Григорий Саввич Сковорода

Григорий Саввич Сковорода (1722—1794) родился в с. Чернухи Полтавской губернии в семье казака. В 1738 году он поступил в Киево-Могилянскую академию, где изучал философию, математику, механику, космогонию, историю, древние и современные иностранные языки. Он много занимался музыкой, хорошо пел, поэтому в 1742 году его отправили в Петербург в придворную капеллу императрицы Елизаветы Петровны. Через два года Григорий возвратился в академию и еще в течение шести лет, до 1750 года, продолжал учебу. Не став принимать священнический сан по окончанию академии, Сковорода согласился сопровождать русского генерала Вишневского в поездке по Европе. Три года длилось это путешествие, во время которого Сковорода посещал лекции в университетах, знакомился с новыми книгами по философии. В 1753 году он вернулся в Россию и начал преподавать курс пиитики в Переяславской духовной семинарии. В эти годы он начинает писать стихи, а также создает свой первый трактат, который, к сожалению, не сохранился. В 1759 — 1769 гг. Сковорода преподавал в Харьковском коллегиуме, где читал лекции по поэзии, этике и греческому языку. Его лекции были интересны и оригинальны, но они не вписывались в требуемый богословский канон. Поэтому Сковороду отстранили от учительства и вообще запретили преподавать в учебных заведениях.

С 1769 года начинаются странствования Г.С. Сковороды по Малороссии и России. Он более не стал поступать на службу, а избрал судьбу скитающегося философа, поэта и музыканта. Впрочем, скитания его не были тягостными, ибо он подолгу жил у своих друзей, учеников и почитателей, которых год от года становилось все больше и больше. Но и сам философ не требовал многого — котомка, в которой постоянно хранилась Библия составлял весь его скарб.

В 70—90-е гг. XVIII в. Сковорода пишет много сочинений, которые хранились у священника Я. Павицкого. К наиболее значимым произведениям Сковороды относятся диалоги "Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире", "Алфавит, или Букварь мира", "Потоп Змиин", трактаты "Наркисс", "Израильский змий", "Симфония, нареченная книга Асхань", о познании самого себя".

Скончался Г.С. Сковорода в с. Ивановка (ныне Сковородиновка Харьковской области). Согласно завещанию, на его надгробии поместили надпись: "Мир ловил меня, но не поймал".

Истоками философия Сковороды можно признать христианско-неоплатоническое учение в сочетании с эллинско-римским стоицизмом, скептицизмом. Серьезное влияние на взгляды мыслителя оказали современные ему естественнонаучные теории и деистическая философия.

В целом, Сковорода очень высоко ценил философию, утверждая, что "философия, или любомудрие, устремляет весь круг дел своих на тот конец, чтоб дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, светлость мыслям, яко главе всего". Но философия самого Сковороды определяется прежде всего его религиозным восприятием мира и человека, ибо сам философ был искренне и глубоко религиозен.

Именно поэтому он утверждал, что Бог — это высшая и вечная истина, Он есть бытие всему и Сам по Себе бытие. Однако понимание сущности Бога у Сковороды существенно отличается от традиционно христианского. Дело в том, что на него серьезное влияние оказали пантеистические представления, согласно которым, Бог — это не просто антропоморфная личность, но некая природная сила, растворенная в мире. Так и Сковорода писал, что Бог — это вечное, "протирающееся по всем векам, местам и тварям единство", Он "везде", Он — сама природа и "нельзя сыскать важнее и Богу приличнее имени, как сие". Интересно, что у Сковороды можно даже найти отдельные высказывания, близкие по духу к мнению французских просветителей. В частности, он говорил: Природа есть первоначальная всему причина и самодвижущаяся пружина". Впрочем, эти отдельные высказывания совсем не означали, что философ отказывался от признания Бога началом всего.

Все бытие, по мнению Сковороды, состоит из трех миров. Первый мир тот, где обитает все рожденное — макрокосм, Вселенная. Второй мир — это микрокосм, или человек (малый мир, "мирок"). Третий мир — это символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм, это собственно Бог, объединяющий Собой все на свете. В своем наиболее совершенном виде этот третий мир является не чем иным, как Библией.

Но триединством не исчерпывается вся структура бытия. Каждый из миров, в свою очередь, делится на два мира: "мир видимый" и "мир невидимый". "Мир невидимый" — это "нетленное бытие, божественная причина всего", которое Сковорода именовал Богом или "формой". "Мир видимый" — это "тленное земное бытие", которое Сковорода называл "тварью" или "материей".

Сковорода считал, что "мир видимый" вполне познаваем. Здесь на помощь человеку приходят и его разум, и созданные с помощью разума науки. Но главный способ познания — самопознание. По мнению философа, с помощью самопознания человек более полно познает свою духовную сущность, а, значит, способен познать и устройство мира, природы. В итоге истинная цель познания заключена в том, чтобы познать и принять идею Бога.

Но человеческий разум бессилен тогда, когда человек стремится познать "мир невидимый". Сковорода приходил к заключению, что здесь необходим мистический опыт, но сам он не раскрывал тайны этого способа познания.

Если символический мир Библии выполнял своеобразную связующую роль между макрокосмом и микрокосмом, то человек для Сковороды был концом этого мира. При этом имелся в виду не живой конкретный человек, а его метафизическая сущность, божественная идея человека. В этом смысле, сущность человека представлялась Сковороде двойственной: человек состоит из "тела земного" и "тела духовного". Центр самого человека, хранящий его божественную сущность — это его сердце. Именно сердце является носителем главных нравственных законов, заложенных в человека Господом. Тогда разум ("душа") выступает как средство познания божественной сущности человека. Интересно, что Сковорода практически не придавал никакого значения чувственному познанию и, собственно чувствам. Он считал, что чувства представляют собой, скорее, источник заблуждений, чем истины, ибо сущность мира скрыта от них. Поэтому органы чувств он называл "хвостом", "пятками" познания.

Своеобразное учение о человеке приводило Сковороду к оригинальным этическим воззрениям. В центре его этических построений находятся концепция "сродности" и учение о счастье. Он был убежден, что существует некий всеобщий, универсальный закон "сродности". Этот закон выражается в принципе бытийного равновесия вещей, предметов и существ, благодаря чему достигается гармония природы. В учении о счастье Сковорода утверждал, что поиски человеком своего счастья являются, по сути, поисками своей "сродности" и они неотделимы от познания человеком своей внутренней сущности. Таким образом, постигая самого себя, человек постепенно обретает познание своей божественной сущности и, как следствие, все более соединяется с Богом. В этом и состоит главное счастье каждого человека. Впрочем, необходимо подчеркнуть, что Сковорода не навязывал всему миру своего представления о счастье. Он считал, что путь к счастью — индивидуален, уникален для каждой личности. Поэтому, наверное, в своем понимание счастья Сковорода более всего близок к учению Сократа и русских мыслителей-"нестяжателей" XV века.

В целом, оценивая философию Г.С. Сковороды, можно сказать, что его учение — это своеобразный путь от христианства к светской философии, путь который никогда не завершается.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру