Александр Николаевич Радищев

Русский писатель, философ и обшественно-политический мыслитель Александр Николаевич Радищев (1749—1802) родился в Москве, в семье богатого помещика. Он получил образование в частной московской гимназии и как один из лучших учащихся в 13 лет был принят в Пажеский корпус и включен в число 40 пажей, которые по указу императрицы Екатерины II должны были находиться при ней и маленьком наследнике престола Павле Петровиче. В 1766 году в группе из 12 молодых дворян (из них — 6 пажей) Радищев был отправлен для получения юридического образования в Германию в Лейпцигский университет. Там он провел пять лет, изучая европейские языки, право, философию, историю, естественные науки. Большое впечатление на него произвело знакомство с трудами французских просветителей и особенно — с книгой К.А. Гельвеция "Об уме". В 1771 году Радищев вернулся из Германии и поступил на службу протоколистом в Сенате. Вскоре издал свой первый перевод — труд Г. Мабли "Размышления о греческой истории".

В 1773 — 1775 гг. Радищев служил обер-аудитором (старшим проверяющим дела и докладчиком) штаба петербургского генерал-губернатора А.Я. Брюса. В 1775 году получил назначение в Коммерц-коллегию, а в 1780 году стал помощником управляющего петербургской таможни, удивляя современников полнейшим бескорыстием в исполнении обязанностей на этой "хлебной" должности. С большим вниманием Радищев следил за мощным народным выступлением под предводительством Е.И. Пугачева (1773 — 1774 гг.), революциями в Северной Америке (1775 г.) и во Франции (1789 г.).

В 1790 году он написал и отпечатал в домашней типографии свое самое знаменитое произведение — книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (650 экземпляров), которая появилась на прилавке столичного книготорговца Г. Зотова в мае. В ней не только резко осуждается крепостное право, но и содержится прямой призыв к свержению монархии и утверждению республиканской формы правления. Ознакомившись с книгой, Екатерина II охарактеризовала автора: "Бунтовщик хуже Пугачева!". Хуже потому, что, по словам самого Радищева, пугачевское выступление показало "в невежестве своем паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз", а автор "Путешествия" как раз идейно сотрясал сами "узы", основы самодержавной монархии, сословного строя и крепостничества.

Александр Николаевич был помещен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни. Но по случаю заключения Верельского мирного договора со Швецией (1790 г.), императрица милостиво заменила смертную казнь на десятилетнюю ссылку в Илимский острог (в пятистах километрах севернее Иркутска). Издание опальной книги было уничтожено, а само сочинение было запрещено к печати (запрет сохранялся до 1905 г.).

Прибыв к месту ссылки в 1792 году, Радищев не изменил себе, писал стихи, философский трактат "О человеке, его смертности и бессмертии", работы по истории и естествознанию. В 1796 году умерла Екатерина II, и новый император Павел I вернул ссыльного из Сибири. В 1797 году Александр Николаевич приехал в родовое поместье Немцово (под Малоярославцем) и жил там под надзором полиции. После убийства заговорщиками Павла I и вступления на престол Александра I у власти наметились реформаторские тенденции. Радищев был освобожден из-под наблюдения и стараниями своего покровителя графа А.Р. Воронцова определен для участия в работе Комиссии по составлению законов. Здесь он снова открыто выступил за отмену крепостного права, сословных привилегий и произвола чиновников. Граф П.В. Завадовский, из лучших побуждений, заметил ему: "Эх, Александр Николаевич, охота тебе пустословить по-прежнему! Или мало было тебе Сибири?".

Душевный кризис, вызванный этим обстоятельством, и опасения новых репрессий усугубились созерцанием судьбы Великой французской революции: во Франции, после тяжелых и кровавых потрясений, по обломкам "вольности" шел к императорской короне Первый консул Наполеон Бонапарт. Испытывая духовное одиночество, переживая кризис революционно-просветительских ориентиров своего мировоззрения, не имея сил снова перенести возможные репрессии (его благодетель Воронцов прямо говорил, что если он "не перестанет писать вольнодумных мыслей, то с ним поступлено будет хуже прежнего"), 11 сентября 1802 года Радищев выпил раствор азотной кислоты, и после тяжелых мучений скончался в час ночи 12 сентября.

А.Н. Радищев известен в основном как общественно-политический мыслитель, критик крепостного права и самодержавной формы правления. Многие его произведения стали символом русского революционного движения в XIX — XX вв., и многие поколения революционно настроенных мыслителей зачитывались одой "Вольность", "Путешествием из Петербурга в Москву", хотя и запрещенных к печати, но расходящихся в рукописных списках.

Но А.Н. Радищев был и интересным, своеобразным мыслителем и философом. Центром всей философской концепции Радищева является понятие человека, его свойств и качеств. Но, казалось бы, парадоксальным является тот факт, что он, будучи сторонником деизма и даже, частично, естественнонаучного материализма, в своем главном философском труде "О человеке…" Радищев стремится дать естественнонаучное обоснование идеи бессмертности человеческой души. Иначе говоря, все современные ему открытия естественных и философских наук XVIII века он использует для достижения только одной цели — доказать, что человеческая душа бессмертна. Нужно сказать, что подобная позиция более чем оригинальна, ибо обычно в то время все происходило наоборот. Например, для французских просветителей XVIII века естественные науки служили доказательством как раз обратного — отрицания бессмертия души и утверждения атеизма.

Каким же путем пошел Радищев? Итак, он исходит из того, что природный мир, в принципе, материален. Радищев деистически и даже пантеистически понимал идею Бога. Он считал, что Бог — это "природа", которая абсолютна, всеобъемлюща и всемогуща. Таким образом, Бог Радищева как бы растворяется в природе. Но при этом, Бог исполняет функцию "самодвижущей пружины", т.е. осуществляет "первотолчок", "первотворение". В дальнейшем природа развивается уже самостоятельно, по своим законам.

"Общайшим из общих понятий" он называл категорию "бытие". По его мнению, это понятие объединяет все то, что присуще всему, без чего не может быть никакого существования. При этом само "бытие" не является неким застывшим феноменом, а, наоборот, постоянно развивается, двигается вверх по "лестнице веществ и существ". Радищев выдвигает идею о сложности реального процесса становления и развития многообразных форм "бытия": а) "первичного хаоса", б) Вселенной, мирового Космоса, в) земной природы, человека и человечества. В результате, категория "бытие" выступает в качестве изначальной основы сущего, содержащего "материал" для "творческих актов".

В понимании природы важно понятие "вещественности", которое использует Радищев вместо понятия "материи": "Вещественностию называют то существо, которое есть предмет наших чувств, разумея, есть и быть может предметом наших чувств. Ибо, если оно им не подлежит теперь, то происходит оно от малости или тонкости своей, а не вследствие своего естества". И ниже Радищев перечисляет свойства "вещественности": непроницательность, протяженность, твердость, движение, тяжесть, притяжение и отражение. Интересно, что Радищев допускал принципиальную разделяемость "вещественности" до бесконечности. В целом, "вещественность" неуничтожима, ибо уничтожение какого-либо конкретного вещества есть всего лишь переход в другое вещественное состояние, превращение его в иное вещество.

Человек — это тоже существо обладающее "вещественностью". В представлениях о человеке Радищев исходил из научных данных своего времени и, в первую очередь, на него большое впечатление произвели достижения естественных наук того времени. Он стремился проследить жизнь человека от зачатия до смерти, пользовался данными, "на естественности человека основанными". Поэтому, в целом, представления о человеке А.Н. Радищева содержат большую долю натурализма — все качества и свойства человека "образуются в нем постепенно", по мере его развития из зародыша в мыслящее существо. В итоге он пришел к выводу, что и человеческая душа может быть вещественной, имеющей некие вещественные характеристики. Поэтому душа неразрывно связана с телом. Сама же душа — это "мысленность", т.е. способность человека мыслить.

Интересны рассуждения Радищева о том, что способности и силы человеческой души не возникают сами по себе, а развиваются по мере развития самого человека. При этом многое зависит от климата, природных условий, обычаев и нравов, от воспитания и от жизненных потребностей. Иначе говоря, силы и способности человека развиваются под воздействием окружающей его среды, природы и общества.

Одна из главных сил, свойственная человеческой душе — это сила познания. Радищев, традиционно для своего времени, пишет о том, что сила познания двояка: чувственное ("опыт") и разумное ("рассуждение") познание. Чувства представляют собой основу познания, ибо именно поставляют человеку первичную информацию о мире. Но, в то же время, чувства не являются главным и лучшим средством познания, ибо способны обманывать человека, сообщать ему "ложные" знания. Поэтому познание невозможно без разумного рассуждения.

Цель жизни человека — достижение совершенства, истинного блаженства. Но на пути достижения этой цели стоит, казалось бы, главное препятствие — смерть. Именно смерть, в любой момент может прервать человеческий путь к блаженству.

И здесь Радищев парадоксальным образом обосновывает свой тезис о бессмертии души. Казалось бы, если душа существует только при жизни тела, то смерть тела автоматически означает и смерть, уничтожение души. Но, размышляет Радищев, если душа вещественна, а "вещественность" принципиально неуничтожима, то и душа со смертью тела не умирает, а просто переходит в другое состояние: "Она ли может уничтожиться, когда ни единая пылинка, атом единый не могут изыдти из пределов творения! Ибо что есть уничтожение? Изъятие из вселенныя, претворение в ничто… Нет! Не токмо сила, в человеке чувствующая и мыслящая, не исчезнет; но вследствие непрерывного шествия, в природе явленого, она прейдет в другой порядок вещей". По убеждению Радищева, душа после смерти тела может пребывать в трех состояниях: а) или перейдет в другое человеческое тело, б) или перейдет в тело существа "нижнего рода" (растение, животное), в) или перейдет в "состояние лучшее, совершеннейшее".

Итак, смерть не должна страшить человека, ибо душа его бессмертна. В заключение трактата "О человеке…" Радищев пишет: "О, человек! не ясно ли ты есть сын Божества, не его ли в тебе живет сила беспредельная!.. Человек по смерти своей пребудет жив; тело его разрушится, но душа разрушится не может… Цель его на земле есть совершенствование, та же пребудет целию и после смерти…"

И чуть ниже следует призыв Радищева к человеку: "Ты в себе заключаешь блаженство твое и злополучие. Шествуй во стезе, природою начертанной, и верь: если поживешь за предел дней твоих и разрушение мысленности не будет твой жребий, верь, что состояние твое будущее соразмерно будет твоему житию, ибо Тот, Кто сотворил тебя, Тот существу твоему дал закон на последование, коего устраниться или нарушить невозможно; зло, тобою соделанное, будет зло для тебя. Ты будущее свое определяешь настоящим, и верь, скажу паки, верь, вечность не есть мечта".


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру