Вразумитель пиратов

Рассказ о житии преподобномученика Адриана Ондрусовского

Параллели тут очевидны.

 

Герой "Нещастного приключения" — строитель Валаамского монастыря Иосиф Шаров.

 

Герой "Сказания" — иеромонах Валаамского монастыря Иннокентий.

 

И тот и другой плывут на Валаам.

 

Буря застигает Иосифа Шарова в трех поприщах от Ондрусова монастыря. Иеромонаха Иннокентия — в двух...

 

И тот и другой обращаются с молитвой к Николаю угоднику. И тот и другой чудом спасаются с потерпевшей крушение ладьи.

 

Но в отличие от Иосифа, Иннокентий местный уроженец(21), он твердо знает, где он потерпел кораблекрушение, развалины какого монастыря виднеются на берегу. И он не просто молится, но дает обет возобновить по возможности Андрусову пустыню…

 

Не поэтому ли и возвращается он на Валаам не с черным "аки углие" ногами, а благополучно, сумев спасти и хлебный припас, что вез в монастырь?

 

Совершенно очевидно, что игумен Иннокентий, составляя "Сказание...", тоже думал о параллелизме двух разделенных шестьюдесятью шестью годами кораблекрушений… Но по смиренномудрию своему не говорит он, что не понята была Иосифом воля святого, потому и понес Иосиф кару...

 

Иннокентий просто вшил в свой труд — эти листки даже и формата другого! - описание "Нещастного приключения..." и этим ограничился.

 

6.

Как явствует из "Сказания...", Иннокентий тоже не сразу приступил к исполнению обета и как бы и позабыл про него.

 

И тогда было сделано вразумление.

 

"По прошествии одного месяца во един от дней видит сей старец Иннокентий в сонном видении Николая Чудотворца в священнической одежде и омофоре и за ним святолепна старца, иже бысть, по мнению его, преподобный Адриан Андрусовский, иже и рекоша ему: что ты обещания не исполняешь? Есть ли не исполнишь, то горше постраждешь, еже и бысть.

 

На другой бо год паки старец Иннокентий посылаем бывает с малою дружиною из Валаамскаго монастыря в Новую Ладогу за покупкою муки, крупы и прочаго хлебнаго припаса, так же извести и кирпича для печей и привести кирпичников. Нагрузив убо в Ладоге сойму, поехали они в монастырь обратно и опять по Олонецкому берегу. И как скоро изровнялись противу Андрусовой пустыни, то вдруг востал с берега ветр, который и понес лодку их в море (так называет иеромонах Иннокентий Ладожское Озеро) против ночи. И вот далее подлинные слова его! и так райну, говорит Иннокентий, сломало, паруса все разорвало, и несло нас без парусов боком, в ту же ночь и гром и молния и дождь весьма сильные били. Вот я и вспомнил, что Святый Николай Чудотворец сказал, что будешь ты наказан, есть ли не исполнишь обещания своего! и паки призываю угодника Божия Николая Чудотворца в помощь и преподобного Адриана: свободите нас от беды и смерти сея, есть ли жив буду, то буду проситься у Преосвященного пожить и за помощию Божиею и Божия Матери и угодников Николая Чудотворца и преподобнаго Адриана Чудотворца, поправить монастырь потщуся. Да еще сего наказания мало: два раза меня бросало рулем в воду, и две камилавки с головы остались в воде, а сам не знаю какими судьбами, и подымусь с воды на сойму, а работник Федот безпрестанно воду отливает из соймы, а печники Феодор Трофимов с товарищем еле жива лежат в каюте; и как скоро ударит о сойму валом, то они кричат: ох погибли! и так нас несло ночь всю осенюю, и сами незнаем, куда нас несет; а как скоро стало разсветать, то работник Федот паруса кое как починил, и вместо райны поставили шест или сказать багор, и так ехать продолжали, и посмотрим, показался берег: то слава Богу, мы обрадовались, а как приехали поближе, то усмотрели Коневский монастырь, (на острову Ладожскаго же озера, от Андрусовой пустыни более 100 верст отстоящии,) и весьма обрадовались, и пристали в пристань, и пошли в монастырь согреться и отдохнуть; но на следующий день в ночь зделалась погода и ветр самый пресильный, и так сойму нашу волнами в пристани в зад и перед матало, что веревки, которыми она привязана, перетерлись, сойму нашу с пристани вынесло на чистой берег, где она осела и разбилась; после того муку на берег вытаскали, пересушили пшено и горох, крупа гречневая почти вся пропала, известь всю водой промыло, а кирпич иной вытаскали, а иной пропал, после того я сойму нанял в Чертовой Лахте у крестьянина Егора и так приехал в монастырь Валаамской.

 

2/. 181З года Месяца Октября, паки глаголет Игумен Иннокентий, в некую ночь пред заутренею виделось мне в сонном видении, якобы я еду по Ладожскому озеру в лодке, и стала лодка моя помалу тонуть, и видится как будто некий остров и церковь каменная небольшая, а как скоро приближился поближе и узнал, что Андрусовская пустыня и обрадовался, и воздохнул из глубины сердца: 0 Преподобие Отче Адриане! не остави меня погибнути в беде сей. И внезапу явися монах, взя меня за руку и поднял и говорит мне: доколе тебе неисполнить обещания своего. Я испрашиваю: ты, Отче, Кто такой и откуда? он и говорит мне. Я пустыни сей Начальник: Я и говорю ему: не смею проситься у Преосвященнаго; Он и говорит мне: просись, он тебя отпустит и благоволит с любовию, и так пришел будильщик просить благословения к утреннему пению. Пробудясь от сна видя себя в великом страхе и слезах от бывшего видения сердце мое трепетало но возрадовавшись что нахожусь в кельи. До зде собственноручное повествование Игумена Иннокентия".

 

7.

На этих словах завершается Валаамское "Сказание о Преподобном Отце нашем Адриане Чудотворце, основавшем около 1520 года по Р.Х. на берегу Ладожского озера в 25-ти верстах от города Олонца Монастырь, именуемые ныне Андрусова пустыня".

 

Далее продолжается Сказание, сотворенное молитвами, хлопотами и трудами игумена Иннокентия на месте заброшенной Ондрусовой пустыни.

 

Тридцать лет не удавалось исполнить ему данный обет, но пришел час, и Господь послал помощь. Еще в 1808 году, благодаря помощи купцов Симеона Чусова и Андрея Гусарова, удалось обновить в Ондрусовой пустыни древнюю церковь святителя Николая. Теперь пришла очередь возобновления и самой пустыни. В 1817 году купец Андрей Гусаров пожертвовал на обновление обители 3000 рублей и 6000 рублей положил в опекунский совет для вечного обращения в пользу обители.

 

Как пишет архимандрит Никодим, "Отец Иннокентий ревностно приступил к святому делу: храмы Божии привел в должное благолепие; воздвиг необходимые здания: его старанием возвращены пустыни древние дары Царские: тони на Ладожском озере и другие угодья: он исходатайствовал дозволение числиться пустыни приписною к Валаамскому монастырю, с содержанием заштатной семибратской, из своего монастыря назначил благонадежного настоятеля и перевел шесть человек монашествующих"(22).

 

Сдав в 1823 году (ему было уже восемьдесят пять лет) игуменство Валаамского монастыря, старец Иннокентий посвятил все оставшиеся годы на пользу двух обновленных им пустыней Ондрусовой и Сяндемской.

 

Скончался старец Иннокентий 22 сентября 1828 года в возрасте 90 лет. Погребен он на Валааме…

 

А Ондрусова пустынь была удостоена посещениям государя императора Александра Павловича.

 

На пути в Финляндию император остановился в Олонце и пожелал посетить Ондрусову пустынь.

 

8 августа 1819 года, оставив свиту, он переправился в рыбачей лодке на левый берег Олонки и, наняв лошадь, в сопровождении крестьянина деревни Большаковой Ермолая Маниева поехал к обители.

 

За две версты до пустыни лошадь, испугавшись чего-то, запнулась, и Его Величество продолжал путь пешком...

 

Словно из Жития преподобного Адриана Одрусовского забрела в начало девятнадцатого века эта лошадь...

 

Лошадь была назначена преподобным Адрианом, чтобы привести монахов к мест, где было брошено в болоте его тело.

 

Кажется, что эта лошадь и ведет императора к возобновленной пустыни, чтобы вновь была прославлена она по всей русской земле...

 

Аминь.

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Недавно и я побывал в Адриано-Ондрусовском монастыре.

 

Это не так уж и далеко, если свернуть, у Ильинского с Мурманского шоссе и по берегу Олонки двигаться к Ладожскому озеру.

 

Вначале дорога вполне приличная, но последний десяток километров дался нам с трудом.

 

То и дело дорогу преграждали глубокие, заполненные темной торфяной водой лужи, сама дорога много раз разветвлялась и мы трижды выезжали на ладожский берег совсем в другом месте.

 

И каждый раз как-то не по себе становилось — на берегу стояли в ряд газики, джипы и никого не было вокруг, только плескалась о берег поднимая со дна мусор, ладожская волна.

 

Похожее ощущение осталось и от самого Ондрусовского. Места тут рыбные, безохранные... Настоящее раздолье для рыбаков.

 

Есть в Ондрусовском и полуразвалившиеся дома, но больше крепких времянок и лодочных сараев, из которых и совершают хозяева их набеги на соседние острова, на своих моторках, на богатые рыбой луды...

 

От самого монастыря остались только развалины храм Введения Пресвятыя Богородицы.

 

Над местом, где почивают под спудом мощи преподобного Адриана Ондрусовского, иноками Важеозерского монастыря поставлен простой крест. На кресте бумажная, но почему-то невыцветающая под дождями и под солнцем иконка преподобномученика.

 

Мы помолились здесь на заросших пахучей земляникой развалинах, и направились в обратный путь...

 

Уже с дороги я оглянулся.

 

Крест, поставленный на развалинах храма, возвышался над окружающими его времянками и лодочными гаражами, и когда, против солнца смотришь на него, возникает ощущение, что это сам преподобный Адриан Ондрусовский и стоит окруженный сальскими пиратами, которых еще предстоит ему вразумить христианской любовью...

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Олонецкие Епархиальные ведомости, 1902, №22, стр.725

2. Архив Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, ф.1, оп. 7

3. Олонецкие Епархиальные ведомости, 1902, №22, стр. 723-725

4. "Сказание о преподобном отце нашем Адриане...", стр.5-6

5. Автором "Сказания..." является игумен Валаамского монастыря Иннокентий. Ему обязана Ондрусовская пустынь восстановлением.

6. "Сказание...", стр.6

7. Олонецкий патерик или сказание о жизни подвигах и чудесах Преподобных и Богоносных Отец наших. Просветителей и Чудотворцев Олонецких. "Олонецкие Епархиальные ведомости" №14, 1910 г., стр. 308

8. "Олонецкие еп. вед.", 1910. №14, стр. 308

9. "Сказание о преподобном отце нашем Адриане...", стр. 6

10. "Олонецкий патерик", "Олонецкие еп. вед.", 1910, № 14, стр. 308-309

11. А.П. Андреев, "Ладожское озеро", 1875 г.

12. Вящнищи, Гачу, Утицу, Чунбуру

13. Ол. еп. вед., 191О, №14, стр.312.

14. Архив Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, ф.1, оп.7, с.14

15. "О пятиках и погостах Новгородских". Прилож. VI, стр.136

16. Архив Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, ф.1, оп.7, л.8

17. "Нещастное приключение…", л. 9

18. А.М. Спиридонов и О.А. Яровой. "Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия"

19. Архив Спасо-Преобр. Валаамского монастыря. ф.1. оп.7 л.7-11.

20. "Сказание…", с. 14-15.

21. Иннокентий родился в 1738 году в Олонецкой губернии, в деревне Рижкалицы, что на правом берегу Олонки в Туксинском приходе. В 1762 году пострижен в монахи на Валааме игуменом Ефремом. 10 апреля 1762 года (год когда и попал первый раз в кораблекрушение у Ондрусовой пустыни) рукоположен митрополитом Гавриилом в иеромонахи. 13 июля 1801 года возведен митрополитом Амвросием в игумены Валаамского монастыря.

22. Ол. еп. вед., 1910, № 14, с.315.


Страница 7 - 7 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру