Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы (2-пол. XV - нач. XVI вв.)

Однако в самой Москве положение оставалось напряженным. В марте 1481 года скончался ростовский архиепископ Вассиан, а некоторое время спустя также брат великого князя Андрей Меньшой, всегда остававшийся надежной его опорой в самых сложных ситуациях борьбы за единое государство. На стороне крамольных братьев оставались влиятельные светские и церковные владетели. Именно в 1481 году, когда за короткое время были поставлены новые церковные иерархи: архиепископ Иоасаф (родом из князей Оболенских) в Ростове и епископы в Коломне и Рязани (сюда был направлен духовник митрополита Геронтия Симеон), произошел серьезный конфликт у князя с митрополитом. Согласно Софийской Второй летописи, "распря" произошла из-за того, что "свящал соборную церковь митрополит да не по солнцу ходил со кресты около церкви". Возмущенный вмешательством князя, митрополит "съеха на Симонов" и намеревался уйти в монастырь, если князь "не добьет челом". Построенные князем церкви стояли не освященными из-за разногласий — как идти с крестами. По летописи, "вси священники, и книжники, и иноки и миряне, по митрополите глаголаху, а по великом князе мало их, един владыка Ростовской князь Асаф да архимандрит чюдовской Генадей".

 

Данное разногласие — ходить ли с крестом "посолонь", по солнцу, или против солнца — возникло при освящении достроенного в 1479 году Аристотелем Фиораванти Успенского собора. Никаких записанных установлений найти не удалось, и спор решался личным опытом участников обсуждения. Кто-то видел, что "против солнца ходили" при освящении храма "во Святей горе" (на Афоне). Аргумент митрополита заключался в параллели: дьякон "кадит в алтаре на правую руку" (то есть идет против солнца). Возражали тогда архимандрит Геннадий и архиепископ Ростовский Вассиан. Летописец замечает, что никаких свидетельств они не приводили, а ссылались на "солнце праведное" Христа. Впоследствии будет добыт еще один аргумент в пользу митрополита: "посолонь" ходят "латины", а греки против солнца.

 

Разумеется, истинные причины разногласий лежали в более значимых сферах. С ростовским архиепископом у митрополита были серьезные разногласия в связи с позицией Кирилло-Белозерского монастыря (в этом случае оценка архиепископа совпадала с великокняжеской), а князя митрополит не хотел и вовсе допускать в церковные дела. И хотя великий князь в данном случае уступил, напряженность в отношениях "государя" и "владыки" сохранится до кончины митрополита в 1489 году. "Нейтрализация" же митрополита требовалась для решения вполне мирских проблем. Главной из них оставалась задача перехода от раздробленности к единству, которое в это время могло выражаться в сосредоточение власти и собственности в руках "государя". И одним из главных принципиальных изменений в социально-политическом устройстве станет оттеснение наследственно-вотчинного порядка землевладения жалованиями за службу поместий. В значительной степени поэтому и назревавшие конфликты внутри церкви (о них будет речь в следующих главах) принимают ярко выраженный социально-политический характер.

 

В 1482 году из Литвы бежал к московскому князю князь Федор Иванович Бельский. Он получает "во отчину" город Демон на Новгородчине. В XVI веке эта фамилия будет часто звучать в коллизиях придворной политической жизни. В том же году в ответ на посольство "от короля угорского Матиаса" Иван III направляет ответное во главе с Федором Васильевичем Курицыным, одним из видных деятелей конца XV века. Курицын заключил "докончание" с венгерским королем, а по пути навестил молдавского (волошского) "господаря" Стефана. В конце 1482 года в Москву прибудет дочь Стефана Елена, которая будет обвенчана с "великим князем" Иваном Ивановичем. Ей также предстоит сыграть значительную роль в политической борьбе конца XV века. И в центре этой борьбы будет родившийся год спустя ее сын Дмитрий.

 

Осенью 1483 года Менгли-Гирей разорил Киевскую землю и сжег сам город. Летописи весьма неоднозначно оценили это событие. В Московском своде и некоторых других летописях акция подается как наказание за "неисправление королевское, что приводил царя Ахмата" на московского князя. Королю Казимиру приписывается и намерение "разорити православное христьяньство". Другие летописи (в частности, Вологодско-Пермская и Софийская Вторая) разорителем христиан представляют как раз союзника московского князя. Подчеркивается, в частности, что был разорен Печерский монастырь.

 

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА III В КОНЦЕ XV ВЕКА

В 1484 году отчетливо проявилось противостояние в семье великого князя, которое в итоге негативно скажется и на политическом развитии следующего столетия. Рождение внука побуждало Ивана III передать соправителю Ивану Ивановичу Молодому Тверское княжение, которое предстояло взять "за неисправление" князя Михаила Борисовича и его пролитовского окружения. Согласно Софийской Второй летописи, "въсхоте князь велики... сноху свою дарити сажением ( украшениями. — А.К.) первые своей великие княини Тферьскые, и просил у второй у своей великой княини Римлянки того сажения, она же не дасть ему; понеже бо много истеряла казны великого князя, давала бо брату, иное же давала за своею племянницею въ приданые князю Василью Михайловичу Верейскому; князь же великий посла к нему и взя у него приданое все, еще же хотел его со княинею поимати, он же бежа в Литву и со княинею к королю; князь же велики посла за ним в погоню князя Бориса Михайловича Турену Оболенского (речь идет о воеводе тверского князя, видимо, служившего московскому князю. — А.К.), и мало не яша его; тогда же князь великий повеле фряз поимати и мастеров серебреных".

 

Внутрисемейный конфликт обострялся "обговором на новгородцев от самих же новгородцев, яко посылалися... в Литву к королю". Снова следовали "поимания": пытки и конфискации имуществ перебежчиков. Не прижился в Новгороде избранный по жребию архиепископ Симеон (система выбора "по жребию" из нескольких кандидатур практиковалась при назначении новгородских архиепископов). В 1485 году его сменит архимандрит Чудовского монастыря Геннадий.

 

Новые противоречия возникли и с митрополитом Геронтием, который то уходил в монастырь, то возвращался на митрополичью кафедру. Иван III пытался воспользоваться ситуацией, чтобы возвести на митрополичью кафедру своего приверженца Паисия Ярославова, являвшегося в это время игуменом Троице-Сергиева монастыря. Но тот отказался: "Принуди бо его дотоле князь великий у Троици в Сергееве монастыре игуменом быти и не може чернцов превратити на Божий путь на молитву и на пост и на воздержание, и хотеша его убити, бяху бо там бояре и князи постригшеся, не хотяху повинутися, и остави игуменство и потому же и митрополии не восхоте". Пришлось соглашаться с возвращением на митрополичью кафедру Геронтия.

 

В зиму 1485 года Иван III "разверже мир" с тверским князем "о том, что женитися ему у короля и целова ему". Причиной конфликта стал тот факт, что Михаил Борисович в 1483 году, овдовев, решил посвататься к внучке Казимира. В том же году было заключено и "докончание" князя с королем о взаимной помощи. Иван III воспротивился заключению договора Твери с Литвой. Тверской князь шел на уступки, соглашаясь признавать себя не "братом", а "младшим братом". Но многие тверские княжата и бояре, уяснив ситуацию, стали переходить на сторону Москвы, где получали пожалования на вотчины. Затем "выняли у гонца у тверского грамоты, что посылал в Литву к королю". Оправдания не были приняты, и московская рать отправилась к Твери. Тверской князь бежал в Литву, а в Твери вокняжился великий князь Иван Иванович.

 

Включение Тверского княжества в состав единого государства существенно облегчало решение других проблем, поскольку устранялся ненадежный союзник в непосредственной близости от Москвы. Но проблем оставалось много. В 1485 же году скончалась мать Ивана III инокиня Марфа, которая много делала для примирения братьев и удерживания их от открытой конфронтации. Теперь эта конфронтация выходит наружу. В 1486 году московский князь пересматривает "докончания" со своими братьями, отказываясь от ранее сделанных уступок и обязывая их признавать себя "господином". Дальнейшее противостояние приведет в 1489 году к "поиманию" Андрея Большого.

 

В том же 1485 году взбунтовались вятчане и пришлось усмирять их посланной из Москвы ратью. В 1483 — 86 годах "смердья брань" грозила оторвать от Москвы Псков. События эти в литературе оцениваются неоднозначно, главным образом из-за ограниченности источников. Но основное направление политики московского князя проявляется и оно примечательно: князь поддерживает смердов против "Господина Пскова" и заставляет правителей города и земли принять требования смердов. И хотя Псков остается самостоятельным, влияние Москвы еще более возрастает. Принципиальное значение позиция Москвы имела и для понимания способов укрепления единства земли, и условий возникновения наивного крестьянского монархизма — веры, что высшая справедливость воплощается в личности государя.

 

После разгрома Золотой Орды наиболее враждебной по отношению к Москве являлась Казань. Но там шла внутренняя борьба (антирусские позиции занимал Али-хан, а его противником выступал Мухаммед-Эмин), и приверженцы промосковской ориентации обратились за помощью к великому князю. После некоторых колебаний (видимо, сталкивая противоборствующие стороны) Иван III направил в 1487 году против Казани большую рать. Мухаммед-Эмин, мать которого, Нур-салтан стала женой Менгли-Гирея, был утвержден на Казанском ханстве. Али-хан с женой, матерью, братьями и приближенными были сосланы в Вологду, на Белоозеро и в Каргополь, "коромольных" князей и уланов казнили. Стоит отметить, что к пленным на Руси относились согласно их рангу в монголо-татарской иерархии. Брат Али-хана Худай-кул в 1505 году крестился и стал Петром, после чего вскоре женился на дочери Ивана III Евдокии. Браки татарских "царевичей" с русскими княжнами и боярынями станут обычным явлением.

 

В 1489 году скончался митрополит Геронтий, и только в 1491 году его преемником был избран архимандрит Симоновского монастыря Зосима. Не последнюю роль при этом могли играть нараставшие споры вокруг чистоты православия, которые вскоре выйдут на первый план внутриполитической жизни. Великого князя беспокоила также болезнь своего сына-соправителя. По летописи, он страдал "камчугом (ломотой. — А.К.) в ногах". В 1490 году брат княгини Софьи Андрей вернулся из очередной поездки в Рим и среди привезенных им с собой мастеров был "лекарь Мистро Леон Жидовин из Венеции". Лекарь "похваляся рече великому князю...: "яз излечю сына твоего... от тоя болезни; а не излечу яз, и ты мене вели казнити смертною казнью". И князь великий няв тому веру, веле ему лечити сына своего...". Однако усилия лекаря не помогли — Иван Иванович умер. Более того, лекарь был обвинен в убийстве Ивана Ивановича, после чего был казнен: "Лекарь же дасть ему зелие пити и жещи нача стькляницами по телу, вливая горячюю воду: и от того ему бысть тяжчае и умре. И того лекаря... велел князь велики поимати, и после сорочин сына своего... повеле его казнити..., головы ссещи".

 

Кончина соправителя резко обостряла ситуацию, поднимая шансы Софьи и ее одинадцатилетнего сына Василия (он был на 4 года старше соперника Дмитрия — сына Ивана Ивановича и внука Ивана III). Субъективный фактор в данном случае сыграет весьма значительную роль, сказываясь на всей политической истории XVI столетия. Но борьбу сил, стоявших за вдовой умершего "великого князя" Еленой Волошанкой и Софьей, нельзя сводить к борьбе за власть. Сталкивались и разные представления о выборе дальнейшего пути в социально-политической, внешнеполитической и духовной сферах, о которых речь пойдет в следующей главе.

 

После создания довольно надежных заслонов на южных и восточных рубежах основным направлением внешней политики становятся русские земли в составе Польши и Великого княжества Литовского, а для активизации деятельности на этом направлении потребуется укрепить некоторые внутренние структуры и соответственно идеологию — обоснование прав на эти земли. И не случайно, что именно в это время в русских областях Литовского княжества возникают политически значимые идеи, которые получат развитие в Руси Московской.

 

В конце 1489-го и в 1490 году на службу к московскому князю перейдут Дмитрий Фодорович Воротынский, Иван Михайлович Перемышльский, Иван Белевский с братьями Андреем и Василием "со своими отчинами". Все XIV и XV века движение князей и княжат из Литвы на Москву и наоборот было явлением постоянным, в соответствии с принципом: "А бояром и детям боярским и слугам меж нас вольным воля". Но если в княжении Василия I и Василия II движение бояр шло преимущественно в сторону Литвы, то теперь преимущественно в сторону Москву, причем Иван III, борясь с удельными традициями в своей земле, охотно напоминал о них, защищая права "выезжих" на оставленные ими "отчинами". В результате, по всему широкому поясу соприкосновения земель Москвы и Литвы устанавливалось что-то вроде двоевластия, и постоянные стычки шли на протяжении всего указанного времени.

 

В июне 1492 года скончался Казимир — "король Польский, великий князь Литовский и Русский". Сам титул вводил в заблуждение западные страны, и посланцу Священной Римской империи Николаю Поппелю, дважды посетившему в 80-е годы XV века Москву, надо было убедиться в том, что основные земли Руси в это время не являлись вотчинами Казимира. А империя была заинтересована в поисках союзников против слишком уж возносившегося Казимира и готова была пожаловать московскому князю королевский титул, от которого тот, впрочем, без раздумий отказался.

 

Кончина Казимира привела к заметному изменению в раскладе сил. Старший сын Казимира Ян Альбрехт получил польскую корону, а литовские княжата и бояре спешно возвели на княжество Литовское и Русское другого сына — Александра. Уния была выгодна лишь польской стороне, и Литва поспешила обособиться от "старшего брата", что не могло не повлиять и на позицию Москвы. Пограничная война продолжалась со взаимными упреками, а в 1493 году состоялось соглашение о женитьбе литовского князя Александра на дочери Ивана III Елене.

 

Дальнейшее развитие отношений, опять-таки, зависело от расклада сил. Александр не мог рассчитывать на помощь старшего брата, а крымский хан Менгли-Гирей, постоянно угрожавший приднепровским владениям литовского князя, был в "единачестве" с Москвой. Прибывшее в Москву литовское посольство поначалу "отказывалось" в пользу Москвы от Новгорода, Пскова и Твери, а затем вынуждено было уступить и некоторые занятые московскими ратями другие территории. Параллельно обсуждались и условия заключения брачного союза. В соглашении было оговорено, что Елена остается православной, и отец надеялся, что дочь, в качестве "полномочного представителя", будет радеть о православных общинах в Литве, для которых ориентиром оставалась только Москва. Но такая заданность скоро вызвала противодействие коронованного супруга. К тому же московские отряды продолжали борьбу за "верховские" города — Мценск, Любутск. Серпейск, Мезецк и другие в верховьях Оки и Угры, захваченные Литвой в XIV — начале XV века и признанные за Литвой договором 1449 года. Александр, естественно, упрекал тестя, что сказывалось и на положении Елены, которую стали принуждать к переходу в католичество. Московский князь занятие некоторых "верховских" городов оправдывал, зятя упрекал в нарушении договоренности о соблюдении прав православной общины, дочери же советовал держаться и не уступать. На два фронта Александр воевать не мог, и вынужден был согласиться с возвращением Москве некоторых территорий. По договору 1494 года за Русью признавалось Вяземское княжество и некоторые города верховьев Оки. Александр, возможно, недооценил тот факт, что в договоре московский князь обозначен как "государь всея Руси". Но обе стороны сознавали, что основная борьба впереди. И обе стороны готовились к ее продолжению.

 

Дочь московского князя оказалась в Вильно на положении заложницы, но отец не слишком старался облегчить ее положение. Для него было важнее, что подобная ситуация укрепляла в православной общине убеждение, что помочь им может только Москва, а московский государь — последовательный защитник православия. Ситуация резко обострилась в конце XV столетия. В Литве начались прямые гонения на православные общины, которые коснулись супруги "господаря" и ее московского окружения. Александр проведал, что Елена передает в Москву "агентурные" сведения, следуя настояниям московского князя, а после примирения его в 1499 году с Софьей и матери тоже. Не исключено, что Александру в этом призналась сама Елена: ее контакты с Москвой в 1499 году прекращаются, и литовские послы говорят о ее "болезни". Контакты с Еленой прекращаются по существу до конца ее дней: она умерла в 1513 году в заточении (это послужило поводом для брата Василия двинуть войско на Смоленск). Александр скончался раньше, в 1506 году, и к кончине супруги непосредственного отношения не имел.

 

Резкое обострение ситуации в 1499 году неотвратимо вело к разрыву отношений. Из Литвы в Москву пошел целый поток русских княжат и бояр, не желавших принимать католичество, а московский князь охотно брал их под свое покровительство и рассматривал их вотчины как земли "государя всея Руси". В 1500 году русские войска продолжили продвижение в районы, традиционно со времен Киевской Руси православные. Были заняты города Брянск, Серпейск, Мценск, Стародуб, Гомель, Любеч. Другой отряд начал проявлять активность со стороны Великих Лук, создавая угрозу непосредственно литовским землям. Третье соединение наступало в сторону Дорогобужа и Смоленска. Именно здесь произошло сражение, в котором литовское войско потерпело решительное поражение.

 

Не имея сил остановить продвижение московских войск, Александр обратился за помощью к Ливонскому ордену. Но войско Ливонии потерпело сокрушительное поражение под Юрьевым (Дерптом), и русское войско по существу разгромило Орден на его территории.

 

В 1502 году московские отряды осадили Смоленск, но взять его не смогли. У осаждавших не было необходимой артиллерии, а значительная часть русского войска оставалась на южном пограничье, где ожидалось выступление союзников литовского князя, наследников Ахмата. Менгли-Гирей какое-то время выжидал, видимо, оценивая возможности своего "друга", "государя всея Руси". Но в 1502 году он всей силой обрушился на остатки Золотой Орды, имел в результате решительной победы большую "корысть", а Золотая Орда окончательно сошла с исторической арены.

 

Между тем, существенные перемены произошли и на западных рубежах Руси. В 1501 году умер старший брат Александра, польский король. Литовского князя избрали заодно и польским королем. В 1502 году была заключена новая уния, объединявшая Польшу и Литву в единое государство. И польско-литовскому, и русскому правительству необходимо было оценить изменившуюся ситуацию, а южные соседи Польши активно ратовали за мир, дабы объединить силы против турецкой угрозы. Необходимо было учесть и то, что крымские татары "кормились" в значительной мере за счет ограбления тех самых территорий, которые переходили к Москве. К тому же, в 1502 — 1503 гг. у московского князя возникло много домашних проблем, связанных с противостоянием Дмитрия-внука и сына Софьи Василия.

 

Весной 1503 года был заключен мирный договор, вернее перемирие сроком на шесть лет. Русь получила все захваченные ранее города, земли Черниговскую и Новгород-Северскую. В районе Любеча Москва вышла к Днепру. Ливонский орден предлагал перемирие на 20 лет, но, в конечном счете, также согласился на шесть лет. Московские послы более всего были озабочены закреплением за Новгородом и Псковом тех прав и торговых привилегий, которые они получили в 90-е годы, а также выплатой дерптским епископом дани Пскову (она выплачивалась с 1463 года в качестве платы за то, что построенный Ярославом Мудрым город Юрьев перешел под юрисдикцию Ордена).

 

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980.

Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. М., 1992.

Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века. М., 1952.

Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.

Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV века. М., 1991.

Зимин А.А. Россия на рубеже XV — XVI столетий. М., 1982.

Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. Пг., 1918.

Система государственного феодализма в России. Вып.1. М., 1993.

Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М., 1962.

Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV — начала XVI в. М., 1980.


Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру