Вразумитель пиратов

Рассказ о житии преподобномученика Адриана Ондрусовского

Нелепо предположение А.М. Спиридонова и О.А. Ярового что архимандрит решил "выжать" из Валаама больше, чем могли ожидать в губернской администрации и поэтому объявил епископу Ладожскому и Карельскому Аарону, в епархию которого входили теперь Валаамские острова, что "по имянному его великого государя указу велено... на Валамском острове строить вновь монастырь".

 

О каком "выжимании" речь, если пока приходилось не "выжимать", а делать достаточно серьезные вложения в монастырское строительство.

 

Ну, и понятно, что даже и ради какой-то выгоды решиться на подлог с указом самого императора, мог не каждый… Шибко рисковым должен быть такой человек…

 

Через два десятка лет, Синод проведет расследование причин строительства нового монастыря на Валааме и строителя Иосифа Шарова подвергнут пыткам в застенках Феофана Прокоповича.

 

"Под страхом за неправдивое и утайное показание нетотию монашеского чина, но и жесточайшего в светском суде истязания" Иосиф ответил на вопросы следователей.

 

— Когда был сооружен Валамский монастырь?

 

— До моей бытности.

 

— Подлинный указ где ныне имеетца?

 

— Не знаю.

 

— Для каковых резонов оной Валамской монастырь к Кириллову монастырю Белозерскаго приписан?

 

— Не знаю.

 

— До приписки тот Валамской монастырь числился в Синодальной ли области или в коей епархии?

 

— Не знаю.

 

— Игументство ль в нем было или строительство?

 

— Того я не знаю. А с моей бытности Валамской монастырь имелся и ныне имеется в ведомстве Кириллова монастыря Белозерскаго.

 

— Пашенной при монастыре колико десятин?

 

— Того сказать не упомню.

 

— А на том де Валамском острове... по описи Кексгольмского баталиона капитана Василья Доможирова... показуетея построенная часовня в прошлых годех, была ли?"

 

— Того не ведаю. Таковой часовни по приходе своем в тот монастырь, а имянно в прошлом 1719, не застал и ныне никакой часовни в том Валамском монастыре також и жителей на оном острове трех дворов крестьянских и двора бобыльского не имеется...

 

Отнекиваясь и во всем ссылаясь на уже завершившего земной путь настоятеля Кириллово-Белозерского монастыря Иринарха, Иосиф заявил далее, что сам он лишь выполнял распоряжения, присылаемые от Кириллова монастыря, епископа Ладожского и Карельского Аарона, а с 1733 года также от Новгородского архиерейского дома и Вологодского епископа.

 

В результате расследования дела о Валаамском монастыре члены Синода констатировали: "О строении того монастыря высокославныя и вечнодостояныя памяти государя императора Петра Великого самодержца всероссийского указа не имеется, а обретается с помянутой благословенной за рукой предреченного архимандрита Иринарха грамоты копия...

 

Утая прежнее на Валаамском острове монастыря бытие объявлял оной архимандрит якобы вновь на том острове монастырь ему велено строить по имяному императорскому указу"...

 

То есть никакого указа Петра I предъявлено не было. Архимандрит Иринарх просто ввел епископа Аарона в заблуждение…

 

Но было уже поздно…

 

В 1719 году на острове поднялась первая монастырская церковь — во имя Преображения Господня с приделами Иоанна Богослова и Андрея Первозванного.

 

И это было несомненное чудо…

 

И случилось оно как раз в те годы, когда по высочайшей воле всем архиереям объявлено было, чтобы в епархиях у них чудес не вымышляли…

 

Но не запретить Божии чудеса, не отменить их никаким Указом.

 

Вопреки линии, проводимой Петром I и его преемниками, будет дан толчок к возрождению Валаамского монастыря, хотя и нелегко, воистину потом и кровью в самом прямом значении этих слов, давались первые шаги…

 

4.

Как обращались с человеком заподозренным в организации подлога с императорской грамотой, как вырывались у Иосифа показания догадаться нетрудно. О застенках Феофана Прокоповича и палачи из тайной канцелярии отзывались с огромным уважением.

 

Вероятно, тогда поднимался строитель Иосиф Шаров и на дыбу, "испытывался" и кнутом…

 

И вот теперь, переживая свое "нещастное приключение" не прозревал ли строитель Иосиф свое близкое будущее? Как это ни странно, но поведение рыбаков как-то неуловимо напоминает поведение сделавших свое дело палачей…

 

"Рыбарь же… обрете мя толико немощна, яко ни востати о себе, ниже проглаголати ми леть бе, недуга ради телеснаго. Видев же сия, шед пригласи прочия рыбари: они же притекше и принесоша в хижину свою… у них же лежаху неведомии два человека… еле жива суща и молиша, да им помогут. Рыбари совокульшеся идоша и подъемше на вретищах человеков сих, принесоша. Единаго убо положивше чревом на дельфу; и егда начаша вращати семо и овамо, абие умре. Другаго же выспрь подъемше рукама, повергоша на землю он же отрыгну из гортани своея запекшуюся кровь, и пришед в себе, проглагола. Таже повергоша и мене; изыде же и из мене таковаяжде кровь и аз подобие проглаголах"(19)...

 

Тридцать три года спустя после пыток в застенках Феофана Прокоповича строитель Иосиф Шаров рассказывает про свое "нещастное приключение", бывшее с ним сорок шесть лет — почти полвека! — назад.

 

Отчасти, вероятно, события жизни наплывали одно на другое…

 

Отчасти, могло присутствовать — вспомним о бушевавших тогда преследованиях духовенства! — некое иносказание.

 

Отчасти — Иосиф, попав к рыбакам, находился в крайнем состоянии переутомления и болезненной горячки — его сознание было открыто для прошлого и для будущего...

 

Поэтому не так и важно, как "путает" в своем рассказе Иосиф Шаров различные события своей жизни: вспоминая их, или же прозирая свою жизнь вперед.

 

Вспомним еще раз о датах…

 

Очевидно, что в том высоком молитвенном сосредоточении, в котором находился Иосиф Шаров, не могло не сливаться настоящее, прошлое и будущее - в единое, Божие время…

 

Очевидно, что в том высоком молитвенном сосредоточении, в котором находился Иосиф Шаров, восстанавливая Валаамский монастырь, по сути дела вопреки воле императора, на свой страх и риск, и не могло не сливаться настоящее, прошлое и будущее в единое, Божие время…

 

И монах — все окрестные монастыри были закрыты тогда! — пришедший спасти строителя Иосифа Шарова тоже из этого Божиего времени и каким-то образом связан с преподобным Адрианом Ондрусовским.

 

5.

Почему сшит текст "Нещастного приключения..." со "Сказанием...", становится понятно, когда мы читаем описание кораблекрушения, в которое попал сам автор "Сказания" — валаамский иеромонах Иннокентий, будущий игумен монастыря.

 

"В Лета 1782-го в Августе месяце бысть послан из Валаамского Монастыря с некоторою братиею иеромонах Иннокентий в город Новую Ладогу, для покупки хлебнаго для монастыря припаса. И егда возвращахуся в Монастырь плавание творя по Олонецкому брегу Ладожскаго Озера и уже быти им на два только поприща от Андрусовой пустыни, в то время внезапу воста буря велия и вдруг сильным ветром понесло их сойму на средину озера, вскоре же село судно на луду, где и било их всю ночь волнами до того, что сойму на бок опрокинуло, а после и на части разбило, волне же чрез сойму их перекатываясь ежеминутно приводили всех их в страхе смерти. Когда же погода к утру стихла, тогда иеромонах Иннокентий зделал из досок плотик, стал на оный. Зная же, что они недалеко находятся от пустыни, преподобным Адрианом во имя Святителя и Чудотворца Николая созданной и по упразднении тогда в конечном запустении бывшей, помолился сим святым, дав обет и жить в сей пустыне и возобновить ее по возможности: и тако поплыл волнами носимый, (в Ладожском озере волны после бурь более суток неутихают) - и Божиим поспешеством за молитвы Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Адриана, принесен был волнами к берегу безбедственно, и что удивительно, прямо к Андрусовой пустыне. Вышед убо на берег и вшед в монастырь велие воздаде благодарение Спасителю Богу, Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю и преподобному Адриану за избавление свое и сущей с ним братии от потопления. По сем пойде в город Олонец и поведа все бывшее Протоиерею, таже иде в Троицкий Алек-сандро-свирский монастырь к Преосвященному Виктору Новгородской Митрополии Викарию, и просяше благословения поселитися ему в упра-здненной Андрусовой пустыне. Сей же повеле ему просити о сем Гавриила Архиепископа, (после Митрополита) Новгородского и С-т-Петербургскаго, тогда старец Иннокентий шед в Ильинский погост нанял новую сойму, и приплыл к своей разбитой, и переложив с братиею хлебной припас в оную, вси достигают Валаамскаго Монастыря благополучно"(20).

 


Страница 6 - 6 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру