Александр III

Из Манифеста 29 апреля 1881 года "О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России": "Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления.
Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного, Мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицом Всевышнего Бога, веруя, что, предопределив Нам дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит нас Своею Всесильною помощью. Веруем также, что горячие молитвы благочестивого народа, во всем свете известного любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на принадлежащий Нам труд Правления.<...>
Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем <...>
Посреди великой нашей скорби глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений".
Интересно, что год спустя к идеям созыва народного представительства обратился новый министр внутренних дел Н.П. Игнатьев, сочувствовавший славянофильским идеям о совещательном Земском соборе. Он предложил царю созвать Земский собор по случаю коронации. Но этот замысел был подвергнут резкой критике К.П. Победоносцевым, и в мае 1882 года Игнатьев был уволен в отставку.
Итак, с первых дней царствования Александр III заявил о своей приверженности к консервативному образу мысли и консервативным же принципам правления. Большую роль в приверженности императора к консерватизму сыграл его учитель правоведения К.П. Победоносцев (1827-1907), один из крупнейших государственных деятелей времен Александра III.
В позднейшей марксистской литературе мероприятия правительства Александра III по укреплению государственных устоев Российской империи получили именование "контрреформы". Уже само это именование подразумевало "реакционный характер" всего правления Александра Александровича. Но в марксистской литературе и не могло быть иных оценок, ведь именно этот император более чем на двадцать лет задержал распространение в России самого марксизма. А точнее - удержал Россию от неминуемого падения в бездну революции! Странно другое - до сих пор деяния Александра III продолжают именовать "контрреформами", а самого его продолжают осуждать за "реакционность". Вот где проявляется неизбывная, родовая связь марксистского радикализма и нынешнего либерализма - всякое упрочение Российского государства на традиционных основах вызывала и вызывает ненависть как радикалов, так и либералов!
В чем же состояли "контрреформы", а вернее, повторимся, мероприятия Александра III по укреплению Российского государства? Главными задачами во внутренней политике Александр III считал борьбу с революционно-террористическими организациями, укрепление основ самодержавия, усиление централизации власти, а также борьбу с либеральными и революционными настроениями в русском обществе. Все эти мероприятия осуществлялись Министерством внутренних дел, которым руководили Д.А. Толстой (в 1882-1889 гг.) и И.Н. Дурново (с 1889 г.).
Утверждая новый консервативный курс, Александр III принял несколько документов, которые усилили полицейский контроль в стране. 14 августа 1881 года были опубликованы "Положения о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия", в соответствии с которыми в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение "для водворения спокойствия и искоренения крамолы". Губернаторы получили право закрывать торговые и промышленные предприятия, учебные заведения, приостанавливать деятельность земств. В 1882 году были введены "временные правила" о печати, устанавливавшие так называемую карательную цензуру. Вскоре были закрыты почти все печатные издания либерального толка.
В социальном отношении правительство Александра III заботилось прежде всего об укреплении сословного строя империи. Считалось, что недвижность сословий может исключить рождение революционных настроений. Появился закон о "кухаркиных детях", в котором рекомендовалось ограничить поступление в гимназии детей лакеев, поваров, прачек, за исключением одаренных необыкновенными способностями, чтобы не "выводить из среды, к коей они принадлежат". Одновременно с 1884 года стало увеличиваться число церковно-приходских школ. В них детей обучали в первую очередь Закону Божиему, воспитывали в них преданность Богу, государю и Отечеству, уважение к Церкви и священникам.

Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру