Святой праведный воин Феодор Ушаков

Из книги "Адмирал Ушаков". К 5-летию со дня акта церковного прославления праведного воина Феодора Ушакова, непобедимого Адмирала Флота Российского

ЧУДЕСА В САНАКСАРСКОМ МОНАСТЫРЕ
Прославление святого праведного Федора Ушакова проходило торжественно, светло, радостно. Вместе с митрополитом Кириллом, епископом Балтийским Серафимом из Калининграда, другими священниками мы с моей женой Светланой прилетели на самолете из Москвы в еще "закрытый" город Саров. Быстрая встреча без проверки документов, и кавалькада машин выезжает на Санаксары. Да, этот треугольник — Саров, Дивеево, Санаксары отмечен Божиим благоволением. Арзамасские физики рассказывали мне о расчетах и наблюдениях, которые подтверждали, что тут происходит своеобразный разлом земных пластов, здесь особым образом сфокусированы инфракрасные и прочие лучи, поэтому тут и особое, благодатное, духоподъемное место. Поэтому тут был Серафим Саровский, тут был Федор Ушаков, поэтому тут Арзамас-17, где создана советская атомная бомба, пятьдесят лет державшая планету в мире, в состоянии равновесия...

Не знаю, как насчет физических полей, но духовный высший покров точно простирается над этими землями. Помню, когда мы приехали в Саров в 1997 г., чтобы учредить отделение Всемирного Русского Собора, то, конечно, сразу пошли к источнику Серафима омыться. Долго стояли у камня, на котором он провел много дней и ночей, молясь за нас, за Россию. А потом были в Дивеево, у раки, раскрытой для руководителей Собора, и, тихие, умиротворенные, ходили по украшенному цветами женскому монастырю. Да, здесь святая земля, здесь воспаряет дух праведного и духоподъемного Серафима Саровского, здесь особая благодать и особое молитвенное состояние. И не случайно сюда из С.-Петербурга со своими духовными чадами приехал монах Федор, дядя будущего адмирала Федора Ушакова. И отнюдь не случайно ему было заповедано расширить Саровское поле до Санаксарской обители.

Вот и Санаксары. Монастырь не узнаю. Он светел, красив, открашен, отбелен, отремонтирован. Просто сказочный дворец. Таким, наверное, видела его моя теща Анастасия Алексеевна, приезжая в него из расположенного невдалеке села Селище. Оттуда она уехала в детстве, но вспоминала об этом сказочном монастыре всю жизнь.

Обедали у наместника Варнавы в его приемных покоях, на втором этаже, вместе со всем священством. Приехали владыки из Пензы, Ульяновска, Тамбова, Калининграда, из других мест. Гостей было необычно много, монах не успевал обносить. Хлопотливый Варсонофий, архиепископ Мордовии, не выдерживал и вскакивал, помогая относить тарелки, чтобы трапеза шла быстрее. Меня это поразило и по-хорошему укорило. Все были в ожидании начала вечерней службы. Трапезование закончилось. Помолились. Светлана вышла в монастырь. Все были сосредоточены, ждали сигнала митрополита Кирилла. А к нему со всех сторон подходили журналисты. С крыльца гостевого дома он давал интервью, отвечал на вопросы. Задают вопросы и мне. "А какие чудеса были вокруг адмирала?" — настойчиво добивалась бойкая журналистка. Отвечает владыка Кирилл, отвечаю я: "А разве это не чудо, что нашему флоту является в молитвенную помощь святой? А разве не чудо, что он провел сорок кампаний и не потерпел ни одного поражения? А разве это не чудо, что упокоился он в одной могиле вместе с дядей своим родным, будущим святым Федором? А разве не чудо, что пришел он к нам, к народу нашему, из небытия, в годину тяжелых испытаний Великой Отечественной войны? Да и сейчас после прославления чудеса будут наверняка".

В большом, красивом, разделенном рядами берез монастырском дворе выстроена скиния, там и служили службу. Медленно входит колонна хоругвеносцев из Москвы. Перед этим один из священников с опаской расспрашивал меня: это не баркашовцы? Все, что организовано, сплочено русскими людьми вызывает подозрение, страх и даже ужас у наших демСМИ. И это опасение они распространяют на других. Ответил ему, что там много достойных людей, я с ними был на митинге в Останкино против натовских бомбардировок Югославии.

Хоругвеносцы украсили службу, обрамляя длинный золотой ряд священнослужителей, вытянувшихся перед алтарем. За ними стали ограждающие службу цепи военных и милиционеров. За их спинами — заполнившие весь монастырский двор паломники. Молитвы взвились в небо. Всенощное бдение началось. Слаженно запел священнический и монашеский хор. Началась служба. А затем — крестный ход к небольшой церкви с гробом, где находились частные останки Федора Ушакова. Впереди несли хоругви, за ними следовали митрополит Кирилл, другие иерархи и адмиралы, адмиралы. Такого количества адмиралов мордовская земля еще не видела. Отныне Мордовию можно считать морской державой. Небо серое, сумрачное, порывы ветра несут темные тучи. Не было бы дождя. Подошли к церкви. Я остановился со Светланой у самого входа, туда уже не войти. Митрополит, священство совершают литию, из церкви струится голубая дымка ладана. Лития завершена, адмиралы берут на плечи гроб с частными останками и выходят из храма, делают первый шаг. И тут на наших глазах совершается одно из чудес: сумрачное небо вдруг расступается и прямой плотный столб света падает на выход из церкви. Процессия высвечивается, над Федором Ушаковым расходятся тучи. Тысячи людей ахают, молятся. Вот и чудо! Замешкавшийся оркестр грянул "Гром победы раздавайся!". Радостная и светлая волна людей идет к бюсту адмирала перед монастырем. Командующие, моряки под знаменами флотов.

Говорит слово глава Республики Мордовия, говорит начальник штаба ВМФ. Гражданская часть заканчивается. Слово произносит митрополит Кирилл. Салют. К гробу подходят архиепископы и принимают останки Федора Ушакова на свои плечи. Отныне он под сенью Православной церкви.

Но вот еще одна чудесная деталь. Мощевицу надо накрыть плащаницей. Монах, несущий ее, замешкался. И тогда командующий Черноморским флотом проворно сорвал с древка флаг флота и накрыл мощевицу. Вечером на приеме он просил не журить монаха: "Ведь ему, Федору Федоровичу, и предстояло отплыть в святую жизнь под Андреевским флагом его Черноморского флота".

А в монастыре началось торжественное прославление. Под звон колоколов зачитали текст деяний нового святого Русской православной церкви. Свершилось! Возносились молитвы, звучали псалмы и песни в честь нового святого Русской православной церкви. Владыка Кирилл первый подошел к мощам и приложился, за ним архиереи, монахи, адмиралы. Я стоял с иконой Федора Ушакова справа от алтаря и молился, иногда смахивая слезы. Подошел к мощам, приложился. Святой праведный Федор, адмирал Флота Российского, отныне ты будешь в душе у православных русских людей, у наших воинов, от тебя ждут заступничества наши моряки!

А над головой снова творились чудеса: в разрезе туч над монастырским двором образовался крест. Вадим Арефьев кинулся фотографировать, хотя тучи уже сдвинулись. В нашей памяти крест стал еще одним символом этого великого дня нашего флота.

Вечером была трапеза. После слов владыки Кирилла, адмиралы были, конечно, немного растеряны. Прославлялся их адмирал, гений флотовождения, герой, но почему святой?

Они не все знали о праведности Федора Ушакова, не все сопрягали его самоотверженность в службе и неотступность в служении людям, Отечеству со святостью. Недостаточно хорошо они знали и о последнем периоде его жизни при монастыре и в монастыре, о его благотворительности и милосердии. Но все они чувствовали, что совершается великое событие. Об этом сказал и митрополит Кирилл: первый моряк-святой среди христиан, первый человек в погонах, со светской военной службы пришедший в монастырь и ставший в ряд со многими святыми и праведниками Руси. На пресс-конференции он также отметил, что приложил усилия для этого прославления и Валерий Николаевич Ганичев. Было приятно, но я знал, что все совершается по воле Божией, по молитве всей братии монашеской. Святейший Патриарх, сам владыка Кирилл, архиепископ мордовский Варсонофий, митрополит Ювеналий, настоятель и братия Санаксарского монастыря, особенно иеромонах Венедикт, и многие другие неустанно, кропотливо с 1995 года занимались этим. Задумался же я об этом раньше, изучая документы и материалы о Ф.Ф. Ушакове в Центральном архиве, Архиве ВМС, в Ленинке и Библиотеке Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, в архивах Николаева, Саранска, Рыбинска, Севастополя, Херсона, Керкиры. Однако высказал свое мнение о том, что жизнь адмирала праведна и свята, в Саранске в годовщину 250-летия адмирала в 1995 году. Владыка Варсонофий был благосклонен, однако некоторые монахи из Санаксарского монастыря были настроены скептически: человек не церковный, не мученик. Я убеждал, приводил факты. И потом решил написать письмо Святейшему Патриарху. Он поддержал, и на одном из приемов сказал, что это будет важно для нашего флота. Направила свое прошение и Мордовская епархия.

Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Коломенским и Крутицким Ювеналием рассматривала представления долго. Изучала документы, свидетельства проявления чудес. Каждый раз, когда мы встречались, владыка Ювеналий добросердечно рассказывал, как идет работа. А на рождественском приеме в патриархии 2001 года распростер объятия и своим низким приятным голосом сказал: "Поздравляю вас, каноническая комиссия все рассмотрела и причислила Федора Ушакова к лику местночтимых святых", — а затем, обернувшись к сопровождающим, добавил одобрительно: "Вот и светские люди нам помогают". Потом обнял меня, повторяя: "Поздравляю, поздравляю".

Да, в августе 2001 года нас всех надо было поздравить. А уже 5 августа, как бы слышна была всей стране торжественная литургия и звучал тропарь: "Державно Российский архистратиг непобедимый явился еси, агарянскую злобу ничтоже вменив и разорив: ни славы мирския, ниже богатства взыскуя, ко Богу и ближнему послужил еси. Моли, святе Феодоре, воистину нашему даровати на враги одоление. Отечеству во благочестии непоколебиму пребыти и сыновей российским спастися".

Литургия была красива, красочна, возвышенна и радостна. Сияло солнце, березовый ряд под легким ветерком склонял свои вершины к скинии. Народ все прибывал. Хозяева потрудились на славу. В лесу поставили палатки. Там и в бывшем пионерском лагере, в машинах ночевало несколько тысяч паломников, богомольцев и просто туристов (говорят, тысяч десять-пятнадцать). Мы тоже обосновались в лагере, расположились в прохладном, даже холодноватом домике над красавицей Мокшей.

Литургия закончена. Хор поет славу. Все свершилось. Но люди не расходятся, идут в храм, приобретают иконы с ликом Федора Ушакова. Я иду на последнюю трапезу. Там иерархи, адмиралы, руководители Мордовии. Все в приподнятом настроении. Несколько тостов, сказал и я, подарил президенту Меркушкину книгу "Адмирал Ушаков". Адмирал Чернавин, бывший главком ВМФ, мой земляк из Николаева, пожал мне руку. Машины одна за другой отъезжали. А я еще зашел со Светланой, Мариной, Настей в келью к старому другу иеромонаху Ионе. Помолились, повспоминали, как начинали готовить прославление, как он сомневался в успехе. "А вот как славно все произошло! Ну, пойдемте, еще раз поклонимся святому Федору". Приложились к мощам. Светлана спросила: "А мощам старца поклонился?" Да, я уже поклонился раньше. Но пошел, стал на колени перед ракой, помолился дяде Федора Ушакова. Конечно, именно этот святой праведный Федор оказал влияние на своего племянника и привел его на дорогу святости. Строгий, прямой его взгляд с иконы говорил о духовной требовательности (его праведная жизнь замечательно описана знаменитым православным писателем Поселяниным) и в книге "Наставления духовным чадам" преподобного Федора Санаксарского, составленного иеромонахом Венедиктом.

В храме почти никого нет, только рядом, слева от алтаря, готовится рака для праведного русского адмирала. Я подошел к изумительной резьбы крышке раки в виде морского фрегата со сценами из святой жизни праведного Федора, остановился, любуясь этим произведением искусства, и спросил укладывающего что-то на мощевик, не он ли художник, создавший такую красоту. "По промыслу Божиему", — исправил он мой вопрос. Вдруг на входе раздалось церковное пение, и в храм зашла процессия. Боже мой! Вносят мощи святого праведного Федора. Какое счастье! Какое знамение! Я встречаю мощи Федора у его будущего вековечного места. Совершается служба. Мощи под молитву устанавливаются на место. Я молюсь и прикладываюсь, прикладываюсь. Заходит со многими верующими Иона и тихо шепчет: "Ну а как же, как же, кому же там и надо было быть!! Кому же еще?" Спасибо, Иона.

Обратно ехали на "Волге" через Мордовию, Рязанскую область. На окраине известного исторического городка Шацка остановились у небольшого ресторана, потому что возле него реял на высокой мачте Андреевский стяг. У подножия мачты лежал разлапистый якорь. Директор ресторана, узнав, что мы от Ушакова, встретил нас радушно и сам накрыл стол. "У меня друг прокурор, любит море, даже брюки сделал морские, с пуговками сбоку. Вот он и вдохновил меня". А вокруг нас закрутился хоровод присутствующих гостей — дорожников области. "Вы от Ушакова? Как там? Были чудеса?"

При подъезде к Москве солнце приобрело пурпурный цвет и садилось в четко образованную из облаков нишу, разбросав свои лучи по гребешкам. Да, для меня это был один из самых возвышенных и красивых дней моей жизни, самых одухотворенных, обрамленных чудесами и проявлением Божией воли.

А чудеса продолжались. На трапезе командующий Российским Черноморским флотом (был ведь еще и командующий Украинским Черноморским флотом) обратился с просьбой передать частицу мощей их флоту, другие тоже говорили об этом. Митрополит Кирилл наутро сообщил, что решение принято и частицы мощей святого праведного Федора Ушакова будут переданы храмам этих флотов.

Высшей волей мне удалось в том же году побывать на этом празднике в Калининграде и Балтийске. Вечером 24 ноября частицы мощей и икона Федора Ушакова были выставлены в деревянном калининградском храме Христа Спасителя. После службы и чтения тропаря прихожане прикладывались к мощам. Меня и губернатора Егорова (бывшего командующего Балтийским флотом) владыка пригласил в алтарь. В перерыве мы поговорили с губернатором о судьбе Калининградской области. "Многие ведь в России никогда не были, — сокрушался он. — Молодежь ездит в Германию, Польшу, а в России не бывала. Тяжело".

Ну а на следующий день колонна машин двинулась в город Балтийск — базу Балтийского флота. Впереди ехала машина с иконой и частицами мощей. Было сумрачно, ветрено и туманно. Проехали пограничный контроль (Балтийск — город закрытый). Выходим на набережную, к стоящему над морем памятнику Петру I. Короткое слово об Ушакове произносит командующий флотом. Затем молитва митрополита Кирилла. Владыка поднимает вверх икону святого адмирала, и — о, чудо! Облака стали расходиться, а через двадцать минут над Балтийском засияло чистое, ясное, голубое небо. Владыка Варсонофий обернулся ко мне и радостно воскликнул: "Ну как тогда!" Да, как тогда, в Санаксаре, солнце чудесно осветило пришествие ушаковских мощей на Балтийский флот. Чудо продолжалось и дальше. Облака разошлись до самого горизонта. На первом катере двинулись вдоль линии кораблей командующий, митрополит, священники и несколько журналистов. Каким-то образом удалось присоединиться к ним и мне.

Катер шел вначале вдоль правой линии боевых кораблей, на палубе которых выстроились экипажи. Митрополит поднимал мощевую икону и осенял ею моряков на кораблях. Один, второй, третий, пятый корабль... Затем катер развернулся и двинулся вдоль левого ряда. С палуб гремит "ура!". Играют оркестры. Ласковое солнце (как будто весенний день) освещает суда, растянувшихся вдоль набережной жителей Балтийска, наш радостный катер, священников и моряков. "Чудо! — говорит мне офицер-журналист. — Ведь уже промозглая зима установилась, и вот снова солнце!" Подъезжаем к последнему военному сторожевику. Грянуло "ура!". И вдруг из-за носа корабля выплывает стая лебедей. Белых, светоносных, нереальных, но настоящих. Я оборачиваюсь к командующему: "Что это? Разве лебеди тут могут жить?" Тот неуверенно говорит: "Да бывают они здесь, у моря..."

Мощевик и икону вынесли с катера и установили на возвышении. Весь чернобушлатный строй прошел парадным шагом с равнением на святыни. Потом их внесли в храм Святого Георгия и оставили там навечно.

Отныне над русской калининградской землей будет витать дух святого праведного Федора Ушакова. Почти сорок храмов и святыни Ушакова делают землю вечно русской.

После окончания церемонии собрались в большом зале, где к городу и флоту обратился мэр Балтийска. Выступили митрополит и командующий флотом. Предоставили слово и мне. Рассказал о служении Ушакова. Командующий взволнованно обратился к залу: "Товарищи члены Военного совета флота, предлагаю за дело освящения и прославления Федора Ушакова ввести в члены Военного совета Балтийского флота митрополита Кирилла и писателя Ганичева! Кто "за"?" Зал дружно зааплодировал. Все! Отныне в распоряжении русского духа боевые корабли.

Возвращались из Балтийска под моросящим дождем. Тучи снова заволокли небо. Но на душе было радостно и светло.


ФЕДОР УШАКОВ СНОВА ПРИШЕЛ НА КОРФУ
Свершилось то, что давно должно было произойти. 2002 г. На острове Корфу (Керкире) воздвигли памятный мемориал адмиралу Ушакову...

Вдоль узких улиц Керкиры двигалась необычайная процессия. Впереди шел одетый в греческие одежды оркестр острова, за ним — бравые моряки-оркестранты с десантного судна "Ямал", затем — четкая колонна наших военных моряков с флагами России и Греции и Андреевским стягом. В центре шествия отец Димитрий и отец Владимир несли большую освященную икону Святого Праведного Федора Ушакова, адмирала флота российского.

Оркестр играл вдохновенные марши. Когда вошли на улицу Никифора Бетокиа, священники запели "Пресвятая Богородица, спаси нас...". А затем "Святый праведный Феодоре, моли Бога о нас...", "Святый праведный Спиридоне, моли Бога о нас". Туда, к храму Святого Спиридона, и шел крестный ход. Туда, потому что в 1799 году, когда адмирал Ушаков взял штурмом крепость, он в пасхальный день тоже прошел крестным ходом и сам лично со своими соратниками нес мощи Святого Спиридона в этот же храм.

И так же, как, наверное, двести лет назад, на улицы города высыпали все жители. Лица были родные, одухотворенные, доброжелательные. Люди с интересом смотрели на четкий строй русских моряков и преображались, когда видели большую икону святого адмирала. Вот седой, сгорбленный старик истово крестится, склоняются крепкого вида мужчины, молодые красавицы гречанки только что беззаботно улыбались морякам и вдруг, посерьезнев, крестятся на лик святого, дети стайками останавливаются, забегают вперед и прикладываются к иконе.

...Федор Ушаков снова шел по своему городу, который он освободил от хамоватых солдат французской Директории, по городу, в котором он очистил храмы от хлама безбожных революционеров, по городу, в котором он создал и даровал населению самую демократическую в то время конституцию, прекратив ссоры и столкновения сословий. Да, именно он, адмирал Ушаков, провозгласил здесь, на семи крупнейших островах, первое греческое независимое государство после 300 лет Оттоманского ига: "Поэтому мы, греки, должны считать Федора Ушакова отцом нашей независимости!" — сказал бывший депутат парламента, бывший министр, правый консерватор Герасимос Апостолос. А мэр Христо Сарлес организовал праздник в память об Ушакове. Плакатами об этом с программой праздника был заклеен весь город.

Праздник начался у стен старой крепости, где открыли долгожданный памятный мемориал Федору Ушакову.

Мэр города, наш посол, создатель памятника, сын России и Греции, скульптор Виктор Айдинов сказали свое слово. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий совершил молитву и освятил его.

Троекратный салют моряков с десантного судна "Ямал" поднял птиц с бастионов крепости, вызвал восторг у мальчишек и ознаменовал факт того, что памятник адмиралу Ушакову стоит отныне не только в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Рыбинске, Санаксарах, но и здесь, на Керкире. Венки от города и посольства Российской Федерации, от Черноморского флота, цветы от морских кадетов из Москвы легли к подножию. Я положил возле изображения Ушакова на розоватой гранитной глыбе свою последнюю книгу "Адмирал Ушаков. Флотоводец и Святой". Почти тридцать лет работал я, постигая дух великого адмирала. Вначале писал о нем как о флотоводце, отсюда и книга "Флотовождь", писал как о державном государственном деятеле (книга "Росс непобедимый"), обозрел всю его жизнь в историко-художественной биографии (книга в серии ЖЗЛ "Ушаков").

И по Высшей Воле ощутил, что адмирал прожил жизнь как святой праведный человек, в конце нее он раздал свои богатства, земли, деньги людям, церкви и провел свои последние годы вблизи и в самом Санаксарском монастыре на Тамбовщине (ныне Мордовия).

Да, 43 военных кампаний — и ни одного поражения, ни одного попавшего в плен моряка, участие в строительстве Севастополя, Черноморского флота, создание первого независимого православного греческого государства, праведная жизнь молитвенника и милосердца — все это сделало его облик для нас святым.

Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, которую возглавлял митрополит Ювеналий, приняла решение о причислении Федора Ушакова, адмирала флота российского, к лику местночтимых святых. Это было встречено православными людьми с радостью. 15 тысяч паломников, почти 40 адмиралов, военно-морских начальников собралось 4 и 5 августа 2001 года на прославлении уже Святого Праведного Федора Ушакова в Санаксарском монастыре Мордовской епархии.

Архиепископ Варсонофий рассказал обо всем этом на пресс-конференции на Корфу. На вопрос одного из корреспондентов, что собрало сидящих в зале военных, писателей, священников, предпринимателей на этом празднике Ушакова, он ответил: "Всех нас объединяет его святость". Думаю, что он глубоко прав. Это качество, которое объединило вокруг Ушакова не только нас, но и православных греков. А наверное, почти все греки, стоящие на улицах Керкиры, были православные. Пожалуй, после церковного прославления в Санаксарском монастыре, вручения частицы мощей святого адмирала всему Балтфлоту в Балтийске крестный ход и открытие памятника были самым ярким событием во всей моей "ушакововиаде"...

...Колонна крестного хода завернула на улицу национального героя Греции, известного греческого деятеля, одного из создателей независимого греческого государства — Каподистрии, человека, талант которого долго служил России. В России он возглавил Министерство иностранных дел. Великий друг России Каподистрия, по некоторым сведениям, был убит английскими оппонентами Российской империи. Англичане всячески вытравливали вековечную взаимную привязанность русских и греков. Когда в 1987 году я работал в архиве Керкиры, то папки с документами о походе Ушакова были обозначены названием как "русско-турецкая оккупация". На мои возмущенные возгласы по поводу такой классификации служитель архива смущенно пожал плечами и сказал: "Тут многое от английской хронологии". Да, для англичан, захвативших острова после разгрома Наполеона и утвердившихся там как хозяева, их миссия обозначалась как важная и созидательная, а освобождение островов Ушаковым и создание там первого греческого государства в Новое время было оккупацией. Такой
взгляд закрепился в головах и многих греков. Профессор новейшей истории из Афин после моего выступления, после слова Герасимоса Апостолоса о миссии Ушакова с сокрушением сказал, что он ничего абсолютно не знает о роли Ушакова в истории греческого государства. Профессор не знал, не знали, к сожалению, и некоторые наши дипломаты в прошлом.

С 1987 года я писал нескольким послам о том, что в Греции должно быть как минимум два русских памятника — Федору Ушакову, создателю первого новейшего греческого государства, и Александру Пушкину, так же как Байрону, сочувствовавшему борьбе греческого народа за независимость. Байрон сражался и погиб за Грецию. Пушкин во время южной ссылки был знаком со многими будущими повстанцами и даже был влюблен в прекрасную гречанку. И вот ныне памятник Ушакову есть. Быть в Греции и памятнику Пушкину!

С участниками экспедиции удалось проехать по памятным местам острова. Сегодня они для нашего соотечественника обретают реальные одухотворяющие черты. Повсюду проявляются черты и контуры великого Ушакова.

Напротив крепости, напротив нового памятника адмиралу лежит невероятной средиземноморской красоты островок Видо, а ведь в 1798—1799 годах это был ощетинившийся пушками бастион, не пускавший корабли адмирала в пролив. На другом островке расположился небольшой монастырь, отличающийся от наших своей миниатюрностью и окружающей природной комфортностью. У ресторанной площадки, с которой обозревается монастырь и намытая полоса аэродрома, вдруг обнаруживается чудо-свидетельство — пушка, мирно наблюдающая за порядком в бухте. Да! Да! Это то орудие, которое защищало небольшой русский гарнизон и греческих повстанцев на подступах к Керкире. Глажу орудие, четко различаю двуглавого орла, чувствую через него ток последнего года XVIII столетия, вижу, как русские канониры забивают заряд, ядро и слышу выстрел, означающий освобождение острова.

В последний день особенно повезло. Утром нам дали машину, и мы помчались на восточное побережье в деревню Агеокострицу. Когда работал над романом и книгой для серии ЖЗЛ, описал по документам, как просили жители помощи у Ушакова для защиты деревни от французского гарнизона, как выделил он им орудие и шесть канониров, как возвели жители бастион и как, не выждав срока, стали стрелять по французам, а те организовали атаку, захватили пленных и расстреляли их. В поистине библейском месте, в окружении цветов и цветущих деревьев (это в конце октября-то), стоит монастырь, как стоял он и при Ушакове. Чудотворная икона Божией Матери, о которой нам рассказывали греки, — в серебрянном окладе с нанизанными вокруг цепочками и крестами. И рядом с каким-то пульсирующим светом — икона, в деревянной раме, подаренная храму русскими офицерами эскадры Ушакова. Молимся перед ней, стягиваемся духовной нитью с освободителями островов. У входа, обернув жерло в сторону бирюзовой Адриатики, — еще одно орудие. Вот оно-то и защищало жителей Агеокострицы, окутывалось пороховыми дымами в зимние дни 1799 года. Сходим вниз, кланяемся храму святого Пантилеймона — и вперед, на Керкиру, на аэродром. В дороге делимся впечатлениями от вчерашнего русского гала-концерта в крепости. Он был впечатляющим по размаху и современности. Правда, некоторые греки, а они в основном приверженцы национальной и классической музыки, спрашивали: "А есть ли в России сейчас мирового класса пианисты, скрипачи, виолончелисты?" Кратко приходилось отвечать, что таковые есть, но, наверное, сейчас заняты и не смогли поехать (за достоверность этих данных я, пожалуй, ручаться не мог). Однако танцоры ансамбля МВО, Екатерина Шаврина, расторгуевское "Любэ", а также известный люду Газманов аудитории были любы. Олег Газманов признался, что очень любит исторические романы, и я подарил ему "Ушакова". Потом от барабанщика из его оркестра узнал, что Олег на пляже читал целый день. Читателем он оказался внимательным и на концерте озвучил некоторые факты из книги. Полезно все-таки ездить вм
есте артистам и писателям.

Три дня Керкира была во власти Ушакова. Открытие памятника, крестный ход, передача благодатной иконы в храм Святого Спиридона, посещение греками десантного корабля "Ямал", презентация книги академика Тарле, переведенной на греческий, встреча предпринимателей России и Греции и грандиозный гала-концерт в Новой крепости, закончившийся впечатляющим фейерверком. И все под знаком великого адмирала и непобедимого воина, защитника земли русской и веры православной, как говорится в молитве. Да, был это великий праздник русско-греческой дружбы, праздник Святого Праведного Федора Ушакова.

Праздник для нас получился державным, властным, государственным, ибо на нем присутствовал депутат Думы С.Ю. Глазьев, начальник Департамента МИДа, наш посол, все наши атташе — военные, морские. Это был праздник военно-морской, ибо прибыл туда наш военный и морской корабль "Ямал", был там последний советский командующий Черноморским флотом адмирал Хронопуло и нынешний заместитель командующего Черноморским флотом контр-адмирал А. Ковшарь, была на островах блестящая команда русских морских офицеров. Был это праздник русско-греческой дружбы с участием широких слоев греческого населения, мэра, руководителей туристических фирм, ученых.

Во время приема на "Ямале", как и в XVIII веке при Ушакове, по трапу поднимались на борт негоцианты, моряки, городские служащие, дипломаты. Ветерок был свежим, и русский напиток, который в ведомостях Ушакова обозначался как "белое вино", согревал говорливых и веселых гостей.

Ну, и конечно праздник этот был духовно-православным, благословленным нашей Патриархией, с участием греческого священства. Под благодатным знаком самого почитаемого на острове святого Спиридона Тримифунтского и входящего во всероссийскую и всеправославную духовную силу святого праведного Федора Ушакова. Координатором и организатором, душой и сердцем этого праздника явился журнал "Русский предприниматель", помогали и другие организации. Представляю, сколько усилий и нервов надо было потратить, сколько вложить средств и сердца, чтобы все это состоялось. Думаю, что история наша им должна поклониться за то, что они берегут память, скрепляют духовную нить, идущую из глубин веков.

 

СВЕТОНОСНАЯ НИТЬ. УЧЕНЫЕ ЗАКРЕПЛЯЮТ СВЯЗЬ
Когда я первый раз в 1987 году был на Керкире, то скорее хотел увидеть крепость, остров Видо, воочию представит штурм. И не очень надеялся найти документы о миссии Ушакова, ибо они наверняка были бы использованы нашими и зарубежными историками. Но ссылок на архив Керкиры я не обнаружил. И все-таки на второй день предрождественского пребывания мы отправились искать архив. Может быть нам удастся отыскать следы тех далеких времен.

На центральной площади города развернулся дворец бывшего верховного комиссара Англии (это та страна, которая всегда умела пользоваться плодами чужих побед). Ныне дворец приспособлен для культурных нужд города. Проходим по впечатляющей галерее, тут расположились музеи археологии и азиатского искусства. В торце галереи поманила своим проемом дверь: да, то, что нам надо, — "Архив острова Керкира". Заглядываем, представляемся. С тоской ощущаю, что документы от Института истории Академии наук или, на худой конец, от издательства крайне необходимы. Нет, речь не об этом. Спрашивают: какой год, какие месяцы нужны. Об экспедиции Ушакова они знают, попытаются помочь. Нетерпеливое ожидание охватило нас. Многим людям, идущим в поиск, знакомо оно, это нетерпение последних минут, когда ты можешь открыть клад или в очередной раз разочароваться в поиске.

Приносят слегка влажные папки. Набираю воздуха, как перед прыжком в воду, и... ныряю в эти пожелтевшие страницы. За четким почерком писарей, изяществом старого наборного текста тайны далекой жизни, коммерческой деятельности, конфликтов. С переводчицей Ольгой Пируновой напряженно вглядываемся в листы: решения Сената, местного суда, торговые записи... — все это, конечно, интересно. Но неужели совсем не осталось документов об экспедиции Ушакова? Одна папка просмотрена, две, три... пять... Еще несколько. Те же документы. И... испускаю отнюдь не академический возглас. Строгий служитель, приподняв очки, потеплел взглядом: "Что, интересно?" — "Не то слово!" Знакомая размашистая подпись: "Вице-адмирал Ушаков". А вот и вторая подпись. А вот собственноручные записки, еще, еще... Открытие.

...На рапорте капитана Ехарина о городской библиотеке Федор Федорович пишет, что "рад смотреть книги", и беспокоится о том, сколько книг недостает. Надо, чтобы "в надлежащее число ладно их было". Блюл, блюл общественную собственность адмирал, чтил порядок книжного знания. "Стараться ответить и пособирать, от содержателей оных потребовать, куда они девались, нерозданных кому, чтобы непременно все было собрано"(!).

А вот и приказ за его подписью, обращенный к депутатам. Правда, приказ вежливый, фактически с просьбой собрать 350—400 мешков пшеницы для служителей. Известно, что турецкие союзники своих обязательств по снабжению эскадры не выполняли, и Ушаков предпринимал все меры, чтобы моряки не остались без продовольствия. Этот документ и показывал энергичные усилия русского командующего. Рядом был документ о наказании разгулявшегося турецкого моряка. Строг был адмирал к нарушителям. Тут — распоряжение о выборе руководителей для целей правления. Число же этих выборщиков решить самим жителям.

Чувствуется, что Ушаков нащупывает пути к управлению островами. Будем откровенны, Ушакову и самому приходилось учиться той демократии. И этот предмет оказался для него вполне постигаемым. На первый взгляд откуда вроде бы ему, представителю дворянской России, знать о демократических принципах, о выборности, о выборном судебном исполнительстве. Откуда бы ему, представителю военной иерархии, знать о выборной системе, о юридической ответственности членов общества, о демократическом представительстве в высших органах правления. Естественно, в армии, да и не только российской, этого и не могло быть. Но Ушаков был реалистом, был умелым политиком и умелым практиком руководства людьми. Он был осведомлен и о соборном складе русских людей. И поэтому разобрался в этом, но не только разобрался, а и увидел относительность, а порой и лживость всей этой видимой демократической процедуры.

Из документов явственно видно, как недовольны были нобили этим странным русским адмиралом. Полетели жалобы в Петербург, Константинополь. Нобили взывали к абсолютным монархам, указывая на "адмирала-якобинца". Ушаков, конечно, таким не был, он был просто реалистом-практиком, желающим примирить классы, не допустить общественного взрыва на островах. Он указывал нобилям, припугивая их: "Если вы не отпустите крестьян, вас порежут, я заступаться не буду". Был он, конечно, и идеалист, надеясь, что в Зимнем дворце поймут его. В Петербурге устремления Ушакова поняли не все, да к тому же к середине 1800 года англо-русско-турецкая коалиция распалась, и эскадра была отозвана в Ахтияр (Севастополь). Турки ушли в Константинополь еще раньше. Ушаков покинул Корфу, но оставил тут замечательную память в лице Республики Семи Островов. Тогда в 1987 году я написал в очерке о Корфу: "Следует отметить, что на начало XIX века это была единственная свободная территория Греции, единственное место, где утвердилась греческая государственность, где свободно царил греческий язык и обычаи, где православие не теснилось латинством. И поэтому хотелось бы, чтобы на острове, где немало памятников англичанам и венецианцам, встал скромный знак памяти великому адмиралу и защитнику греческого народа. Думаю, мог бы позаботиться и наш морской флот, и общество российско-греческой дружбы, и наши греческие друзья".

После этого материалы об Ушакове закрепились во многих книгах и публикациях. Житие святого праведного адмирала вобрало, помимо духовной ткани, всю историческую канву его земной жизни. Но работа по изучению его жизни, его влияния на ход истории продолжается.

Он уже прославлен в России, на Корфе ему установили памятник. И вот на острове в самом представительном "Палац-отеле" Керкиры в сентябре 2003 года проводится научная конференция об освободительной миссии русского флота и роли адмирала Ушакова в становлении первого после трехсотлетнего ига греческого государства — Республики Семи островов. Рассматриваются политические, социальные, военные, исторические и культурные аспекты темы.

Это уже поворот в научном мире, поворот в общественном отношении к миссии адмирала. Конференцию организовали Афинский и Керкирский университеты при участии Всемирного Русского Народного Собора Центра духовно-патриотического служения Отечеству имени святого праведного Федора Ушакова из Москвы и Союза писателей России, правительства и ученых Крыма. А самое главное — при поддержке префектуры Керкиры, губернаторства всей провинции Ионических островов. Пятнадцать лет назад о конференции с такой темой, таким содержанием, с таким составом участников никто не мог и подумать. А ныне, когда Ушаков стал святым Русской Православной Церкви, в освещении его деяний открылись многие духовные и исторические глубины и небесные дали.

Почти все ученые поддержали наш доклад о решающей и провиденциальной роли русского флота и адмирала Ушакова во вдохновляющем прорыве к греческой государственности. Греки сотни лет боролись и погибали за свое освобождение от османского ига, их многие попытки заканчивались кровавыми поражениями.

Ионическая попытка при помощи Ушакова закончилась хотя и временной, но победой, созданием первого греческого государства со своей Конституцией, со своим православным епископатом, со своим государственным греческим языком, со своей, хотя и небольшой, армией. Это был прообраз будущей освободившейся Греции.

Об этом говорили преподаватели Афинского университета Елена Стерьеопулу и Софи Морати. Елена вообще была мотором этого форума, его координатором, его мощным вдохновителем, мягким переговорщиком и вместе с властями Керкиры блестящим организатором. О впечатляющей странице нашей общей истории ярко сказал профессор Панайотис Христопулос, выступивший с докладом "Каподистрия и Россия", где показал, как греческая общественность воспользовалась суверенным ионическим плацдармом, чтобы развивать и утверждать идеи греческой независимости на всех этапах европейской политики. И абсолютно не случайно выходец с Ионических островов граф Каподистрия, современник и, может быть, противоречивый участник событий Ушаковского периода на островах стал министром иностранных дел России. Какая светоносная связь!

Блестящим подтверждением этого утверждения стал доклад председателя ученого общества Керкиры Иоаниса Пьериса о становлении (вернее восстановлении) греческого православного епископства при поддержке адмирала Ф. Ушакова, а также сообщение о заботе этого молодого греческого государства о своем утверждении не только в юридических категориях и законах, но и сознании граждан (доклад исследователя истории Керкиры юриста Периклиса Пангритиса об образовательной системе государства Семи островов). Несколько сообщений было о связях российских греков с Ионическим государством, о совместных святынях. Доктор филологии из Крыма В. Казарин рассказал о старейшем монастыре в Балаклаве, основанном при участии греков, на который Ушаков пожертвовал три тысячи рублей. Опять светоносная нить! В общем, конференция зажгла новый факел в духовном и историческом осмыслении роли святого праведного Феодора, ибо историческая миссия Ушакова вошла в православное житие святого, стала важной частью доказательств в период его прославления. Ибо,
как сказано в его житии, "архистратига российского, служителя народа Божиего нищих и угнетенных свободителя, нечестивых наказателя". "Бог на Островах Керкирских оружием благоволения венчал (!!!)"

И нет сомнения, что в этой миссии связующей нитью освободителей и освобожденных стало православие. Именно это мы и почувствовали с первых часов пребывания на острове. Нас пригласили на совместную службу в домовую церковь недавно упокоившегося священника. Храм был небольшой, человек на пятнадцать молящихся. Вел службу соседний священник, а церковный хор — из двух профессоров, участников конференции, один из которых бывший директор библиотеки греческого парламента Панайотис Христопулос обратился к нам с пожеланием вместе исполнить "Отче наш" и "Верую". В церковном полумраке, при слабом колебании огненных язычков лампад, в клубах ладана слились воедино слова общих православных молитв: произошло какое-то духовное соединение. И из церкви мы уже выходили, как братья, братья во Христе, братья в Вере. Поэтому дальнейшее наше пребывание на земле, хранившей следы Ушакова и его воинов, было столь плодотворным и благодатным.

Открытием явилось обнаруженная и воспроизведенная нами впервые на русском языке публикация научного общества по исследованию Керкиры (А.Х.Тситса. Русское консульство в Венеции и Керкира (1800-1802)). В ней приведена переписка купца с острова Николая Пасхалиса и русского консула в Венеции Павла Филиса. Привожу несколько замечательных писем об Ушакове и его эскадре из этой публикации.

Письмо 1. "На Преображение, 4 числа сего месяца, внезапно с частью флота прибыл Ушаков. В тот день и ночь была такая сильная буря и ветер, что говорят, что всему бывшему с ним флоту угрожала гибель; но святой Спиридон хранил их, ни один из кораблей не пострадал; все они благодарили святого — на всех кораблях были отслужены благодарственные молебны. Он (Ушаков) прибыл на семи кораблях, двух фрегатах, высадил до трех тысяч солдат и множество разных военных грузов, пушек и других необходимых для ведения войны предметов.

Письмо 2. "Поистине Благословение Божье, что здесь находится адмирал Ушаков, христианин и прекрасный человек, он сразу понял, что представляет собой наше дворянство. Архиереем, митрополитом Керкиры, мы выбрали Дзигаласа из знатного дворянского рода, однако весь народ хотел видеть на этой должности Феотокиса, в том числе и сам Ушаков, но эти такого архиерея не хотели. Впрочем, волнения по этому поводу продолжаются и по сей день.

Письмо 3. Ушаков выступил против знати, которая по гордыне своей подстрекает народ... надеемся теперь они, наконец, покаются.

Письмо 4. Вернувшись из путешествия, Ушаков больше не доверял знати, но, напротив, относился к ней настороженно. Простой же народ он стал любить еще больше чем прежде. Поразительно благочестие Ушакова как, впрочем, и других русских и генерала Волконского. Невероятно, но каждое воскресение все солдаты желают посещать Божественную Литургию, для них выделено шесть церквей. Точно так же и он с остальными ходит на обедню к Святителю Спиридону или в Платитеру каждое Воскресение. На Страстной Седмице в Храме Платитеры все службы были русские, и все дворянство было там. Даже мы, чтобы посмотреть, не спали всю ночь Великой Субботы. Я и мои домашние пошли туда в шесть часов и встретили Пасху в той же Церкви и получили благодать Божию.

Письмо 5. Мы, покуда здесь остаются русские, живем прекрасно, но они говорят, что вскоре уедут, так как их отзывают. Очевидно, армада (флот) завершит приготовления к отплытию в течение этого месяца, и мы хотим узнать, куда она направится. Адмирал, князь Волконский и другие офицеры все христианнейшие (очень благочестивые) люди, точно также и солдаты с моряками. Видя их отношение к церковным делам и рвение на всех службах, мы стыдимся назваться христианами перед ними. Конечно, он (Ушаков) имеет большие трения со здешней знатью и со всеми дворянами с других островов, но в этом вопросе он, безусловно, прав, и мы надеемся, что Промысел Божий через него освободит нас от них, и их козни против нас и русских вернутся обратно на их собственные головы.

...Ушаков начал и здесь демонстрировать свою власть — в отношении конкретных плохих решений и чрезмерного рвения судов к некоторым лицам — Ушаков повелел впредь прекратить приостанавливать чьи-либо полномочия без согласования с ним.

Письмо 6. Адмирал со своей эскадрой, забрав все свои вещи, всех больных, часть из одиннадцати кораблей и два катера, около тридцати дней тому назад отбыл на остров Закинф и, побыв там три дня, отправился в пока что неизвестном нам направлении.

Письмо 9. Церковь и мощи Святителя Спиридона взяты Россией под полную защиту. (Перевод Афанасия Зоитакиса).

Префект Керкиры Георгис Махинарис приветствовал конференцию и был просто потрясен, когда мы подарили ему икону святого праведного Федора Ушакова, освященную на святых мощах "Это самый дорогой для меня подарок за всю жизнь", — сказал он. А для нас самым дорогим подарком оказалось отдание почестей непобедимому адмиралу Федору Ушакову святому праведнику у его памятника.

С утра 20 августа выехали из гостиницы на двух машинах. Я еще не знал куда. Славных мест на Керкире было немало. Мы побывали в музее в усыпальнице Каподистрии, в доме ученого общества хранителей истории Керкиры, у пушек с ушаковских кораблей, во дворце Ахиллеса бывшей австрийской принцессы, в одном из храмов поклонились мощам святого Спиридона Тримифунтского. И вот мы подъезжаем к одному из самых памятных мест Керкиры, к подножию возвышающейся крепости, где уже почти год стоит памятник Федора Ушакова.

В золоченых касках оркестр керкирской филармонии в нарядных мундирах, слева стоит префект, руководители провинции, консулы Италии и Франции. Ого! Хорошо, что галстук на мне. Справа — священник в окружении сизого облачка ладана из слегка покачивающегося паникадила. Он и отслужил молебен святому адмиралу Ушакову. Гимн Греции. Затем грянул наш гимн. Стоящая рядом Елена Стерьопулу шепчет: "Гимн Советского Союза..." Я отвечаю: "Да, Советского Союза и России". У нее в глазах ностальгические слезы о двадцатипятилетней жизни в Советском Союзе. Ведущий объявляет: "Цветы адмиралу Ушакову возлагает префект Керкиры, руководители провинции и представитель России, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора". Сердце замедляет свой ритм, позволяет торжественно подойти и водрузить корзину цветов к пьедесталу, кланяюсь, крещусь и читаю молитву "Приникни, праведнее воине Феодоре,с горных селений на притекающих к тебе и вонми молению их: умоли Господа Бога даровати всем нам еже ко спасению нашему мы просим от Него, при святом твоем представительстве..."

Сзади плещет море, хлопают на ветру флаги Греции, России и андреевский стяг. Кажется, что от острова Видо тянет пороховой гарью. Я продолжаю: "Ты, победив супостатов множетва, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи".

Здесь, перед лицом непобедимого воина и святого подвижника, как никогда необходима эта молитва: "Умоли Господа Бога даровати крепкий и нерушимый мир и земли плодоносие... ...флоту твоему Российскому и всему воинству нашему преданность Вере и Отечеству и неодолимое мужество, всем же православным христианам здравие и благочестие..." "...Сохраняй страну нашу Российскую и обитель сию святую от всех наветов вражиих..."

Сказано было и слово о подвигах адмирала. Площадь затихла и, когда я поклонился и отошел к руководителям острова, грянул марш. Как, наверное, звучал он здесь, когда по улицам проходили отряды матросов Ушакова, отправляясь домой. Мы утром тоже улетали на нашу Родину, Родину святого праведного адмирала Феодора Ушакова, воина непобедимого.


"...К СЛАВЕ РОССИИ"
В день блаженной кончины адмирала Федора Ушакова Ярославская земля славила святого праведного Феодора. На его родине, в Рыбинске, творилась молитва, и все молящиеся возносили к нему слова: "Святой праведный воин Феодоре, моли Бога о нас"! И молитвы воина непобедимого явно доносились сюда, ибо день был из тех потрясающе неповторимых, незабываемых, светло-лучезарных, что остаются в памяти на всю жизнь.

Конечно, ярославцы и раньше чтили своего земляка: в Рыбинске стоит его бюст, проводились встречи, посвященные его подвигам. Но после решения Архиерейского Собора о Всероссийском почитании святого праведного Феодора (адмирала Ушакова) его слава воссияла с новой силой. Поэтому и проводилась тут Соборная Всероссийская Ушаковская встреча, которую организовал Всемирный Русский Народный Собор, Союз писателей России, администрация области и Ярославская епархия.

Да, доклады, встречи, выступления, но главное — прикосновение к земле, к природе, Волге, к тем местам, где жил, ходил, познавал мир и смысл жизни Федя Ушаков, где был крещен, где наполнился он силой духовной и физической. Особо запомнилось посещение храма Богоявления — на острову у села Хопылево, где Федю окунули в купель.

Храм в запустении, кресты скособочены, алтарь уничтожен. И все-таки он жив. Когда мы приближались к нему по шоссе, нас встретил радостный колокольный звон. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, энергично шагавший впереди, улыбался. Его стараниями, стараниями священства, храм на этот день ожил, засветился, запел. Рядом возвели помост, и на нем развесили колокола, которые и возвестили, что тут крестили Федю Ушакова, тут он был на первых своих литургиях, пел со всеми прихожанами "Верую". На полуразрушенных ступеньках рассыпана недавно скошенная трава. Внутри храма, несмотря на щебень и прах с содранных стен, чувство разрушения не господствовало, ибо весь низ церкви был густо застлан пахучим сеном, а к алтарной стенке был прислонен высокий крест, на ней же расположены иконы Божией матери и Спасителя.

Икону святого праведного Феодора Ушакова в обрамлении цветов держали священники, а владыка возвысил свой голос в молитве прославления святого адмирала. Звуки хора заполнили пространство. Церковь на глазах оживала, на арках и колоннах проявились росписи фресок. Надо же, столько лет стоял храм пустой, разрушался, а в памятный для себя день сверкнул красками из давних времен, собрал под куполом молитвенные голоса. Тут же в верхние проемы окон прорвался красный луч от заходящего за Волгой солнца, затем другой. Творилось какое-то чудо! Храм заклубился светом, стены наполнились красками, а купол звуками. Божественная цветомузыка заполнила все пространство храма. Наверное, это служба запомнится всем тем, кто там был, на всю жизнь. Затем мы вышли на берег Волги, возложили цветы к памятному кресту, что воздвигли юные ушаковцы, сделав основание в виде якоря. И уже притихшие, возвышенные едем в пансионат на ночлег через Борисоглебск, до сих пор именуемый почему-то Тутаевым. Автобус на паром не вместился, и мы без него плывем по ночной Волге, чувствуем ее таинственную силу. Затем Храм, где есть невероятной глубины и возвышенности икона Спаса, перед которой мне уже посчастливилось молиться почти двадцать лет назад. И тогда, и сейчас облик Спасителя проявлялся не сразу, а постепенно исходит изнутри, устремляя вопрошающий и печальный взор в глубины души.

А утром была может быть самая важная для рыбинцев литургия — ведь на ней впервые после решения Архиерейского Собора славилось имя святого праведного Феодора (адмирала Ушакова).

Храм был полностью заполнен прихожанами, украшен цветами, светился. А день, как в Санаксарах в часы прославления, в Балтийске в день вручения иконы адмирала с частицей мощей был сиятельным и ярким, без единого облачка и без ветерка. Федор Ушаков в небесном сиянии возвращался к своим землякам, на свою родину. Она же, как всегда, поражала невиданным количеством возведенных здесь храмов, монастырей, святых останков, чудотворных икон. В 1998 году я был на руинах знаменитого Толгского монастыря вместе с тогдашним министром культуры Ю.С. Мелентьевым. Во дворе была разруха, валялись обломки стен, камни, мусор. Кое-где лежали доски, бревна, кирпичи, предназначенные для восстановления храмов и монастырских строений. Свеча возрождения вроде была зажжена, но свет ее был слабенький, незащищено трепетал на ветру истории. Сейчас же, находясь на Ушаковских чтениях, мы увидели один из самых красивых, обустроенных, одухотворенных монастырей России. В отдельном церковном зале... она — икона Толгской Божией Матери, у которой денно и нощно читается акафист, на входе сидят два крепких охранника. Икона Толгской Божией Матери — церковное, монастырское и национальное достояние — ее надо духовно и физически оберегать, а она дает нам силы. Давала она силу и Федору Ушакову, без сомнения, приезжавшего ей поклоняться.

Наверняка он был и в Ростовском Кремле, где мы стояли и молились в этот приезд у мощевиц святого Димитрия Ростовского, князя Василька, погибшего в первой и беспощадной битве с татарской ордой на реке Сити. ...Поклонялся он наверняка и памяти святого благоверного князя Александра Невского в Переяславле. От этих святых Руси, святых родной Ярославской земли, вбирал силу духовную, мощь еще в детстве Федя Ушаков, она преобразовалась в нем в его праведность и безупречное служение Богу, Царю и Отечеству, которые и сегодня для нас великий пример и образец для поклонения.

Думаю о природе прихода в лике святого праведного Феодора и осознаю, что оно было, как всегда неслучайно подготовлено его жизнью, подвигом, историей, всем Божиим промыслом — народным признанием. И это всенародное признание адмирал Ушаков получил давно, особенно в народное сознание он вошел со времен Великой Отечественной войны, когда, как никогда важно было увидеть мужественных людей, добивавшихся для нашей Родины побед в самых, казалось, неблагоприятных, даже безвыходных, условиях. Ушаков из тех "великих предков", о которых было сказано на знаменитом параде на Красной площади, что они должны были вдохновить бойцов Красной и Советской Армии в 1941 году, в год самой смертельной опасности для Отчизны. Его именем был назван орден за морские победы, а после войны было выпущено немало книг о его морских подвигах. Вышли прекрасные фильмы "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы". В них адмирал Федор Федорович предстал человеком великих флотоводческих талантов, мужественным, справедливым, преданным отчизне. Конечно, в некоторых изданиях ему добавлялись, в соответствии с идеологическими представлениями тех лет, антимонархизм и антикрепостничество. Но его военные заслуги были признаны и очевидны, а его вдохновенный образ из глубины веков действительно сиял, как сказано в более поздних стихах. Но за военными победами скрывался, был недостаточно исследован, может быть, основной пласт его жизни. При всей талантливости актера, создавшего образ Ушакова, он был все-таки одномерен и не вбирал все краски его жизненного и духовного пути. Да, в то время и не могло быть иначе. А исследователи только подходили к прояснению роли Ушакова в целом ряде событий. Академик Е. Тарле описал его великую миссию в походе в Средиземное море и создании Республики Семи Островов из бывших венецианских владений, освобожденных от войск революционно-буржуазной Франции. Но это был скорее военно-геополитический обзор. Предстояло осмыслить его поход, всю эту стратегическую и державную операцию с точки зрения исторического значения создания первого греческого государства после 300-летнего оттоманского ига.

И уж совсем затуманена была православная душа Федора Федоровича, его готовность служить людям, братьям во Христе, его добросердечие, милосердие. Его молитвенное пребывание в детстве на светоносной Ярославской земле вообще отвергалось, ибо по целому ряду источников объявлялось, что он родился на Тамбовщине. А безусловное духовное воздействие его дяди Феодора, настоятеля и монаха Санаксарского монастыря, оставалось за кадром жизни адмирала. А отсюда был непонятен приезд прославленного флотоводца на тамбовскую (ныне Мордовскую) землю, в его последнее пристанище в этом мире Алексеевку и Санаксарский монастырь. Все это стало проясняться, вырисовываться для общества лет двадцать — двадцать пять назад.

Очень большую работу провела доктор исторических наук А. Станиславская, исследовавшая миссию Ушакова в Средиземном море. Епископ Мордовский Варсонофий, настоятель Санаксарского монастыря Варнава, иеромонах Венедикт, вся братия этого монастыря сделали немало, чтобы исследовать, исторически восстановить духовную жизнь Федора Ушакова и его дяди, ныне преподобного Феодора Санаксарского. В уточнении даты и места рождения Федора Ушакова, его родословной, внес свой кропотливый вклад рыбинец, капитан 2-го ранга В. Овчинников из Института военной истории.

Сорок с лишним лет назад и я соприкоснулся с судьбой великого адмирала в городе корабелов Николаеве, куда был распределен после университета. Тогда меня заинтересовала судьба этих южных славянских земель, чуть более ста пятидесятилетий возвращенных в лоно Руси. И одним из тех, кто одерживал здесь блестящие победы, превращая "Озеро турецких султанов" снова в русское Черное море, был вице-адмирал Федор Ушаков, возглавивший в конце русско-турецкой войны по прозорливому желанию выдающегося стратега и геополитика князя Потемкина Черноморский флот. Оттуда и началось мое плавание по архивам Херсона, Николаева, Севастополя, Одессы, Ленинграда, Москвы, Тамбова, Саранска, Рыбинска, Керкиры, Афин и других мест, связанных с жизнью адмирала (об этом сказано в книге).

Конечно, у многих из нас в памяти прославление святого праведного Феодора в Санаксарском монастыре в 2001 году 5 августа. Сверкали золотистые одежды священства, золотые галуны военачальников со всех флотов, трепетали расшитые золотом хоругви, и хор пел славу святому Феодору, отныне ставшим небесным нашим покровителем, покровителем всего русского флота. Еще не все морские военачальники, присутствовавшие на прославлении, осознавали, что произошло, но многие понимали, что в жизни флота происходит изменение. В послании Святейшего патриарха Алексия к участникам тех торжеств, посвященных прославлению адмирала Ушакова, было сказано: "Мы прославляем Феодора Ушакова как местночтимого святого, однако значение этого события выходит за рамки местного торжества Саранской Епархии. Для всей нашей Церкви нынешний день — особый, он навсегда останется в истории церковной, в истории нашего Отечества. Мы знаем немало воинов, святость которых признана церковью и имена которых горячо почитаются Благочестивым верующим народом. Таковы, например, святые благоверные князья Александр Невский. Дмитрий Донской. Однако впервые за долгое время Церковь прославляет в лике праведных воинов подвижника, жившего в сравнительно недавнем прошлом. И впервые среди имен угодников Божиих появляется имя великого флотоводца. Федор Ушаков... был выдающимся государственным деятелем. Вся жизнь его была отдана России... и вместе с тем он оставался человеком глубокой веры в Христа Спасителя, строго приверженным православным нравственным началам, человеком великого милосердия и жертвенности... Именно это гармоничное сочетание личной праведности и ревностного общественного служения и стало главным. Для многих появлялся путеводный знак. В прошлом году в Белгородской области во всех школах прошло обсуждение моей книги "Адмирал Ушаков. Флотоводец и святой". Я присутствовал на заключительной части конференции и один из выступающих, четырнадцатилетний подросток, сказал: "Я человек серьезный и ставлю себе в жизни серьезные цели. Я выбирал себе идеал и я выбрал. Это — Федор Ушаков. Я понимаю, что он недостижим, ибо Ушаков — святой, но подражать ему, молиться о нем, обращаться к нему я буду всю жизнь".

Число тех, кто избрал жизнь Ушакова путеводной звездой, растет, и создаются школы, отряды, группы ушаковцев. Ныне, когда произошло решение Архиерейского Церковного Собора о том, что в лике почитаемых всей церковью святых есть и праведный воин Феодор (адмирал Ушаков), мы видим икону святого Феодора в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Мурманске, Архангельске, С.-Петербурге, Одессе, Николаеве, Севастополе, Новороссийске, Воронеже, Таганроге, Балтийске, Астрахани — везде, где есть наш флот, "морские служители", как называл моряков Ушаков. Развернуто строительство храма Феодора Ушакова в Саранске, где в Мордовской епархии в Санаксарском монастыре покоятся мощи святого. А иконы Ушакова с его ликом, частицами его мощей я уже видел в Орле, Смоленске, Арзамасе, на Кинбурнской косе, в Киеве, Брянске, Златоусте, Иркутске. Волгограде, Ульяновске, Калининграде, Таллине и других дальних и близких городах и селах.

В Союзе писателей России создан Центр патриотического и духовного воспитания имени святого праведного воина Федора Ушакова, вокруг которого объединяются исследователи и подвижники, моряки, учителя, военные, священнослужители, студенты. Юные ушаковцы объединяются в единый сводный Ушаковский отряд. В Российской государственной библиотеке впервые была проведена масштабная книжная выставка "Святой праведный Федор Ушаков — адмирал флота Российского". В эти же дни в Южном Бутове прошел праздник Ушакова у памятника адмиралу, который проводит отделение нашего Центра и муниципальные власти.

Вместе с великим адмиралом в эти годы его прославления мы все, граждане России, исповедующие патриотизм, люди православные, крепнем, укрепляемся духом, уверенно смотрим в будущее. Его слова, сказанные в 1812 году и запечатленные на иконе, гласят: "Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России". Они обращены к нам, русским, россиянам XXI века.

 

ДОКУМЕНТЫ К ПРОСЛАВЛЕНИЮ ПРАВЕДНОГО ВОИНА ФЕОДОРА УШАКОВА

ИЗ БЕСЕДЫ С ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЕМ II В.Н. ГАНИЧЕВА

— Ваше Святейшество, Русская Православная Церковь и Вы лично всегда пеклись об Армии, о христолюбивом воинстве нашем. С созданием Национального военного фонда многое сделано. Расскажите, пожалуйста, о первых результатах работы фонда. Что могут сделать простые люди? Как миряне, писатели могут участвовать в работе фонда?

— Общероссийский Национальный военный фонд, в Попечительский совет которого вошли военачальники, авторитетные общественные деятели и главы крупнейших традиционных религиозных объединений, был образован по инициативе Президента России Владимира Владимировича Путина. Целью фонда является всемерная поддержка военнослужащих, а также членов семей тех воинов, которые погибли при исполнении своего долга в "горячих точках". Собранные средства направляются на предоставление им жилья, на оказание медицинской помощи и на реабилитацию солдат и офицеров, пострадавших в ходе боевых действии, в первую очередь в ходе антитеррористической операции в Чечне. Практическая работа действительно уже началась. Мы заботимся о том чтобы каждый рубль, внесенный в фонд, дошел до адресата, до того, кто действительно нуждается в поддержке.
Каждый гражданин нашего Отечества может внести посильную лепту в развитие фонда. Нам также следует всячески побуждать тех, кто располагает значительными средствами, жертвовать на благое дело помощи воинам и их семьям. Что касается участия в этой работе писателей, то, на мой взгляд, они могли бы прилагать усилия для популяризации программ фонда. Забота о воинах, особенно получивших ранения, и о семьях павших героев должна стать воистину всенародным делом. Печатное слово, выступления авторитетных мастеров слова в средствах массовой информации могут сыграть здесь решающую роль.

— Состоялось решение Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви о причислении адмирала Ф.Ф. Ушакова к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. 4 августа 2001 года состоится его прославление в Санаксарском монастыре. Российский флот, все воинство России, все патриоты, православные люди испытывают радость по поводу этого вдохновляющего события. Как видится Вам, Предстоятелю Русской Православной Церкви, при котором, в прошлом году произошло самое большое и знаменательное прославление русских святых, место святого подвижника, праведного адмирала Феодора Ушакова в сонме русских святых?

— Предстоящее прославление, хотя и произойдет на епархиальном уровне, будет значимо для всей нашей Церкви. Ведь личность Феодора Ушакова неразрывно связана с историей русских ратных свершений, с историей нашей государственности. Впервые в святцах появится имя человека, служившего на русском военном флоте, к которому в молитве будут обращаться воины-моряки.
Да, для Церкви он был не только военачальником. Главным основанием для его канонизации стало то, что Феодор Ушаков, находясь по долгу службы в самой гуще боев, смог одновременно явить образ истинного христианина и не раз жертвовал собой ради спасения ближних. Последние годы жизни он провел вблизи Санаксарского монастыря. Сохранились многочисленные свидетельства о праведной, наполненной христианскими подвигами судьбе этого великого сына России. Предстоящее прославление святого праведного Феодора еще раз подтверждает истину евангельских слов о том, что каждый человек может обрести Христа и "служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей" (Лк 1 75)

***
ПРИВЕТСТВИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II УЧАСТНИКАМ ТОРЖЕСТВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОСЛАВЛЕНИЮ АДМИРАЛА ФЕОДОРА УШАКОВА
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Варсонофий, Преосвященные архипастыри, честные отцы, братья и сестры, уважаемые участники торжеств, посвященных прославлению в лике местночтимых святых адмирала Феодора Ушакова!
Хотел бы повторить слова святого Апостола Павла: "Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами", разделяя радость нынешнего праздника. Феодор Федорович Ушаков, прославленный воинскими доблестями и не побежденный ни в одном сражении адмирал великого Российского флота, ныне ублажается Святой Церковью Христовой как муж праведный и благоверный, как один из примеров для подражания верующим, как угодник Божий.
Мы прославляем Феодора Ушакова как местночтимого святого, однако значение этого события выходит далеко за рамки местного торжества Саранской епархии. Для всей нашей Церкви нынешний день — особый, он навсегда останется в истории церковной, в истории нашего Отечества. Мы знаем немало воинов, святость которых признана Церковью и имена которых горячо почитаются благочестивым верующим народом. Таковы, например, святые благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской. Однако впервые за долгое время Церковь прославляет в лике праведных воинов подвижника, жившего в сравнительно недавнем прошлом. И впервые среди имен угодников Божиих появляется имя великого флотоводца.
Феодор Ушаков, как хорошо всем вам известно, был выдающимся государственным деятелем. Вся его жизнь была отдана России. Он преданно служил благу своего народа, державному достоинству своей Родины. И вместе с тем он всегда оставался человеком глубокой веры во Христа Спасителя, строго приверженным православным нравственным началам, человеком великого милосердия и жертвенности, верным сыном Святой Церкви.
Именно это гармоничное сочетание личной праведности и ревностного общественного служения, и стало главным побуждением к прославлению Феодора Ушакова Церковью Христовой.
Совершая это прославление, мы молитвенно обращаемся к угоднику Божию с прошением о его духовном содействии и покровительстве по отношению не только к жителям Мордовии, где почивают его святые мощи, но и к воинам Российского Военно-Морского флота, которые продолжают ушаковские нравственные традиции доблести, чести и милосердия.
Молитвами праведного флотоводца его нынешние последователи да будут столь же непобедимыми защитниками достоинства Андреевского стяга. Святый праведный Феодоре, моли Бога о нас!

Москва
3 августа 2001 года

***
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВОЕННО-МОРСКИМ ФЛОТОМ
Председателю Союза писателей России, доктору исторических наук, профессору В.Н. ГАНИЧЕВУ

Уважаемый Валерий Николаевич!

Ваше письмо по вопросу поддержки канонизации выдающегося российского флотоводца адмирала Федора Федоровича Ушакова получено и внимательно рассмотрено.

Заверяю Вас, что Военно-Морской Флот поддерживает идею причисления адмирала Ф. Ф. Ушакова к лику святых и другие патриотические инициативы, изложенные в Вашем письме.

С уважением, В. КУРОЕДОВ
Главнокомандующий Военно-Морским Флотом, Адмирал флота

***
"В ПАМЯТЬ ВЕЧНУЮ БУДЕТ ПРАВЕДНИК"
4–5 августа 2001 года в Рождество-Богородичном мужском монастыре Саранской епархии состоится канонизация праведного Феодора Ушакова, Адмирала Флота Российского (1745–1817)

С первых дней основания Епархии собирание материалов для прославления святых земли Мордовской стало естественной потребностью христианского сердца, жаждущего молитвенного предстательства праведников перед престолом Божиим и стремящегося исправить свою жизнь по образу жития святых, подвизавшихся в недалекое от нас время.

Именно поэтому подготовительные работы к канонизации праведного адмирала Феодора Ушакова и его дяди, преподобного Феодора (1717-1791), восстановителя Санаксарского монастыря, начались практически со дня образования епархии, когда мы вместе с общественностью и Союзом писателей России стали по крупицам собирать материал по канонизации Санаксарских праведников.

За восемь лет собралось достаточное количество материала для канонизации преподобного Феодора (Ушакова), которая совершилась 10—11 июля 1999 года в Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре. Однако уже давно стала явной и праведность адмирала Феодора Ушакова, погребенного в том же монастыре. В юбилейном, 2000 году, было собрано достаточно материала, чтобы обратиться в Синодальную комиссию по канонизации святых.

Канонизация праведного адмирала Феодора Ушакова имеет важное значение. Это и приобретение нового молитвенника за нашу Землю, и прославление предстателя Санаксарского монастыря, и, что крайне актуально, освящение служения православного воина.

Деянием канонизации Православная Церковь вновь подтвержает, что в лице новопрославленного святого воинское делание реально совместимо с христианской праведностью, и, следовательно, становится примером подражания для многочисленных воинов со временной России.

В наше время разрушения идеалов, воинскую службу пытаются сделать делом коммерческим, своего рода профессией.

Да, профессиональная армия необходима России, и нельзя посылать необученных бойцов в горячую точку. Но нельзя забывать и о том, что разговоры о "профессионализме" в наше время часто становятся прикрытием беспринципности и продажности.

"Нет больше той любви, когда кто положит жизнь за други своя", — сказано в Священном Писании. Основанное на этом принципе возрождение идеалов бескорыстного служения Отчизне, служения зачастую в ущерб себе, но на благо Родине — вот тот образ жизни, к которому призывает нас праведный Феодор. Это тот путь, по которому мы можем и должны идти, направляясь в этом молитвами святого праведного Феодора, адмирала Флота Российского и руководствуясь его житием.

Молитвами Святого праведного Феодора Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Варсонофий
Архиепископ Саранский и Мордовский, Управляющий Саранской Епархией

***
ДЕЯНИЕ О КАНОНИЗАЦИИ ПРАВЕДНОГО ФЕОДОРА УШАКОВА (1745–1817), МЕСТНОЧТИМОГО СВЯТОГО САРАНСКОЙ ЕПАРХИИ во имя ОТЦА и СЫНА и СВЯТОГО ДУХА
В народе Божием всегда благодарно почитался подвиг воина — мужественного и храброго защитника Отечества. Но наипаче был дорог народу тот, кто послужил Отечеству не только воинской доблестью, но и явил собою пример непоколебимой православной веры, истинного патриотизма, мудрости и милосердия. Таковых сынов России память народная окружила особенной любовью, а Господь через Святую Свою Церковь прославлял их. Такими, например, стали для нас святые благоверные великие князья — Александр Невский и Димитрий Донской.

Под влиянием западного вольномыслия оскудел в России дух ревности христианской, и как непросто оказалось человеку, проходившему ту или иную службу государственную, сохранить и преумножить Евангельские добродетели, которые одни только способствуют к исполнению Христовых заповедей и ведут человека ко спасению.

Одним из таких ревностных служителей Отечеству и народу Божиему, явившим собою великий пример воинской доблести и христианского благочестия, был адмирал Российского флота Феодор Ушаков.

С детства имевший перед собою пример святой жизни родного дяди — преподобного Феодора Санаксарского, воин Феодор Ушаков с помощью Божией, молитвами преподобного Старца и своим усердием стал великим флотоводцем. "Благодаря Богу", как неизменно любил говорить праведник, не только не потерпел он ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, но не потерял при этом ни единого корабля, и ни один из его служителей в плен вражеский взят не был. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побежденный им неприятель.

В те времена, когда дворянство и высшие слои общества были, как правило, чужды народной боли, милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех; он был воистину печальником народных нужд: подчиненных матросов и офицеров, всех страждущих и обездоленных, обращавшихся к нему, и всех освобожденных им за пределами России народов. "Отовсюду слышу я просьбы и жалобы народные, и большей частью от бедных людей, не имеющих пропитания..." И всем он благотворил, чем только мог, и народ сторицею платил ему ответной любовью. Вместе с этим он был великих добродетелей подвижник, ходатай и предстатель за русское воинство. "Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России", — этот его призыв дорог и сегодня каждому, кто неравнодушен к судьбе Отечества.

Благодарная память об адмирале Феодоре Ушакове живет до сего дня, не только среди народа и российского воинства, но и у других православных народов, за свободу которых сражался адмирал вместе с русским солдатом.

Адмирал Феодор Ушаков не был женат, всего себя без остатка посвятил служению Отечеству и ближним, и хотя не принимал монашеских обетов, но дух его был поистине монашеский — потому Господь и упокоил его в стенах святой обители, воссозданной трудами и подвигами родного ему преподобного старца Феодора. Угодники Божии, ревностно потрудившиеся каждый на своем поприще, они теперь молитвенно предстоят перед Господом ходатаями о родном Отечестве.

Рассмотрев подвижнические труды в служении Отечеству и народу Божиему адмирала Российского флота Феодора Ушакова, его благочестивую жизнь, праведность, милосердие и самоотверженный подвиг благотворительности, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, мною с благоговением и любовью

ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
1. Причислить к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии адмирала Феодора Ушакова.

2. Честные останки праведного Феодора Ушакова, находящиеся в храме Рождества Богородицы Санаксарского монастыря, именовать отныне святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.

3. Службу новопрославленному святому праведному Феодору составить особую, а до времени составления таковой, после прославления его, отправлять общую по чину праведных.

4. Память праведному Феодору праздновать в день его кончины — 2 (15) октября и в день прославления — 23 июля ст. стиля (5 августа по новому стилю).

5. Писать новопрославленному святому икону для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.

6. Напечатать житие праведного Феодора Ушакова для назидания в благочестии чад церковных.

7. О сей благой и благодатной радости прославления нового святого возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве Саранской епархии.

Предстательством и молитвами святого праведного Феодора да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет им Свое благословение. Аминь.

Божией милостью смиренный ВАРСОНОФИЙ, Архиепископ Саранский и Мордовский
3 августа 2001 г.


***
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ГЛАВЫ ВРНС, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ, ПРОФЕССОРУ, ДОКТОРУ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК ГАНИЧЕВУ В. Н.

Уважаемый Валерий Николаевич!

С удовлетворением воспринял известие о создании в Союзе писателей Центра духовного созидания имени святого праведного Федора Ушакова. Уверен, что созданный центр будет плодотворно осуществлять поставленные перед ним задачи.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II

***
АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

3–8 октября 2004 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА ПО ДОКЛАДУ СИНОДАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ
1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, и деятельность комиссии.

2. Считать правильными методологию и критерии исследовательской деятельности Комиссии, а также выразить удовлетворение результатами ее работы в межсоборный период.

3. Причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена:

— Преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719-1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая);

— Праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября)<…>

4. Сообщить имена сих подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.


 


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру