Вразумитель пиратов

Рассказ о житии преподобномученика Адриана Ондрусовского

4.

Семь лет провел в затворе Александр Свирский.

 

Если мы отмерим в житии Адриана Ондрусовского семь лет от преобразившей его встречи с преподобным Александром Свирским, то попадем в 1498 год.

 

Это год кончины преподобного Киприана Стороженского — святого, которого не было бы без Адриана Ондрусовского, как и самого Адриана не было бы без Александра Свирского...

 

Однако, прежде, чем приступить к изложению этой, словно из приключенческого романа списанной истории, надо подробнее рассказать о географическом положении пустыньки, основанной Адрианом…

 

Находилась она на Ондрусовском полуострове, на восточном берегу Ладожского озера… И хотя не так и сильно удалена пустынька от населенных пунктов, но попасть сюда непросто. С суши путь преграждают топкие болота.

 

Очевидно, этим и объясняется тот факт, что остров Сала, являющийся продолжением Ондрусовского полуострова, издавна был облюбован в качестве надежного укрытия озёрными разбойниками-пиратами. Кстати сказать, и само название мыс получил от имени обитавшего здесь разбойника Ондруса.

 

А на южном берегу озера, на столь же трудно доступном со стороны суши Стороженском мысу, обитала другая пиратская шайка…

 

Места для разбойного промысла были подходящие.

 

Между островом Сала и Стороженским мысом собираются в единое русло три большие реки - Свирь, Оять и Паша... В купеческих судах недостатка не ощущалось.

 

Как дальнее эхо древнего промысла, звучат здешние названия: Медвежья кара... Черная кара... Разбойная кара...

 

Вобщем, все было, должно быть, как в рассказе старца Иоаннушки из поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо":

 

Господу Богу помолимся,

Древнюю быль возвестим,

Мне в Соловках ее сказывал

Инок, отец Питирим.

 

Было двенадцать разбойников,

Был Кудеяр - атаман,

Много разбойники пролили

Крови честных христиан...

 

Не трудно догадаться о досаде пиратов, обнаруживших, что вблизи их укровища обосновались монахи-отшельники. Явившись к Адриану, атаман потребовал, чтобы святой убирался прочь.

 

"Скорбно было преподобному расстаться с местом, благословенным ему на жительство святым его наставником. Он умолял гонителя оставить мирное убежище труженикам Божиим. Не имея ни серебра, ни злата, чтобы предложить выкуп разбойнику, Адриан обещал ему ходатайствовать о нем в молитвах своих перед Господом, советуя ему притом покинуть пагубный промысел. Разбойник, не понимая пустынника, посмеялся словам его, но потом, Божиим произволением, слезы Адриана смягчили ожесточенное сердце грабителя и отшельники были им оставлены в покое"(10).

 

Между тем, как и положено, между Сальской и Стороженской группировками начались разборки.

 

И вот наступил день, когда обе шайки встретились.

 

Счастье изменило сальским пиратам. Их предводитель попал в плен. Скованный лежал он в ладье врага.

 

И тут, в ожидании страшных мучений и смерти, и вспомнились ему обещания пустынника. Раскаянье возникло в суровой душе, и вот — о, чудо! — он увидел перед собою Адриана.

 

— Милосердием Господа, ради которого я просил у тебя пощады братству нашему, ты свободен! — сказал отшельник и оковы упали с разбойника — он очутился на берегу, но Адриана уже с ним не было!

 

Недоумевающий разбойник отправился в обитель преподобного и здесь нашел Адриана, который никуда не отлучался из монастыря, всю ночь проведя на общей молитве...

 

Адриан же нисколько не был удивлен.

 

Он разъяснил, что причина чуду не он, а сила Божия, вспомоществующая по молитвам работающих Ему.

 

Разбойник пал к ногам преподобного и попросил научить служению Господу. Он остался в монастыре, и здесь и закончил, в молитвах и покаянии, свою жизнь.

 

Столь же успешным было "перевоспитание" Адрианом и обитателя Стороженского мыса.

 

Пробудилась совесть и у этого пирата…

 

Все произошло, как в поэме Н.А. Некрасова:

 

Сон отлетел; опротивели

Пьянство, убийство, грабеж,

Тени убитых являются,

Целая рать - не сочтешь!

 

Раскаявшийся пират основал на месте разбойничьего вертепа иноческую обитель и постригся в монахи сам. Раскаяние его было столь велико, что Господь прославил раскаявшегося грешника после кончины многими чудесными знамениями, и он почитается, как преподобный Киприан Стороженский…

 

Год кончины преподобного Киприана устанавливается по дате выбитой на его надгробьи, которое сейчас, к сожалению, утрачено. Но сохранились свидетельства людей, видевших надпись: "На сем месте погребен Киприан, начальник и строитель обители сей, лето от сотворения мира 7006"(11).

 

Семь лет прошло с того дня, когда явился на Ондрусовом мысу преподобный Андриан…

 

Разумеется, семь лет — ничтожно малый срок для свершения столь дивных преображений.

 

Не случайно игумен Иннокентий саму дату основания Ондрусовской пустыни передвигает на 1520 год, сообразуясь с хроникой жития Александра Свирского. (Около тридцати лет провел Александр Свирский в монашестве, прежде чем основан был Александро-Свирский монастырь, около трех десятков лет должно пройти между этими событиями и в житии его ученика.)

 

Однако метод подобия, как мы видим, не всегда срабатывает.

 

Стремительность происходящих преображений может быть объяснена тем величайшим духовным напряжением, которое устанавливается в Приладожье...

 

Уже совсем близко одно из самых великих событий в истории Святой Руси - явление преподобному Александру Свирскому Пресвятой Троицы.

 

И как величественно, как значимо в предверии этого Богоявления преображение бандитских притонов по обе стороны устья Свири — реки, вблизи которой и произойдет явление Пресвятой Троицы в святые обители Николая Чудотворца. Слева поднимется Андрусово-Николаевская обитель. Справа - Киприано-Стороженский Никольский монастырь.

 

5.

Преподобный Адриан Ондрусовский был одним из образованнейших людей своего времени…

 

Существует предположение (его высказал в 1905 году историк А.Петров), что Адриан и был автором знаменитой "Валаамской беседы" — одного из популярнейших на протяжении двух веков сочинений…

 

"Месяца сентября в 11 день пронесение мощей преподобных отец наших Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников, из великаго Нова-града в Корельской уезд, во обитель всемилостиваго Спаса, на остров Валам, на езере Неве. И написан бысть образ их, Сергия и Германа, по благословению иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа великаго Новаграда, новаго чюдотворца. И исписав сие утвержение и исправление святым божиим книгам и утвержение православныя хриетиянския веры, на их память чести. Сице обличение на еретики и на неверныя вся, победа и одоление на царевы враги, и попрание на вся премудрости их. Беседа и видение преподобных отец наших, игуменов Сергия и Германа Валамскаго монастыря началников, иноков, о Бозе на болшее спасение. И достоит тому тако быти. Провидели святыми божествеными книгами в новей благодати царей и великих князей простоту и иноческую погибель поеледняго времяни будет. Послушаем сего, отцы и братия, со умилением и вниманием. Благослови Отче", — так начинается эта книга...

 

"Валаамская беседа" — выдающийся памятник русской исторической публицистики середины XVI века…

 

Преподобный Адриан был и умелым хозяйственником. Монастырь быстро богател при нем.

 

Как сообщает архимандрит Никодим, "Слух о богоугодной жизни отшельников Ондрусовой пустыни дошел до Царя и Великого Князя Василия III Иоанновича. Благочестивый Государь дал им грамотою милостыню из своей казны, повелевая выдать "преступая чрез два года на третий безволокитно" и вместе с этим воспрещал наместникам брать пошлины с монастырских ловцев и тоней".

 

Царь Иоанн Грозный подтвердил льготы данные монастырю родителем и пожаловал рыбные тони в Ладожском озере(12).

 

6.

В правление Иоанна Грозного достигает своего апогея земная слава Адриана Ондрусовского. Но не в радость преподобному была она.

 

Адриан Ондрусовский первый ученик Александра Свирского, святого, являющего пример высочайшего смиренномудрия.

 

Мы рассказывали, как однажды к Александру Свирскому, когда он был уже игуменом монастыря, слава о котором распространилась по всей Руси, пришел монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются дрова, и надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха, чтобы нарубить их.

 

— Я празден... — отвечал Александр.

 

Взял топор и отправился в лес.

 


Страница 3 - 3 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру