Человек реформы: Юрий Федорович Самарин

3 мая (по старому стилю — 21 апреля) 1819 года в Петербурге родился Юрий Федорович Самарин — выдающийся русский философ, видный общественный деятель, историк и публицист. Получив хорошее образование, в возрасте 15-ти лет он поступил в Московский университет. После окончания курса в университете успешно выдержал магистерский экзамен и начал работать над диссертацией о Стефане Яворском, которую защитил в 1844 году. По настоянию отца Самарин, мечтавший о научной стезе, был вынужден поступить на государственную службу в департамент Министерства юстиции. В Петербурге, куда переехал Самарин, его восприняли прежде всего как представителя "московского направления", поскольку его дружба с К.С. Аксаковым и А.С. Хомяковым была хорошо известна.

Наблюдения за российским обществом дали Самарину богатый опыт. В период службы чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел в Риге Самарин вплотную столкнулся с национальной проблемой, выступил против произвола прибалтийских немцев, и… был отозван. За книгу "Письма из Риги" (1848 г.), в которой он выступал против "немецкого засилья" Самарин был арестован. 12 дней он пробыл в Петропавловской крепости. В исследовании Б.Э. Нольде "Юрий Самарин и его время", вышедшем в Париже в 1926 году и переизданном в 2003 году в Москве при участии историка Сергея Сергеева, приводится интересный диалог Николая I и Самарина, доставленного из Петропавловской крепости. Император обвинял мыслителя в том, что тот своей книгой хотел показать, "что со времени императора Петра I… мы все окружены немцами и потому сами немцы", а на оправдания Самарина заявил: "Ваша книга ведет к худшему, чем 14 декабря (имеется в виду восстание декабристов — А.Р.), так как она стремится подорвать доверие к правительству и связь его с народом, обвиняя правительство в том, что оно национальные интересы русского народа приносит в жертву немцам". Далее последовали угрозы: "Вас следовало бы отдать под суд, и вас судили бы как преступника… Вы сами знаете, что вы сгинули бы навсегда. Много есть молодых людей, которые пострадали за то же…" После подобного унижения последовало "прощение". Так власть отреагировала на патриотическую позицию Самарина. Видимо не случайно еще в период Крымской войны он пришел к выводу: "мы сдались не перед внешними силами западного союза, а перед нашим внутренним бессилием".

Выйдя в начале 1853 года в отставку, Самарин занимается хозяйством. Основной заботой мыслителя стал так называемый крестьянский вопрос. Видя гибельную сущность крепостничества, он все больше убеждается в необходимости "освободить труд". При этом Самарин выступал за сохранение и укрепление крестьянской общины, считая общину образцом подчинения личности коллективу не из боязни наказания, а по добровольному "движению души". Уничтожение общины породило бы, по мнению Самарина, хаос в крестьянском хозяйстве, разрушило бы традиции коллективизма и оставило бы крестьян один на один с жесточайшей конкуренцией, где нет места нравственным ориентирам. Его идеалом становится вольный труд свободного общинника. В записке "О крепостном состоянии и переходе от него к гражданской свободе" Самарин изложил основные плоды своих размышлений. Он считал, что крестьяне имеют такое же право на землю, как и помещики и должны быть освобождены с землей. Разошедшийся по стране во множестве списков этот самаринский проект оказался на столе нового императора Александра II. Настало время перейти от написания проектов к их осуществлению. В конце 50-х годов Самарин принимает участие в разработке крестьянской реформы. Он входил в Редакционные комиссии по подготовке Положения 19 февраля 1861 года. Последние годы жизни Самарин посвятил земским делам, надеясь на то, что развитие местного самоуправления поможет реформированию России.

Критически относясь к идеям либеральной интеллигенции, Самарин доказывал, что конституция должна быть естественной, а не навязываемой обществу, которое еще "не дозрело" до нее. "Народной конституции у нас пока еще быть не может, а конституция не народная, то есть господство меньшинства, действующего без доверенности от имени большинства, есть ложь и обман. Довольно с нас лжепрогресса, лжепросвещения, лжекультуры; не дай нам Бог дожить до лжесвободы и лжеконституции. Последняя ложь была бы горше первых". От чего же зависело благосостояние России, с точки зрения Самарина? В 1856 году он писал: "Не в Вене, не в Париже и не в Лондоне, а только внутри России завоюем мы снова принадлежащее нам место в сонме европейских держав; ибо внешняя сила и политическое значение государства зависят… более всего от крепости общественного организма".

В последние годы жизни Самарин печатал за границей отдельными выпусками свою работу "Окраины России". На родине эта работа была запрещена цензурой. Кому-то очень не нравился русский патриотизм автора "Окраин". 19 марта 1876 года Юрий Федорович скончался в Берлине, где печатал очередной выпуск своей работы. Последним приютом выдающегося мыслителя стало кладбище Донского монастыря в Москве.

В представлении современников Самарин был выдающимся деятелем александровского времени. На его смерть откликнулось множество современников, в том числе — К.Д. Кавелин и А.И. Герцен. "Человеком реформы" назвал его А.Д. Градовский. Всю свою жизнь Самарин писал, не оглядываясь ни на многочисленных "псевдореформаторов", ни на замшелых охранителей. Он был подлинным реформатором, не только желавшим процветания своему отечеству, но и неустанно трудившимся во имя этого.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру