"Ясновидец и правдолюбец минувших жизней": А.П. Рябушкин

Из всего перечня рисунков к "Царской" и "Императорской" охотам представляют интерес два рисунка — "Завет царя Алексея Михайловича" и "Аллегорическое изображение преобразования царской охоты Петром Великим. Перемещение столицы из Москвы в Петербург".

Второй том, посвященный "Царской охоте на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича", открывал фронтиспис с текстом "из книги Глаголемая урядникъ новое уложение и устроение сокольничья пути". Гравюра по оригиналу А.П. Рябушкина представляет собой фрагмент сочинения царя Алексея Михайловича "Завет", оформленный в виде грамоты. Для написания текста художник выбрал скоропись XVII в., характерную для школы мастеров Оружейной Палаты и воспроизвел ее высокопрофессионально. Но скоропись Рябушкина отличается от скорописи XVII в. наличием, во-первых, словоделения и, во-вторых, современных ему знаков препинания, а также знака переноса. Каждое предложение, как это часто делалось в последней трети XVII века, начинается с заглавной киноварной буквы. Последняя фраза "Завета": "Сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивыя любве и ратнаго строя николиже позабывайте: делу время и потехе часъ" — написана золотом. Название текста "Заветъ" написано киноварной вязью с использованием подчинения и соподчинения, без лигатур. Показатель вязи — 6. Вторая строка заглавия "Царя Алексея Михайловича" написана скорописью, первые буквы каждого слова второй строки и последняя буква третьего написаны киноварью и представляют из себя украшенные стилизованной растительностью буквицы. Третья строка заглавия "Охотникамъ" написана также чернилами скорописью, а первая буква "от" выведена киноварью и украшена тонкотравным с цветами и виноградьем стилизованным растительным орнаментом, также характерным для второй половины XVII века. На левом и правом полях грамоты расположены симметричные полевые украшения в виде вазы со стоящим в ней высоким цветком. Вазы нарисованы золотом, цветки — киноварью. Текст завершается киноварной концовкой растительного тонкотравного орнамента с цветками и шишечкой.

Эта замечательная работа, выполненная А.П. Рябушкиным (о чем говорит подпись в нижнем правом углу), являясь оформлением входа в книгу и выполняя роль фронтисписа, создает настроение, раскрывает дух эпохи XVII века через письмо, орнамент и текст одного из лучших произведений, посвященных охоте, созданный царем Алексеем Михайловичем.

Уникален фронтиспис для 3-го тома "Охоты". В нем блестяще сочетаются традиции иконописи, книжной миниатюры и живописи XIX в. с книжными традициями как допетровского времени, так и современными А.П. Рябушкину. Аллегория-иллюстрация, символизирующая перемещение столицы из Москвы в Петербург, помещена в центре рамки сложной формы, несколько напоминающей купол храма. В целом подобная форма рамки для размещения в ней рисунка была характерна для книжных заставок, внутри которых помещалось изображение, раскрывающее суть и содержание следующего за ней текста. Акварельный рисунок реалистичен по манере исполнения, композиция двухчастная, построенная на противопоставлении старого московского боярства и нового петровского войска; на контрасте ярких пятен красного и зеленого: боярства, одетого в красные одежды и преображенцев в зеленых кафтанах. Новая Россия забирает у Старой Руси сокола — символ царской охоты.

Стилизованная рамка-купол, очерченная с двух боковых сторон киноварью, имеет в навершии двуглавого орла. Внизу, в поземе рисунок ограничен стилизованной растительностью из аканта и репья. По серому фону, заполнившему все оставшееся пространство страницы, размещен яркий многоцветный стилизованный растительный орнамент, состоящий из стеблей и листьев аканта, цветков, шишек, султанов и ягод. Такие орнаменты появились в рукописной книжной традиции в годы царствования Алексея Михайловича, утвердились в Московской книжной школе, на Русском Севере и перешли в последствии в старообрядческую среду. По нижнему полю на сером фоне киноварной вязью сделана подпись к фронтиспису: "Старое и новое". Показатель вязи — 6, присутствует подчинение и соподчинение, буква "С" имеет орнаментальные растительные украшения. Художник создал фронтиспис, который принял на себя роль книжной заставки с ее традиционным смысловым философским наполнением.

Смешение новых и старых традиций при создании аллегорического рисунка помогло художнику представить читателям образ сложного, переломного, времени: отказ государства от старых традиций и устремление в новую эпоху.

Два рисунка, созданных А.П. Рябушкиным для "Царской охоты" Н.И. Кутепова свидетельствуют о профессиональном владении художником двумя типами древнерусского письма (скорописью и вязью), о знании книжных орнаментов XVII в. и умелом их использовании в книжной традиции конца XIX века.

В 1896 г. вместе с другими художниками А.П. Рябушкин был приглашен для работ по коронационному альбому. Он сделал ряд акварельных эскизов, среди которых "Поклон с Красного крыльца" и "Въезд у Триумфальных ворот". Наиболее интересным и законченным А. Ростиславов назвал первый из названных эскизов с фигурами, ярко освещенными солнцем. "Во всех этих эскизах приятны известная свежесть красок, почти импрессионистские попытки" (79).

Приблизительно в то же время, что и акварели для "Царской охоты", исполнены рисунки к сочинениям И.Ф. Горбунова в издании Общества любителей древней письменности 1904-1905 гг.


***
Выше шла речь о тех книжных работах А.П. Рябушкина, которые были литографированы или гравированы и напечатаны в тиражных книгах. Помимо представленных и описанных выше листовых работ сохранилось несколько рукописных книг древней и новой традиции, созданных художником. По времени создания все они относятся к 1890–1892 гг. Обратимся к ним.

По окончании Академии художеств А.П. Рябушкин, получив стипендию от президента Академии великого князя Владимира Александровича, "воспользовался командировкой" по древнерусским городам. В перерыве между поездками, приехав в Приволье, 13 июня 1891 г. художник написал: "А в Алферовке я списал канты, т.е. Псалмы, для чего два раза ходил к черничкам (без последствий) и слушал их пение.Через неделю отправлюсь по Волге от Твери до Астрахани" (80). "Вернувшись, он не предоставил никакого отчета… На вопрос, чем же он занимался во время командировки, он между прочим ответил, что у себя на родине в Борисоглебском уезде записывал "псальмы" черничек" (81).

Записывая "псалмы черничек" в разных точках своих путешествий, он их оформлял в виде небольших книг. Одна из них сохранилась в архиве И.Ф. Тюменева. В описи архива эта книжечка представлена следующим образом: "Рябушкин А.П. Псалмы (канты) (9), записанные им факсимиле с рукописи черничек в с. Алферовке Воронежской губернии Новохоперского уезда с виньеткой и рисунками на переплете. 1892". Все эти данные почерпнуты из самой рукописной книжки, где на первом листе после заставки, выполненной пером и тушью, имеется запись: "Напевы сихъ Псальмъ записаны у черничекъ [по Нижегородски "Христовы невесты"] въ с. Алферовке Воронежской губ. Новохоперского уезда. Тексты списаны с рукописи, имеющейся у нихъ же. Списано факсимиле". Дальше идет текст пояснение: "Все Псальмы поются хором, в 4, в 6 и 10 голосовъ" (82). Девять духовных стихов (а это именно духовные стихи, а не псалмы), вошедших в книжечку, написаны поздним "бытовым" быстрым полууставом, которым обычно пользовались старообрядцы в повседневной жизни, в письмах или при создании повседневных, обиходных книг. Но сам протограф книжки не старообрядческий. Это следует из того, что каждому псалму предпосланы ноты, и нотация — линейная, а не крюковая.

Помимо особенностей графики письма А.П. Рябушкин воспроизвел все особенности оформления рукописи, бывшей у черничек. Заглавие рукописи "Псальмы" украшено. Прежде всего, украшена буква "пси". А над словом нарисован цветок. Все выполнено пером и тушью. Заставка, расположенная на 1-м листе представляет из себя прямоугольник, в который помещен примитивный растительный орнамент.

Подобного плана небольшая рукописная книжечка хранится в Нотно-музыкальном отделе РГБ.

Эти две сохранившиеся книжечки свидетельствуют о внимательном изучении А.П. Рябушкиным всех сторон повседневной народной культуры, одной из которых было книгописание. Поздняя народная рукописная книга была не менее интересна и с содержательной, и с оформительской стороны. В своем отношении к повседневной культуре художник шел за И.Е. Забелиным, который высоко ценил все, что связано с жизнью и бытом народа, видел в простеньких примитивных книжечках яркое отражение различных аспектов русской народной духовности. Именно на это указал его друг А. Воскресенский, когда писал: "Он неудержимо стремился к проникновению в интимную сторону русского быта, к характеристике духа эпохи" (83).

Помимо работы над копированием, воспроизведением и созданием рукописных книг древней традиции А.П. Рябушкин создал несколько книг новой традиции. Некоторые из них сохранились в архиве И.Ф. Тюменева. Обратимся на одной из них — это Сборник стихотворений А.И. Тюменева (84). Титульный лист книжки, заставки и обложку выполнил А.П. Рябушкин, а тексты стихов написаны их автором, по всей видимости, ребенком. На титульном листе А.П. Рябушкин кистью и черной краской нарисовал "заставочную картинку": символы поэзии — соловья, поющего на дереве, и лиру. Далее размещено заглавие: " Стихотворения // А.И. Тюменева. // 1892 г. // Издание 1-е // Иллюстрированная А.П. Рябушкинымъ // Приволье" (85). Тетрадь из 15 листов цветной тесемкой привязана к обложке (картон в лидерине, корешок и уголки кожаные), взятой от старой книги и расписанной и разрисованной черной краской. На верхней крышке присутствует текст: "Многая лета" и "Ура". На нижней крышке нарисованы цветы, петух, звездочки и арфа.

Использование лаконичных средств оформления, подбор немного несерьезных, говорящих атрибутов, детская подача материала, по мнению художника, должны были рассказать об авторе книги и создать доброжелательное отношение к ней.

Усадьба Приволье и жизнь в ней сыграли в творчестве А.П. Рябушкина значительную роль. Помимо того, что это была древняя Новгородская земля, здесь жили его друзья, здесь существовало литературно-художественно-музыкальное общество, ставились спектакли, для которых художник создавал афиши и декорации. Здесь, имея возможность отдыхать, А.П. Рябушкин создавал рукописные книги древней и новой традиций. О его графических работах можно вполне сказать словами А. Воскресенского: "Это, по преимуществу, певец настроений, навеваемых грезами о давно прошедших временах, вдумчивый реставратор тончайших деталей старины, в которых вылилась сущность народного духа. И в этом главное его значение. В своих произведениях он выявил трогательную простоту и полудетскую наивность древней Руси" (86).

В своих живописных работах, в книжной и журнальной графике, в книгописании "Рябушкин показал прошлое как бы очищенным от общественной борьбы, от дисгармонии и несправедливости". Но в отличии от других художников того времени, "он противопоставил прошлое настоящему. Плененный национальным своеобразием допетровской эпохи, художник показал ее как бы преломленной через призму древнего искусства. Присущее ему декоративное начало, плоскостность трактовки форм, насыщенность цвета были утверждены как качество, присущее самой жизни", — написала об А.П. Рябушкине А.А. Верещагина (87).

Во всех работах А.П. Рябушкина, в том числе и в книжно-графических, объектом правдивого лирически проникновенного изображения стали русский национальный характер в его повседневном проявлении, народные вкусы и идеалы, выражающиеся в национальном декоре и красочности быта, красота городского пейзажа XVII века. Абсолютно справедлив вывод Е. Муриной о том, что "величайшей заслугой" Рябушкина стало то, что "он утвердил в живом творчестве преемственную связь современной ему художественной культуры с древними национальными художественными традициями" (88).

Древнерусская культура, иконопись, фреска, культура древнерусского быта оказали на А.П. Рябушкина огромное влияние (о чем свидетельствуют уже сами названия его многочисленных работ), превратив его в художественного бытописателя допетровской Руси. Но именно знание древнерусской книжной культуры, рукописной и старопечатной книги, помогли художнику глубже проникнуть в суть прошлого и донести его до зрителя. Без соприкосновения с книжной традицией, с ее орнаментами и миниатюрами, сопровождающими текст, невозможно было бы столь масштабно утверждать национальную идею в искусстве, доказывать необходимость преемственности культур и необходимость обращения к прошлому для движения вперед.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII — начала XX века. М., 1973. С. 95.

2. Воскресенский А. Рябушкин: Биографический очерк. СПб., 1912. С. А.

3. Мурина Е. Андрей Петрович Рябушкин. М., 1961.

4. Кириченко Е.И. Русский стиль. М., 1997. С. 383.

5. Цит. по: Савинов А.Н. Рябушкин. Л., 1973. С. 54.

6. Дела правления Императорской Академии художеств за № 137 (1882). Цит. по: Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. СПб., 1913 (?). С. 9.

7. Цит. по: Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 10.

8. Дела правления Императорской Академии художеств за № 137 (1882). Цит. по: Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 9.

9. Машковцев Н. Вводная статья // Андрей Петрович Рябушкин. Альбом. М., 1960. С. 4.

10. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 13.

11. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 15.

12. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 16.

13. Дневники Ф.Г. Солнцева за 1988-1890 гг. // ГРМ ОР. Ф. 14. № 142-144.

14. Дневник Ф.Г. Солнцева за 1888 г. // ГРМ ОР. Ф. 14. № 142. Л. 25, 104, 123, 299, 332

15. Дневник Ф.Г. Солнцева за 1889 г. // ГРМ ОР. Ф. 14. № 143. Л. 25, 27, 40, 75, 77, 87, 92, 284, 312.

16. Дневник Ф.Г. Солнцева за 1890 г. // ОР ГРМ. Ф. 14. № 144. Л. 44, 47.

17. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. С. 111-112.

18. Мельников А.П. К характеристике быта раскольничьих общин начала XIX в. (К заседанию 4 марта 1891) // Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Н. Новгород, 1892. Вып. 10. С. 496-510; Его же. Нижегородская старина. Н. Новгород, 1911.

19. См.: Машковцев Н. Указ. соч. С. 6.

20. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 24.

21. Мурина Е. Указ. соч. С. 8.

22. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 20.

23. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 20.

24. Воскресенский А. Рябушкин… С. 24-25.

25. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 32.

26. Воскресенский А. Рябушкин… С. 28.

27. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 32.

28. Рисунки путешествий по городам России частично опубликованы при статье И.Ф. Тюменева. См.: Исторический вестник, 1893. Март-апрель; 1894. Апрель-май.

29. Машковцев Н. Указ. соч. С. 6.

30. Цит. по: Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 34.

31. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 34.

32. Воскресенский А. Рябушкин… С. 31.

33. Воскресенский А. Рябушкин… С. 32; Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 57.

34. Государственный русский музей. Санкт-Петербург. Живопись XII — начала XX века. М., 1991. № 123.

35. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 62.

36. Мурина Е. Указ. соч. С. 14.

37. Исторический вестник, 1901. Т. 1-12.

38. Механикова В.М. Андрей Петрович Рябушкин. Л., 1989. С. 59.

39. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 63-64.

40. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 64.

41. Механикова В.М. Указ. соч. С. 53.

42. Алпатов М.В. Сокровища русского искусства XI-XVI веков (живопись). Л., 1970. С. 10.

43. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 64.

44. См.: Бутиков Г.П. Музей-памятник "Спас на крови". СПб., 1997. С. 74-79; Его же. Музей-памятник "Спас на крови": Александр II и его эпоха. СПб., 2001. С. 63-64; Нагорский Н. Спас на крови: Храм Воскресения Христова. СПб., 2004; Воскресенский А. Рябушкин… С. 33-34.

45. Мурина Е. Указ. соч. С. 15.

46. Машковцев Н. Указ. соч. С. 10.

47. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве… С. 109-110.

48. Механикова В.М. Указ. соч. С. 99.

49. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 77.

50. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 81.

51. Воскресенский А. Рябушкин… С. 43.

52. Кириченко Е.И. Русский стиль… С. 383.

53. ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. № 341. 9 лл.

54. Дневник Ф.Г. Солнцева за 1888 г. // ГРМ ОР. Ф. 14. № 143.

55. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 22.

56. Дневник Ф.Г. Солнцева за 1888 г. // ГРМ ОР. Ф. 14. № 142.

57. Машковцев Н. Указ. соч. С. 12.

58. Исторический вестник, 1885. № XI, январь. С. 5-11.

59. Исторический вестник, 1886. № XXIII, январь.

60. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 22.

61. ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. 226.

62. Машковцев Н. Указ. соч. С. 6.

63. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 23.

64. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 22.

65. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 23.

66. См.: Список произведений Рябушкина // Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 85; ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. 90.

67. Воскресенский А. Рябушкин… С. 15.

68. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 23.

69. Работа находилась в собрании И.Ф. Тюменева. Упоминается в "Списке произведений Рябушкина" в кн.: Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 85.

70. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 26-27.

71. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 26-27.

72. Опубликовано в кн.: Воскресенский А. Рябушкин… С. В.

73. Опубликованы в кн.: Сказка в России / Государственный Русский музей. Каталог выставки. СПб., 2001. №№ 144-145.

74. Информацию см.: Список произведений Рябушкина… С. 84-85.

75. Воскресенский А. Рябушкин… С. 13.

76. Кутепов Н.И. Царская охота на Руси. СПб., 1898. Т. 2.

77. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 3. Ед. 1094.

78. Кутепов Н.И. Императорская охота на Руси. СПб., 1902. Т. 3.

79. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 58.

80. ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. 171. Л. 21 об.

81. Ростиславов А. Андрей Петрович Рябушкин... С. 34.

82. ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. 365. Л. 1.

83. Воскресенский А. Рябушкин… С. 9.

84. ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. 308.

85. ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. 308. Л. 1.

86. Воскресенский А. Рябушкин… С. 9.

87. Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII — начала XX века. М., 1973. С. 104.

88. Мурина Е. Указ. соч. С. 19.


 


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру