История Николо-Угрешского монастыря. Часть третья

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
1990 год
Бог поругаем не бывает… Множество бед пришлось пережить Русской Православной Церкви в XX столетии. Бесчисленные гонения обрушились на православных людей… Но вера православная оставалась жить в их сердцах. Но надежда на Промысел Божий
продолжала согревать их души. Но Любовь Христова помогала преодолевать все невзгоды и страдания. И пришло время возрождения. И вновь озарили землю Русскую золотые купола православных храмов, осененные величественными крестами. И снова заблаговестили по всей России колокола, призывая народ в Церковь Божию.

"Сия вся угреша сердце мое", — сказал когда-то, согласно древнему преданию, святой благоверный князь Димитрий Иванович Донской. И разве могли оставаться холодными сердца потомков великого князя, спасителя Русской земли? Разве могли они, проживая рядом с обителью, основанной Димитрием Ивановичем, оставаться безучастными к ее судьбе, ходить мимо разрушенных храмов и стен, взирать на поруганные святыни? Не могло быть такого! Ведь душа наша — христианка, просто мы, грешные, часто забываем об этом…
Все началось в 1990 году. Именно тогда в г. Дзержинском была создана инициативная группа по возобновлению богослужения в Николо-Угрешском монастыре, которую возглавила Таисия Даниловна Сычева, а ее помощницей стала Анна Мироновна Курских. Были собраны несколько сот подписей под обращением к властям с просьбой об открытии прихода на территории разрушенной обители. Это обращение было поддержано городской властью, и в конце 1990 года Дзержинский городской Совет народных депутатов принял решение передать Церкви помещение Успенского храма бывшего Николо-Угрешского монастыря. В скором времени документы были переданы в Московский Патриархат. Даже по тем временам это было дело еще небывалое — городские власти по требованию горожан сами возвращали храм в лоно Церкви!

Уже 18 ноября 1990 года Московский Патриархат направил в монастырь батюшку — отца Вениамина (Зарицкого), а 15 декабря в стенах бывшего монастыря прошел молебен с акафистом. В тот день молящихся не пустили в Успенскую церковь якобы из соображений пожарной безопасности, поэтому службу проводили прямо на улице перед ее стенами. А 19 декабря, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Николо-Угрешской обители, в Успенском храме состоялась и первая после разрушения обители Божественная литургия. И сам храм, и площадь перед ним были заполнены народом, казалось, что собрался весь город, столь нужно было людям это возрождение обители, столь ждали все этого праздника. И, казалось, искренняя сердечная молитва возносилась прямо в небеса, а над площадью будто бы разлился небесный свет. Да и не могло быть иначе, ведь в тот день причастились около 300 человек.

И соборная молитва была услышана. Господь вновь, уже в который раз, не оставил без помощи Николо-Угрешскую обитель. Уже 30 января 1991 года состоялось решение Мособлсовета о возвращении Русской Православной Церкви Николо-Угрешского монастыря. В свою очередь, решением Московского Патриархата монастырь был не просто возрожден, но и возведен в новый, высокий статус, которого до того не имел никогда — стал ставропигиальным. Священноархимандритом обители стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, наместником — архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 2003 г. — епископ Люберецкий). Так, спустя 610 лет со дня основания обители, свершилось новое, второе рождение Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря.

1 мая 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил первый храм Николо-Угрешского монастыря — церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.


НОВОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
1990—2006 гг.

За вторым рождением последовало и новое возрождение Николо-Угрешского монастыря. Правда, это так легко сказать — последовало возрождение… Но скольких трудов, скольких неустанных забот, скольких преодолений оно стоило! Сколько нужно было превозмочь препятствий, чтобы былая слава Угрешской обители вновь осенила подмосковные земли, а монастырь вновь стал тем духовным центром России, каким он вошел в нашу историю — собирающим Русь Православную под хоругви с ликом Спаса Нерукотворного!

В 1991 году, несмотря на проведенную когда-то здесь реставрацию, обитель находилась в тяжелейшем состоянии. Здания храмов, запущенные, обезглавленные, изуродованные многочисленными перестройками. Некогда величественный Спасо-Преображенский собор теперь стоял мрачным памятником эпохи духовного запустения, с заросшей деревьями кровлей. Поросшие бурьяном руины Святых ворот. Обезображенные фасады братских корпусов. Запущенные пруды: в нижнем была свалка мусора, а средний уже давно зарос тиной и ряской.

Перед братией лежало, казалось бы, необъятное поле деятельности. Но по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вокруг обители сплотился коллектив энергичных людей, всей душой отдавшихся делу возрождения Николо-Угрешского монастыря.

И как всегда бывает в России, в эти трудные дни на помощь обители пришли добрые люди, ставшие новыми благотворителями Николо-Угрешского монастыря. На протяжении пятнадцати лет тогдашний глава города Дзержинского Виктор Иванович Доркин (в 1995—2006 гг. — мэр города) всегда оказывал всевозможную помощь обители. С первых дней пребывания у власти В. И. Доркин связывал надежды на процветание города с возрождением монастыря как символа духовного единения горожан. Искренняя, сердечная любовь к Отечеству, любовь к истории и культуре России, любовь к родному городу — эти неизбывные качества отличали Виктора Ивановича и как человека, и как градоначальника.

А главным благотворителем монастыря стал директор ТЭЦ-22 ОАО "Мосэнерго" Иван Михайлович Козлов. Глубоко религиозный человек, подвижник и патриот, И. М. Козлов возглавил общественный комитет по восстановлению Николо-Угрешского монастыря. Иван Михайлович сердечно озабочен нарастающей бездуховностью в современном обществе, отсутствием в людских душах искры Божией. Поэтому он положил немало сил на то, чтобы Николо-Угрешский монастырь был восстановлен. Ни одно из значимых событий в монастырской жизни не обходилось без его участия. Неоднократно по инициативе Ивана Михайловича коллектив ТЭЦ-22 добровольно перечислял средства на счет монастыря. Руководство ТЭЦ-22 регулярно обеспечивало строительство в монастыре техникой, людьми, материалами. "Его нам Бог послал в награду", — говорит о И. М. Козлове епископ Вениамин.

Помощь в деле возрождения Угрешской обители на протяжении 90-х годов оказывала акционерная агрофирма "Белая Дача" (генеральный директор В. А. Семенов) и другие организации. В разное время усилиями благотворителей монастыря были восстановлены многие здания, храмы, монастырские стены, отлиты монастырские колокола, благоустроена территория монастыря. На восстановительных объектах трудились рядовые и офицеры воинских частей МЧС, дивизии МВД им. Дзержинского.

А самыми наиглавнейшими благотворителями Николо-Угрешского монастыря стали жители г. Дзержинского. Люди помогали не только деньгами, но и своим трудом, очищая территорию обители от мусора, работая на строительстве. Народ выходил на добровольные субботники, все силы отдавая богоугодному делу и ощущая неизмеримую благодать от трудов своих.

Началось все с малого — поначалу привели в порядок крыши Спасо-Преображенского собора и других зданий, очистив их от зарослей деревьев и травы. Затем решением городских властей с территории монастыря вывели все городские службы, но открылась монастырская пекарня, а через какое-то время и цех по производству полуфабрикатов. Монастырь стал снабжать горожан продуктами собственного производства.

А в 1994 году начала действовать трапезная церковь в честь святого апостола Матфея и великомученицы Параскевы. В 1993 году при городской больнице был открыт храм во имявеликомученика и целителя Пантелеимона, окормляемый братией монастыря. На литургии, которую здесь служат каждую пятницу, больные имеют возможность исповедаться и причаститься.

И вскоре с помощью Божией и при неустанной поддержке благотворителей и жителей г. Дзержинского восстановительные работы пошли быстрыми темпами. За последующие тринадцать лет обитель несказанно преобразилась.

Все главнейшие события монастырской жизни с самых первых дней проходили под знаком неустанного внимания Священноархимандрита Николо-Угрешского монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх обязательно приезжал на освящение монастырских храмов и служил Божественные литургии: 23 июня 1995 года — при освящении скитской Петропавловской церкви, 13 апреля 1997 года — при освящении престола во имя преподобной Марии Египетской в Успенской церкви, 22 мая 1998 года — при освящении заново построенной часовни в память о чудесном явлении иконы Святителя Николая Чудотворца великому князю Димитрию Донскому, 16 ноября 1999 года при освящении храма во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

При столь сердечной заботе росла и монастырская братия, число которой в 2000 году составляло уже 33 человека, в том числе 12 иеромонахов, 6 монахов и 14 послушников. В 2006 году в монастыре подвизалось 34 инока.

С первых дней открытия монастыря в обители была возрождена традиция колокольного звона. И теперь каждый день плывут над окрестностью серебряные перезвоны монастырских колоколов. В 1994 году был образован хор прихожан. Возник коллектив незаметно, постепенно. Сначала стали петь на молебнах по воскресным дням после поздней службы, потом понадобился хор в больничный храм великомученика и целителя Пантелеимона. Здесь женщины выполняли христианский долг милосердия: накануне богослужения они проходят по всем отделениям, предупреждают о предстоящей службе, объясняют желающим, как подготовиться ко Святому Причащению. Вскоре наместник Вениамин, видя положительные результаты, благословил им петь на ранних литургиях по воскресеньям и великим праздникам. Хор до сих пор растет, совершенствуя свое певческое мастерство.

7 июня 1992 года вместе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси в обители побывал и сослужил Его Святейшеству Божественную литургию епископ Закинфский Хризостом (Элладская Православная Церковь). С тех пор Николо-Угрешский монастырь стал постоянным местом посещения Предстоятелей, владык, архиереев и священнослужителей Поместных и Автокефальных Православных Церквей.

Постепенно в обители были восстановлены братские корпуса, монастырские стены, налажено монастырское хозяйство. С 1993 года НПО "Союз" передало обители "зеленый цех" с теплицами, садом и различными постройками. Здесь было организовано образцовое хозяйство, которому могло бы позавидовать иное сельскохозяйственное предприятие. Теплицы круглогодично дают урожаи помидоров, огурцов, лука, редиса, не говоря уже о зеленых культурах. Но если эти овощи нельзя считать диковинными для подмосковных земель, то вот гранаты, лимоны, лавровые и кофейные деревья, ананасы — истинное достижение монастырских умельцев. В иной год они собирают до тонны лимонов! А неподалеку от теплиц клубятся и стайки упитанных кур, гусей, цесарок и индюков.

Вскоре обитель обрела и свое подворье в г. Астрахани, а также Знаменский скит под Рязанью. При Знаменском скиту находится скотный двор, на который перевезена большая часть монастырского скота, а также монастырские луговые угодья, поля, засеянные зерновыми и картофелем. В 1998 году вся братия монастыря впервые выезжала в Рязанскую область, где заготавливала сено, занималась прополкой картофеля, борьбой с вредителями.

Освященный Божиею благодатью и людской заботой, Николо-Угрешский монастырь стал осуществлять неустанную деятельность по заботе о духовной жизни православной паствы, постепенно возвращая себе значение важного духовного центра. В 1992 году в монастыре открылась воскресная школа для детей. Сначала воскресные занятия посещали всего 10 ребятишек, но в 1997 году их число возросло до 60 человек. Дети изучают Закон Божий, церковнославянский язык, церковную историю и искусство.

В начале лета 1998 года Николо-Угрешской обители было передано здание бывшей медсанчасти, в которой разместилось духовное училище. 1 сентября 1998 года начался первый учебный год в Николо-Угрешском духовном училище. В этот день воспитанники и преподаватели собрались в Успенском храме обители, чтобы усердной молитвой испросить благословения на предстоящий нелегкий труд. Учащимся в первом классе предстояло изучать следующие предметы: катехизис (общие сведения о вероучении Православной Церкви), общецерковную историю, литургику (устав богослужения), Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, церковное искусство, славянский язык, современный иностранный язык, музыкальные дисциплины: сольфеджио, хор, обиход церковного пения. В последующие дни учащиеся и преподаватели посетили, по традиции, существующей в духовных школах, Троице-Сергиеву лавру, Новоиерусалимский монастырь, святыни Москвы.

В 1999 году училище было преобразовано в духовную семинарию. 7 июня 2003 года, в день памяти Третьего обретения главы Крестителя Господня Иоанна, в Николо-Угрешской духовной семинарии впервые состоялся выпускной акт. Актовый день начался с Божественной литургии в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря. Ее совершил Преосвященнейший Алексий, епископ Орехово-Зуевский в сослужении ректора Николо-Угрешской семинарии наместника монастыря Вениамина и собора монастырского духовенства.

Монастырь, внесший немалую лепту в объединение горожан, формирование их интереса к истории Угреши, православной вере, живет вместе с городом, участвуя во многих делах и праздниках. 21 сентября 1997 года, в день памяти Куликовской битвы, на одной из центральных площадей г. Дзержинского был открыт памятник святому благоверному князю Димитрию Ивановичу Донскому, основателю обители, а, значит, и города. Памятник, автором которого является известный скульптор В. М. Клыков, освятил наместник Вениамин с братией. Знаменательно, что средства на памятник горожане собирали всем миром. Менее года прошло с того дня, и новый праздник пришел на Угрешу. 22 мая 1998 года надолго останется в памяти горожан, всех, кто стал свидетелем торжества. В этот день, в праздник Николы Вешнего, после освящения Никольской часовни, крестный ход во главе со Святейшим Патриархом Алексием II направился по обновленной Никольской площади к месту, где недавно был установлен памятный знак Святителю Николаю Чудотворцу (в образе Николая Можайского), подаренный городу скульптором В. М. Клыковым. Под оружейный залп памятный знак был открыт, а затем освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Тысячи горожан приняли участие в этом городском празднике, который по праву считали своим, ведь сбор средств на благоустройство сквера и киот был всенародным. Пожертвования составили более 200 тысяч рублей и даже превысили необходимую сумму.

Самое яркое и незабываемое торжество прошло в Николо-Угрешском монастыре в жаркий солнечный день 28 мая 2000 года, когда был освящен возрожденный Спасо-Преображенский собор, в котором одновременно теперь могут уместиться до 7 000 человек. Все последнее десятилетие монастырь, да и весь город, прилагали огромные усилия в благородном деле реставрации храма — одного из самых просторных в России. В 1992 году началось восстановление деревянных конструкций кровли четверика и алтаря, воссоздали конструкцию "луковиц" куполов, начали восстанавливать кирпичную кладку стен, закомар на четверике и апсид алтарной части. Расцвели и кокошники — украшения на апсидах алтаря. В 1993 году были установлены стальные каркасы куполов, началось восстановление медной крыши алтаря, четвериков, трапезной и глав. Параллельно велись наружные штукатурные работы. В 1994 году начались внутренние работы по штукатурке — в барабанах куполов и на последних этажах, тогда же демонтировали два верхних внутренних перекрытия.

В марте того же года центральный купол был увенчан крестом (высота 7,5 м), изготовленным на ТЭЦ-22. Очевидцы помнят, что во время установки креста с помощью вертолета, поднялся сильнейший ветер, никак не дававший закончить работы, ибо раскачивал тяжелый крест из стороны в сторону. Но как только крест, наперекор природе, был установлен, ветер сразу же утих. В 1995 году четыре купола были покрыты ультрамарином и украшены золочеными звездами, а центральный купол — желтой краской из-за отсутствия средств на позолоту. 1996–1997 годы оказались знаменательны тем, что застеклили окна собора и установили водосточные трубы. В 1998–1999 годах были продолжены работы по штукатурке и побелке стен и расчистке внутренних помещений от межэтажных перекрытий, а также выведен из подвальных помещений собора столярный цех.

С начала 2000 года работы пошли еще более быстрыми темпами. Восстановление собора объявили общегородской стройкой, из бюджета города были выделены значительные средства. Велись отделочные работы, а параллельно работники "Вятских кустарных мастерских" монтировали свое детище — большой пятиярусный резной иконостас высотой 24 м и шириной 25 м. Из Саян и Греции привезли мрамор, которым укладывали пол, облицовывали стены алтаря и основания колонн. Из Греции прибыли и шесть великолепных паникадил. Непосредственно перед днем освящения собора в иконостас вмонтировали иконы, написанные палехскими мастерами. А ворота собора выполнила пензенская фирма "Арт-Деко" по эскизам художника Г. Дунаева.

В конце мая, когда основные работы уже подходили к завершению, возле древних монастырских стен можно было наблюдать удивительную картину. Со всех сторон города к монастырю стекались люди — с граблями, лопатами, ведрами. Заранее зная ответ, радостно спрашивали друг у друга: "В монастырь?" Многие, потрудившись какое-то время и подустав, уходили, но вскоре возвращались, говоря: "Невозможно усидеть дома". Кто-то приходил всего на час-другой, но за это время успевал сделать многое. Своей выносливостью и неутомимостью всех удивляли ветераны, браво штурмующие груды щебня, грунта и песка. "Чувство такое, что мы на параде", — говорили они. Ручейки людей обнимали собор, по одному из них, передаваемая из рук в руки, перетекала мраморная плитка, которой выкладывался пол в трапезной. Она была тяжелой и каждую обхватывали несколько человек. И невозможно было поверить собственным глазам: за считанные дни территория монастыря похорошела, расцвела клумбами и газонами, украсилась новыми тротуарами. А собор, освобождаясь от строительных лесов, мусора, грязи и пыли, как будто вырастал на глазах — вырастал из душ, сердец, труда и радости окруживших его людей. "Храм потому и называют собором, что он собирает людей", — сказал кто-то. "Всем миром — это так по-русски и — по сердцу", — ответил кто-то другой. Так и сбылось пророчество преподобного Пимена Угрешского, сказанное им более 100 лет назад о строительстве Спасо-Преображенского собора: "Храм Божий сам себя строит. Начни, помолясь, и работа пойдет, задержки не будет". Все вышло по предвидению святого старца.

 

И утром 28 мая 2000 года, благодаря добровольному труду сотен людей, обитель выглядела чистой и ухоженной. В 9 часов утра в Угрешу прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, встреченный отцом наместником Вениамином и главным благотворителем обители И. М. Козловым. Шесть часов длилось богослужение.

Вместе со Святейшим Патриархом в этот день в Свято-Преображенском соборе сослужили архиепископ Истринский Арсений, викарий Элладской Церкви епископ Дамаскин, епископ Майкопский и Армавирский Филарет, наместник монастыря Вениамин и другие священники. Тогда же Николо-Угрешская обитель обрела своего первого святого — Святейший Патриарх Алексий II совершил чин канонизации преподобного Пимена Угрешского. В своей речи по завершении чина прославления Святейший Патриарх, в частности, отметил: "В XIX веке появилось множество не только усердных подвижников, но и строителей русских обителей, ревновавших как о духовном совершенствовании братии, так и внешнем благолепии созидаемых монастырей. Одним из таких подвижников и строителей был архимандрит Пимен, которому Николо-Угрешская обитель обязана всем своим настоящим положением, а также введением в ней общежительного устава.

Во всю свою жизнь отец Пимен непрестанно памятовал свое монашеское звание. Он свято хранил иноческие обеты нравственной чистоты и целомудрия, нестяжания и послушания, любил монашество, глубоко был проникнут его духом и, желая быть сам истинным монахом, старался водворить этот дух не только в Угрешской обители, им управляемой, но и во всех общежительных монастырях, подчиненных его ведению как благочинному…"

С того дня мощи преподобного Пимена Угрешского покоятся в Спасо-Преображенском соборе монастыря в великолепной серебряной раке, изготовленной на пожертвования почитателей памяти преподобного.

По окончании службы Святейший Патриарх вручил высокие церковные награды — ордена Святого Благоверного Князя Даниила Московского II степени — внесшим неоценимый вклад в восстановление обители наместнику Вениамину, В.И. Доркину и И. М. Козлову.

В заключение Святейший Патриарх сказал: "Десять лет назад, приехав в Николо-Угрешу, я увидел здесь разруху, но и людей, одухотворенных идеей воссоздания порушенной святыни. И тогда в меня вселилась вера в возрождение обители, ведь это были светские люди, а духовных на Угреше еще не было.

Сегодня мы стали свидетелями второго рождения святыни. Низкий поклон всем, кто помогает и сейчас возродиться Николо-Угрешскому монастырю. Господь ведь щедро воздаст им. Жители города должны радоваться тому, что живут рядом с Николо-Угрешской обителью, которая имеет великую духовную притягательную силу, не исчезающую во времени. Люди, повторяя путь русских царей, патриархов и тысяч паломников, снова потянутся сюда.

Дай Бог, чтобы в XXI век мы вступили духовно пробужденными, забыв все трудности XX века. И чтобы XXI век для Отечества и народа был бы веком созидания, мира и благолепия".

Добрые слова, сказанные Святейшим Патриархом, стали истинным напутствием для монастырской братии, властей и жителей города. Труды по возрождению обители не утихают ни на один день. 21 августа 2000 года, во время празднования 620-летия основания монастыря, был заложен и торжественно освящен закладной камень на месте, где когда-то стоял древнейший Никольский собор. В декабре 2003 года здесь начались работы по восстановлению Никольского собора. В 2001 году было закончено строительство часовни в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших", вставшей возле среднего пруда. 22 сентября 2002 года состоялось торжественное освящение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храма во имя преподобного Пимена Угрешского, построенного при содействии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации. В 2003 году на одной из площадей города Дзержинского была построена и освящена церковь во имя Святителя Московского, Алтайского Макария (Невского). В ноябре 2003 года в Спасо-Преображенском соборе соорудили престол из оникса. Осенью 2002 года начались, а 24 июля 2003 года закончились работы по восстановлению двух верхних ярусов и купола с крестом монастырской колокольни, которая теперь, как и в былые времена, взметнулась в небеса более чем на 77 метров. А на колокольне установили часы с боем курантов. Завершены работы по восстановлению храма во имя Казанской иконы Божией Матери и находящейся под ней нижней церкви во имя Василия Парийского. В 2004 году закончилось строительство храма-часовни в честь Страстей Господних.

В августе 2003 года Николо-Угрешский монастырь посетила еще одна радость. 14 августа 2003 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония архимандрита Вениамина во епископа Люберецкого.

21 сентября 2004 года, в праздник Рождества Богородицы, в обители свершилась торжественная закладка возрождающегося СвятоНикольского собора с проведением водосвятного молебна, посвященного этому знаменательному событию. По этому случаю праздничную Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря совершил митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московского Патриархата, ему сослужил собор архиереев: архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ Рязанский Павел и епископ Люберецкий Вениамин, наместник Николо-Угрешского монастыря, который от всего сердца поблагодарил прибывших на торжество владык за их молитву и совершение богослужения: "Первые слова благодарности мы, вся братия, верующие, прихожане, паломники обращаем к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, который, как настоятель обители, постоянно заботится о ее благоукрашении, о ее духовной жизни…, и который благословил сегодня Вас, дорогой владыка митрополит, возглавить богослужение в нашем храме и начать празднование 625-летия существования нашей обители и пятнадцатилетия с начала ее возрождения…"

Передав прихожанам, священнослужителям, братии монастыря праздничные поздравления от Святейшего Патриарха, владыка Климент сказал: "Много лет мне приходилось быть рядом с Патриархом, на разных должностях помогать ему. Последние годы я слышал, как Святейший Патриарх тепло говорит о Николо-Угрешском монастыре, говорит о том, что здесь свершается чудо возрождения. Мне Господь сподобил быть здесь лет 12 назад — в соборе стояли какие-то станки, по двору ездили "скорые помощи"… А когда я сегодня зашел, то не узнал его. Это, действительно, чудо, которое совершилось на наших глазах. Чудо, которое должно свидетельствовать, что аналогичное чудо происходит в жизни каждого из нас — перерождение из человека, погрязшего в грехах, в человека святого, праведного. Это перерождение совершается через подвиг крестоношения. И, действительно, без креста на шее, без несения креста и следования за Христом невозможно совершить перерождение, невозможно сделать что-то доброе… Многие из вас, наверно, видели то печальное состояние монастыря, в котором он пребывал в советское время. Это свидетельство того, что наше Отечество, народ наш, отвернувшись от Бога, потеряли все святое, все ценное, что было у наших предков. Один из святителей сразу после революции сказал: "Чем больше будут разрушать храмов, тем больше будем строить тюрем". И такое, действительно, было. Сейчас Господь дал нам время, чтобы мы возродились сами и возродили свое Отечество…"

"Я хотел бы еще раз, — сказал в заключение владыка Климент, — передать всем вам благословение Святейшего Патриарха, поздравить вас с радостным днем прославления Царицы Небесной, пусть Она, Заступница наша, не оставит нас и сейчас, как Она не оставляла все годы жизни наше Отечество… Будем стремиться укреплять и умножать нашу веру, стремиться учить нашу молодежь жить по вере, для них православие должно стать не просто религиозным мировоззрением, а нормой жизни. Если мы сможем привести наших детей к православию, к вере в Бога, то Россия выживет, и все в нашей жизни будет благополучным…"

После завершения Божественной литургии была совершена торжественная церемония закладки Никольского храма. На этой церемонии присутствовали и директора крупных предприятий города (среди которых директор главного бюджетообразующего предприятия ТЭЦ-22 Иван Михайлович Козлов), а также представители администрации г. Дзержинский.

Новую радость принес октябрь 2004 года. Именно тогда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил преподобного Пимена Угрешского в лике общецерковных святых. А уже вскоре, 25 ноября 2004 года, в актовом зале духовной семинарии Николо-Угрешского мужского монастыря прошла первая научно-практическая конференция "Духовные пути русской литературы", посвященная прославлению преподобного Пимена Угрешского в лике общецерковных святых.

Конференция была организована братией монастыря совместно с Союзом писателей России, делегация которого в составе сопредседателя СП России, доктора исторических наук С. В. Перевезенцева, доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника ИМЛИ В. Ю. Троицкого, публициста, ученого и издателя А. Н. Стрижева и секретаря СП России, руководителя пресс-центра А. Б. Дорина прибыла на заседание.

С приветственным словом к участникам конференции обратился наместник Николо-Угрешского монастыря, ректор Николо-Угрешской духовной семинарии епископ Люберецкий Вениамин. Сопредседатель СП России С. В. Перевезенцев зачитал приветствие Председателя Союза писателей России В. Н. Ганичева, а первый заместитель главы администрации г. Дзержинский С.И. Рыбальченко огласил приветствие от имени города.

На конференции прозвучали глубокие и фундаментальные доклады игумена Иоанна "Житие и история прославления преподобного Пимена Угрешского", С. В. Перевезенцева "Преподобный Пимен Угрешский и русская святость XIX в.", В. Ю. Троицкого "О духовном направлении в русской поэзии XIX века и поэме Дмитрия Благово "Инок", А. Н. Стрижева "Николо-Угрешский монастырь в произведениях Святителя Игнатия (Брянчанинова)".

На Конференции, кроме учащихся и преподавателей духовной семинарии, присутствовали представители местной законодательной и исполнительной власти, а также учителя литературы и истории и учащиеся всех пяти школ г. Дзержинского.

Одной из наиболее заметных достопримечательностей Николо-Угрешского монастыря является музей-ризница, открытый в 1999 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Вот, что рассказал о музее ризничий Николо-Угрешского монастыря, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн: "Музей располагается в наиболее древнем здании обители — Царских и Патриарших палатах XVII – XIX веков. В экспозиции музея-ризницы представлено имущество ризницы монастыря, поэтому предметы церковного обихода из собрания время от времени используются при богослужении. Испокон веков монастырские ризницы являлись сокровищницами, хранившими в себе великие святыни Христианства, замечательные произведения живописи, шитья и прикладного искусства, а также редкие памятники истории. Николо-Угрешский монастырь, как одна из наиболее древних и славных обителей Московского края, до своего закрытия в 20-е годы XX века имел богатую ризницу. О ее составе рассказывают описи разного времени, начиная с 1763 года, хранящиеся в Российском Государственном архиве древних актов, а также акт об изъятии памятников церковной старины, проводившихся Комиссией ПОМГОЛА в 1922 году, и опись предметов, поступивших из Николо-Угрешского монастыря в музей-заповедник "Коломенское" в 1926 году. Кроме указанного музея в настоящее время иконы и предметы церковного обихода, происходящие из обители, находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее-заповеднике "Московский Кремль" и Государственном Историческом музее. Когда после семидесятилетнего разорения в монастыре вновь были возобновлены богослужения, возникла необходимость и в создании новой ризницы. Таким образом стала постепенно формироваться коллекция уникальных предметов, ныне представленных в качестве экспонатов музея-ризницы Николо-Угрешского монастыря. Экспозиция музея создавалась при непосредственном участии наместника и братии обители, а также преподавателей и учащихся Николо-Угрешской духовной семинарии. Многие экспонаты были пожертвованы музею благотворителями.

Обычно здесь во внебогослужебное время гостям обители предоставляется возможность поклониться главным святыням монастыря: части мощей Святителя и Чудотворца Николая, части мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и части Древа Животворящего Креста Господня.

Основную часть экспозиции представляет собрание икон. Самая древняя в экспозиции — Владимирская икона Пресвятой Богородицы XVI века в серебряном басменном окладе. В музее также можно увидеть замечательные произведения церковной живописи XVII века: иконы святых апостолов и Евангелистов Матфея и Иоанна Богослова, замечательный по художественной выразительности образ святых апостолов Петра и Павла, редкий по иконографии образ преподобного Иосифа Заоникиевского. Широко представлена в собрании иконография Святителя и Чудотворца Николая, небесного покровителя обители, имеются также различные образцы иконографии Пресвятой Богородицы.

Кроме икон в музее можно ознакомиться с произведениями прикладного искусства. К ним относятся напрестольные Евангелия в серебряных окладах, из которых самое крупное, изготовленное в середине XVIII века, весит около 30 килограмм. А также древний византийский крест-мощевик, вырезанный из дерева, богослужебные сосуды XVII – XIX веков, антиминсы XIX века, искусно вышитые облачения духовенства, употребляемые на богослужениях в праздничные дни.

Другая тема, представленная в экспозиции музея — история Николо-Угрешского монастыря. Во втором зале расположена фотовыставка, отразившая различные этапы истории обители в XIX и XX веках. В музее также приводится полный список известных по историческим документам Угрешских настоятелей и фотопортреты последних из них. Особый раздел посвящается старопечатным книгам, собранным в монастыре. Здесь же представлены книги об обители, изданные в XIX веке.

В четвертом зале музея представлена нумизматическая коллекция, которая напоминает о знаменательных страницах истории Древнего мира, первых христианских государств и Древней Руси.

Завершая посещение этого необычного музея, посетители попадают в примыкающую к последнему залу древнюю башню монастырской ограды XVI века, которая в XIX веке была перестроена под беседку. Согласно монастырскому преданию, в ее подклете в 1666 году был заточен протопоп Аввакум. А в 1880 году она стала местом праведной кончины преподобного Пимена Угрешского. Поэтому благочестивые паломники здесь имеют возможность поклониться его честному образу и раке, в которой первоначально находились святые мощи преподобного после его прославления в 2000 году до устройства новой раки, которая ныне находится в Спасо-Преображенском соборе".

Сделано очень, очень много. Но сколько еще впереди! И вот что очень важно. В Николо-Угрешской обители помнят завет преподобного Пимена Угрешского о том, что не одним обширным строительством добывается слава и честь монастыря, но благочестивой духовной жизнью, устремлением к святости, сердечным служением Господу нашему Иисусу Христу. Поэтому наместник монастыря и братия всячески стремятся к тому, чтобы их обитель стала истинным духовным центром современной православной жизни.

Уже сейчас в обители пребывает немало православных святынь. В 1999 году игуменья Макрина, настоятельница монастыря Дау в Греции, преподнесла в дар Угрешской обители частицу мощей Иоанна Предтечи, которая помещена на иконе святого. 22 мая 2000 года епископ Диавлийский Дамаскин доставил в дар Николо-Угрешскому монастырю частицу мощей Святителя Николая Чудотворца, происходящую из монастыря Иоанна Предтечи, что на полуострове Пелопоннес. В Успенском храме находятся икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей, большой позолоченный и украшенный ковчег с мощами 82 преподобных Киево-Печерских отцов, в числе которых и мощи преподобного Илии Муромца, прославившегося не только своими богатырскими победами, но и великими подвигами во имя Господа. На каждом богослужении верующие имеют возможность приложиться к частице мощей Святителя Игнатия (Брянчанинова), хранящейся в небольшом ковчеге. В обители пребывают частица мощей одного из сорока мучеников Севастийских, частицы мощей Великомученика Георгия Победоносца, Святителей Филарета Московского, Иннокентия Пензенского, Иннокентия Московского, преподобных Симеона Верхотурского и Иоанна Тульского. Одной из главных святынь монастыря являются мощи преподобного Пимена Угрешского. Весной 2003 года в монастырь была доставлена частица мощей святой мученицы Людмилы.

 

Как и в прежние времена, обитель ныне славится своими иконами, в том числе Тихвинской иконой Божией Матери, подаренной монастырю в 1991 году Святейшим Патриархом Московским всея Руси Алексием II. В сентябре 2003 года в обитель была торжественно принесена икона Святителя Николая — список с чудотворной иконы, которая явилась святому благоверному князю Димитрию Донскому.

И множатся, множатся чудеса в Николо-Угрешской обители. И в прежние годы, и за годы, протекшие со дня канонизации преподобного Пимена Угрешского, прихожане и братия монастыря неоднократно свидетельствовали о многочисленных знамениях и чудесах по молитвам угодника Божия. Расскажем только о некоторых из них.

В октябре 1998 года, совершая паломничество по святым местам Подмосковья, в Николо-Угрешский монастырь приехала монахиня Феофания (Тарасова). Утром 7 ноября матушка потеряла сознание и в очень тяжелом состоянии была доставлена в неврологическое отделение Дзержинской больницы. Матушка не могла ни говорить, ни двигаться. По мнению врачей, это было следствием острого нарушения мозгового кровообращения, и надежды на ее выздоровление почти не было. Предполагалось перед кончиной постричь матушку в великую схиму. Близкие ее горячо молились о выздоровлении матушки, заказывали молебны о здравии в Николо-Угрешской обители и просили помощи болящей, молитвенно обращаясь к архимандриту Пимену. Неоднократно священнослужители монастыря по просьбе ее близких служили по нему панихиды. К удивлению врачей, восьмидесятилетняя матушка начала быстро поправляться, речь ее вновь стала четкой, и 27 ноября она ушла из больницы здоровой. Близкие матушке люди видят в этом чуде исцеления несомненное заступничество архимандрита Пимена.

В другой раз инок Угрешской обители Герман в критический момент его жизни, во время приступа мочекаменной болезни, приложился к раке с мощами святого и усердно помолился преподобному Пимену об избавлении от боли. По милости Божией боль неожиданно и заметно уменьшилась.

10 августа 2002 года во время совершения проскомидии за ранней литургией в Успенском храме было замечено появление мира на иконе преподобного Пимена Угрешского — множество мелких и среднего размера маслянистых капель покрыли икону. После службы было отмечено, что количество капель заметно увеличилось. В этот же день был отслужен молебен с акафистом преподобному Пимену, и трое иноков обители освидетельствовали факт мироточения. По окончании молебна присутствующие в храме прихожане пожелали поклониться мощам преподобного, пребывающим в Преображенском соборе, и приложить к ним свои иконки. В один из моментов, когда иконки прикладывали к раке, присутствующие в соборе увидели сияние в возглавии раки. От неожиданности многие растерялись и говорили, что ничего подобного не видели, и что это явное чудо Божие.

Необычно было создание раки для мощей преподобного Пимена. Когда стоял вопрос, как лучше изготовить раку, неожиданно в монастырь было пожертвовано серебро, которого как раз хватило на изготовление серебряной раки. В этом братия увидела, несомненно, Промысел Божий в прославлении святого угодника.

Особой милостью Божией является быстро построенный храм в честь преподобного Пимена. Решение о строительстве храма было принято неожиданно для всех. В один день несколько благотворителей прибыли в монастырь и высказали желание построить храм в честь святого. Само строительство было столь необычно, что многие люди удивлялись тому, как быстро создается прекрасный храм. Во всем чувствовалось особое покровительство преподобного Пимена. Господь посылал людей, которые помогали своим трудом и пожертвованиями, и уже через год после закладки камня новый храм поражал всех своей красотой и изяществом. И почитание преподобного Пимена год от года неуклонно растет, очень частыми стали паломничества к его святым мощам.

В стены Николо-Угрешского монастыря все чаще доставляются великие святыни, которые на это время становятся предметом поклонения верующих православных людей, со всех мест приезжающих в обитель. Небывалым праздником стало пребывание в монастыре 19–22 июля 2000 года доставленных из Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона. В те дни святым мощам пришли поклониться около 50 000 человек.

С 15 марта по 9 апреля 2004 года, в дни Великого Поста в Николо-Угрешской обители пребывали святыни, хранящиеся в Успенском соборе Московского Кремля: Гвоздь от Креста Господня, а также частицы мощей святого Иоанна Предтечи и святого великомученика Георгия Победоносца. Встреченные братией монастыря и студентами Духовной семинарии, эти святыни были торжественно, с пением внесены в пределы Успенской церкви, где состоялся праздничный молебен. И снова тысячи паломников пришли к величайшим православным святыням. Потому для всеобщего поклонения святыни перенесли в Спасо-Преображенский собор.

Но особенно примечательным для Николо-Угрешского монастыря стал 2005 год — год юбилейный, ибо именно в 2005 году исполнилось 625 лет со дня основания обители.

В конце мая 2005 года, в день церковного поминовения памяти Святителя Николая Мирликийского, состоялись торжества, посвященные юбилею Николо-Угрешского монастыря, в которых принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И в эти дни обитель посетили тысячи православных верующих. Для приема паломников был создан палаточный городок.

20 мая 2005 года в монастырь был доставлен ковчег с частью мощей великомученика и целителя Пантелеимона из монастыря Панахранду на острове Андрос (Греция) и точная копия чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Корень Иессеев" из монастыря Святителя Николая с того же острова. Ковчег c мощами великомученика и целителя Пантелеимона был установлен для поклонения в Спасо-Преображенском соборе монастыря.

21 мая 2005 года состоялся 20-километровый и семичасовой крестный ход из Николо-Перервинской обители в Николо-Угрешский монастырь с иконой Святителя Николая из Николо-Угрешского монастыря. Крестный ход прошел через Печатники, Марьино и Капотню. Возглавил крестный ход Высокопреосвященнейший Арсений архиепископ Истринский, викарий Московской епархии. В крестном ходе приняло участие около 200 православных клириков Москвы и более тысячи мирян. Впервые торжественный крестный ход связал друг с другом две древние обители Москвы, посвященные Святителю Николаю Чудотворцу. В Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря все множество прибывшего духовенства приняло участие во Всенощном бдении в канун праздника Перенесения честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.

В тот же день в монастырь доставили новый 10-тонный колокол, отлитый ярославскими мастерами и пожертвованный в обитель Депутатом Государственной Думы ФС РФ В. А. Семеновым. На возрождаемой колокольне Николо-Угрешского монастыря колокол является вторым по величине после 18-тонного Большого благовестника, изготовленного в 2004 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, который 4 декабря 2004 года был поднят на третий ярус Угрешской колокольни.

22 мая, в день престольного праздника Николо-Угрешского монастыря Перенесения честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град богослужение
в обители возглавил ее Священноархимандрит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. События этого дня стали важнейшим этапом празднования 625-летней годовщины Куликовской
битвы и Николо-Угрешского монастыря.

Первосвятителю сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Истринский Арсений, епископы Диавлийский Дамаскин (Элладская Православная Церковь), Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност и наместник Николо-Угрешского монастыря епископ Люберецкий Вениамин. А также представители Американской Православной Церкви в Москве архимандрит Закхей (Вуд), наместники монастырей: Саввино-Сторожевского — архимандрит Феоктист и Сретенского — архимандрит Тихон, гости Николо-Угрешского монастыря из Элладской Православной Церкви: архимандрит Евдоким (Франгулакис), архимандрит Серафим (Стергиу) и архимандрит Серафим (Димитриу), Председатель Издательского Совета Московского Патриархата протоиерей Владимир Силовьев, братия обители и сонм московского духовенства. На богослужении также присутствовали губернатор Московской области Б. В. Громов, министр промышленности и энергетики России В. Б. Христенко, заместитель министра юстиции РФ В. У. Ялунин, председатель попечительского совета Николо-Угрешского монастыря директор ТЭЦ-22 АО "Мосэнерго" И. М. Козлов, представители администрации г. Дзержинского.

По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил многотысячный Крестный ход с частицами честных мощей Святителя и Чудотворца Николая и великомученика Пантелеимона. В качестве благословения братии обители Его Святейшество преподнес образ Пресвятой Богородицы "Отрада и Утешение".

Торжественная церемония на площади Святителя Николая завершилась парадным маршем роты почетного караула Военной комендатуры города Москвы, парадных расчетов Ракетных войск стратегического назначения и Инженерных войск.

В ознаменование начала юбилейных торжеств члены Комитета по подготовке и проведению празднования 625-летия Николо-Угрешского монастыря архиепископ Истринский Арсений и епископ Люберецкий Вениамин передали Предстоятелю Русской Православной Церкви памятный знак святителя Николая I степени, и грамоту. За усердные архипастырские труды Святейший Патриарх Алексий наградил епископаЛюберецкого Вениамина, наместника Николо-Угрешского мужского монастыря, ректора Николо-Угрешской духовной семинарии, орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Памятные знаки Святителя Николая II степени из рук Его Святейшества получили благотворители монастыря.

2 августа 2005, в Ильин день, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, на Угрешской земле был заложен новый храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Свято-Духовский храм располагается на новом городском кладбище — месте упокоения многих православных горожан. На торжественной закладке Свято-Духовской церкви присутствовали создатель храма А. Н. Буркин; Председатель Попечительского совета по восстановлению Николо-Угрешского монастыря И. М. Козлов; настоятель будущего храма — иерей Сергий Калашников; насельники монастыря, хор студентов Николо-Угрешской духовной Семинарии, прихожане. Приписная к Николо-Угрешскому монастырю Духовская церковь будет построена в 2006 году. Посвящение храма Дню Святого Духа не случайно. В 1865 году при Николо-Угрешском монастыре преподобным Пименом было основано Народное училище для детей крестьян окрестных деревень. В здании училища располагался храм Святого Духа. Теперь на этом месте находится Средняя общеобразовательная школа № 1.

21 сентября 2005 года, в день 625-летия Куликовской битвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, настоятель Николо-Угрешского монастыря, обратился с посланием ко всей полноте Русской Православной Церкви. В этом послании, в частности, говорится: "…История Российского государства богата воинскими победами, стяжавшими немеркнущую славу нашему Отечеству. Промыслом Божиим Святой Руси ниспосылались многие испытания, но она всегда выходила из них с честью и славой, восходя от силы в силу. Эти испытания стали горнилом, в котором выковывался и закалялся дух нашего народа.

Особое место в этом ряду занимает славная битва на Куликовом поле, изменившая сам ход русской истории. 625 лет назад, в трудное время междоусобной раздробленности, когда полчища иноплеменников, оскверняя православные святыни и опустошая Землю Русскую, угрожали самому существованию Московского государства, Всеблагому Промыслу Божию угодно было явить Святой Руси великую милость. Куликовская битва стала историческим пределом, с которого началось собирание воедино дотоле разобщенных русских земель, и потому очевидна правота известных слов о том, что: "На Куликово поле пошли дружины отдельных княжеств северо-восточной Руси, а вернулся единый русский народ".

В свершении народного подвига особое значение имела благодатная сила веры Христовой, укрепляемой и поддерживаемой в народе Русской Православной Церковью, которая разделяла с ним все радости и скорби, духовно наставляла его, взращивая в душах православных людей жертвенную любовь к Отечеству и ближним. Именно Церковь была тем неоскудевающим источником духовных сил, который помог русским княжествам преодолеть братоубийственные распри, объединиться и стать могущественной державой…

Более шести веков прошло со дня Куликовского сражения. И после той великой битвы Отечество наше многократно подвергалось нашествиям врагов, но ценой героических усилий народа, отдавшего множество жизней своих сынов и дочерей, воодушевляемое великими духовными подвигами святителей и пастырей Церкви Христовой, сохраняло свою независимость и духовную целостность. Так было и во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, 60-летие Победы в которой все мы праздновали в нынешнем году…"

А 9 октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на центральной площади г. Дзержинского состоялась закладка нового храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

В закладке храма принимали участие создатели и благотворители будущей церкви. Невозможно представить себе новый храм без участия руководителя объединения "Теплотрансстрой" Н. В. Якименко. Мэр города не только разрешил строительство нового храма, но и преподнес проект будущей церкви. Активное участие в строительстве принимает Председатель Попечительского Совета Николо-Угрешского монастыря директор ТЭЦ-22 АО "Мосэнерго" И. М. Козлов.

Основание новой церкви на Угреше стало заключительным этапом в праздничных торжествах, посвященных знаменательному юбилею Николо-Угрешской обители. Однако строительством нового храма открывается новая страница в жизни города и монастыря, верующих и вообще российского народа. Ратный подвиг наших предков, увековеченный в сердцах людей и запечатленный в камне, дал основу государственности, заложил будущность Великой России.

26 декабря 2005 года в музее-ризнице монастыря, расположенном в здании Успенской церкви, открылась выставка "О пресвятый и пречудный отче Николае: Образ Святителя Николая Мирликийского в русском искусстве XVI — начала XX веков". Организаторами выставки стали Московская Патриархия, Свято-Никольский Угрешский монастырь, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Мероприятие было приурочено к 15-летию возрождения литургической жизни Угрешского монастыря и проводилось по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх Алексий II открыл выставку 19 декабря и оставил памятную запись о посещении музея-ризницы монастыря.

***
Каждый паломник не просто приходит в Угрешу, чтобы прикоснуться к святыням, но и приносит в монастырь частичку своего сердца, своей души, укрепляет обитель своей верой, что крепче всякой самой крепкой, мощной и высокой стены ограждает монастырь и всех нас от бед и невзгод, от происков зла, от пагубности мирских соблазнов.

"…Московский автобус останавливается у самых стен монастыря. Входим в высокие врата, и после пыльной шумной Москвы все здесь дышит тишиной и покоем. Воздух прозрачен, и в ослепительной сини неба сияют, купаясь в лучах июльского солнца, лазоревые с золотыми звездами купола Преображенского собора…

Медленно идем по мощеной дорожке, проходим под высокой колокольней — среди осыпавшейся штукатурки еще можно различить потемневшую роспись, и уже видна маленькая часовенка под таким же радостно лазоревым куполом… Здесь.

Останавливаемся, крестимся, кланяемся. Тихо-тихо входим. И с первой минуты волна благоговейного трепета и почти ликующего благодарения охватывает душу. Благодать незрима, но настолько ощутима, что, кажется, ею пронизано все вокруг: и воды живоносного источника, и свет, падающий на потемневший от времени строгий лик Святителя на аналойной иконе, и самый воздух…

Угреша!.. Только один-единственный раз в жизни довелось мне испытать подобное чувство — в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, у гроба преподобного Феодосия Печерского… Но о Дальних пещерах я знала с детства, а эту тихую, такую родную, такую близкую (всего лишь в часе езды от дома!) радость Господь сокрыл для меня до сего дня…".

Московская жительница Александра Немтина, написавшая эти слова после своего первого посещения Николо-Угрешской обители, открывшего ей столь близкую радость Господа, совершенно права: благодать в Угреше "незрима, но настолько ощутима…"

Великие святыни, пребывающие в монастыре постоянно или временно, строгая монашеская жизнь братии, неустанная каждодневная братская молитва, возносимая в возрожденных монастырских храмах, постоянные труды по восстановлению обители и духовному воспитанию юных поколений — вот, что самое главное и важное, вот, что внушает нам надежду на светлое и благодатное будущее Николо-Угрешского монастыря. Но многократно эта надежда усиливается, когда к благоверным трудам насельников обители присовокупляется и наша общая искренняя вера, которую мы, миряне, приносим в Угрешскую обитель, наша сердечная молитва, которую мы, миряне, возносим пред святыми угрешскими алтарями.


БУДУЩЕЕ
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Город Дзержинский возник в XX веке именно на том месте, которое, по преданию, "угрело сердце" великого князя Димитрия Ивановича Донского, когда явился ему образ Святителя Николая Чудотворца по дороге на Куликово поле. Явился и укрепил сердце и волю князя перед самым великим и самым главным днем в истории Руси.

И с тех пор это место всегда было, есть и будет местом царским,
державным. И тогда, когда Димитрий основал здесь Николо-Угрешский монастырь, ставший средоточием духовной и государевой жизни. И затем, когда многие пути русских царей пролегали через Угрешу, к монастырю. Почитали и ценили его русские правители, приходили сюда на богомолье.

Дух и душа города держится за Свято-Никольский Угрешский монастырь. Благодаря монастырю и город обрел своего небесного покровителя — Святителя Николая Чудотворца. Благодаря монастырю это место оказалось освящено великими именами и деяниями святого благоверного князя Димитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского, Святителей Филарета Московского и Иннокентия Пензенского, Игнатия (Брянчанинова) и Иннокентия Московского, Святейшего Патриарха Тихона и Макария (Невского). А недавно и монастырь, и город обрели еще одного своего небесного заступника — преподобного Пимена Угрешского. Угрешская обитель согревает сердце города, крепит его надеждой на то, что жизнь наша не напрасная, не случайный дар, а дана в продолжение жизни наших предков. Да и не только одного города, но всей нашей великой России! Ибо благодатное будущее Николо-Угрешского монастыря — это и одно из условий благодатного будущего всего нашего Отечества.

И, кажется, — сама Святая Русь избрала Угрешу одним из мест своего пребывания! А что такое наша Россия без Святой Руси — так, одна география… Без Святой Руси — нет и самой России. Святая Русь — это небесный щит, небесный Покров России, ибо великие русские праведники, мученики и страстотерпцы молят Господа о защите и спасении России. Святая Русь — это особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире. Святая Русь — это и жертвенное служение православным идеалам, и сердечное следование Христовым заповедям, и стяжание Духа Святого, и устремленность к покаянию и совершенству. Святая Русь — это идеал, но это и земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых. И, главное, Святая Русь — это важнейшее условие исторического развития России, ибо без веры в Святую Русь и без небесного заступничества Святой Руси, Россия просто не может благодатно двигаться по историческим дорогам. В Святой Руси — наша надежда на благодатное будущее.

А Русская Православная Церковь, прославив Собор новомучеников и исповедников Российских, вновь указала русскому народу путь к спасению, придав глубинный, божественный смысл всему XX столетию, столь трагическому в истории России. Теперь мы можем быть уверены, что величайшие страдания русского народа в этом веке не были бессмысленными, они были посланы нам как испытание в борьбе с мировым злом во имя Господа нашего. И величайший Собор святых ныне освящает не только прошлое, но и будущее России.

Русь Святая, храни Веру Православную!


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру