Вразумитель пиратов

Рассказ о житии преподобномученика Адриана Ондрусовского

Прпмчн. Адриан Ондрусовский. Память — 26 августа (8 сентября)

 

По полям и лугам, по тронутому осенним багрянцем лесу мчалась охота…

 

Трубили рога доезжачих, заливисто лаяли собаки, похрустывал ледок под копытами лошадей. Истаивая, рассеивался утренний туман, жался к земле, сползал, заполняя лощинки...

 

1.

Хозяин охоты Андрей Завалишин скакал впереди, преследуя убегающего оленя. Трещали ветки, олень то скрывался в лесной чащобе, то снова возникал, застыв на залитом солнцем взгорке.

 

Давно отстала охота, но Андрей продолжал преследование. Уже давно смолк позади глуховатый собачий лай, никого не было вокруг — только желанная добыча впереди…

 

И снова остановился олень на высоком взгорке.

 

Пришпорил Андрей коня, но олень, растаяв будто туман, исчез прямо на глазах.

 

Андрей Завалишин остановил взмыленного коня.

 

Только сейчас сообразил он, что не знает, в какую сторону ехать назад.

 

Вокруг стоял незнакомый лес... Кружась, плыли по воздуху облетающие, с деревьев листья, ни единый звук не нарушал загустевшей тишины.

 

Обдумывая, что делать дальше, Андрей вернулся к взгорку, на котором стоял олень, и тут увидел вдруг небольшую хижину.

 

Спрыгнув с коня, подошел к дверям хижины и постучал.

 

Двери открылись. На пороге стоял человек в обветшавшей одежде, но с дивным светом в глазах.

 

— Кто ты есть? — осеняя себя крестным знамением, спросил он. — Дух или человек?

 

— Раб Божий! — ответил Андрей. — Чего ты испугался? Подойди и дотронься до меня и узнаешь, что я плоть и кровь, а не дух. И благослови меня, святой отец...

 

— Благословен Бог, Который не даст нас в добычу врагам нашим! — осеняя и Андрея крестным знамением, сказал отшельник.

 

— Аминь! — ответил Андрей.

 

— Как твое имя, чадо? — спросил отшельник. — Откуда ты пришел? Зачем?

 

— Святой отец! — сказал Завалишин. — Родом я из московской страны и имя мое Андрей. Послан сюда Великим князем, самодержцем Всея Руси Иоанном Васильевичем. Поместье мое в верстах, я думаю, четырнадцати отсюда. А сюда я попал, когда преследовал оленя. Оленя не догнал, а дорогу потерял и думал, что совсем заблудился, но тут увидел твою хижину. Для того я тебя потревожил, отче, чтобы ты указал мне путь.

 

2.

Так описана в "Житиях" встреча Андрея Завалишина с преподобным Александром Свирским.

 

И для Завалишина, и для преподобного Александра Свирского эта встреча оказалась поворотной.

 

Хотя преподобный и взял с гостя слово хранить тайну о нем, но Андрей вскоре вновь появился у отшельника "со отроки своими, несый бремя хлебов, и два пуда ржи, такожде и ячменя, и глаголаше: приими сие отче мой святый, и подаждь ми благословение, и моли о мне Бога"(1).

 

Вскоре, следом за Андреем Завалишиным, потянулись к святому отшельнику и другие ученики. Среди первых насельников создаваемой обители был родной брат преподобного — Иоанн, и инок Афанасий — сподвижник Александра Свирского по Валааму…

 

Поворотной стала эта встреча и для самого Андрея Завалишина. Он оставляет свой дом и богатства, и удаляется в монастырь, чтобы явиться миру Адрианом Ондрусовским, чудотворцем, основателем Ондрусовской обители.

 

Составленное на Валааме "Сказание о Преподобном Отце нашем Адриане Чудотворце, основавшем около 1520-го года по Р.Х. на берегу Ладожского озера в 25-ти верстах от города Олонца монастырь, именуемый ныне Ондрусова пустыня"(2) подробно рассказывает о встречах преподобных.

 

"Сказание" приводит развернутые цитаты из жития Александра Свирского(3), где описано и прозрение Андрея Завалишина: "И разумех аз не еленю быти гониму мною, но Божия некая сила приводе мя твоему преподобству, до сподоблюся святого твоего благословения и молитвы", и признание, что и прежде во время охоты видел он над этим местом столп огненный или Божественное сияние, "а иногда яко дым светел от земли к высоте восходящ", но никогда не мог добраться "дондеже благоволи Бог".

 

— Молю тебя, отче святый! — спрашивает в этом "Житии" Андрей Завалишин у отшельника. — Не утаи от меня, Бога ради, како ты пришел в пустыню сию? И какое у тебя имя? И сколько лет здесь живешь? Паче же яви мне добродетельное житие твое, да приобрящу пользу души моей…

 

И прозрение Андрея Завалишина, и признание о видениях, бывших ему, принципиально важны. В них — объяснение выхода Александра Свирского из затвора...

"Преподобный Александр вельми опечалися, яко не возможе утаитися от человек; клятвы же ради имени Божия не восхоте утаити тайны своя".

 

— Чадо! — говорит преподобный Александр Свирский Андрею Завалишину. — Я человек грешный, по имени Александр; ранее жил на Валааме в обители Спаса Вседержителя, где и пострижен. Затем задумал выйти из монастыря, поселиться на безмолвие в пустыню и плакать о грехах своих. По воле человеколюбивого Бога пришел на сие места, выстроил хижину и вот уже семь лет, как обитаю здесь, до твоего прихода не видя ни одного человека. Питаюсь растущею здесь травою, хлеба же никогда не вкушала

 

— Не было ли у тебя, отче, вначале, как ты пришел сюда, какой либо болезни от такой суровой жизни и чрезмерного поста, и не смущали ли тебя помыслы? — спрашивает Завалишин.

 

— С начала трудно было, так как я не был еще привыкнувши к пустынножительству... — отвечает преподобный Александр. — Пришлось пострадать и от нахождения помыслов, после чего я сильно заболел сердечною болезнию, так что не мог стоя молиться, кланяться в землю и даже наклонять голову. Но лежа творил молитвословия, "им же исперва обыкох". Молился же врачу и целителю душ и тел человеческих Всемогущему Богу от одержащие мя болезни избавити. И однажды днем зело страждущему ми утробою, явися муж Преславный и сказал: "Чти ти есть и откуду страждеши?" Аз же слышав сие от него, и укрепився, и сказал ему: "Господи, утроба ми болит!". Он же сказал: "Покажи где у тебя болит", Я показал. Он же положа руку свою и осеняя меня крестным знамением, сказал: "Се здрав был еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет: но работай Господеви Богу своему отныне и до века". И с того времени чувствую себя легко, благодаря и прославляя человеколюбиваго Бога за множество невыразимых Его милостей".

 

Диалог этот строится, как диалог учителя с учеником. Преподобный Александр Свирский раскрывает тайну отшельничества.

 

В словах, на уровне современного мышления, воспроизводится лишь малая часть поведанного, но очевидно, что Андрею Завалишину было раскрыто и неведомое нам... Доказательство этому преображение, что происходит с Завалишиным…

 

Роль Андрея Завалишина в Житии Александра Свирского исчерпывается ролью вестника. Он сообщает преподобному об огненном столпе, стоящем над кельей, и других небесных знаках, знаменующих, что наступила пора прервать уединение.

 

Кстати сказать, бегло упомянув о втором свидании преподобного Александра с Андреем Завалишиным, когда тот привозит в пустынь "бремя хлебов", автор "Жития преп. Александра Свирского" более и не упоминает о Завалишине... Чудо преображения оставлено для другого жития - жития преподобного мученика Адриана Ондруссовского, в которого превращается Андрей Завалишин.

 

Приведенный чудесным "еленем" к келье преподобного отшельника вестник, после беседы с ним сам становится вестью, чудесным образом осуществляя в своей душе всё, чему научил его Александр Свирский.

 

Как сказано в валаамском "Сказании о преподобном отце нашем Адриане Чудотворце": "он гоня Еленя, и сам как елень притекши к сладкому источнику, к досточудному пустынножителю Александру Свирскому, и дважды от него напившись воды душеполезных бесед его, положил в уме своем и никогда не разлучатися с сею независтною и в живот вечный приводящею струею Господнею"(4).

 

3.

Встреча Андрея Завалишина и преподбного Александра Свирского произошла — год рассчитывается по житию преподобного Александра Свирского - в 1491 году... Достаточно точно, по свидетельству Никоновой летописи — "Лето от Адама 7057, от Христа 1549" - известна и дата участия Адриана Ондрусовского в крестинах дочери царя Иоанна Грозного Анны.

 

От этой даты (Адриана убили, когда он возвращался с царских крестин) рассчитывается и кончина преподобномученика. К сожалению, все остальные события пятидесятивосьмилетнего подвижничества Адриана Ондрусовского датируются приблизительно.

 

Предполагается, что вскоре после встречи с Александром Свирским он уходит в монастырь. Где Андрей Завалишин принимает монашеский постриг, точно неизвестно.

 

Автор(5) валаамского "Сказания" утверждает, что Завалишин вступает в монастырь к самому Александру Свирскому: "Сего ради оставив по времени свое потомство, прилепися к лику собираемой тогда по Божиему повелению преподобным Александром братии и наречен быв, при пострижении в монашество Адрианом, вкупе с ними подвизася в постнических трудех, утешая себя присно медоточными учении Богомудрого отца Александра и во всем ему, яко пастырю и учителю своему усердно подражая"(6).

 

А вот Житие преподобномученика Адриана, составленное архимандритом Никодимом утверждает, что монашеский постриг Андрей Завалишин принял на Валааме: "Познав сладость пустыннаго жития, Андрей оставил славу, могущество, сан, облекся в одежду нищеты и смирения и ушел в валаамскую обитель, где после продолжительного искуса, сподобился великого ангельского образа и наречен Адрианом"(7).

 

Косвенно в пользу валаамского пострига Завалишина свидетельствует и отсутствие упоминания Адриана среди учеников преподобного Александра Свирского в его Житии…

 

И все же противоречие это, как представляется нам, достаточно мнимое... И Александр Свирский, и инок Афанасий, и другие насельники пустыни на Рощинском озере были валаамскими монахами и, вероятно, ощущали себя частью Валаамского монастыря, во всяком случае до 1507 года, когда преподобный Александр Свирский сподобился лицезреть Пресвятую Троицу. Ведь только с этого Богоявления и начинается собственно история Александро-Свирского монастыря.

 

А до этого, 1507 года, если и в пустыни Александра Свирского принимал постриг Андрей Завалишин, то считалось, что это производило как бы на Валааме. Точно так же, если даже и на Валаамском острове начиналась монашеская жизнь Адриана Ондрусовского, все равно он продолжал ощущать себя учеником Александра Свирского...

 

Тот же архимандрит Никодим, твердо указав, что иноком Андрей Завалишин стал в Валаамской обители, без всякого перехода добавляет: "Делая во всем идти по следам Преподобного Александра, Адриан, после нескольких лет пребывания на Валааме, испросив благословение Валаамских старцев, удалился на восточный берег Ладожского озера, избрал уединенное место и, с благословения святого Александра, "поселился там в пустынножитие"(8).

 

Как мы видим, благословение Валаамских старцев естественно перетекает тут в благословение Александра Свирского.

 

В "Сказании..." о благословении сказано так: "По времени же, без сомнения, с воли и благословения Великого во Отцех Александра отыде преподобный Адриан около 1520 года по Р.Х. на берег Ладожского езера, избра в 25-ти верстах от города Олонца уединенное место и, основав монастырь, вселися ту и трудолюбие подвизася о Бозе в посте и молитвах"(9).

 

Весьма трогательно это утверждение — "без сомнения"…

 

На наш взгляд, оно совершенно определенно свидетельствует, что игумен Иннокентий о благословении, данном Адриану — говорит, исходя из логических умозаключений, а не конкретных фактов.

 

Но, повторяю (в этом нет разночтения!) Адриан Ондрусовский — ученик Александра Свирского. Ему первому открыл великий русский святой тайну отшельнического жития.

 

Благословение, данное во время второй встречи — "Бог да благословит тя, чадо, и умножит всех благих изобильно" - Адриан Ондрусовский пронес через свое иноческое житие.

 

Вся его иноческая жизнь — это весть, которую некогда, как вестник, принес он преподобному Александру.

 

4.

Семь лет провел в затворе Александр Свирский.

 

Если мы отмерим в житии Адриана Ондрусовского семь лет от преобразившей его встречи с преподобным Александром Свирским, то попадем в 1498 год.

 

Это год кончины преподобного Киприана Стороженского — святого, которого не было бы без Адриана Ондрусовского, как и самого Адриана не было бы без Александра Свирского...

 

Однако, прежде, чем приступить к изложению этой, словно из приключенческого романа списанной истории, надо подробнее рассказать о географическом положении пустыньки, основанной Адрианом…

 

Находилась она на Ондрусовском полуострове, на восточном берегу Ладожского озера… И хотя не так и сильно удалена пустынька от населенных пунктов, но попасть сюда непросто. С суши путь преграждают топкие болота.

 

Очевидно, этим и объясняется тот факт, что остров Сала, являющийся продолжением Ондрусовского полуострова, издавна был облюбован в качестве надежного укрытия озёрными разбойниками-пиратами. Кстати сказать, и само название мыс получил от имени обитавшего здесь разбойника Ондруса.

 

А на южном берегу озера, на столь же трудно доступном со стороны суши Стороженском мысу, обитала другая пиратская шайка…

 

Места для разбойного промысла были подходящие.

 

Между островом Сала и Стороженским мысом собираются в единое русло три большие реки - Свирь, Оять и Паша... В купеческих судах недостатка не ощущалось.

 

Как дальнее эхо древнего промысла, звучат здешние названия: Медвежья кара... Черная кара... Разбойная кара...

 

Вобщем, все было, должно быть, как в рассказе старца Иоаннушки из поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо":

 

Господу Богу помолимся,

Древнюю быль возвестим,

Мне в Соловках ее сказывал

Инок, отец Питирим.

 

Было двенадцать разбойников,

Был Кудеяр - атаман,

Много разбойники пролили

Крови честных христиан...

 

Не трудно догадаться о досаде пиратов, обнаруживших, что вблизи их укровища обосновались монахи-отшельники. Явившись к Адриану, атаман потребовал, чтобы святой убирался прочь.

 

"Скорбно было преподобному расстаться с местом, благословенным ему на жительство святым его наставником. Он умолял гонителя оставить мирное убежище труженикам Божиим. Не имея ни серебра, ни злата, чтобы предложить выкуп разбойнику, Адриан обещал ему ходатайствовать о нем в молитвах своих перед Господом, советуя ему притом покинуть пагубный промысел. Разбойник, не понимая пустынника, посмеялся словам его, но потом, Божиим произволением, слезы Адриана смягчили ожесточенное сердце грабителя и отшельники были им оставлены в покое"(10).

 

Между тем, как и положено, между Сальской и Стороженской группировками начались разборки.

 

И вот наступил день, когда обе шайки встретились.

 

Счастье изменило сальским пиратам. Их предводитель попал в плен. Скованный лежал он в ладье врага.

 

И тут, в ожидании страшных мучений и смерти, и вспомнились ему обещания пустынника. Раскаянье возникло в суровой душе, и вот — о, чудо! — он увидел перед собою Адриана.

 

— Милосердием Господа, ради которого я просил у тебя пощады братству нашему, ты свободен! — сказал отшельник и оковы упали с разбойника — он очутился на берегу, но Адриана уже с ним не было!

 

Недоумевающий разбойник отправился в обитель преподобного и здесь нашел Адриана, который никуда не отлучался из монастыря, всю ночь проведя на общей молитве...

 

Адриан же нисколько не был удивлен.

 

Он разъяснил, что причина чуду не он, а сила Божия, вспомоществующая по молитвам работающих Ему.

 

Разбойник пал к ногам преподобного и попросил научить служению Господу. Он остался в монастыре, и здесь и закончил, в молитвах и покаянии, свою жизнь.

 

Столь же успешным было "перевоспитание" Адрианом и обитателя Стороженского мыса.

 

Пробудилась совесть и у этого пирата…

 

Все произошло, как в поэме Н.А. Некрасова:

 

Сон отлетел; опротивели

Пьянство, убийство, грабеж,

Тени убитых являются,

Целая рать - не сочтешь!

 

Раскаявшийся пират основал на месте разбойничьего вертепа иноческую обитель и постригся в монахи сам. Раскаяние его было столь велико, что Господь прославил раскаявшегося грешника после кончины многими чудесными знамениями, и он почитается, как преподобный Киприан Стороженский…

 

Год кончины преподобного Киприана устанавливается по дате выбитой на его надгробьи, которое сейчас, к сожалению, утрачено. Но сохранились свидетельства людей, видевших надпись: "На сем месте погребен Киприан, начальник и строитель обители сей, лето от сотворения мира 7006"(11).

 

Семь лет прошло с того дня, когда явился на Ондрусовом мысу преподобный Андриан…

 

Разумеется, семь лет — ничтожно малый срок для свершения столь дивных преображений.

 

Не случайно игумен Иннокентий саму дату основания Ондрусовской пустыни передвигает на 1520 год, сообразуясь с хроникой жития Александра Свирского. (Около тридцати лет провел Александр Свирский в монашестве, прежде чем основан был Александро-Свирский монастырь, около трех десятков лет должно пройти между этими событиями и в житии его ученика.)

 

Однако метод подобия, как мы видим, не всегда срабатывает.

 

Стремительность происходящих преображений может быть объяснена тем величайшим духовным напряжением, которое устанавливается в Приладожье...

 

Уже совсем близко одно из самых великих событий в истории Святой Руси - явление преподобному Александру Свирскому Пресвятой Троицы.

 

И как величественно, как значимо в предверии этого Богоявления преображение бандитских притонов по обе стороны устья Свири — реки, вблизи которой и произойдет явление Пресвятой Троицы в святые обители Николая Чудотворца. Слева поднимется Андрусово-Николаевская обитель. Справа - Киприано-Стороженский Никольский монастырь.

 

5.

Преподобный Адриан Ондрусовский был одним из образованнейших людей своего времени…

 

Существует предположение (его высказал в 1905 году историк А.Петров), что Адриан и был автором знаменитой "Валаамской беседы" — одного из популярнейших на протяжении двух веков сочинений…

 

"Месяца сентября в 11 день пронесение мощей преподобных отец наших Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников, из великаго Нова-града в Корельской уезд, во обитель всемилостиваго Спаса, на остров Валам, на езере Неве. И написан бысть образ их, Сергия и Германа, по благословению иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа великаго Новаграда, новаго чюдотворца. И исписав сие утвержение и исправление святым божиим книгам и утвержение православныя хриетиянския веры, на их память чести. Сице обличение на еретики и на неверныя вся, победа и одоление на царевы враги, и попрание на вся премудрости их. Беседа и видение преподобных отец наших, игуменов Сергия и Германа Валамскаго монастыря началников, иноков, о Бозе на болшее спасение. И достоит тому тако быти. Провидели святыми божествеными книгами в новей благодати царей и великих князей простоту и иноческую погибель поеледняго времяни будет. Послушаем сего, отцы и братия, со умилением и вниманием. Благослови Отче", — так начинается эта книга...

 

"Валаамская беседа" — выдающийся памятник русской исторической публицистики середины XVI века…

 

Преподобный Адриан был и умелым хозяйственником. Монастырь быстро богател при нем.

 

Как сообщает архимандрит Никодим, "Слух о богоугодной жизни отшельников Ондрусовой пустыни дошел до Царя и Великого Князя Василия III Иоанновича. Благочестивый Государь дал им грамотою милостыню из своей казны, повелевая выдать "преступая чрез два года на третий безволокитно" и вместе с этим воспрещал наместникам брать пошлины с монастырских ловцев и тоней".

 

Царь Иоанн Грозный подтвердил льготы данные монастырю родителем и пожаловал рыбные тони в Ладожском озере(12).

 

6.

В правление Иоанна Грозного достигает своего апогея земная слава Адриана Ондрусовского. Но не в радость преподобному была она.

 

Адриан Ондрусовский первый ученик Александра Свирского, святого, являющего пример высочайшего смиренномудрия.

 

Мы рассказывали, как однажды к Александру Свирскому, когда он был уже игуменом монастыря, слава о котором распространилась по всей Руси, пришел монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются дрова, и надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха, чтобы нарубить их.

 

— Я празден... — отвечал Александр.

 

Взял топор и отправился в лес.

 

Этому смиренномудрию преподобный Александр сумел научить и своих учеников. Вот и Адриан Ондрусовский тоже обладал столь великим смиренномудрием, что и совершая с Божией помощью чудеса, всегда удивлялся своему участию в них.

 

Поразительна история, сделавшая его крестным отцом дочери Ивана Грозного — Анастасии.

 

Предание говорит: чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, посоветовали Царю взять в восприемники первого попавшегося путника…

 

Опять-таки, поскольку считалось, что встреча с монахом в таком случае приносит несчастье, отдан был приказ, чтобы ни один черноризец, под страхом смертной казни, не смел показываться на улицах, пока не будет совершено крещение царственного младенца.

 

В ночь на первое августа 1549 года у Иоанна Грозного родилась дочь. Велено было привести с улицы первого встречного. Едва посланец вышел из царских палат, он с ужасом увидел пред собою престарелого инока!

 

Когда его ввели в царские покои, приближенные узнали в чернеце Завалишина. Заподозрив, что все это подстроено, царь разгневался.

 

— О, злобесный собачий умысел! — вскричал он. — А ты окаянный, как же ты, позабыв про свой иноческий сан согласился участвовать в нем?!

 

Однако святой Адриан не устрашился.

 

— Великий Государь! — с безмятежным спокойствием отвечал он. — Повели справиться: еще вчера вечером я был за сто слишком поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как теперь очутился здесь.

 

Иван Грозный приказал послать гонцов, чтобы проверить сказанное, но слова преподобного полностью подтвердились. Царь узрел в этом событии Волю Божию и велел назначить святого Адриана восприемником своей дочери.

 

Как свидетельствует Никонова летопись: "Лета от Адама 7057 от Христа 1549 года Августа в 1-й день, в субботу на неделю в ноши той в начале 4-го часа родися Царю и Великому князю Иоанну Васильевичу, всея России Самодержцу, дщи царевна Анна от Царицы и Великой княгини Анастасии от дщери Романа Юрьевича, а крестил ея Благоверный Царь в новом монастыре девича, в церкви Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны в новопоставленном храме во имя ея; приехал Царь и В.К. в субботу в монастырь и обложил храм Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту слушав всенощную и заутреню, и во утрия день в неделю Августа в 18 день церковь свящал и дщерь свою царевну Анну, а крестил ея старец Адриан Ондрусовской пустыни, да старец Геннадий Сарайския пустыни Корнилиев ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов".

 

7.

Крещение царской дочери — последнее, из известных нам, земных деяний преподобного Адриана Ондрусовского…

 

На обратном пути из Москвы, Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученическою смертию и стяжать венец страстотерпца. Случилось это так…

 

Крестьяне соседнего с пустынью села Обжи, узнав о милостивом приеме старца в Москве, "научаемые диаволом", решили завладеть царскими дарами. Распаленное воображение рисовало им немыслимые богатства царского кума.

 

15 мая 155О года Адриан попался в руки поджидавших его разбойников. Каково же было удивление, когда они обнаружили, что странническая сума составляет все богатство преподобного.

 

Думая, что он где-то спрятал царские дары, разбойники принялись избивать Адриана, и били в остервенении до тех пор, пока он не предал Богу душу.

 

Чтобы скрыть преступление, убийцы бросили тело преподобного в болото в тридцати верстах от обители...

 

Два года в монастыре ничего не знали о судьбе своего настоятеля, пока преподобномученик не явился во сне к монастырским старцам и не указал место, где находится его тело. Он повелел похоронить его в обители.

 

Угодник Божий назначил даже путеводителя к временной могиле своей. Святой Адриан сказал инокам, чтобы они, встретив близ селения Обжи крестьянина, пашущего на белой лошади, выпрягли бы ее и пустили на волю, а сами следовали за ней.

 

Братия так и поступила и белая лошадь привела их к его могиле. Скорбящие иноки в болоте, под грудою мха, обрели нетленное тело страстотерпца.

 

Еще в конце прошлого века вблизи Обжи можно было видеть деревянный крест, установленный на месте временной могилы Адриана Ондруссовского.

 

Отсюда со слезами и молитвами перенесла братия тело святого учителя в монастырь и погребла — подле северной стены церкви святителя Николая. Впоследствии над могилой преподобного была сооружена часовня, превращенная затем в Храм Введения Пресвятыя Богородицы, где и сейчас почивают под спудом святые мощи, "изливая многоразличными чудотворениями, осеняющую их благодать Божию на всех, притекающих к ним с верою"(13).

 

Интересно, что в год обретения мощей преподобного Адриана, обители был пожертвован новгородцем Василием Иониным Котельниковым одиннадцатипудовый колокол. Этому колоколу и суждено было известить округу о чуде обретения святых мощей преподобномученика…

 

"Все то, како убиен бысть святый, и како явися братии, повелевая принести тело свое в обитель, - сообщает валаамское "Сказание о преподобном отце нашем Адриане чудотворце", - можно видеть на древних иконах в обители его обретающих"(14).

 

8.

Печальные времена наступают для обители после кончины преподобного. Через тридцать лет, в 1582 году, в монастырь пришли шведы.

 

"Монастырь Ондрусов, Ондреанова пустыня, на озере на Ладоге. А в нем церковь Николы Чудотворца каменная, да место церковное, что была Церковь Введение Пречистыя. А церковь сожгли немецкие люди. Да на монастыре ж место, что была келья игуменская, да семь мест, что были кельи братские. А около монастыря была ограда деревяна. Ограду же сожгли немецкие люди. Да за монастырем двор коровницкий, хоромы ставят ново, а в нем живет черной поп Сергей да два старца. А пашни под монастырем нет".

 

Это описание сделано тогда же, в 1582 году.

 

Подробно и бесстрастно рисуется разорение. Всё сожжено… От братии уцелело только два немощных старца… Остальные монахи, как свидетельствует предание, перебиты шведами.

 

Пытаясь спасти обитель преподобного Адриана, царь Федор Иоаннович, утвердив собственноручной подписью прежние грамоты, повелел добавить монастырю новые льготы:

 

"От Москвы по дороге Нова города и до Андрусовы пустыни и до Великого Нова города и до Москвы наместником, по волостем, волостным порогу Ладогского властем и пошленником, по мытом мытником, по рекам перевощиком и мостовщиком и всяким начальником: поедут из Ондрусовы пустыни с Ладожского озера, от Введения Пресвятые Богородицы, да от Николы Чудотворца, игумен, строитель или старцы и слуги того монастыря в Великий Новгород, водяным путем в судах и в лодках; а сухим путем на санях или на телегах, что на монастырь купят, а к нам на Москву о монастырских делах: а к студеному морю соляной пятилимскую потребу монастырскую и на братию отмера и мыта и перевозу и мостовщины и иных никаких пошлин не имать, а пропущать их безаценно же по сей нашей грамоте"(15).

 

Увы... Не помогла монастырю государева милость...

 

Едва только начала восстанавливаться Ондрусова пустынь, как пришло Смутное время. И снова жгли храмы обители, снова убивали иноков... И снова пытались восстановить пустынь при царе Михаиле Федоровиче, но снова пришло военное разорение...

 

В 1667 году на развалинах Ондрусовской пустыни попытались устроить девичью обитель... До 1764 года Ондрусовский монастырь состоял при Александро-Свирском монастыре, а во времена екатерининских гонений на православную церковь, при составлении духовных штатов упразднен вообще...

 

9.

Судьбу Адриано-Ондрусовской обители разделил и Киприано-Стороженский Никольский монастырь.

 

Расположен он на мысу, недалеко от нынешней Свирицы. Там стоит сейчас Стороженский маяк…

 

Сохранилась только церковь, сложенная из крупных булыжников. Церковь - двухэтажная, архитектура самая незатейливая. Но стены так толсты, что их не повредило - во время войны в церкви был оборудован дот! - и прямое попадание снаряда. Окна разной величины и расположены без всякой симметрии. Церковь эта по праву считается сейчас одной из самых старинных построек на Ладожском озере.

 

Старожилы села Сторожно - ладожские рыбаки - помнят, что раньше церковь была обнесена бревенчатою оградою, все бревна которой были покрыты вырезанными на них крестами и надписями: "Июля 30 дня 1765 года тихвинские купцы Семен Ягодов и Лука Стогов, да мещанин Сергий Ионов здесь погоду стояли"...

 

Последние надписи датированы 1806 годом.

 

В 1806 году открыт Ладожский канал. Вероятно, тогда и начал хиреть Стороженский монастырь, служивший в непогоду пристанищем для судоводителей.

 

А в последние десятилетия пришла в ветхость и сама церковь.

 

Обвалилась крыша... Рухнувшими кирпичами и мусором засыпало плиту над могилой Киприана Стороженского…

 

Новая страница в истории восстановления монастыря — образование Киприано-Стороженского фонда восстановления Никольского монастыря.

 

С благословения настоятеля храма Иоанна Предтечи в Старой Ладоге иеромонаха Ефстафия (Жакова) приступили к первоначальным работам. Пока еще не самого восстановления, пока - только консервации древней ладожской церкви, чтобы уберечь ее от дальнейшего разрушения.

 

Мне довелось побывать в Сторожно, когда отец Евстафий привез сюда икону, на которой изображены стоящие рядом Николай Чудотворец и преподобный Киприан Стороженский.

 

— Был Киприан разбойником... — говорил он, передавая икону местным жителям. — А стал инокам наставниче, ангелам собеседниче. Отчего же мы не последуем его примеру? Не раскаемся в ожесточении сердец наших? Не оставим разбоя? Посмотрите, во что превратили мы этот храм, обитель преподобного Киприана? Почему так спокойно смотрим на разруху? Почему не придем сюда, чтобы вынести мусор из храма, расчистить завалы, сложить кирпич к кирпичу, камень к камню, доска к доске…

 

— А объявления, батюшка, не было! — сварливо ответила одна из местных жительниц. — Написали бы, мы, может и пришли бы на субботник...

 

— Какой субботник? — удивился отец Евстафий. — Чего еще писать надо, если у вас на глазах руины эти стоят? Придите, когда выдастся свободная минута, поработайте здесь и вам самим сразу станет лучше!

 

— Все равно объявление написать надо! — повторила женщина. — Откуда знать, что тут делается?

 

Но уже не так сварливо звучал — голос, какая-то неуверенность появилась, словно осознала женщина, как неуместна затеянная перебранка, перед светлой и чистой иконой, внесенной в сумрачное, более схожее с подземельем, чем с храмом, помещение...

 

Они, Николай Чудотворец и Киприан Стороженский стояли сейчас рядом с нами...

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Мы забежали вперед, рассказывая о попытках возрождения Киприано-Стороженского Николаевского монастыря сейчас...

 

Двести лет назад монастыри возрождались иначе.

 

Тоньше был слух, острее духовное зрение. Яснее различали люди, обращенные к ним Глаголы...

 

1.

В "Житии преподобного Адриана" много событий, значение которых не раскрывается в обычной повествовательной логике. И прежде всего это относится к преображениям, которыми буквально заполнена его жизнь.

 

Вельможа, богатый аристократ Андрей Завалишин, встретив преподобного Александра Свирского превращается в такого же отшельника.

 

Встреченные преподобным Адрианом пираты преображаются в святых и подвижников благочестия...

 

Скромный черноризец, настоятель затерянной на ладожском берегу обители — в царского кума. А царский кум — в нищего странника, которого убивают превратившиеся в разбойников крестьяне села Обжа, пытаясь допытаться, где скрыл он сокровища…

 

Даже домашние животные, возникающие в житии преподобного, и те претерпевают странное и загадочное преображение.

 

Например, лошади...

 

В Житии святого упоминаются две лошади…

 

Конь, который привез Андрея Завалишина к келье преподобного Александра Свирского, и лошадь, которая приведет иноков Ондрусовой пустыни к брошенному в болото телу преподобного Адриана Ондрусовского...

 

Великие чудеса творил Адриан Ондрусовский и после завершения земного пути. Одно из них — восстановление окончательно упраздненной Екатериной Второй обители…

 

2.

В Валаамское сказание о преподобном Отце нашем Адриане Чудотворце вшит любопытный документ, на который хотя и нет ссылок в самом сказании, но который тем ни менее совершенно определенно связан с ним. Текст этот озаглавлен "Нещастное приключение Валамского монастыря строителя Иосифа Шарова, сказываемое им самим племяннику его по Ингерманландии коронному питейных сборов поверенному К.В.К. и Новоладожского Собора иерею Георгию в бытность их в оном монастыре в 1769 г."

 

"Лета от воплощения Бога-Слова 1723 в месяце Октомврии, возложивше различный для монастыря потребныя вещи в малую ладию, рекомую стружен, яхомся пути, пловуще от града Ладоги езером Ладожским в Валаамский монастырь, аз и два слуги монастыря того. Не достигшим же нам Ондрусова монастыря, яко трипоприща, нача мрачитися воздух, абие возста велия буря, и ово волне биющей в ладию, в ней же бехом. ово же ветру ударяющу на долг час в ветрило, опровержися ладия в езеро, и слуги бывшие на ней погибоша. Остахся же аз един придержася кормилу, им же управлях, и имый в руце вервь, утвержденную к ладии той"(16)...

 

Весь день и всю ночь носился Иосиф Шаров по волнам, вопия к Богу, призывая спасти его, как спас Бог Иону в чреве кита. Наконец, услышано было моление — вместе с обломками ладьи Иосифа выбросило на берег.

 

Возблагодарив Бога и святителя Николая, кое-как отвязался Иосиф от обломков ладьи и побрел по берегу, но тут набежавшей сзади волною накрыло его, и сшибло с ног. Не видя ничего и не слыша Иосиф пополз.

 

"Егда же соверших мал путь, абие одолен гладом и стужею падох на прилучившийся ту поверженный дуб, яко мертв. Пришедшу ми в самаго себе, обретох нозе мои углебшии под многим множеством бурею возметаемого песка, яко едва извлещи ми мощь бе, оставльшу ту сандалия своя. Седшу же ми на дубе том и смотрящу семо и овамо, се узрех близ себе лежаща ризы моя связана: шед же до места того, и разрешив я от обязания. облачихся в овчую кожу, рекомую шубу, зело мокру сушу. Таже удалихся под древесие и возлегше под единым на мал час, возстах и идох далее, да еще обряшу путь в кую либо весь. Шедшу же ми наидох на блато и углебох в не тако, яко с нуждею возмощи изыти. И се узрех путь по нему же шествуя обретох рыбарскую хижину. Изшедший из нея юноша вопроси мя. кто и откуда есмь? Глаголющу ми, яко Валааме кий строитель есмь, и како избых потопления, он вземше мя за руку и введе в хижину и совлекше ризы моя, облачи мя во одежду суху. Не могшу же ему совлещи оставшая обувения моя, пререза ножем, принесе сено и метнув е на землю, положи мя и покрыв милотию, претя ми восходити на громощения, да не от тепла зло постражду. Сам же иде утотовати себе и прочим рыбарем трапезу"(17).

 

Тут собственно говоря и кончается "нещастное приключение…"

 

Потерпевший кораблекрушение строитель Валаамского монастыря, спасен Божьей Помощью.

 

Сюжет завершен.

 

Однако, пришедший рыбак расспрашивает Иосифа о месте крушения ладьи, а потом ведет несчастного, ноги которого изувечены, на берег…

 

И тут как-то совершенно нескладно врывается в текст "Нещастного приключения" сюжет с западней...

 

"Грядущу ми в дубраве и ничто же таково помышляющую внезапу ступих единою ногою в уготованную лова ради зверей тенету. Ей же восторгнутой бывшей на высоту, обвесихся стремглав, едва лицем касаяся до земли. Сице висящу и вопиющу ми гласом велиим, абие притече водяй мя рыбарь и пререза тенету, яже оцеплена бе ко древу; аз же став на нозе, воскликнув ко Господу Псаломскую песнь: благо мне, яко смирил мя еси".

 

Нескладность и нелогичность повествования усиливается тем, что рассказчик, рассказывая "яко смирил мя Господь", картины своей несмиренности не приводит. Напротив... Хотя и изувечены ноги, он идет за рыбаком на берег, покорно исполняя его волю…

 

Чтобы объяснить эту нескладность повествования, попробуем сравнить три даты.

 

Само "нещастное приключение" случилось в 1723 году, когда жив еще был Петр I, когда еще задумывал он принять в русское подданство пиратов Мадагаскара, для чего и была снаряжена на далекий остров эскадра под командой вице-адмирала Даниила Вильстера...

 

Рассказано "приключение" в 1769 году, во времена правления Екатерины II.

 

Примерно посредине между "приключением" и рассказом о приключении - 1736 год, когда строителю Иосифу Шарову довелось побывать в застенке Феофана Прокоповича, интересовавшегося, по какому это такому праву осмелились восстановить Валаамский монастырь.

 

По указу Петра I? Где же тогда указ этот?

 

3.

Считается, что многие монастырские предания и истории сочинены непосредственно на Валааме, для того чтобы приукрасить чудесами историю монастыря…

 

Так это или нет, надо разбираться в каждом случае отдельно, но вот о том, что на Валааме тщательно замалчивали, одно из самых главных чудес своей истории, сказать надо.

 

Это тщательно скрываемое чудо — возрождение Валаамского монастыря в начале восемнадцатого века…

 

В феврале 1715 года, за шесть лет до принятия "Духовного Регламента", узаконившего закрытие "слабосильных" монастырей и общее наступление на Русскую православную церковь, произошло невероятное событие…

 

Архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх, в подчинении которого находилась и обитель Василия Кесарийского в Старой Ладоге, бил челом Петру I о передаче "на Ладожском озере остров Валамский и вкруг его рыбные ловли" Кириллову монастырю.

 

Архимандрит мотивировал просьбу тем, что, во-первых, это бывшая вотчина Валаамского монастыря, братия которого оказалась в составе Кирилловой обители; а, во-вторых, территория эта после изгнания шведов пока еще не имеет нового российского владельца — "ныне впусте и никому не отдана".

 

Неведомо, какова бы была реакция Петра I …

 

Но к нему челобитная и не попала.

 

Ее переслали по инстанциям князю А.Д. Меншикову, управлявшему тогда отвоеванными у Швеции землями.

 

Он и подписал в январе 1716 года Указ, в соответствии с которым просьба монастыря была удовлетворена и "остров Валамской со обретающимися на нем крестьяны и с пашней и с лесы сенными покосы и со всеми угоди" отдан в Кириллов Белозерской монастырь в вотчину. Рыбные ловли отдавались монастырю лишь на пять лет.

 

"По прошествии тех пяти лет отдать тое рыбные ловли на откуп с торгу кто более давать будет"…

 

Понятно, что, подписывая указ, Меншиков думал не столько о монастыре, сколько о возможности привлечь к освоению Валаамских островов русского владельца.

 

 "При этом, — считают исследователи, — он не отступал и от политического курса, направленного на сдерживание церковной собственности — эка вотчина: 4 крестьянских двора! А вот рыбные ловли, тут другое — богаты! Тут государственной казне прибыль, а может, и своей собственной. Так и не отдал губернатор рыболовные угодья Валаама Кириллову монастырю насовсем. Пусть попользуются пока лет пяток — потом продадим тому "кто больше даст"(18).

 

Но если причины милости "светлейшего князя" просчитываются достаточно легко, то с мотивами поступков архимандрита Иринарха дела обстоят сложнее.

 

Нелепо предположение А.М. Спиридонова и О.А. Ярового что архимандрит решил "выжать" из Валаама больше, чем могли ожидать в губернской администрации и поэтому объявил епископу Ладожскому и Карельскому Аарону, в епархию которого входили теперь Валаамские острова, что "по имянному его великого государя указу велено... на Валамском острове строить вновь монастырь".

 

О каком "выжимании" речь, если пока приходилось не "выжимать", а делать достаточно серьезные вложения в монастырское строительство.

 

Ну, и понятно, что даже и ради какой-то выгоды решиться на подлог с указом самого императора, мог не каждый… Шибко рисковым должен быть такой человек…

 

Через два десятка лет, Синод проведет расследование причин строительства нового монастыря на Валааме и строителя Иосифа Шарова подвергнут пыткам в застенках Феофана Прокоповича.

 

"Под страхом за неправдивое и утайное показание нетотию монашеского чина, но и жесточайшего в светском суде истязания" Иосиф ответил на вопросы следователей.

 

— Когда был сооружен Валамский монастырь?

 

— До моей бытности.

 

— Подлинный указ где ныне имеетца?

 

— Не знаю.

 

— Для каковых резонов оной Валамской монастырь к Кириллову монастырю Белозерскаго приписан?

 

— Не знаю.

 

— До приписки тот Валамской монастырь числился в Синодальной ли области или в коей епархии?

 

— Не знаю.

 

— Игументство ль в нем было или строительство?

 

— Того я не знаю. А с моей бытности Валамской монастырь имелся и ныне имеется в ведомстве Кириллова монастыря Белозерскаго.

 

— Пашенной при монастыре колико десятин?

 

— Того сказать не упомню.

 

— А на том де Валамском острове... по описи Кексгольмского баталиона капитана Василья Доможирова... показуетея построенная часовня в прошлых годех, была ли?"

 

— Того не ведаю. Таковой часовни по приходе своем в тот монастырь, а имянно в прошлом 1719, не застал и ныне никакой часовни в том Валамском монастыре також и жителей на оном острове трех дворов крестьянских и двора бобыльского не имеется...

 

Отнекиваясь и во всем ссылаясь на уже завершившего земной путь настоятеля Кириллово-Белозерского монастыря Иринарха, Иосиф заявил далее, что сам он лишь выполнял распоряжения, присылаемые от Кириллова монастыря, епископа Ладожского и Карельского Аарона, а с 1733 года также от Новгородского архиерейского дома и Вологодского епископа.

 

В результате расследования дела о Валаамском монастыре члены Синода констатировали: "О строении того монастыря высокославныя и вечнодостояныя памяти государя императора Петра Великого самодержца всероссийского указа не имеется, а обретается с помянутой благословенной за рукой предреченного архимандрита Иринарха грамоты копия...

 

Утая прежнее на Валаамском острове монастыря бытие объявлял оной архимандрит якобы вновь на том острове монастырь ему велено строить по имяному императорскому указу"...

 

То есть никакого указа Петра I предъявлено не было. Архимандрит Иринарх просто ввел епископа Аарона в заблуждение…

 

Но было уже поздно…

 

В 1719 году на острове поднялась первая монастырская церковь — во имя Преображения Господня с приделами Иоанна Богослова и Андрея Первозванного.

 

И это было несомненное чудо…

 

И случилось оно как раз в те годы, когда по высочайшей воле всем архиереям объявлено было, чтобы в епархиях у них чудес не вымышляли…

 

Но не запретить Божии чудеса, не отменить их никаким Указом.

 

Вопреки линии, проводимой Петром I и его преемниками, будет дан толчок к возрождению Валаамского монастыря, хотя и нелегко, воистину потом и кровью в самом прямом значении этих слов, давались первые шаги…

 

4.

Как обращались с человеком заподозренным в организации подлога с императорской грамотой, как вырывались у Иосифа показания догадаться нетрудно. О застенках Феофана Прокоповича и палачи из тайной канцелярии отзывались с огромным уважением.

 

Вероятно, тогда поднимался строитель Иосиф Шаров и на дыбу, "испытывался" и кнутом…

 

И вот теперь, переживая свое "нещастное приключение" не прозревал ли строитель Иосиф свое близкое будущее? Как это ни странно, но поведение рыбаков как-то неуловимо напоминает поведение сделавших свое дело палачей…

 

"Рыбарь же… обрете мя толико немощна, яко ни востати о себе, ниже проглаголати ми леть бе, недуга ради телеснаго. Видев же сия, шед пригласи прочия рыбари: они же притекше и принесоша в хижину свою… у них же лежаху неведомии два человека… еле жива суща и молиша, да им помогут. Рыбари совокульшеся идоша и подъемше на вретищах человеков сих, принесоша. Единаго убо положивше чревом на дельфу; и егда начаша вращати семо и овамо, абие умре. Другаго же выспрь подъемше рукама, повергоша на землю он же отрыгну из гортани своея запекшуюся кровь, и пришед в себе, проглагола. Таже повергоша и мене; изыде же и из мене таковаяжде кровь и аз подобие проглаголах"(19)...

 

Тридцать три года спустя после пыток в застенках Феофана Прокоповича строитель Иосиф Шаров рассказывает про свое "нещастное приключение", бывшее с ним сорок шесть лет — почти полвека! — назад.

 

Отчасти, вероятно, события жизни наплывали одно на другое…

 

Отчасти, могло присутствовать — вспомним о бушевавших тогда преследованиях духовенства! — некое иносказание.

 

Отчасти — Иосиф, попав к рыбакам, находился в крайнем состоянии переутомления и болезненной горячки — его сознание было открыто для прошлого и для будущего...

 

Поэтому не так и важно, как "путает" в своем рассказе Иосиф Шаров различные события своей жизни: вспоминая их, или же прозирая свою жизнь вперед.

 

Вспомним еще раз о датах…

 

Очевидно, что в том высоком молитвенном сосредоточении, в котором находился Иосиф Шаров, не могло не сливаться настоящее, прошлое и будущее - в единое, Божие время…

 

Очевидно, что в том высоком молитвенном сосредоточении, в котором находился Иосиф Шаров, восстанавливая Валаамский монастырь, по сути дела вопреки воле императора, на свой страх и риск, и не могло не сливаться настоящее, прошлое и будущее в единое, Божие время…

 

И монах — все окрестные монастыри были закрыты тогда! — пришедший спасти строителя Иосифа Шарова тоже из этого Божиего времени и каким-то образом связан с преподобным Адрианом Ондрусовским.

 

5.

Почему сшит текст "Нещастного приключения..." со "Сказанием...", становится понятно, когда мы читаем описание кораблекрушения, в которое попал сам автор "Сказания" — валаамский иеромонах Иннокентий, будущий игумен монастыря.

 

"В Лета 1782-го в Августе месяце бысть послан из Валаамского Монастыря с некоторою братиею иеромонах Иннокентий в город Новую Ладогу, для покупки хлебнаго для монастыря припаса. И егда возвращахуся в Монастырь плавание творя по Олонецкому брегу Ладожскаго Озера и уже быти им на два только поприща от Андрусовой пустыни, в то время внезапу воста буря велия и вдруг сильным ветром понесло их сойму на средину озера, вскоре же село судно на луду, где и било их всю ночь волнами до того, что сойму на бок опрокинуло, а после и на части разбило, волне же чрез сойму их перекатываясь ежеминутно приводили всех их в страхе смерти. Когда же погода к утру стихла, тогда иеромонах Иннокентий зделал из досок плотик, стал на оный. Зная же, что они недалеко находятся от пустыни, преподобным Адрианом во имя Святителя и Чудотворца Николая созданной и по упразднении тогда в конечном запустении бывшей, помолился сим святым, дав обет и жить в сей пустыне и возобновить ее по возможности: и тако поплыл волнами носимый, (в Ладожском озере волны после бурь более суток неутихают) - и Божиим поспешеством за молитвы Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Адриана, принесен был волнами к берегу безбедственно, и что удивительно, прямо к Андрусовой пустыне. Вышед убо на берег и вшед в монастырь велие воздаде благодарение Спасителю Богу, Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю и преподобному Адриану за избавление свое и сущей с ним братии от потопления. По сем пойде в город Олонец и поведа все бывшее Протоиерею, таже иде в Троицкий Алек-сандро-свирский монастырь к Преосвященному Виктору Новгородской Митрополии Викарию, и просяше благословения поселитися ему в упра-здненной Андрусовой пустыне. Сей же повеле ему просити о сем Гавриила Архиепископа, (после Митрополита) Новгородского и С-т-Петербургскаго, тогда старец Иннокентий шед в Ильинский погост нанял новую сойму, и приплыл к своей разбитой, и переложив с братиею хлебной припас в оную, вси достигают Валаамскаго Монастыря благополучно"(20).

 

Параллели тут очевидны.

 

Герой "Нещастного приключения" — строитель Валаамского монастыря Иосиф Шаров.

 

Герой "Сказания" — иеромонах Валаамского монастыря Иннокентий.

 

И тот и другой плывут на Валаам.

 

Буря застигает Иосифа Шарова в трех поприщах от Ондрусова монастыря. Иеромонаха Иннокентия — в двух...

 

И тот и другой обращаются с молитвой к Николаю угоднику. И тот и другой чудом спасаются с потерпевшей крушение ладьи.

 

Но в отличие от Иосифа, Иннокентий местный уроженец(21), он твердо знает, где он потерпел кораблекрушение, развалины какого монастыря виднеются на берегу. И он не просто молится, но дает обет возобновить по возможности Андрусову пустыню…

 

Не поэтому ли и возвращается он на Валаам не с черным "аки углие" ногами, а благополучно, сумев спасти и хлебный припас, что вез в монастырь?

 

Совершенно очевидно, что игумен Иннокентий, составляя "Сказание...", тоже думал о параллелизме двух разделенных шестьюдесятью шестью годами кораблекрушений… Но по смиренномудрию своему не говорит он, что не понята была Иосифом воля святого, потому и понес Иосиф кару...

 

Иннокентий просто вшил в свой труд — эти листки даже и формата другого! - описание "Нещастного приключения..." и этим ограничился.

 

6.

Как явствует из "Сказания...", Иннокентий тоже не сразу приступил к исполнению обета и как бы и позабыл про него.

 

И тогда было сделано вразумление.

 

"По прошествии одного месяца во един от дней видит сей старец Иннокентий в сонном видении Николая Чудотворца в священнической одежде и омофоре и за ним святолепна старца, иже бысть, по мнению его, преподобный Адриан Андрусовский, иже и рекоша ему: что ты обещания не исполняешь? Есть ли не исполнишь, то горше постраждешь, еже и бысть.

 

На другой бо год паки старец Иннокентий посылаем бывает с малою дружиною из Валаамскаго монастыря в Новую Ладогу за покупкою муки, крупы и прочаго хлебнаго припаса, так же извести и кирпича для печей и привести кирпичников. Нагрузив убо в Ладоге сойму, поехали они в монастырь обратно и опять по Олонецкому берегу. И как скоро изровнялись противу Андрусовой пустыни, то вдруг востал с берега ветр, который и понес лодку их в море (так называет иеромонах Иннокентий Ладожское Озеро) против ночи. И вот далее подлинные слова его! и так райну, говорит Иннокентий, сломало, паруса все разорвало, и несло нас без парусов боком, в ту же ночь и гром и молния и дождь весьма сильные били. Вот я и вспомнил, что Святый Николай Чудотворец сказал, что будешь ты наказан, есть ли не исполнишь обещания своего! и паки призываю угодника Божия Николая Чудотворца в помощь и преподобного Адриана: свободите нас от беды и смерти сея, есть ли жив буду, то буду проситься у Преосвященного пожить и за помощию Божиею и Божия Матери и угодников Николая Чудотворца и преподобнаго Адриана Чудотворца, поправить монастырь потщуся. Да еще сего наказания мало: два раза меня бросало рулем в воду, и две камилавки с головы остались в воде, а сам не знаю какими судьбами, и подымусь с воды на сойму, а работник Федот безпрестанно воду отливает из соймы, а печники Феодор Трофимов с товарищем еле жива лежат в каюте; и как скоро ударит о сойму валом, то они кричат: ох погибли! и так нас несло ночь всю осенюю, и сами незнаем, куда нас несет; а как скоро стало разсветать, то работник Федот паруса кое как починил, и вместо райны поставили шест или сказать багор, и так ехать продолжали, и посмотрим, показался берег: то слава Богу, мы обрадовались, а как приехали поближе, то усмотрели Коневский монастырь, (на острову Ладожскаго же озера, от Андрусовой пустыни более 100 верст отстоящии,) и весьма обрадовались, и пристали в пристань, и пошли в монастырь согреться и отдохнуть; но на следующий день в ночь зделалась погода и ветр самый пресильный, и так сойму нашу волнами в пристани в зад и перед матало, что веревки, которыми она привязана, перетерлись, сойму нашу с пристани вынесло на чистой берег, где она осела и разбилась; после того муку на берег вытаскали, пересушили пшено и горох, крупа гречневая почти вся пропала, известь всю водой промыло, а кирпич иной вытаскали, а иной пропал, после того я сойму нанял в Чертовой Лахте у крестьянина Егора и так приехал в монастырь Валаамской.

 

2/. 181З года Месяца Октября, паки глаголет Игумен Иннокентий, в некую ночь пред заутренею виделось мне в сонном видении, якобы я еду по Ладожскому озеру в лодке, и стала лодка моя помалу тонуть, и видится как будто некий остров и церковь каменная небольшая, а как скоро приближился поближе и узнал, что Андрусовская пустыня и обрадовался, и воздохнул из глубины сердца: 0 Преподобие Отче Адриане! не остави меня погибнути в беде сей. И внезапу явися монах, взя меня за руку и поднял и говорит мне: доколе тебе неисполнить обещания своего. Я испрашиваю: ты, Отче, Кто такой и откуда? он и говорит мне. Я пустыни сей Начальник: Я и говорю ему: не смею проситься у Преосвященнаго; Он и говорит мне: просись, он тебя отпустит и благоволит с любовию, и так пришел будильщик просить благословения к утреннему пению. Пробудясь от сна видя себя в великом страхе и слезах от бывшего видения сердце мое трепетало но возрадовавшись что нахожусь в кельи. До зде собственноручное повествование Игумена Иннокентия".

 

7.

На этих словах завершается Валаамское "Сказание о Преподобном Отце нашем Адриане Чудотворце, основавшем около 1520 года по Р.Х. на берегу Ладожского озера в 25-ти верстах от города Олонца Монастырь, именуемые ныне Андрусова пустыня".

 

Далее продолжается Сказание, сотворенное молитвами, хлопотами и трудами игумена Иннокентия на месте заброшенной Ондрусовой пустыни.

 

Тридцать лет не удавалось исполнить ему данный обет, но пришел час, и Господь послал помощь. Еще в 1808 году, благодаря помощи купцов Симеона Чусова и Андрея Гусарова, удалось обновить в Ондрусовой пустыни древнюю церковь святителя Николая. Теперь пришла очередь возобновления и самой пустыни. В 1817 году купец Андрей Гусаров пожертвовал на обновление обители 3000 рублей и 6000 рублей положил в опекунский совет для вечного обращения в пользу обители.

 

Как пишет архимандрит Никодим, "Отец Иннокентий ревностно приступил к святому делу: храмы Божии привел в должное благолепие; воздвиг необходимые здания: его старанием возвращены пустыни древние дары Царские: тони на Ладожском озере и другие угодья: он исходатайствовал дозволение числиться пустыни приписною к Валаамскому монастырю, с содержанием заштатной семибратской, из своего монастыря назначил благонадежного настоятеля и перевел шесть человек монашествующих"(22).

 

Сдав в 1823 году (ему было уже восемьдесят пять лет) игуменство Валаамского монастыря, старец Иннокентий посвятил все оставшиеся годы на пользу двух обновленных им пустыней Ондрусовой и Сяндемской.

 

Скончался старец Иннокентий 22 сентября 1828 года в возрасте 90 лет. Погребен он на Валааме…

 

А Ондрусова пустынь была удостоена посещениям государя императора Александра Павловича.

 

На пути в Финляндию император остановился в Олонце и пожелал посетить Ондрусову пустынь.

 

8 августа 1819 года, оставив свиту, он переправился в рыбачей лодке на левый берег Олонки и, наняв лошадь, в сопровождении крестьянина деревни Большаковой Ермолая Маниева поехал к обители.

 

За две версты до пустыни лошадь, испугавшись чего-то, запнулась, и Его Величество продолжал путь пешком...

 

Словно из Жития преподобного Адриана Одрусовского забрела в начало девятнадцатого века эта лошадь...

 

Лошадь была назначена преподобным Адрианом, чтобы привести монахов к мест, где было брошено в болоте его тело.

 

Кажется, что эта лошадь и ведет императора к возобновленной пустыни, чтобы вновь была прославлена она по всей русской земле...

 

Аминь.

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Недавно и я побывал в Адриано-Ондрусовском монастыре.

 

Это не так уж и далеко, если свернуть, у Ильинского с Мурманского шоссе и по берегу Олонки двигаться к Ладожскому озеру.

 

Вначале дорога вполне приличная, но последний десяток километров дался нам с трудом.

 

То и дело дорогу преграждали глубокие, заполненные темной торфяной водой лужи, сама дорога много раз разветвлялась и мы трижды выезжали на ладожский берег совсем в другом месте.

 

И каждый раз как-то не по себе становилось — на берегу стояли в ряд газики, джипы и никого не было вокруг, только плескалась о берег поднимая со дна мусор, ладожская волна.

 

Похожее ощущение осталось и от самого Ондрусовского. Места тут рыбные, безохранные... Настоящее раздолье для рыбаков.

 

Есть в Ондрусовском и полуразвалившиеся дома, но больше крепких времянок и лодочных сараев, из которых и совершают хозяева их набеги на соседние острова, на своих моторках, на богатые рыбой луды...

 

От самого монастыря остались только развалины храм Введения Пресвятыя Богородицы.

 

Над местом, где почивают под спудом мощи преподобного Адриана Ондрусовского, иноками Важеозерского монастыря поставлен простой крест. На кресте бумажная, но почему-то невыцветающая под дождями и под солнцем иконка преподобномученика.

 

Мы помолились здесь на заросших пахучей земляникой развалинах, и направились в обратный путь...

 

Уже с дороги я оглянулся.

 

Крест, поставленный на развалинах храма, возвышался над окружающими его времянками и лодочными гаражами, и когда, против солнца смотришь на него, возникает ощущение, что это сам преподобный Адриан Ондрусовский и стоит окруженный сальскими пиратами, которых еще предстоит ему вразумить христианской любовью...

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Олонецкие Епархиальные ведомости, 1902, №22, стр.725

2. Архив Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, ф.1, оп. 7

3. Олонецкие Епархиальные ведомости, 1902, №22, стр. 723-725

4. "Сказание о преподобном отце нашем Адриане...", стр.5-6

5. Автором "Сказания..." является игумен Валаамского монастыря Иннокентий. Ему обязана Ондрусовская пустынь восстановлением.

6. "Сказание...", стр.6

7. Олонецкий патерик или сказание о жизни подвигах и чудесах Преподобных и Богоносных Отец наших. Просветителей и Чудотворцев Олонецких. "Олонецкие Епархиальные ведомости" №14, 1910 г., стр. 308

8. "Олонецкие еп. вед.", 1910. №14, стр. 308

9. "Сказание о преподобном отце нашем Адриане...", стр. 6

10. "Олонецкий патерик", "Олонецкие еп. вед.", 1910, № 14, стр. 308-309

11. А.П. Андреев, "Ладожское озеро", 1875 г.

12. Вящнищи, Гачу, Утицу, Чунбуру

13. Ол. еп. вед., 191О, №14, стр.312.

14. Архив Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, ф.1, оп.7, с.14

15. "О пятиках и погостах Новгородских". Прилож. VI, стр.136

16. Архив Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, ф.1, оп.7, л.8

17. "Нещастное приключение…", л. 9

18. А.М. Спиридонов и О.А. Яровой. "Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия"

19. Архив Спасо-Преобр. Валаамского монастыря. ф.1. оп.7 л.7-11.

20. "Сказание…", с. 14-15.

21. Иннокентий родился в 1738 году в Олонецкой губернии, в деревне Рижкалицы, что на правом берегу Олонки в Туксинском приходе. В 1762 году пострижен в монахи на Валааме игуменом Ефремом. 10 апреля 1762 года (год когда и попал первый раз в кораблекрушение у Ондрусовой пустыни) рукоположен митрополитом Гавриилом в иеромонахи. 13 июля 1801 года возведен митрополитом Амвросием в игумены Валаамского монастыря.

22. Ол. еп. вед., 1910, № 14, с.315.


Страница 1 - 7 из 7
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру