Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора

Проблему русской святости позволяют достаточно глубоко понять жития святых, написанные в период XIII—XV вв. О русских святых-новомучениках рассказывает "Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора".

 

В 1246 г. черниговский князь Михаил Всеволодович приехал в Золотую Орду, видимо, для того, чтобы получить ярлык на Черниговское княжество. Однако это посещение закончилось трагически — князь Михаил и его боярин Феодор были убиты по ханскому приказу.

 

Уже вскоре после гибели черниговского князя, по распоряжению его дочери Марьи, было установлено церковное почитание невинно убиенных, и в те же годы (во всяком случае — до 1271 г.) было составлено краткое "Сказание" о Михаиле и его боярине Феодоре (читается в составе Пролога и датируется концом XIII в.). Позднее, уже на основе этого "Сказания", возникла распространенная редакция (кон. XIV в.) и другие повествования, в том числе и Житие Михаила Черниговского. Исследование разных редакций провел Н. Серебрянский.

 

Сюжет, связанный с гибелью Михаила Всеволодовича, стал крайне популярным в Древней Руси, ведь Михаил Черниговский и его боярин Феодор стали рассматриваться как одни из первых новомучеников за православную веру.

 

В тексте Сказания очень важен тот момент, что Михаил сам проявляет инициативу совершить подвиг во славу Христову и не прельститься "славою света сего". Узнав об обычае хана Батыя заставлять христиан поклоняться языческим идолам, он, вдохновленный Божией благодатью и даром Святого Духа, сам вызывается поехать в Орду, что обличить батыево "прельщение" и доказать ему и всему миру, что вера христианская живет в сердцах русских людей. Получив благословение духовника, Михаил говорит: "По молитве твоей, отче, как Бог соизволит, так и будет. Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую". В этом желании князя поддержал и его боярин Феодор.

 

Оказавшись в Орде Михаил и Феодор не поддаются ни на уговоры царя, ни на просьбы бояр. Они стойко ждут своей участи, избранной ими самими. И когда посыльный татарского царя говорит князю: "Михаил, знай — ты мертв!", то Михаил твердо отвечает: "Я того и хочу, чтобы мне за Христа моего пострадать и за православную веру пролить кровь свою". А своим боярам он бросил под ноги свой княжеский плащ, как символ отказа от земной жизни: "Возьмите славу света сего, к которой вы стремитесь!"

 

Смерть князя Михаила и боярина Феодора была страшна: сначала их долго и жестоко избивали, а затем отрезали головы. "И так, восхваляя Бога, пострадали и предали святые свои души в руки Божии оба новосвятых мученика" — заключает свой рассказ автор Сказания.

 

Таким образом, Сказание сформулировало новый для русского религиозно-философского сознания идеал — мученика за веру, сознательно выбирающего смерть во имя Христа. Озабоченные погибелью Руси и ищущие ее спасения, древнерусские книжники видели путь спасения через мученичество во имя веры. Героическая смерть Михаила Черниговского — это своего рода жертва, принесенная русским народом во искупление своих грехов. Идея жертвенности становится крайне важной в XIII — XIV столетиях. Ведь добровольная и мученическая смерть — это не только подражание мученической смерти Христа, но и выражение Руси своей готовности пройти любые испытания, вынести любые тяготы во имя Божие. И, в итоге, заслужить спасение.

 

Интересно, что позднее, в XVI веке, мученическая смерть Михаила Черниговского трактовалась уже с религиозно-мистических позиций. Так, появляются редакции Жития, в которых отрубленная голова князя чудесным образом остается живой после смерти. Голова, уподобленная голове Иоанна Крестителя, становится говорящей и произносит слова: "Я  — христианин".

 

Предисловие и подготовка текста – С.В. Перевезенцев. Перевод с древнерусского языка Л.А. Дмитриева.

 

 

 

В году 6746 (1238), по гневу Божиему за умножение грехов наших, было нашествие поганых татар на землю христианскую. Тогда одни затворились в городах своих, другие убежали в дальние земли, а иные спрятались в пещерах и расселинах земных. Михаил же бежал в Венгрию. Те, кто затворился в городах, каялись в своих грехах и со слезами молились Богу, и были они погаными безжалостно перебиты; из тех же, кто скрывался в горах, и в пещерах, и в расселинах, и в лесах, мало кто уцелел. И этих через некоторое время татары расселили по городам, переписали их всех и начали с них дань брать.

 

Услышав об этом, те, кто разбежался по чужим землям, возвратились снова в земли свои, кто остался в живых, князья и иные люди. И начали татары насильно призывать их, говоря: "Не годится жить на земле хана и Батыя, не поклонившись им". И многие приезжали на поклон к хану и Батыю.

 

И вот какой обычай был у хана и Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и бросали сначала в огонь, а уже потом к царю допускали и самих пришедших и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонились солнцу, и кусту, и идолам ради славы мира этого, и просил каждый себе владений. И им невозбранно давались те владения, какие они хотели получить – пусть прельстятся славой мира сего.

 

И вот в то время, когда блаженный князь Михаил находился в Чернигове, Бог, видя, как многие обольщаются славою мира сего, послал на него благодать и дар Святого Духа, и вложил ему в сердце мысль ехать к царю и обличить лживость его, совращающую христиан. Воспылав благодатью Божиею, блаженный князь Михаил решил ехать к Батыю. И, прибыв к отцу своему духовному, поведал он ему, так говоря: "Хочу ехать к Батыю". И отвечал ему духовный отец: "Многие поехавшие исполнили волю поганого, соблазнились славою мира сего, – прошла через огонь, и поклонились кусту и идолам, и погубили души свои. Но ты, Михаил, если хочешь ехать, не поступай так: не иди через огонь, не поклоняйся ни кусту, ни идолам их, ни пищи, ни питья их не бери в уста свои. Твердо стой за веру христианскую, так как не подобает поклоняться христианам ничему сотворенному, а только Господу Богу Иисусу Христу". Михаил же ответил ему: "По молитве твоей, отче, как Бог соизволит, так и будет. Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую". Так же и Феодор сказал. И промолвил отец духовный: "Вы будете в нынешнем веке новосвятыми мучениками на укрепление духа иным, если поступите так".

 

Михаил же и Феодор пообещали ему так поступить и благословились у духовного отца своего. Тогда он дал им с собою причастие и, благословив их, отпустил, сказав: "Бог да укрепит вас и да пошлет вас свою помощь, – ведь за него вы хотите пострадать". После этого Михаил отправился в дом свой и взял из имения своего все необходимое в дорогу.

 

Проехав многие земли, прибыл Михаил к Батыю. Поведали Батыю: "Великий князь русский Михаил приехал поклониться тебе". Царь Батый велел позвать волхвов своих. И когда волхвы пришли к нему, то сказал им царь: "Все, что нужно по вашему обычаю, сотворите и с князем Михаилом, а потом приведите его ко мне". Тогда они, придя к Михаилу, сказали ему: "Батый зовет тебя". Он же, взяв Феодора, пошел вместе с ним. И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Михаил же и Феодор сказали им: "Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу". Михаил же сказал Феодору: "Нельзя нам поклоняться тому, чему они поклоняются".

 

Тогда волхвы, оставив Михаила и Феодора на том месте, куда привели их, пошли и сказали царю: "Михаил повеления твоего, царь, не слушает: через огонь не идет и богам твоим не кланяется, говорит, что не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ничему сотворенному, солнцу и идолам, а следует поклоняться только создавшему все это – Отцу и Сыну и Святому Духу". Царь сильно разъярился, и послал одного из вельмож своих, по имени Елдега, и сказал ему: "Так передай Михаилу: "Как посмел повелением моим пренебречь – почему богам моим не поклонился? Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжеские, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрешь"".

 

Елдега, приехав к Михаилу, сказал ему: "Так говорит царь: "Как посмел повелением моим пренебречь – почему богам моим не поклонился? Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжение, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрешь"". Тогда ответил Михаил: "Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, – не поклонюсь". И сказал ему Елдега: "Михаил, знай – ты мертв!" Михаил же ответил ему: "Я того и хочу, чтобы мне за Христа моего пострадать и за православную веру пролить кровь свою".

 

Тогда стал говорить ему, горько плача, внук его Борис, князь ростовский: "Господин и отец, поклонись!" Так же и бояре стали говорить: "Все за тебя и со всеми людьми своими примем епитимью". И ответил им Михаил: "Не хочу только по имени христианином называться, а поступать как поганый". И когда говорил с ними Михаил, то Феодор думал про себя: "Ведь может поддаться Михаил мольбам их, вспомнив любовь жены своей и ласки детей своих, и послушается их". Тогда Феодор, вспомнив о наставлении отца своего духовного, сказал: "Михайло, помнишь ли поучение духовного отца нашего, который учил нас от Святого Евангелия? Сказал Господь: "Тот, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня, тот спасет ее". И еще сказал Господь: "Какая польза человеку, если он приобретет царство мира всего, а душу свою погубит? И какой выкуп даст человек за душу свою? Кто будет чтить Меня и слова Мои в роде сем и признает Меня пред людьми, того признаю и Я пред Отцом Моим небесным. От того же, кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь и Я пред Отцом Моим небесным"".

 

И когда говорил так Феодор Михаилу, то Борис и бояре начали еще настойчивее уговаривать и просить его, чтобы послушался их. Михаил же ответил им: "Не внемлю я вам и душу свою не погублю". После этого Михаил сорвал с себя княжеский плащ свой и швырнул его в ноги к ним, говоря: "Возьмите славу света этого, к которой вы стремитесь!" Когда услыхал Елдега, что не уговорили Михаила, то поехал к царю и поведал ему речи Михаила.

 

На месте на том было много христиан и поганых, и все слыхали, что ответил Михаил царю. После этого Михаил и Феодор стали отпевать себя и, свершив отпевание, приняли причастие, которое дал им с собою духовный отец их. И вот говорят окружающие: "Михаил, вот уже убийцы едут от царя, чтобы убить вас, поклонитесь и живы останетесь!" Михаил же и Феодор, как одними устами, ответили: "Не поклонимся и вас, думающих только о славе света этого, не послушаем". И начали они петь: "Мученики Твои, Господи, не отреклись от Тебя, и Тебе ради, Христос, страдают", и остальную часть псалма пропели.

 

И тут приехали убийцы, соскочили с конец и, схватив Михаила и растянув ему руку, начали бить его кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто, бывший прежде христианином, а потом отвергшийся христианской веры и ставший поганым законопреступником, по имени Доман, отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Феодору: "Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего". И ответил Феодор: "Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!" Тогда начали мучить Феодора, как прежде Михаила, после чего отрезали честную его голову.

 

И так, восхваляя Бога, пострадали и предали святые свои души в руки Божии оба новосвятых мученика. Святые же тела их повержены были псам на съедение. И много дней лежали, однако Божиею благодатью оставались невредимыми.

 

Человеколюбивый же Господь, милосердный Бог наш, прославляя своих святых угодников, пострадавших за Него и за православную веру, явил столп огненный от земли до небес над телами их, сияющий пресветлыми лучами на утверждение христиан, а на устрашение поганых, и на обличение тех, кто оставил Бога и поклоняется сотворенному человеком. Святые же и честные тела их некими богобоязливыми христианами сохранены были.

 

Случилось же убиение их в год 6753 (1245), месяца сентября в двадцатый день. Их же молитвами достойны все будем обрести милость и отпущение грехов от Господа Иисуса Христа в этой жизни и в будущей, прославляя вкупе Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру