Первый директор Строгановского училища

Позже в одной из своих работ он отметил: "Нет никакого сомнения, что иконописание, представленное ныне полному произволу, вопиет, так сказать, о внимании к нему и о принятии мер к его благому направлению". Очевидно, именно эта мысль, высказанная печатно только в 1879 г., подтолкнула В.И. Бутовского к изданию Строгановского иконописного подлинника, которое было осуществлено в 1869 г.

 

Подступая к работе по изданию Лицевого иконописного подлинника, В.И. Бутовский считал необходимым привлечь к этой работе специалистов-профессионалов, знатоков древнерусского искусства (самого себя к таковым он никогда не причислял, хотя был настоящим специалистом). Пояснительный текст и вступление вызвался писать Ф.И. Буслаев. Буслаев же собирался предложить и проект оформления титульного листа. Но сотрудничества не получилось (о причинах можно только догадываться). Все основные работы выполнил сам Виктор Иванович, он же написал краткое предисловие.

 

Из вышесказанного можно понять, что большие надежды в поддержке его деятельности по созданию школы иконописания В.И. Бутовский связывал с Обществом Древнерусского искусства, существовавшем при крупнейшем Московском Публичном и Румянцевском Музее, в состав которого входили видные деятели русской культуры второй половины XIX в. Он также надеялся, что его труд по изданию уникального Строгановского лицевого иконописного подлинника будет оценен достойным образом. Так, 19 января 1870 г., в Заявлении в Общество древнерусского искусства В.И. Бутовский отмечал, что последний его труд "Строгановский иконописный лицевой подлинник" был издан на его собственное иждивение и обошелся ему весьма дорого. "Успех этого издания зависит весьма от того значения, которое будет ему придано. А значение может ему придать Общество древнерусского искусства, принявшее на себя обязанность распространения научных и практических сведений о древнерусской иконописи и приведения в известность памятников этой отрасли древнерусского искусства" (НИОР РГБ. Ф. 202. К. 1. Ед. 10. Л. 1-1об.). Объясняя необходимость издания подобного рода "замечательного памятника русской народности", В.И. Бутовский указывал: "Необходимость его (Строгановского иконописного подлинника - Г.А.) ощущалась, потому что ни одного Лицевого Подлинника не было в печати. Толковые подлинники не могли и не могут удовлетворить требованиям иконописца и публики. Нет возможности все описать в подробности и растолковать, как это сделать. Необходимо видеть. ...Он (иконописный подлинник - Г.А.) может отвратить то неудовлетворительное направление в иконописании, которое причиняет раскол и индеферентизм. Благодаря твердости веры, существующей еще в народе русском, единство святых изображений для него необходимо. Потребность эту... следует поддерживать".

 

Первые шаги В.И. Бутовского по организации работы Училища вызвали восторженные отзывы официальных комиссий. Члены Экспертной комиссии назвали его "главным двигателем на новом пути преуспевания" "Строгановки". Они отметили, что Бутовскому "одному принадлежит возбуждение тех полезных начал будущего художественного развития русской промышленности. Мысль привить художество к русской мануфактурной производительности и тем самым одушевить ее и осмыслить, - мысль дать этому художественному направлению характер национальный, отмечающий промышленность в России печатью самобытности, несколько уже лет занимает многих русских людей, - но была выяснена и, что всего важнее, приведена в действие В.И. Бутовским".

 

Несколько первых лет работы В.И. Бутовского на посту директора Училища и Музея привели к значительным успехам и изменили отношение к "Строгановке" как учебному заведению. Так директор Эдинбургского Художественно-промышленного музеума профессор Т.С. Арчер написал в своем рапорте в Британский департамент наук и художеств: "В Москве произошла большая перемена, и департаменту приятно будет знать, что там образовалось училище рисования по плану Соут-Кенсингтонского училища, и что в нем обратили внимание на красоты древнерусского искусства и уже собрали тысячу рисунков, а равно приступили к снятию слепков с архитектурных украшений. Дмитровский собор во Владимире был избран для первого опыта, и успех этого дела вполне оправдался".

 

Успех Строгановского училища на Парижской 1867 г., на Венской 1873 г. и на Парижской 1878 г. всемирных выставках, представившего копии с орнаментов древнерусских рукописных книг, а также снимки и слепки с памятников древнерусского искусства, способствовали росту коммерческого, научно-познавательного и профессионального интереса к культуре допетровской России. Среди тех, кто благодаря этим экспозициям не только по-настоящему серьезно увлекся древнерусским искусством, но и стал изучать его - французский ученый-реставратор Э.Э. Виолле-ле-Дюк. Он обратился за дополнительной помощью к В.И. Бутовскому и попросил его еще прислать образцы русских древностей и дать консультацию. В результате он написал работу "Русское искусство", вызвавшую серьезные критические статьи В.В. Стасова и Ф.И. Буслаева, появившиеся в толстых научных журналах. Но наиболее справедливая оценка исследованию французского ученого прозвучала из уст В.И. Бутовского в работе "Русское искусство и мнения о нем Е. Виолле-ле-Дюка, французского ученого архитектора". Он отметил, что при всем признании русских художественных традиций у истинно русских патриотов "одного недоставало нам, - чтобы все эти изданные орнаменты и памятники русской старины были систематически обобщены мастерски связанным очертанием прошедшего, настоящего и будущего нашего искусства. Такого труда, конечно, всего естественнее и законнее следовало бы нам ожидать от кого-либо из наших русских ученых деятелей; но обстоятельства сложились так, что пока они "медленно поспешали" на этом пути - известный французский ученый архитектор и знаток искусств Е. Виолле-ле-Дюк подарил нас роскошно изданным в Париже, в 1877 году, сочинением "L' Art Russe", в котором самостоятельность нашего искусства впервые систематически доказана и торжественно провозглашена".

 

Опыт В.И. Бутовского по созданию Художественно-промышленного музеума, а также опыт работы по пополнению его коллекций, по привлечению денежных средств были использованы Московским городским головою князем В.А. Черкасским при создании в Москве Музея прикладных знаний (Политехнического). В 1870 г. на заседании Императорского Общества любителей естествознания учредили специальную комиссию, для содействия работы которой и был приглашен В.И. Бутовский (см.: Московский музей прикладных знаний. Материалы, касающиеся устройства музея, речи, произнесенные при его открытии 30-го ноября 1872 года, отчет Высочайше утвержденного комитета музея за первый год его существования по 30-е ноября 1873 года. Под ред. Н.К. Зенгера. М., 1874).

 

Будучи директором Строгановского Училища и Художественно-промышленного музеума, В.И. Бутовский одновременно являлся и членом Попечительского Совета. Главную свою задачу на этом посту он видел в изыскании средств для функционирования Музеума, для пополнения его коллекций, для изданий учебников и пособий. Например, деньги на учебник "Геометрического линейного черчения и рисования" пожертвовали в 1870 г. Д.П. и П.П. Боткины (РГАЛИ. Ф. 54. Оп. 1. Ед. 115. Л. 1). На приобретение разных предметов для Музеума в 1874 г. пожертвовали деньги А.А. Скороспелов и члены Торгового дома Н. Бутикова с сыновьями.

 

В некрологе, опубликованном в журнале "Зодчий", редакция справедливо и достойно оценила вклад В.И. Бутовского в развитие профессионального художественно-промышленного образования, указав, что он "не мало способствовал настоящему процветанию образовательной деятельности этого полезного учреждения, с историей которого желающие могут познакомиться из критического обзора, изданного В.И. Бутовским в Москве в 1879 г., под заглавием "Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-ле-Дюка, французского ученого-архитектора, и Ф.И. Буслаева, русского ученого-археолога". Просвещенному же содействию В.И. Бутовского следует приписать и появление следующих изданий: а) художественно-промышленного музея: 1) история русского орнамента с X по XV столетие, по древним рукописям, 2 тома по 100 листов рисунков, частью хромолитографированных, с текстом на французском и русском языках; 2) элементарная часть истории русского орнамента; 3) строгановский иконописный лицевой подлинник; 4) практическое общедоступное руководство к элементарному изучению начертательных искусств; 5) руководство к сочинению орнаментов в русском стиле, и 5) собрание орнаментных украшений из греческих и древнерусских рукописных книг с X по XVI в. включительно, и б) Строгановского центрального училища технического рисования: коллекции 1) линейного рисования; 2) контурных цветов; 3) тушеванных цветов, и 4) контурных орнаментов".

Незадолго до смерти В.И. Бутовского, в связи с некоторыми министерскими реорганизациями встал вопрос о передачи Строгановского училища в ведение Министерства народного просвещения. Такое переподчинение, по мнению и самого директора, и многих преподавателей, а также промышленников, могло привести только к ухудшению качества образования. И за несколько дней до смерти, составляя предсмертную записку, он отмечал, что "обращение учебных заведений Министерства торговли, как состоящего с Министерством финансов в органическом соединении, в Министерство народного просвещения есть гибель этих учреждений" (РГАЛИ. Ф. 2555. Оп. 1. Ед. 1313. Л. 1 об. - 2).

 

Исследование деятельности В.И. Бутовского на посту директора Училища и Музеума требует привести полностью текст предсмертной записки, которая характеризует Бутовского и как человека, и как мудрого государственного деятеля, преданного своему делу.

 

 

Предсмертная записка

"Благодаря Бога голова свежа, но боль в правом боку чрезвычайно сильна, так что дух захватывает и невольные вызывает вскрикивания. Лечь в постель в 11 ч., а в 1 час уже поднялся; сон прерывистый и даже нет сна.

 

Крайне озабочен. Наступил день конференции, последнего публичного экзамена Строгановского училища технического рисования (Центрального), и я быть не могу. Это крайне для меня больно. Нынешнее собрание должно быть очень значительное, и мне предстоял случай выяснить значение училища и ожидаемую его будущность. Составленную записку передал секретарю конференции М.А. Саблину для прочтения.

 

Ощущения мои так болезненны, что не знаю, хватит ли сил для перенесения их и потому, покуда я чувствую себя в совершенном уме и памяти, считаю долгом моим указать, что по кончине моей, по моему убеждению, директором Строгановского училища и состоящих при нем заведений мог бы быть отличным зять мой генерал-майор Е.В. Богданович; но если он не пойдет, то служащий в Политехническом музее Александр Иванович Кельсиев. Этот молодой человек на месте Директора училища принесет несомненную пользу всему государству, так как он наверное последует по широко открытой дороге, опираясь на начала, положенные в основание развитию эстетического народного образования в приложении к промышленности.

 

К делу Строгановского училища по обязанности заведования или наблюдения за рисовальными школами и классами необходимо привлечь Константина Васильевича Рукавишникова. По данному им примеру и с помощью его можно надеяться на открытие весьма многих рисовальных школ и классов в разных местностях государства.

 

Последнее распоряжение по докладу Министерства финансов А.А. Абазы - об обращении учебных заведений Министерства торговли, как состоящего с Министерством финансов в органическом соединении, в Министерство народного просвещения есть гибель этих учреждений. Брат мой А.И. Бутовский посвятил лучшую часть своей административной деятельности для размножения и укрепления этих учреждений и с большим трудом довел их число до 57. Цифра довольно почтенная и хотя всеми ими заведование не занимало даже одного стола в Департаменте, тем не менее между ними была водворена тесная и систематическая связь. Все эти учреждения главнейше направлялись к выполнению их специального назначения, каждый в своей среде. В них заключалась при том самая существенная опора всего Министерства торговли. Все это должно быть ведено с большим знанием дела и никак не должно быть слито с общим преподаванием, направление которого зависит от одного лица, могущего извратить все, что придумано практичного и целесообразного.

 

Прискорбно сказать, но неминуемо погибнут эти рассадники технического образования, если к ним отнесутся с совершенным индифферентизмом, как это совершилось со стороны г. Абазы" (РГАЛИ. Ф. 2555 (Кельин Ф.В.). Оп. 1. Ед. 1313. Л. 1-2 об. Предсмертная записка В.И. Бутовского (писарская копия) 3 июня 1881 г.).

 

Газета "Порядок" за 1881 г. в № 289, сообщая о смерти В.И. Бутовского, поместила рассказ о прощании с ним учащихся Строгановского училища: "Несмотря на праздничный день, все ученики, слишком 300 человек, собрались к панихиде, украсив венками и цветами портрет усопшего. Ученики исполнили превосходно молитвенное пение. По отслужении панихиды присутствующий в собрании молящихся зять Бутовского, генерал Богданович, произнес речь, в которой высказывал удовольствие, что такое трогательное и единодушное молитвенное памятование живо доказывает оценку заслуг славного русского работника, отдавшего свой разум и свою душу попечению той огромной семьи, судьбы которой были ему вверены высшим правительством. Опираясь на массу документов и рукописей, принадлежавших усопшему деятелю и находящихся ныне в руках Богдановича, оратор высказал обещание составить подробное повествование об успешном развитии под непосредственным руководством Бутовского Художественно- промышленного музея и Строгановского училища".

 

Современное состояние общества и гуманитарного знания, необходимость осмыслить процессы, происходившие в Российском государстве в XIX веке, настоятельно требуют исследования жизни и творчества В.И. Бутовского - этого талантливого организатора практической работы по исследованию русского национального искусства, занимавшего более двадцати лет должность Директора Строгановского училища технического рисования.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру