Подвиг русской святости в XX столетии

С началом большевистских репрессий против Русской Православной Церкви, патриарх Тихон обратился к пастве, провозглашаемом во всех храмах с амвонов, с осуждением "святотатских" действий властей, писал в письме к Ленину, что "дулжно повиноваться больше Богу, нежели человекам", заступался за арестованных в Могилеве ксендзов. В октябре 1918 г. патриарх Тихон открыто выступил с обвинением большевистской власти, ввергшей народ в братоубийство. За свою твердую позицию в защите христианства в ноябре 1918 г. святитель Тихон был впервые арестован и подвергнут домашнему аресту. В июле 1919 г. на патриарха Тихона было совершено первое покушение.

В 1921 г. святитель создал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и обратился к Ленину с предложением отдать часть церковного имущества в помощь государству для организации помощи жителям Поволжья. Вместо ответа в феврале 1922 г. вышел декрет ВЦИК о принудительном изъятии церковного имущества и отмене добровольных пожертвований. Патриарх Тихон оценил это решение как "акт святотатства". В ответ в марте 1922 г. святителя Тихона объявили первым в списке "врагов народа", а в мае 1922 г. вновь арестовали. Ему было предъявлено обвинение в сопротивлении властям, в вымышленных благословении Деникина и сношениях с Карловацкой церковью. В апреле 1923 г. патриарха заключили во внутреннюю тюрьму ГПУ. В мае 1923 г. созданный большевиками "Обновленческий Собор" "живой церкви" лишил святителя Тихона патриаршего сана, но святитель отказался признать это решение. После протестов папы римского, архиепископа Кембриджского, "Ноты Керзона" и других международных протестов, святителя Тихона освободили, но он остался под строгим надзором ГПУ в Донском монастыре. Ради спасения Церкви от полного разгрома патриарх Тихон призвал духовенство вернуться к лояльному отношению к советской власти. В июне 1923 г. патриарха освободили из-под стражи.

В декабре 1924 г. на патриарха Тихона было совершено покушение, инсценированное как хулиганское нападение с ограблением. При этом погиб патриарший келейник Яков (Полозов), прикрывший собой патриарха. В марте 1925 г. властями готовилась окончательная расправа над патриархом, но в апреле 1925 г. он умер. Похороны патриарха Тихона вылились в многотысячную скорбную демонстрацию. Одними из последних слов святителя были: "Скоро наступит ночь, темная и длинная…" Эти слова оказались пророческими.

В 1989 г. патриарх Тихон был причислен к лику святых. Мощи святого ныне хранятся в Донском монастыре. Его имя носит православный Свято-Тихоновский богословский институт в Москве. Дни памяти: 25 марта (7 апреля), 26 сентября (9 октября).

На протяжении всех 20–30-х гг. государство продолжало преследовать Церковь как организацию, расстреливало, сажало в тюрьмы ее наиболее активных деятелей, стремилось к усилению антирелигиозной пропаганды. В 1922 г. прошли показательные судебные процессы, в ходе которых несколько крупных церковных иерархов были приговорены к смертной казни. Всего в 1918–1922 гг. было расстреляно и замучено 8110 священнослужителей, монахов и монахинь. В дальнейшем преследование людей за их религиозные убеждения стало обычной практикой для Советской власти.

В 1925 г. создается "Союз воинствующих безбожников", начинается выпуск массового журнала "Безбожник". Так государство стремилось контролировать и направлять атеистическую пропаганду. Огромный ущерб православной культуре нанесло закрытие культовых зданий. Церкви использовались как клубы, спортивные залы, кинотеатры, музеи, образовательные учреждения, магазины, склады, зернохранилища, жилой фонд или просто уничтожались. Имущество церквей, иконы, ценности реквизировались. Только в пределах Садового кольца Москвы было закрыто 242 культовых здания, а снесено — 364. Государство стремилось представить эти действия как протест масс против религии и Церкви. Государственному преследованию подвергались и другие религии — мусульманство, буддизм, иудаизм.

В 1922–1925 гг. при негласной поддержке большевиков была организована попытка раскола Русской Православной Церкви и ликвидации патриаршества путем создания Высшего Церковного Управления, которое православный люд нарек "обновленчеством". Но верующие не приняли "обновленчества", ибо видели в нем "порчу православия" и отказ от веры отцов и дедов.

В тяжелейшем положении находилось церковное руководство. Принятие священнического, а тем более архиерейского сана обрекало в ту пору его носителя почти на верную тюрьму, ссылку или смерть. Тем не менее, в 1923 г. состоялось 49 архиерейских рукоположений, в 1924 г. — 23. Такого не знала даже предреволюционная Россия.

С середины 30-х годов после почти пятилетнего затишья возобновилась массовая ликвидация церковных учреждений. К концу 1936 г. на Украине открытыми осталось всего 9% церквей, существовавших до 1917 года, в Азербайджане — 4,3%, в Белоруссии — 11%, в РСФСР — 35% (в Москве — 15%).

Наибольший размах репрессий против Церкви пришелся на 1937–1938 гг. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 г. было арестовано 136 900 православных священно- и церковных служителей, из них расстреляно 85 300 человек. В 1938 г. было арестовано 28 300 человек, расстреляно 21 500.

К началу 40-х годов в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего храма. В 1941 г. во всей стране осталось только 5 665 официально зарегистрированных священников, в том числе "обновленцев" и священников на западных территориях, присоединившихся к СССР в 1939–1940 гг. В целом в течение 1930-х гг. число священников на исконной территории России сократилось на 95%.

В 1925 г., после смерти патриарха Тихона, местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Крутицкий Петр (в миру Петр Федорович Полянский) (1862–1937). Но уже в декабре 1925 г. митрополит Петр был арестован, осужден и сослан в Сибирь, а затем расстрелян. Святитель Петр, митрополит Крутицкий был прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г., день памяти – 27 сентября (10 октября).

Согласно завещанию митрополита Петра, обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя стал исполнять митрополит Нижегородский Сергий (в миру — Иван Николаевич Страгородский) (1867–1944). В 1927 г. митрополит Сергий вместе с Синодом призвал духовенство и верующих быть "верными гражданами Советского Союза". В 1934 г. он был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В 1937 г., в связи со смертью митрополита Петра, Сергий становится местоблюстителем патриаршего престола.

Некоторое потепление в государственном отношении к Церкви случилось в годы Великой Отечественной войны. Руководство Советского государства неожиданно даже для себя поняло, что православие — это один из важнейших факторов победы в войне. Митрополит Сергий с первых дней войны занял патриотическую позицию, призвал верующих к борьбе с фашистскими захватчиками. За годы войны было собрано более 300 млн. рублей добровольных пожертвований. На церковные средства построена танковая колонна "Дмитрий Донской" и авиаэскадрилья "Александр Невский". В результате, в 1943 г. на высшем уровне, И.В. Сталиным, было принято решение о восстановлении патриаршего престола и митрополит Сергий был избран патриархом Московским и всея Руси.

В 1945 г. после смерти патриарха Сергия Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополитом Московским и всея Руси Алексия, который до своего избрания исполнял обязанности митрополита Ленинградского. При патриархе Алексии I (в миру Сергей Владимирович Симанский) (1877–1970), особенно в 60-е гг., в годы так называемой "хрущевской оттепели", борьба с Церковью продолжилась: развернулась кампания по закрытию храмов и монастырей, усилилась антирелигиозная пропаганда. К 1964 г. Русская Православная Церковь лишилась почти 2/3 приходов, почти в 5 раз сократилось число священнослужителей.

И только в конце 80-х гг. между государством и Церковью начался период конструктивных отношений. Но к тому времени столько было уничтожено, столько потеряно безвозвратно…

***
Двадцатое столетие — это эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности, коварству и жестокости превосходящих все, что когда-либо выпадало на долю последователей Христа. Однако кровавый пир, устроенный гуманистами-радикалами, вопреки их ожиданиям, не только не смог погубить Святую Русь, но явил миру необычайный по своей массовости и величайший по ревности пример духовного подвига. И как же подвиг русских православных людей перекликается с настроением и подвигом первых христиан!

Святейший патриарх Московский и вся Руси Алексий II писал о подвиге русской святости XX века: "Множество мучеников и мучениц, всех возрастов и сословий, принесших свою жизнь в жертву Христу Богу, стали свидетельством господства духа над плотью и тлением, стали явлением расцвета христианской идеи и жизни, стали фактом непобедимости христианского терпения и мужества.

Свидетельством господства духа, — потому что эти люди не захотели сохранить жизнь или приобрести блага мира во вред своей душе, ибо душа человеческая больше, ценнее всего мира. Они были служителями животворящего Духа.

Явлением расцвета христианской жизни, — ибо заповеди и повеления Божии были для них не отвлеченными истинами, а насущным хлебом их повседневной духовной жизни. Без исполнения заповедей их жизнь была бы пуста и бессмысленна. Святая и совершенная воля Божия была навсегда неистребимо написана на скрижалях их сердец.

Фактом непобедимости христианского терпения и мужества, незыблемого стояния в любви Божией, — ибо сильна, как смерть, любовь и даже сильнее смерти. Никто и ничто: ни смерть, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч — не могли отлучить их от любви Божией. Но все это они преодолевали силою возлюбившего их Бога (Рим. 8, 35–37).

Их жизнь и смерть были убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости Христова дела. Кровь мучеников, по словам Тертуллиана, всегда была семенем, из которого вырастал новый народ Божий. Мученики и исповедники совершили нетленный подвиг, страдания перенесли со славою, были превознесены Богом и сделались похвалою Церкви".

Игумен Дамаскин (Орловский), автор многотомного исследования о исповедниках и новомучениках Российских XX в., пишет: "К 1917 году российская земля принесла тысячелетне вызревший колос православного христианства. Двадцать послереволюционных лет явились кровавой жатвой этих спелых колосьев. Господь убирал пшеницу в житницу Свою, житницу вечности, в Царство Небесное то, что оказалось достойным, а плевелы пожигались в огне страстей и братоубийственной бойни".

Подвиг стояния в вере, явленный новомучениками и исповедниками российскими в XX столетии, был увиден Господом. И потому Богородица не оставила Россию Своим небесным покровительством. Особенно Благодатный Покров Богородицы явил свою силу во время Великой Отечественной войны. Перед самым началом войны одному старцу Валаамского монастыря было три явления Божией Матери. В этих видениях Богородица вместе с сонмом святых стояла у престола Господа и молила Его о спасении России. Господь отвечал, что в России так велик упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония. Но Божия Матерь продолжала молить Господа, говоря: "Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Твоего Креста". И Господь смилостивился: "Я не оставлю Россию… Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню".

Богородица избрала Своим молитвенником за Россию митрополита Гор Ливанских Илию (Салиба), жившего далеко за российскими пределами. Однажды владыка затворился в древней пещерной церкви монастыря "Дейр Сайдет эль Нурия" (в переводе на русский – "Монастырь Божией Матери, несущий свет"), который расположен в 60 км к северу от Бейрута, и долго молился перед иконой Божией Матери. И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божия. Она объявила, что Илия избран для того, чтобы передать для России Божие определение.

Божия Матерь заповедала, чтобы в России вновь были открыты храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священников нужно выпустить из тюрем и вернуть в храмы. А вокруг осажденных городов — Ленинграда, Москвы и Сталинграда — должно совершить крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери. Если все будет выполнено, то Россия спасется. А если нет — Россия погибнет.

Митрополит Илия, выйдя из пещеры, сразу же связался с российскими властями и передал им определение Божие. Полагают, что начальник Генерального штаба маршал Б.М. Шапошников, очень религиозный человек, лично докладывал И.В. Сталину о послании митрополита Илии и советовал поступить согласно предсказанию. И все было исполнено, как указано. В Ленинграде и Москве были совершены крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери, кроме того, эти города облетел самолет с чудотворной иконой на борту. В Сталинграде Казанскую икону поставили на правом берегу Волги среди наших войск и непрестанно молились перед нею. Кроме того, как рассказывал писателю Ю. Бондареву маршал Г.К. Жуков, в 1942 году состоялся и облет Сталинграда на самолете с чудотворной иконой. И решающая битва, как вспоминали потом фронтовики, началась только после молебна перед чудотворной иконой.

В 1943 году в Советском Союзе восстановили патриаршее правление, начали открываться храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Наступило возрождение веры на Руси. И страна, заступничеством Божией Матери, была спасена.

В 1947 и 1948 гг. митрополит Илия приезжал в Советский Союз. Сохранились уникальные кадры кинохроники пребывания владыки на Русской земле. Он посетил Ленинград, где во Владимирском соборе была отслужена малая вечерня перед чудотворным Казанским образом Пречистой. Митрополиту Илии была присуждена Сталинская премия за помощь в войне с фашистами. От денежной награды он отказался, сказав, что монаху деньги не нужны, и велел отдать премию детям, лишившимся в войну родителей. Но с благодарностью владыка принял список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, золотой наперсный крест и две украшенные драгоценностями панагии – знаки митрополичьего сана. Некоторые современные историки считают, что данные награды являются подтверждением самого факта чудесного заступничества Божией Матери за Россию.

И сегодня все русские православные люди верят и надеются на помощь Божией Матери. Они молятся перед Ее иконами, они стремятся праведно жить, исполнять заветы Христовы. И если все мы будем достойны, если мы вернем в свои души истинную веру Христову, то Пресвятая Божия Матерь будет молить Господа о нашем спасении. И Господь не оставит Россию, устроит Своей волей благодатное будущее нашей державы.

И в наши дни продолжаются чудеса от чудотворных икон Божией Матери: иконы мироточат, по молитве исцеляются болящие. А еще одним чудом следует считать обновление икон. Что это значит — обновление? Очень часто сегодня обнаруживаются старые иконы, грязные, закопченные, испорченные людьми или временем. Иногда, такие иконы восстанавливают специальные мастера — реставраторы. А иногда…

Вот что произошло совсем недавно в г. Арзамасе. Однажды во вновь восстановленный Николаевский Арзамасский женский монастырь принесли старую икону, на которой ничего не было видно. Монахини не решились уничтожить старинный образ, но стали каждодневно молиться перед иконой. И случилось чудо — в 1997 г. на совершенно почерневшем образе появилось первое светлое пятнышко. Монахини еще усерднее начали молиться перед иконописным образом. И вот, с 2000 г. икона стала быстро обновляться. Вскоре открылся лик Божией Матери с припадающим к нему Младенцем Спасителем, Его ножки, опирающиеся на правую руку Своей Матери, определились цвета одежд. А через год монахини смогли определить и название иконы — "Избавление от бед страждущих". С той поры этот образ — одна из самых почитаемых святынь Николаевского Арзамасского женского монастыря. Икона Божией Матери "Избавление от бед страждущих" уже являет чудеса и… продолжает обновляться.

А Русская Православная Церковь, устояв в гонениях и репрессиях, во второй половине XX в. снова обратилась к вековечной традиции прославления русских святых. Еще в эпоху тяжелых преследований Церковь осуществила ряд канонизаций. В 1970 г. был прославлен равноапостольный Николай, святитель Японский, в 1977 г. — равноапостольный Иннокентий, святитель Московский. Ряд русских святых был прославлен другими Поместными Церквями, и имена этих подвижников были внесены в Месяцеслов Русской Православной Церкви: в 1962 г. – праведный Иоанн Русский, в 1970 г. — преподобный Герман Аляскинский.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г. были канонизированы новые русские святые: Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим Грек, митрополит Макарий, Паисий Величковский, Ксения Петербургская, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия начала новую страницу в истории прославления святых Русской Православной Церкви нынешнего времени. В 1989–1994 гг. к лику святых были причислены Святейшие патриархи Иов и Тихон, митрополит Московский Филарет (Дроздов), праведный отец Иоанн Кронштадтский, преподобные Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского и другие русские подвижники. Начался процесс прославления мучеников, погибших от рук богоборцев в XX в. — в 1992–1997 гг. были канонизированы священномученики Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, Вениамин, митрополит Петроградский, и вместе с ним убиенные преподобномученик архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн, митрополит Крутицкий Петр (Полянский), митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), священномученики Иоанн Кочуров и Александр Хотовицкий. Архиерейский собор 1992 г. установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века на 25 января (ст. ст.), а в случае совпадения этого числа с воскресным днем или в ближайший воскресный день после оного.

20 августа 2000 г. в храме Христа Спасителя в Москве в ходе Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви для общецерковного почитания были канонизированы 1154 подвижника, из них — 1097 новомучеников и исповедников Российских XX века, а также подвижники прежних столетий. Но и в последующее время канонизации продолжались, и в Собор новомучеников и исповедников Российских было включено еще 428 человек. Таким образом к 2004 г. в Соборе новомучеников и исповедников Российских прославлено 1538 человек. Символом движения России по пути духовного и государственного возрождения стала и канонизация в 2001 г. святого праведного воина Феодора Ушакова, Адмирала Флота Российского.

Современное русское общество еще не до конца осознало всемирно-историческое и, не стоит бояться этого слова, вселенское значение события, свершившегося 20 августа 2000 г. Православная Церковь вновь указала русскому народу путь к спасению, придала глубинный, божественный смысл всему XX столетию, столь трагическому в истории России. Теперь мы можем быть уверены, что величайшие страдания русского народа в этом веке не были бессмысленными, они были посланы нам как испытание в борьбе с Мировым Злом во имя Господа нашего. И величайший сонм святых ныне освящает не только прошлое, но и будущее России.

И, наверное, совсем неслучайно, что в наши дни на Родину стали возвращаться святые образы чудотворных икон Божией Матери. Будем верить, что Пресвятая Богородица вновь умолила Своего Сына Спасителя простить заблудившийся в перипетиях истории русский народ, и вновь распростерла над Россией Свой благодатный Покров.

***
Итак, как было показано, идеал-образ Святой Руси складывался исторически и в результате стал концентрированным выражением идеи русской святости. Что же означает образ Святой Руси в отечественной истории?

Святая Русь — это Собор русских святых, прославивших Русскую землю перед Господом.

Святая Русь — это небесный щит, небесный Покров России, ибо великие русские праведники, мученики и страстотерпцы молят Господа о защите и спасении России.

Святая Русь — это особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире.

Святая Русь — это и жертвенное служение православным идеалам, и сердечное следование Христовым заповедям, и стяжание Духа Святого, и устремленность к покаянию и совершенству.

Святая Русь — это идеал, но это и земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых.

И, наконец, Святая Русь — это важнейший фактор исторического развития России, ибо без веры в Святую Русь и без небесного заступничества Святой Руси, Россия просто не может благодатно двигаться по историческим дорогам.

Русь Святая, храни Веру Православную!


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру