Педагогический факультет 2-го МГУ и формирование педагогических кадров

Окончание гражданской войны позволило переключить средства, шедшие прежде на военные расходы, на реализацию тех целей, которые ставила перед собой Октябрьская революция. Важнейшей из них являлось поднятие культурного и образовательного уровня народа. Задача эта была далеко не из простых. Еще Н. А. Бердяевым было подмечено, что распространение культуры в широких массах неизбежно приводит ее к огрубению. Перед страной встала задача в кратчайшие сроки создать новую интеллигенцию, которая готова была бы разделить участь своего Отечества, работать на его возрождение. Центральной фигурой становились люди, на чьи плечи должна была лечь основная тяжесть по решению этой задачи – преподавательские кадры. В этих условиях закономерным становится решение об организации подготовки квалифицированных кадров учительства в системе университетского образования. Этому вопросу было посвящено первое партийное совещание по народному образованию, состоявшееся в декабре 1920 года. В его резолюции "О реформе высшей школы" признавалось необходимым открыть на базе существовавших в стране университетов целого ряда педагогических факультетов. В 1921 г. Главпрофобром на основе этих решений было разработано специальное "Положение о педагогических учебных заведениях".

Сразу после публикации этого положения при Главпрофобре создается организационная комиссия по открытию педагогического факультета в Москве. Правительство понимало всю важность образования педагогических учебных заведений именно в Москве – столице и культурном центре России. Вопрос о создании здесь педагогического факультета обсуждался Коллегией Наркомпроса еще годом раньше. Тогда, 8 октября 1920 г., и было решено приступить к подготовке организации первого в стране педагогического факультета на базе 2-го МГУ. Принимая это одно из важнейших в истории университета решений, Наркомпрос исходил из того, что во 2-ом МГУ сохранились высококвалифицированные кадры, и имелась сравнительно неплохая материальная база. Однако в 1920 г. этим планам осуществиться еще не удалось.

В состав комиссии по организации в Москве первого педагогического факультета вошли представители отдела педагогического образования Н. Н. Александров и А. Ф. Беляков. Председателем ее стал К. Н. Корнилов, к этому времени уже успевший зарекомендовать себя как подвижник дела народного образования, талантливый педагог и видный ученый. На свое первое заседание члены комиссии собрались уже 2-го августа 1921 года. В ходе своей работы, комиссия пришла к выводу, что создание педагогического факультета будет наиболее целесообразным на базе 2-го МГУ. После разработок первых примерных учебных планов и утверждения их Государственным ученым советом, в октябре 1921 г. факультет начинает свою работу. Тогда же был утвержден и первый состав деканата педагогического факультета в составе 2-го МГУ, в который вошли члены комиссии и ее председатель. Первым деканом педфака стал председатель комиссии К. Н. Корнилов.

Временный Деканат педагогического факультета начал свою работу 28 сентября, торжественное же открытие педфака состоялось 17 октября 1921 г. в главной аудитории корпуса на Малой Пироговке. С обращением к коллегам обратился декан нового факультета. В этом своем выступлении К. Н. Корнилов обрисовал цели предстоящей работы, главная из которых состояла, по его словам, в "создании высококвалифицированного, теоретически и практически образованного педагога, владеющего научными методами в сфере его специальности".

Структурно педагогический факультет состоял из отделений: биолого-географического, физико-математического, педагогического, школьного, дошкольного, общеобразовательного, социально-экономического, литературно-лингвистического. Вопросами учебной и научной деятельности в тот период занимались предметные комиссии. В их состав входили все научные сотрудники одноименных кафедр, а так же, с решающим голосом и в количестве не менее 50%, представители студентов. В их ведении находились вопросы содержания учебных курсов, распределения учебных поручений среди преподавателей, обобщения опыта и внедрения новых форм обучения, некоторые кадровые вопросы. Во главе предметных комиссий факультета стояли крупнейшие ученые и педагоги: по педагогическим дисциплинам. Много выдающихся имен было среди преподавательского состава. В разное время с педфаком 2-го МГУ были связаны такие ученые, как В. П. Кащенко, К. Н. Корнилов, А. П. Пинкевич, Е. Н. Медынский, С. Т. Шацкий, О. Ю. Шмидт, А. Я. Хинчин, А. Н. Реформатский, М. Н. Покровский, С. А. Пионтковский, А. М. Панкратова, М. В. Нечкина и многие другие.

Постоянная забота деканата об улучшении материального положения преподавателей и технической базы факультета давала свои плоды. В целом был положительно решен вопрос со справедливым вознаграждением профессорско-преподавательского состава. Увеличивался численный состав работающих на факультете. Если в 1923 г. на нем трудилось 134 человека, из которых профессорами являлось только 35 человек, то в 1928/29 учебном году — на факультете работало уже 323 преподавателя из которых были 72 в профессорском звании. Удавалось улаживать и другие стоявшие перед факультетом проблемы. Так, в 1924 г. в структуре педфака был организован ряд методических кафедр. Среди них: кафедра по методике преподавания математики, по методике русского языка, по методике обществоведения, по методике естествознания. В январе 1924 г. были образованы две новые языковые кафедры — еврейского и латышского языка. В мае 1926 г. начали свою работу методические кафедры по иностранным языкам и физике. Укрепление материальной базы факультета позволяло открывать новые отделения и специальности. В 1927/28 учебном году на факультете работало уже 12 отделений, действовало около 50 кафедр.

В 1927 г. Наркомпрос РСФСР постановил создать при педфаке 2-го МГУ Бюро заочного отделения во главе с деканом педфака О. Л. Бемом. Выпускаемая БЗО методическая литература только в 1928/29 учебном году достигла общего объема в 400 печатных листов. После того, как в 1928 г. в Сталинграде была проведена первая местная конференция заочников, начинает создаваться сеть местных консультационных пунктов, а проведение местных конференций заочников становится традицией. На Сталинградской конференции была создана ассоциация заочников педфака 2-го МГУ и Института повышения квалификации педагогов при Главсоцвосе. Всего в ассоциацию вошло 65 человек. А уже через год конференция заочников проводится в Москве физико-математическим отделением педфака.

На базе 2-го МГУ и его педфака проходили многочисленные конференции и съезды педагогической общественности и студенчества. Студенты и преподаватели педфака внесли весомый вклад в компанию по ликвидации неграмотности, что и понятно — педфак к концу 1920-х гг. стал крупнейшим в стране центром педагогической культуры и подготовки нового отечественного учительства. На факультете действовало отделение общества "Долой неграмотность". Количество членов общества на факультете достигало 620 человек. Его активисты руководили курсами ликбезчиков и кружками по ликвидации безграмотности, помогали организовывать школы ликбеза на местах. Только за лето 1924 г. во время выезда студентов на каникулы в деревнях было организована 21 ячейка общества "Долой Неграмотность". Студентами было обследовано 65 домкомов Москвы, по их почину и при их непосредственном участии были созданы ячейки общества в 10 вузах Москвы. Непосредственно при педагогическом факультете так же действовало 10 кружков по ликвидации неграмотности. Помимо этого, студенты педфака работали на предприятиях Хамовнического района и в находящихся здесь казармах. Создавалась целая сеть многочисленных кружков политического просвещения, первый из которых был организован педфаковцами еще в сентябре 1922 года. Немалую работу студенты проводили и через общество "Друг детей", объединявшее к концу 1925 г. около 800 человек. При помощи студентов ячейки этого общества возникали в различных школах и на предприятиях. Они читали книжки в комнатах дневного пребывания детей при отделениях милиции и в детских ночлежках, участвовали в сборе беспризорников на улицах, вокзалах и рынках, проводили обследования условий жизни детей. Одна из ячеек общества работала в подшефной трудовой коммуне, в районном клубе пионеров и детсаде для безнадзорных.

В 1925 г. состоялся первый выпуск студентов педфака 2-го МГУ. Многие выпускники стали в дальнейшим видными представителями отечественной науки и высшей школы. Значительная часть их долгие годы проработала в стенах своего родного университета, обучая уже новые поколения студентам основам нелегкого учительского ремесла. Среди первых выпускников литературного отделения был А. И. Ревякин, позже возглавлявший кафедру русской литературы в МГПИ им. В. И. Ленина. На кафедре советской литературы проходил трудовой путь П. Д. Краевского. Возглавил кафедру психопатологии и логопедии С. С. Ляпидевский — выпускник дефектологического факультета. Среди первых выпускников дошкольного отделения педагогики были Д. В. Менджерицкая и Ф. С. Левин-Щирина, впоследствии видные представители дошкольной педагогики, авторы первого учебника по дошкольной педагогике для педагогических училищ. Среди первых выпускников была и известная советская писательница М. П. Прилежаева.

В течении всех 20-х гг. на педфаке шел поиск новых, неординарных методов и форм повышения успеваемости студентов, придания их труду творческого характера. С этой целью, например, в 1926 г. была введена норма подготовки студентами последних курсов квалификационных (дипломных) работ. С целью аттестации результатов дипломный работ студентов на педфаке создавались специальные квалификационные комиссии. На их заседаниях в 1926 – 1927 гг. было заслушано 115 работ по специальным дисциплинам, 25 работ по вопросам педагогики и методики обучения, 22 работы по вопросам организации народного образования на местах, причем лишь одна из них не получила положительной оценки. В 1928/29 учебном году было защищено 126 дипломов, на этот раз не было уже ни одной отрицательной оценки. Однако первая попытка введение квалификационных дипломных работ не прижилась и в декабре 1929 г. постановлением СНК РСФСР они были отменены.

В 1925 г. Наркомпросом было принято "Положение о порядке подготовки научных работников", вводившее в высших учебных заведениях страны практику подготовки научных работников через аспирантуру. Поступившие в аспирантуру выполняли и защищали научные работы, проходили педагогическую практику, срок обучения в аспирантуре устанавливался в три года. С целью улучшить отбор кандидатов на поступление в аспирантуру на следующий год Наркомпрос утверждает еще одно постановление — о введении института студентов-выдвиженцев. Эти меры так же могли серьезно улучшить заинтересованность студентов в результатах своей учебы и повысить ее качество. Педфак становился крупным центром подготовки специалистов в области образования, здесь к концу 1928 г. обучалось 64 из 102 аспирантов, работающих по разделу педагогических наук при педфаках, педвузах и научно-исследовательских учреждениях всей страны. Среди рекомендованных в аспирантуру в 1929 г. были литературовед А. Б. Астахов, А. Г. Басова, ставшая одним из преподавателей дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина, один из крупнейших отечественных историков Н. Н. Яковлев и многие другие.

Положительных результатов в деле повышения дисциплины и успеваемости помогали достичь и созданные в 1928 г. студенческие отряды "легкой кавалерии". Посты "легкой кавалерии" проверяли посещаемость и дисциплину на лекциях, в лабораториях и клиниках 2-го МГУ. Материалы рейдов освещались в стенной печати и в университетской газете. На факультетах вывешивались списки лодырей и прогульщиков. В 1929 г. начался "академический поход" сотни студентов-комсомольцев под девизом "организовать самоконтроль над собственной работой". В том же году по инициативе комсомольцев общественно-экономического факультета развертывается, как тогда называли, социалистическое соревнование групп, курсов и факультетов 2-го МГУ. В своем обращении, появившемся на страницах многотиражки, они писали о том, что приняли решение "выступить в поход против прогулов на нашем "производстве", против безалаберности, недобросовестности в работе". В 1929 г. начинается соревнование между студентами педфака 2-го МГУ и студентами Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. В октябре 1929 г. группа студентов общественно-экономического факультета в рамках развернувшегося почина решила досрочно закончить университет. В январе 1930 г. взятые на себя обязательства были ими выполнены, а к маю 1930 г. досрочно выполнили учебные планы все студенты ряда гуманитарных отделений. К июлю того же года о выполнении учебных планов и досрочном окончании университета заявили студенты III курса общественно-экономического отделения. Все студенты, окончившие вуз досрочно, выехали на работу в те края и области страны, в которых ощущалась наибольшая нехватка высоко квалифицированных кадров.

Важно отметить, что досрочное выполнение учебных планов не сказалось отрицательно на уровне подготовки выпускников педфака. Среди досрочников, окончивших педфак, было не мало тех, кто в будущем сделался крупными учеными, организаторами высшей школы, государственными деятелями высокого ранга: член Академии педагогических наук СССР, редактор журнала "Вопросы философии" Д. И. Чесноков, ректор ВПШ при ЦК КПСС Н. Р. Митронов, сотрудники АОН П. А. Ляпин и М. Ф. Макарова, заведующая сектором истории средних веков института истории АН Н. А. Сидорова, завкафедрой истории СССР Саратовского университета В. К. Медведев, директор индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта М. О. Пильщиков и многие другие.

В заключении интересно будет привести несколько обобщающих статистических данных. К 1926 г. педфак становится самым большим и быстроразвивающимся факультетом университета. Если общее число студентов педфака за 1921/22 гг. было 363 человека, то всего четыре года спустя на нем обучалось уже более 3 тыс. студентов (на химическом факультете — 896; на медицинском — 2108). Выпускники педфака работали не только в Москве, но и в различных уголках России, а так же прочих союзных республик. Тем самым из общероссийского, он становится общесоюзным центром подготовки новых научных кадров. За период 1920-х гг. 2-ой МГУ и педагогический факультет внесли важный вклад в развитие отечественной высшей школы. Этот период становится тем временем, когда определились основные направления и приоритеты в деятельности педагогического факультета, сложился костяк педагогического коллектива. В сложные для страны годы преподаватели и студенты факультета сохранили традиции русской науки и смогли преумножить их. Многие преподаватели и выпускники по праву могут считаться гордостью отечественной педагогики.

Закономерным следствием достигнутых успехов становится реорганизация педфака 2-го МГУ в Московский государственный педагогический институт, соответствующий приказ о чем был подписан Наркомом просвещения А. С. Бубновым 18 апреля 1930 года.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру