Первый директор Строгановского училища

Виктор Иванович Бутовский (1815-1881) - один из ярких представителей русской культуры второй половины XIX века. Он не был писателем, художником, архитектором или живописцем. Но в то же время серьезный разговор о русском искусстве этого периода невозможен без упоминания его имени.

 

В.И. Бутовский занимал достаточно высокое положение в обществе, являясь егермейстером Двора Его Императорского Величества, будучи Действительным Статским советником. Он был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а в последние годы жизни стал председателем комитета по сооружению зданий предстоящей в Москве в 1882 году Всероссийской художественно-промышленной выставки.

 

Виктор Иванович Бутовский - один из членов большой, дружной семьи, давшей России многих выдающихся, талантливых деятелей культуры. Его отец - Иван Григорьевич известен как писатель и переводчик, автор известной работы "Фельдмаршал князь Кутузов при конце и начале своего боевого поприща. Первая война императора Александра I с Наполеоном I в 1805 году".

 

Один из братьев - Александр Иванович долгое время занимал пост главы Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов России, участвовал в подготовке и проведении художественно-промышленных выставок, как в России, так и за ее пределами. Впоследствии стал членом Государственного Совета. Его участие в подготовке Великой крестьянской реформы 1861 года выразилось в публикации работ: "Общинное владение и собственность" и "Опыт о народном богатстве или о началах политической экономии", спровоцировавших тем самым полемику славянофилов по вопросам реформы, в том числе и появление известных статей Ю.Ф. Самарина. Другой брат, Леонид Иванович, был известным поэтом, автором духовных стихов.

 

С именем Виктора Ивановича Бутовского, в первую очередь, и теснейшим образом связана история Строгановского училища и основанного им Художественно-промышленного музея Строгановского училища, которые он возглавлял без малого 20 лет.

Виктор Иванович Бутовский как директор Училища сыграл в истории российской культуры значительную роль, решая проблему "содействия эстетическому образованию промышленного сословия", т.е. занимаясь подготовкой художников для работы на промышленных предприятиях. Таким образом, имя В.И. Бутовского связано еще и с историей экономического развития государства, и с проблемой выбора национального пути этого развития.

 

Виктор Иванович Бутовский, по происхождению из дворян Рязанской губернии. Воспитание и образование он получил в частном пансионе Курнанда и Петербургском университете, закончив его в 1835 году со степенью действительного студента по историко-филологическому факультету. Свою карьеру начал со службы в Семеновском полку, затем в канцелярии морского министра, в канцелярии главноуправляющего путями сообщения. Но вскоре ушел в отставку, к чему призвали сложившиеся семейные обстоятельства. После нескольких лет отставки, в 50-х гг. XIX в. он вернулся на службу, но уже в Министерство финансов, а точнее в Департамент мануфактур и торговли, Московское отделение мануфактурного и коммерческого совета.

 

В 1861 г. В.И. Бутовский становится директором реформированных первой и второй строгановских рисовальных школ, которые в результате объединения получили название "Строгановского училища технического рисования". Назначение В.И. Бутовского на этот пост произошло на переломном, этапном моменте в истории "Строгановки". Поэтому здесь необходимо сказать несколько слов об истории Строгановской школы.

 

Граф С.Г. Строганов открыл школу 31 октября 1825 г., стремясь подать пример правительству в организации систематического художественно-промышленного образования. Главную задачу он видел в создании прочной школы прикладного искусства в России, способной удовлетворять требованиям промышленного производства и могущей растить и множить кадры русских художников-прикладников. С.Г. Строганов писал, что главная цель его деятельности - "доставление ремесленникам и торговым людям возможности улучшать изделия при содействии науки и искусства". Эта идея о систематической подготовке "рисовальщиков" была принята русским правительством, и в 1843 г. Строгановская школа перешла в ведение государства.

 

Экономические реформы конца 50-х гг., в частности, принятие в 1857 г. торгового тарифа, способствовали началу реорганизации художественно-промышленного образования. Поэтому в 1860 г. две рисовальные строгановские школы были слиты, и было организовано училище более высокого уровня, получившее название Строгановское училище технического рисования. Главной целью Училища провозгласили "приготовление рисовальщиков и орнаментщиков для мануфактур и мастерских". Настоящим назначением Училища стало "развитие художественных способностей в классе промышленников и образование рисовальщиков по всем отраслям мануфактурного производства в Отечестве". Директором именно этого, реорганизованного, училища, должного способствовать решению важных задач российской экономики, и стал В.И. Бутовский.

 

Человек высокообразованный, связанный с промышленными кругами России и Запада, представитель прагматического либерализма в искусстве и научно-прагматического направления в развитии русского национального стиля, историк по образованию и экономист по профессии, В.И. Бутовский как нельзя лучше подходил для назначения на пост директора нового Училища. Он писал: "В систему образования Строгановского училища входит оттенок, который, по мнению экспертов, будет особенно важен по последствиям своим для художественной стороны русской промышленности".

 

Безусловно, свою роль и сыграл факт родства Виктора и Александра Бутовских (именно в то время А.И. Бутовский возглавлял Департамент мануфактур и торговли при Министерстве финансов, а Строгановское училище находилось в ведении этого Министерства и Департамента).

 

Важной и сильной была исходная позиция В.И. Бутовского, утверждавшего, что историческое своеобразие XIX века заключается в развитии науки и промышленности. Развитию же промышленности, с точки зрения В.И. Бутовского, благоприятствует элемент художественности. Важнейший симптом подъема отечественного искусства и промышленности до общеевропейского уровня он видел в изучении и распространении русского стиля, о чем написал в своей работе "О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России в особенности". Именно под этими лозунгами шла активная работа Строгановского училища технического рисования. Но деятельности одного Училища было недостаточно. Вот почему с приходом В.И. Бутовского начинается работа по созданию Художественно-промышленного музеума при Строгановском Училище технического рисования, в задачи которого входило бы "содействие развитию самобытных художественных способностей в промышленных классах". Он отмечал, что в этом музее "заключается почти все, что у нас до сих пор сделано в видах содействия эстетическому образованию промышленного сословия".

 

Отстаивая самобытность русского искусства и русской промышленности, он писал: "Наши фабрики и ремесла не могут поддерживаться только чужими моделями и рисунками да копиями с чужих произведений; это вечное заимствование составляет нашу слабость и являет резкую противоположность с нашими техническими успехами; оно не согласно с условиями быта молодого и могучего народа, стремящегося снискать себе полную и всестороннюю самостоятельность". Образцы же для постоянного обновления форм изделий он предлагал изыскивать в наследии отечественного искусства и в "крестьянской самодельщине".

 

Эти задачи, совпадающие с целью деятельности Строгановского училища, и решал Музеум, положение о котором получило Высочайшее утверждение в 1864 г., а открыт он был в 1868 г.

 

Московская печать приветствовала открытие подобного музея. В газете "Москва" высказывалась надежда на то, что "Музеум воспитает и разовьет в наших ремесленниках и фабричных самобытное чувство изящного и что потому желательно, чтобы он имел главною задачею - ознакомить русских с оригинальным творчеством русского художества допетровских времен".

 

За год до официального открытия Музея, в 1867 г., Строгановское училище как самостоятельный экспонент, приняло участие в Парижской всемирной выставке. На экспозиции выставили копии и слепки древнерусских орнаментов, ставшие сенсацией и событием этой Выставки. Результат - серебряная медаль и дипломы Строгановскому училищу.

 

Путь к этой медали, к этому успеху был нелегким, но блистательно пройденным благодаря деятельности В.И. Бутовского. По инициативе В.И. Бутовского, учащиеся и педагоги собирали образцы древнерусского искусства как опоры национального направления, для чего снимались копии с орнаментов древнерусских рукописных книг и делались слепки со скульптурно-орнаментальных украшений. "Вам небезызвестно, - писал В.И. Бутовский русскому ученому-искусствоведу, западнику по ориентации, Ф.И. Буслаеву в 1865 г., - что, желая с самого начала обогатить Художественно-промышленный музеум в Москве образцами орнаментаций стилей византийского или романского, сделавшимися оба почти народными в России, я предпринял снять слепки с орнаментных украшений замечательного собора св. Димитрия во Владимире-на-Клязьме. Труд мой увенчался успехом. Первый экземпляр слепков я поднес в дар Московским отделениям мануфактурных и коммерческих советов в знак благодарности устроить при Строгановском училище Художественно-промышленный музеум. Второй экземпляр куплен у меня за пятьсот рублей Санкт-Петербургскою Императорскою Академиею Художеств" (НИОР РГБ. Ф. 202. К. 1. Ед. 9. Л. 1-1 об.). В этом же письме была высказана идея о необходимости показать в Европе подобные работы: "За сим, проникаясь мыслью, что весьма полезно было бы познакомить Европу с нашими произведениями 12-го столетия, я возымел мысль испытать, не примет ли в дар Император Наполеон III, полагая, что, если мне удастся заинтересовать Париж, то и вся Европа последует его примеру". Высказанное в письме предположение блестяще подтвердилось событиями на Парижской всемирной выставке.

 

Проведенные в Москве, в Московском публичном музее, и Петербурге, в залах Общества поощрения художников, выставки собранных материалов нашли отзыв как в торгово-промышленной среде, так и среди профессиональных художников. Среди тех, кто настоятельно говорил о необходимости проведения подобных выставок, были члены Общества Древнерусского искусства: Г.Д. Филимонов, заведующий рукописным отделом Московского публичного музея А.Е. Викторов, вице-президент Академии Художеств Г.Г. Гагарин, граф С.Г. Строганов, князь В.Ф. Одоевский, Ф.И. Буслаев, историк Д.И. Иловайский, искусствовед Н.П. Кондаков, архитектор Л.В. Даль и др. В протоколах Общества от 11 декабря 1866 г. зафиксировано: "Действительный член В.И. Бутовский представил Обществу собрание снимков и слепков с разных предметов церковной древности, изготовленных учеными рисовальщиками Строгановской школы в Москве и других городах. По рассмотрении упомянутых снимков, в видах ознакомления с ними публики, Общество признало необходимым устроить из них выставку в залах Московского Музея (эта выставка и была устроена и открыта для публики 21, 22 и 23 декабря)".

 

Мысль В.И. Бутовского о необходимости создания и утверждения русского самобытного стиля путем использования мотивов родной старины, а также успех "Русского отдела истории труда" на Парижской всемирной выставке 1867 г. вдохновило его и парижского издателя Мореля на создание и издание одновременно в Москве и Париже "Истории русского орнамента с XI по XVI век по древним рукописям". Морель, посетивший экспозицию Строгановского училища, заявил, что "видит в выставленных документах материал, более чем удовлетворительный, для прекрасного и полезного издания, которое может доставить истинно важную услугу". При этом Морель предложил "заняться этим изданием на свой счет или распродажею его, если оно будет напечатано в России". В предисловии Бутовский отметил, что "цель настоящего издания исключительно технико-промышленная. Она клонится к указанию русским мастерам и художникам по мануфактурам и ремеслам образцов и источников самобытного стиля". (Действительно, опубликованные В.И. Бутовским орнаменты использовались в росписи, и в резьбе на мебели, и в ювелирных изделиях, и в архитектурных деталях.)

 

Идея В.И. Бутовского - "указать ...образцы и источники самобытного стиля" коснулась не только орнаментов. В свою очередь, она затронула и очень важную проблему иконописания. В 1865 г. в письме, адресованном Обществу Древнерусского искусства при Московском Публичном и Румянцевском Музее, он отмечал: "По совершенному мною обзору некоторых иконописных мастерских я пришел к заключению, что в настоящее время главнейшая потребность оказывается не столько в изменении технического писания икон, сколько в точном определении самых изображений. Ныне ни потребитель, ни мастер точно не знают своего и не уверены, правильно ли они: первый - заказывает, а последний исполняет. Весьма часто потребитель требует от мастера такого исполнения, в котором он никак не может его удовлетворить и при всем желании - угодить заказчику, расходится с ним потому лишь, что нет определенной точности в их объяснениях" (НИОР РГБ. Ф. 202. К. 1. Ед. 6).

В этом же 1865 г. В.И. Бутовский предложил Обществу Древнерусского искусства проект учреждения иконописной мастерской на основании исторических и эстетических начал, но работа Общества по проекту, к сожалению, затянулась и не была доведена до конца.

 

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру