Дар аль-Кибт (Дом коптов)

ТОЛЬКО ЛИ ПИРАМИДЫ И СФИНКСЫ?

Во время поездки по Египту в марте 2004 года я снял трехчасовой видеофильм. Ко мне зашел сосед. Я стал рассказывать о поездке, а потом поставил ему сие произведение любительского кинематографа. Сначала, конечно, были пирамиды и сфинкс, потом пошли кадры, снятые в христианских храмах Египта. Поскольку поездка была паломническая и в основном проходила по местам, связанным с бегством Святого Семейства в Египет, с коптскими и греческими церквями и монастырями, то и кадры, снятые в храмах и монастырях, в моём фильме значительно преобладают.

 

- А это где? - зевнув, спросил мой сосед.

 

- Это всё ещё в Каире.

 

- Нет, вот это.

 

- Я и говорю, что в Каире.

 

- В Египте?

 

- Ну да!

 

Сосед долго не мог поверить. В его представлении Египет сплошь состоял из пирамид и сфинксов, да арабских зданий и мечетей. Ну, ещё, конечно, Шарм аш-Шейх. А монастыри и храмы, это, извините, не из той оперы.

 

- Ну, а кто, по-твоему, копты? - спросил я.

 

- Копты?.. - промолвил он и основательно задумался.

 

КУДА ПОДЕВАЛИСЬ ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ?

Полагаю, самым распространенным ответом на такой вопрос будет: "Растворились сначала в греках, а потом в арабах". Но так ли это?

 

Начнём из самого далека. Согласно древнему тексту, дошедшему до нас в поздней записи и известному как "Мемфисский богословский трактат", в глубине веков появился бог-творец Птах. Он создал себя сам. От него началась история мира. Птах сотворил первых богов, среди которых чуть ли не первым был бог Атум. По слову Птаха, Атум сотворил мир. Если бы не знать, что греческое "атом" означает "неделимый", то можно было бы подумать, что это от имени Атума. Птах вдохнул жизнь в людей, поставил других богов над ними, подарил людям законы, письменность, искусство, ремёсла, научил строить дома, возделывать пашни, высекать статуи.

 

Потомки библейского Хама населили северо-восток Африки, и от имени своего прародителя они назвали страну Хами, или Хэми. Жители страны Хэми обожествляли слово, ибо считалось, что мир сотворен из слова бога-творца. Вокруг храма бога Птаха родилась первая столица Хэми. Город получил наименование Ха-Ка-Пта, что означало "крепость души Птаха". Жителей Хэми, подчиняющихся столице, стали именовать Ха-Ка-Пта, точно так же, как после возвышения Москвы родились понятия "московит", "москвич", "москаль", "Московия". Когда в Хэми появились греки, они усвоили именно это название - Ха-Ка-Пта, несколько переиначив его на свой лад. Так родилось слово "Египет". Женщины Хэми были искусны в косметике, и слово "Хэми" перешло в древнегреческий как обозначение этого искусства. В дальнейшем от него произошло слово "химия". Сам город Ха-Ка-Пта греки стали называть Мемфисом, по имени белокаменной крепости Меннефер, стоящий в пригороде. Вот так всё перепуталось. Остаётся добавить, что словом "Египет", происходящим от названия столицы Хэми, греки окрестили не только всю страну, но и реку Нил, а в греческой мифологии появился бог Египет, внук Посейдона и владыка великой реки.

 

После 332 года до Рождества Христова Хэми, которую всё чаще именовали Египтом, стала частью так называемого Эллинистического мира. Александр Македонский основал на берегу Средиземного моря свою египетскую столицу Александрию. Один из его военачальников Птолемей стал зачинателем новой династии египетских царей - Птолемеев. Древние египтяне, потомки Хеопса, всех Тутмосов, Рамзесов и Аменхотепов, входили в новую цивилизацию. Их язык, сохраняя исконную структуру, жадно вбирал в себя новомодную греческую лексику. Обновлялось иератическое письмо, иероглифы упрощались. И все же, нововведения не уничтожили, не растворили египтян в греках. Они оставались носителями самобытности Хэми. С 30 года до Рождества Христова страна стала частью Римской империи.

 

И вот, именно сюда, в Египет, привезли младенца Иисуса.

 

Родившийся под самым сердцем Святой Земли, в нескольких километрах к югу от Иерусалима, в яслях вифлеемских, Господь Спаситель после принесения в Иерусалимский храм к Симеону Богоприимцу, был переправлен далеко на запад, в Африку. Здесь, в земле Хамовой, прошли первые Его младенческие годы. И Египет стал колыбелью христианства. Именно египтянам посчастливилось видеть Его маленьким ребёнком. Письменных свидетельств об этом периоде жизни Иисуса не обнаружено, но сохранились легенды, как, например, о селении близ Мемфиса, в котором Святому Семейству не дали хлеба, после чего там никогда больше не родился хлеб. Теперь это место находится в городской черте Каира. Сказание красноречиво свидетельствует о том, что в других местах Святое Семейство обретало кров и заботу. Всюду люди видели, что перед ними не обычный ребёнок, да и слух о предсказании Ирода успел распространиться. Иосифу, Марии и Богомладенцу пришлось много скитаться по Египту, но, скорее всего, не потому, что они натыкались на отсутствие гостеприимства, а потому, что всюду шныряли Иродовы ищейки.

 

Люди своими глазами видели, как деревья склоняли ветви с плодами к Богородице Деве, как от одного взгляда необычного мальчика разрушались языческие идолы, как в безводных местах из-под земли выбивались источники к ногам Святого Семейства, как приходили к младенцу звери, чтобы поклониться Ему, побыть рядом.

 

Всё это до краёв наполнило будущие коптские легенды.

 

Благодаря этим сказаниям, египтяне довольно быстро и охотно приняли веру в Христа. Бывшие язычники, поклонявшиеся Осирису и Амону Ра, Исиде и Птаху, пришли к истинному единобожию. В христианстве они и сохранятся до наших дней.

 

НАЧАЛО ЕГИПЕТСКОГО ХРИСТИАНСТВА

По свидетельству александрийского патриарха Евтихия, на девятом году царствования римского императора Клавдия, а, стало быть, в 49 году по Рождестве Христовом, в Александрию Египетскую прибыл апостол-евангелист Иоанн Марк. До этого он сопровождал апостола Петра, и тот отправил его проповедовать Евангелие в земле египетской. Несмотря на то, что в Египте проживало огромное количество иудеев, имевших здесь синагоги, синедрион и даже храм наподобие Иерусалимского, они не смогли помешать апостолу. Египтяне, среди которых было много свидетелей посещения страны Хэми самим Святым Семейством, готовы были воспринять проповедь Марка. Мало того, множество иудеев сердцем услышало эту проповедь.

 

Благодаря деятельности проповедника Марка, в Александрии и окрестностях образовалось и благоустроилось несколько церквей. Сам Марк рукоположил здесь епископов и прочих клириков и покинул Египет на шестнадцать лет. В 64 году он был свидетелем мученической кончины в Риме обоих своих учителей - первоверховных апостолов Петра и Павла. Сразу после этого он вновь отправился в Египет, вновь проповедовал, благоустраивал основанную им Церковь. Он же в языческой учёной среде, в Александрийской библиотеке основал христианское огласительное училище, ставшее почвой для взращивания христианского просвещения. Из него впоследствии вышли Климент, Пантен, Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец - знаменитые учителя и отцы Церкви. В Египте Марк составил чин литургии, сохранявшийся в продолжение многих веков. А в современном египетском христианском богослужении до сих пор используются многие молитвы, приписываемые евангелисту Марку.

 

Проживая в Египте, апостол Марк устремлялся в другие прибрежные страны Африки с христианской проповедью, но лишь в Египте его проповедь имела столь сильный успех. Современник Марка, иудейский философ Филон с восторгом писал о египетских христианах. Его свидетельство особенно ценно, ибо учёный жид оставался врагом Христовой веры. Филон пишет: "Они оставляют всякую заботу о временном богатстве и не пекутся о своих имениях. Некоторые же из них, оставляя всякое попечение о житейском, уходят из городов и водворяются в уединенных местах и садах, избегая сопребывания с людьми, несогласными с ними в жизни, чтобы не иметь от них препятствия в добродетели. Воздержание и умерщвление плоти они считают основанием, на котором только одном может созидаться добрая жизнь. Ни один из них раньше наступления вечера не вкушает и не пьёт, а некоторые не приступают к пище до четвёртого дня. Другие же опытные в толковании и разумении Божественного Писания, будучи исполнены жаждою знания и питаясь духовной пищей богомыслия, проводя время в изучении Писания, забывают о телесной пище до шестого дня. Вина отнюдь никто из них не пьёт, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп. Священное писание изъясняется ими иносказательно, чрез нахождение подразумеваемого и сокровенного смысла и Таин: ибо Писание, по их мнению, подобно живому существу: словесные выражения составляют его тело видимое, а сокровенная под сими выражениями мысль и тайна составляют его душу невидимую. Они рано встают на славословие Божие и молитву, на пение и слушание слова Божия - отдельно мужчины и отдельно женщины. Некоторые из них пребывают в непрерывном посте в течение семи недель. Седьмой день у них в великом почитании. Приготовляясь к нему и прочим праздникам, они ложатся почивать для отдыха на голую землю. Божественную службу совершают у них священники и диаконы, над которыми начальствует епископ".

 

В Александрии апостол Марк обрёл свой мученический венец. Шла эра гонений на христиан, в Риме правил злочестивый Нерон. Схваченного Марка волокли на веревке по улицам, до тех пор, покуда он не скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой!" Язычники намеревались сжечь тело, но страшная буря с громом, молниями и дождём напугала их. Христиане, взяв тело, погребли его в каменном гробе, в пещере, где проходили их молитвенные собрания. В 310 году над гробом с мощами апостола-евангелиста Марка вознеслась церковь. В 1828 году венецианские купцы коварно выкрали мощи святого. Венеция, наравне с Александрией, почитается как град святого Марка, ибо там, в окрестностях Аквилеи, он много проповедовал, там основал живучую христианскую колонию. И мощи его с тех пор почивают в венецианском храме. Лишь часть мощей в 1968 году была передана венецианцами каирскому храму святого Марка.

 

А в Александрии стоит исполинский храм, в подземелье которого паломникам показывают пустую пещеру, где с 68 по 1828 год, на протяжении 1760 лет мощи апостола-евангелиста покоились в мире. Храм великолепный, дух захватывает, когда смотришь в его высоченный купол. Благоговение омывает душу, когда спускаешься к месту бывшего погребения апостола... И становится горько, что сами мощи уже не здесь, а в городе каналов и карнавалов.

 

МУЧЕНИКИ, МОНАХИ И ОТШЕЛЬНИКИ

Египетские христиане придают мученичеству за Христа наиглавнейшую роль в жизни. Марк учил их не скрываться, открыто исповедовать веру, не прятаться в катакомбах, не бегать от своих гонителей. Ибо и Христос не скрывался. В эпоху гонений на христиан при императоре Диоклетиане главным годом египетского мученичества стал 284-й. Взойдя на престол, Диоклетиан решил первым делом уничтожить христианство, и римляне по приказу своего императора устроили в Египте массовую резню. Им была поставлена цель истребить всех египетских христиан до единого. Количество убитых и умученных людей не известно, но предание гласит, что весь Египет покрылся мертвыми телами.

 

В истории египетской церкви это событие стало столь важным, что в дальнейшем египтяне настояли на том, чтобы наравне с христианским летоисчислением вести своё собственное - от 284 года. Допустим, они говорят: "Сейчас 2004 год от Рождества Христова (Anno Domini) и 1720 год от Святых мучеников (Anno Martyri)". Причем, Новый год они отмечают 29 августа или, по новому стилю, 11 сентября, поскольку именно в этот день началось истребление христиан Египта при Диоклетиане. (Упаси меня Бог, я не призываю искать исполнителей терактов 11 сентября в Америке среди египетских христиан!)

 

Через три года после резни, устроенной римлянами, в маленьком городке Коме в среднем течении Нила родился мальчик Антоний. Он воспитывался в богатой христианской семье, в восемнадцать лет особенно сильно прочувствовал слова Христа "Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси, и гряди во след мне". Он роздал свое имущество нищим и далее жил в бедности, много работал, а деньги, получаемые за изготовленные изделия труда своего, вновь пускал на то, чтобы одаривать остро нуждающихся. Антонию суждено было стать первым в истории христианства основателем монастыря. В нашем сознании при имени Антония Великого мгновенно возникает множество произведений западноевропейской живописи и литературы на сюжет "Искушение Святого Антония". Безусловно, вряд ли ещё найдется иной аскет, которому пришлось бы в такой мере испытать на себе мощные дьявольские искушения и побороть их. Но прежде всего должно, пожалуй, возникать другое: "Основоположник монастырской жизни". Наш Сергий Радонежский - побратим египтянину Антонию.

 

Обитель Антония Великого существует и процветает по сей день. От неё высоко в гору уводят ступени к пещере, в которой подвизался подвижник христианства. Пещера имеет узкий вход, подобный каменной келье Александра Свирского на Валааме. Но затем узкая расщелина расширяется, и внутри образуется довольно просторное помещение, в котором денно и нощно горят лампады, а монахи молятся на языке, считающемся тем самым, древнеегипетским наречием. Мощи святителя, скончавшегося в 356 году, открыты и перенесены в Александрию в 561 году; после взятия Египта арабами они перенесены в Константинополь, а оттуда в 980 году во Францию. Ныне они покоятся в церкви св. Иулиана в Арле.

 

Удивительно сказание о Павле, отшельнике, жившем неподалеку от обители Антония Великого. Он был прозван Фивейским, по месту рождения в городе Фивы в южном Египте (теперь это город Луксор). Когда Антоний однажды подумал, что нет другого такого инока, как он, то сей же час услышал голос: "Антоний! Есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и совершеннее, чем ты. Если хочешь, можешь найти его в отдаленной пустыне, только ступай к нему скорее, пока он не отошел ко Господу". Вняв голосу, Антоний находит неподалеку от своей пустыни пещеру, где девяносто лет скрывался отшельник Павел, питаясь маленьким хлебцем, который ему ежедневно приносил ворон. Павел успевает рассказать о своей жизни и подвиге и вскоре умирает. В традиции египетской церкви изображать Антония Великого и Павла Фивейского вместе. Павел почитается как основатель отшельничества. В кондаке его величают как "отцев и постников твердое основание". Мощи Павла Фивейского также находятся в Европе, в Венгрии, часть главы его - в Риме.

 


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру