения святых мощей преподобномученика…

 

"Все то, како убиен бысть святый, и како явися братии, повелевая принести тело свое в обитель, - сообщает валаамское "Сказание о преподобном отце нашем Адриане чудотворце", - можно видеть на древних иконах в обители его обретающих"(14).

 

8.

Печальные времена наступают для обители после кончины преподобного. Через тридцать лет, в 1582 году, в монастырь пришли шведы.

 

"Монастырь Ондрусов, Ондреанова пустыня, на озере на Ладоге. А в нем церковь Николы Чудотворца каменная, да место церковное, что была Церковь Введение Пречистыя. А церковь сожгли немецкие люди. Да на монастыре ж место, что была келья игуменская, да семь мест, что были кельи братские. А около монастыря была ограда деревяна. Ограду же сожгли немецкие люди. Да за монастырем двор коровницкий, хоромы ставят ново, а в нем живет черной поп Сергей да два старца. А пашни под монастырем нет".

 

Это описание сделано тогда же, в 1582 году.

 

Подробно и бесстрастно рисуется разорение. Всё сожжено… От братии уцелело только два немощных старца… Остальные монахи, как свидетельствует предание, перебиты шведами.

 

Пытаясь спасти обитель преподобного Адриана, царь Федор Иоаннович, утвердив собственноручной подписью прежние грамоты, повелел добавить монастырю новые льготы:

 

"От Москвы по дороге Нова города и до Андрусовы пустыни и до Великого Нова города и до Москвы наместником, по волостем, волостным порогу Ладогского властем и пошленником, по мытом мытником, по рекам перевощиком и мостовщиком и всяким начальником: поедут из Ондрусовы пустыни с Ладожского озера, от Введения Пресвятые Богородицы, да от Николы Чудотворца, игумен, строитель или старцы и слуги того монастыря в Великий Новгород, водяным путем в судах и в лодках; а сухим путем на санях или на телегах, что на монастырь купят, а к нам на Москву о монастырских делах: а к студеному морю соляной пятилимскую потребу монастырскую и на братию отмера и мыта и перевозу и мостовщины и иных никаких пошлин не имать, а пропущать их безаценно же по сей нашей грамоте"(15).

 

Увы... Не помогла монастырю государева милость...

 

Едва только начала восстанавливаться Ондрусова пустынь, как пришло Смутное время. И снова жгли храмы обители, снова убивали иноков... И снова пытались восстановить пустынь при царе Михаиле Федоровиче, но снова пришло военное разорение...

 

В 1667 году на развалинах Ондрусовской пустыни попытались устроить девичью обитель... До 1764 года Ондрусовский монастырь состоял при Александро-Свирском монастыре, а во времена екатерининских гонений на православную церковь, при составлении духовных штатов упразднен вообще...

 

9.

Судьбу Адриано-Ондрусовской обители разделил и Киприано-Стороженский Никольский монастырь.

 

Расположен он на мысу, недалеко от нынешней Свирицы. Там стоит сейчас Стороженский маяк…

 

Сохранилась только церковь, сложенная из крупных булыжников. Церковь - двухэтажная, архитектура самая незатейливая. Но стены так толсты, что их не повредило - во время войны в церкви был оборудован дот! - и прямое попадание снаряда. Окна разной величины и расположены без всякой симметрии. Церковь эта по праву считается сейчас одной из самых старинных построек на Ладожском озере.

 

Старожилы села Сторожно - ладожские рыбаки - помнят, что раньше церковь была обнесена бревенчатою оградою, все бревна которой были покрыты вырезанными на них крестами и надписями: "Июля 30 дня 1765 года тихвинские купцы Семен Ягодов и Лука Стогов, да мещанин Сергий Ионов здесь погоду стояли"...

 

Последние надписи датированы 1806 годом.

 

В 1806 году открыт Ладожский канал. Вероятно, тогда и начал хиреть Стороженский монастырь, служивший в непогоду пристанищем для судоводителей.

 

А в последние десятилетия пришла в ветхость и сама церковь.

 

Обвалилась крыша... Рухнувшими кирпичами и мусором засыпало плиту над могилой Киприана Стороженского…

 

Новая страница в истории восстановления монастыря — образование Киприано-Стороженского фонда восстановления Никольского монастыря.

 

С благословения настоятеля храма Иоанна Предтечи в Старой Ладоге иеромонаха Ефстафия (Жакова) приступили к первоначальным работам. Пока еще не самого восстановления, пока - только консервации древней ладожской церкви, чтобы уберечь ее от дальнейшего разрушения.

 

Мне довелось побывать в Сторожно, когда отец Евстафий привез сюда икону, на которой изображены стоящие рядом Николай Чудотворец и преподобный Киприан Стороженский.

 

— Был Киприан разбойником... — говорил он, передавая икону местным жителям. — А стал инокам наставниче, ангелам собеседниче. Отчего же мы не последуем его примеру? Не раскаемся в ожесточении сердец наших? Не оставим разбоя? Посмотрите, во что превратили мы этот храм, обитель преподобного Киприана? Почему так спокойно смотрим на разруху? Почему не придем сюда, чтобы вынести мусор из храма, расчистить завалы, сложить кирпич к кирпичу, камень к камню, доска к доске…

 

— А объявления, батюшка, не было! — сварливо ответила одна из местных жительниц. — Написали бы, мы, может и пришли бы на субботник...

 

— Какой субботник? — удивился отец Евстафий. — Чего еще писать надо, если у вас на глазах руины эти стоят? Придите, когда выдастся свободная минута, поработайте здесь и вам самим сразу станет лучше!

 

— Все равно объявление написать надо! — повторила женщина. — Откуда знать, что тут делается?

 

Но уже не так сварливо звучал — голос, какая-то неуверенность появилась, словно осознала женщина, как неуместна затеянная перебранка, перед светлой и чистой иконой, внесенной в сумрачное, более схожее с подземельем, чем с храмом, помещение...

 

Они, Николай Чудотворец и Киприан Стороженский стояли сейчас рядом с нами...


Страница 4 - 4 из 7
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру