"Послание на Угру" архиепископа Вассиана Ростовского

Автор "Послания на Угру" — один из самых интересных и значительных русских церковно-политических деятелей и духовно-политических мыслителей второй половины XV в. архиепископ Ростовский Вассиан (? — 1481) (носивший прозвище Рыло). Год рождения архиепископа Вассиана неизвестен, но известно, что позднее он был монахом Боровского монастыря, затем игуменом Троицкого монастыря и архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. С 1468 г. Вассиан возведен в сан архиепископа Ростовского.

Архиепископ Вассиан относился к числу ближайших сотрудников и соработников великого князя Московского Ивана III Васильевича, а в 70-е гг. XV в. он был духовником московского правителя, крестил его детей, недаром в ряде памятников того времени владыка Вассиан называется "духовным отцом" московского государя. При этом помощь Вассиана была не только духовной, но и практической. Так, в спорах великого князя с тогдашним митрополитом Геронтием, архиепископ Вассиан чаще всего занимал сторону Ивана Васильевича. Владыка помог и замирению Ивана III с младшими братьями, удельными князьями Андреем Большим и Борисом Волоцким.

"Послание на Угру" архиепископ Вассиан написал Ивану III осенью 1480 г., в те самые дни, когда Москва со страхом переживала нашествие орды хана Ахмата. Самого нашествия на Руси ждали с лета 1480 г., но только сентябре огромное войско хана Большой Орды Ахмата подошло к р. Оке. Однако, увидев русские полки, стоящие на другом берегу, Ахмат направился притоку Оки, реке Угре, надеясь там переправиться в московские пределы. Но русские войска успели преградить путь ордынцам. Началось знаменитое "Стояние на Угре".

В это время у Ивана III был непростой выбор. Некоторые советники рекомендовали великому князю не вступать в войну с ордынцами и выехать из Москвы. Московские жители наоборот требовали дать ордынцам отпор. Великий князь колебался. Архиепископ Вассиан Ростовский сначала устно потребовал от Ивана III решительных действий, в гневе назвав его "беглецом". Затем обратился к Ивану III со знаменитым "Посланием на Угру". Твердая позиция Вассиана Ростовского несомненно оказала серьезное влияние на решение Ивана III вступить в борьбу с Ахматом. И, как известно, "Стояние на Угре" окончилось бегством ордынцев и окончательным освобождением Руси от монголо-татарского ига.

"Послание на Угру" является не только публицистическим произведением, но и значительным духовно-политическим памятником, ставшим этапным в процессе формирования государственно-политической идеологии Русского государства.

Прежде всего, здесь впервые в истории русской духовно-политической мысли московский государь официально именуется титулом "царь". Напомним, что до того времени этот титул по отношению к русским землям могли носить или византийские императоры, или ордынские ханы. Более того, любые попытки титуловать московских князей "царями" воспринималось, особенно в Орде, как политическое преступление, следствием которого должно быть жестокое наказание. Так, некоторые источники свидетельствуют, что темник Мамай в 1380 г. обрушился с походом на Русь, в том числе и потому, что московского великого князя Дмитрия Ивановича иногда стали называть "царем". Но в конце XV в. ситуация в корне изменилась. В 1453 г. погибла Византийская империя, да и Орда уже не представляла собой единой силы. Титул царя "освободился". И вот архиепископ Вассиан Ростовский в этом новом титуловании московского государя фактически ставит перед московским правителем и новую государственно-политическую цель — русский государь должен принять царский титул и стать духовно-политическим наследником византийских императоров.

Кроме того, архиепископ Вассиан в своем Послании раскрывает перед великим князем духовно-политическую сущность самой царской власти — истинный православный государь должен быть в первую очередь защитником веры. И недаром в Послании несколько раз повторяется один и тот же тезис: московский государь — это, прежде всего, "воин Христов".

Наконец, в "Послании на Угру" впервые появляется важнейший для всей русской духовно-политической мысли и государственно-политической идеологии кон. XVI–XVII вв. идеал-образ "Нового Израиля". "Новым Израилем", т.е. новым богоизбранным государством, архиепископ Вассиан именует Московскую Русь, которая, после гибели Византийской империи, осталась единственным независимым православным государством во всем мире. Впоследствии, в XVI–XVII вв., идеал-образ России как "Нового Израиля" был очень популярным в русской духовно-политической мысли.

Таким образом, "Послание на Угру" стало первым по времени духовно-политическим памятником, в котором были сформулированы важнейшие для Руси государственно-политические цели и идеалы. И дальнейшее развитие русской духовно-политической мысли в XVI–XVII вв. шло в направлении осмысления и углубления сформулированных архиепископом Вассианом Ростовским задач.

"Послание на Угру" сохранилось как в отдельных списках, так и в летописных сводах. Из отдельных текстов наиболее древним является список ГБЛ, ф. 178 (Музейное собрание), № 3271, последней четверти XV — начала XVI в., состоящий из двух чаcтей. Во второй части рукописи содержится Музейный летописец и отдельные летописные повести (например, "Московская повесть о походе Ивана III на Новгород"). В первой части сборника читается ряд памятников эпистолярного и иного характера и среди них — "Послание на Угру". "Послание на Угру" содержится также в ряде летописей — в Вологодско-Пермской, включая ее первую редакцир 1499 г., в Софийской второй, Львовской и других летописях XVI в.

"Послание на Угру" публикуется по изданию: Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. — М., 1982. С. 523–525, 529–533, 535. Перевод О.П. Лихачевой. Предисловие и комментарии для настоящего издания подготовлены С.В. Перевезенцевым (с использованием комментариев Я.С. Лурье).

 

Благоверному и христолюбивому, благородному и Богом венчанному, Богом утвержденному, в благочестии во всех концах вселенной воссиявшему, самому среди царей (1) пресветлейшему и преславному государю нашему всея Руси Ивану Васильевичу (2), богомолец твой, господин, архиепископ Вассиан Ростовский шлет благословение и челом бьет.

Молю величество твое, о боголюбивый государь, не прогневайся на меня, смиренного, что первым дерзнул я заговорить с твоим величеством (3) откровенно, твоего ради спасения (4). Нам подобает, государь великий, помнить о твоих делах, а вам, государям, нас слушать. Ныне дерзнул я написать твоему благородству, хочу кое-что напомнить из Священного Писания, как Бог вразумит меня, на крепость и утверждение твоей державе.

По Божиему изволению, наших ради согрешений, охватили нас скорби и беды от безбожных варваров. И ты, государь, приехал в царствующий город Москву за помощью и заступлением ко всемилостивой Госпоже Богородице (5) и к святым чудотворцам, к отцу своему митрополиту, и к матери своей, великой княгине, к благоверным князьям и богочтивым боярам, за добрым советом — как крепко постоять за православное христианство, за свое Отечество против безбожных басурман. Ты, государь, повинуясь нашим молениям и добрым советам, обещал крепко стоять за благочестивую нашу веру православную и оборонять свое Отечество от басурман; льстецы же нашептывают в ухо твоей власти, чтобы предать христианство, не считаясь с тем, что ты обещал (6). А митрополит со всем священным и боголюбивым собором (7) тебя, государя нашего, благословил на царство и к тому же так тебе сказал: "Бог да сохранит царство твое силою Честного Креста Своего, и даст тебе победу над врагами, и покорит под ноги тебе всех противников твоих, как в древности Давиду и Константину (8), молитвами Пречистой Его Матери и всех святых".

Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов (9), по великому слову Господа нашего в Евангелии: "Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не заботится об овцах". Ты же, государь, сын мой духовный, не как наемник, но как истинный пастырь постарайся избавить врученное тебе от Бога словесное стадо духовных овец от приближающегося волка. А Господь Бог укрепит тебя и поможет тебе и всему твоему христолюбивому воинству. Мы же все вместе скажем: "Аминь", то есть: "Да будет так".

Господь поможет тебе, если ты, государь наш, все это возьмешь на сердце свое, как истинный добрый пастырь. Призвав Бога на помощь, и Пречистую Его Матерь, и святых его, и святительское благословение и всенародную молитву, крепко вооружившись силою Честного Креста, выходи против окаянного мысленного волка, как называю я ужасного Ахмата (10), чтобы вырвать из пасти его словесное стадо Христовых овец. А когда ты уйдешь, государь наш, святители, митрополит и мы все вместе с ними, молящиеся за ваше высокородие, со всем боголюбивым собором будем молитву непрестанно творить, по всем святым церквам всегда молебны и святую службу совершать по всей нашей отчизне о вашей победе, и все христиане непрестанно будут Бога молить, чтобы даровал он тебе победу над супротивными врагами, и надеемся получить ее от всемилостивого Бога.

Ныне же слыхали мы, что басурманин Ахмат уже приближается и губит христиан, и более всего похваляется одолеть твое отечество, а ты перед ним смиряешься, и молишь о мире, и послал к нему послов (11). А он, окаянный, все равно гневом дышит и моления твоего не слушает, желая до конца разорить христианство. Но ты не унывай, но возложи на Господа печаль твою, и он тебя укрепит. Ибо Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. А еще дошло до нас, что прежние смутьяны не перестают шептать в ухо твое слова обманные и советуют тебе не противиться супостатам, но отступить и предать на расхищение врагам словесное стадо Христовых овец. Подумай о себе и о своем стаде, к которому тебя Дух Святой поставил.

О боголюбивый вседержавный государь, молим мы твое могущество, не слушай таких советов их, послушай лучше учителя вселенной Павла, сказавшего о таковых: "Разразится гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдой; осуетились они в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели, и так как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства". А также и сам Господь сказал: "Если глаз твой тебя соблазняет, выколи его", а если рука или нога, то отсечь повелевает. Но понимай под этим не плотскую, видимую руку, или ногу, или глаз, но ближних твоих, которые советуют тебе совершить неправое дело, отринь далеко их, то есть отсеки, и не слушай их советов. А что советуют тебе эти обманщики лжеименитые, мнящие себя христианами? Одно лишь — побросать щиты и, нимало не сопротивляясь этим окаянным сыроядцам, предав христианство и отечество, изгнанниками скитаться по другим странам.

Подумай же, великоумный государь, от какой славы к какому бесчестью сводят они твое величество! Когда такие тьмы народа погибли и церкви Божии разорены и осквернены, кто настолько каменносердечен, что не восплачется о их погибели! Устрашись же и ты, о пастырь — не с тебя ли взыщет Бог кровь их, согласно словам пророка? И куда ты надеешься убежать и где воцариться, погубив врученное тебе Богом стадо? Слышишь, что пророк говорит: "Если вознесешься, как орел, и даже если посреди звезд гнездо совьешь, то и оттуда свергну тебя, говорит Господь". А другой пророк говорит: "Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; и на краю земли направит рука Божия и десница удержит". Куда же ты уходишь, пастырь добрый, кому оставляешь нас, словно овец, не имеющих пастыря? Мы же надеемся, что Господь не оттолкнет людей своих и достояния своего не оставит. Не слушай же, государь, тех, кто хочет твою честь в бесчестье и славу в бесславье превратить, и чтобы стал ты изгнанником и предателем христиан назывался. Отложи весь страх, будь силен помощью Господа, его властью и силой, ведь "один разгонит тысячу, а двое — тьму", по пророческому слову. Их боги — совсем не то, что наш Бог. Господь сказал: "Где боги их, на которых они надеялись? Близок день их погибели". И еще он сказал: "Лук сильных ослабел, а немощные препоясались силою"; "Господь живит и мертвит"; "Он даст крепость князьям нашим и вознесет рог помазанника Своего" (12). И еще: "Близок Господь к призывающим Его, всем призывающим Его воистину" и "Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его". Слышал, что сказал Демокрит, древнейший из философов: "Князь должен трезво рассуждать о всем происходящем, а против супостатов быть крепким и мужественным и храбрым, а к своей дружине иметь любовь и ласку" (13). Вспоминай сказанное неложными устами Господа Бога нашего Иисуса Христа: "Хоть человек и весь мир приобретет, а душе своей повредит, какой даст выкуп за свою душу?" И еще: "Блажен человек, который положит душу свою за друзей своих".

А это, как мы слышим, безбожное племя агарян приблизилось к земле нашей, к вотчине твоей. Уже многие соседние с нами земли захватили они и движутся на нас. Выходи же скорее навстречу, призвав Бога на помощь и Пречистую Богородицу, нам, христианам, помощницу и заступницу, и всех святых Его. Последуй примеру прежде бывших прародителей твоих, великих князей, которые не только обороняли Русскую землю от поганых, но и иные страны подчиняли; я имею в виду Игоря, и Святослава, и Владимира, которые с греческих царей дань брали, а также Владимира Мономаха (14), — как и сколько раз бился он с окаянными половцами за Русскую землю, и иных многих, о которых ты лучше нас знаешь.

А достойный похвал великий князь Дмитрий (15), прадед твой, какое мужество и храбрость показал за Доном над теми же окаянными сыроядцами — сам он впереди бился и не пощадил жизни своей ради избавления христиан. И видел милосердный человеколюбивый Бог твердое его намерение, что хочет он не только до крови, но и до смерти страдать за веру и за Святые Церкви, за врученное ему Богом словесное стадо Христовых овец, как истинный пастырь, уподобиться древним мученикам. Ибо святые мученики ради любви Божией на страдания и раны как на пир шли. Так и этот боголюбивый и крепкий смерть за приобретение считал. Он не усомнился, не убоялся татарского множества, не обратился вспять, не сказал в сердце своем: "У меня жена, и дети, и богатство многое; если и возьмут мою землю, поселюсь где-нибудь в другом месте" (16). Но без сомнения устремился он на подвиг, и вперед выехал, лицом к лицу встретил окаянного разумного волка Мамая (17), чтобы вырвать из его пасти словесное стадо Христовых овец. Поэтому, за его отвагу, всемилостивый Бог не замедлил, не задержался, не вспомнил его прежних грехов, но быстро послал ему Свою помощь — ангелов и святых мучеников, помогать ему против его врагов. Поэтому он, пошедший на подвиг Господа ради, и доныне похваляем и славим не только людьми, но и Богом. Ангелов он удивил и людей возвеселил своим мужеством, а те, что подвизались вместе с ним до смерти, от Бога получили оставление грехов и мученическими венцами почтены были, также как и древние мученики, которые за веру пострадали от мучителей, за исповедание веры Христовой умерли. А эти также, в последние времена, за веру и за церкви Божии умерли и равно с теми венцы приняли. Те же, которые тогда были ранены врагами и после победы остались живы, — те кровью своей омыли прежние грехи и как победители великие врагов явились и были достойны великой хвалы и чести не только от людей, но и от Бога.

Так и теперь, если последуешь примеру прародителя твоего, великого и достойного похвал Димитрия, и постараешься избавить стадо Христово от мысленного волка, то Господь, увидев твое дерзновение, также поможет тебе и покорит врагов твоих под ноги твои. И здрав и невредим победоносцем будешь перед Богом, который сохранит тебя, и покроет Господь главу твою Своею сенью в день брани. Если бы ты, о крепкий и храбрый царь, и твое христолюбивое воинство до крови и смерти пострадали за православную веру христианскую и за Божии церкви, как истинные во всем чада Церкви, в которой породились духовно банею нетления, святым крещением, как мученики своею кровью, — блаженны и преблаженны будут в вечном наследии, получив это крещение, и после него не смогут согрешить, но получат от Вседержителя Бога венцы нетленные и радость неизреченную, какой око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не входило. Как первые мученики и исповедники, так и эти последние будут (18), ибо сказал Господь: "Первые — последние, и последние — первые".

Если же ты будешь спорить и говорить: "У нас запрет от прародителей — не поднимать руку против царя, как же я могу нарушить клятву и против царя стать?" (19) — послушай же, боголюбивый царь, — если клятва бывает вынужденной, прощать и разрешать от таких клятв нам повелено, и мы прощаем, и разрешаем, и благословляем — как святейший митрополит, так и мы и весь боголюбивый собор: не как на царя пойдешь, но как на разбойника, хищника и богоборца. Уж лучше тебе солгать и приобрести жизнь вечную, чем остаться верным клятве и погибнуть, то есть пустить их в землю нашу на разрушение и истребление всему христианству, на святых церквей запустение и осквернение. Не следует уподобляться окаянному тому Ироду, который не хотел клятвы нарушить и погиб. А это что — какой-то пророк пророчествовал, или апостол какой-то, или святитель научил этому богомерзкому и скверному самозванному царю повиноваться тебе, великому страны Русской христианскому царю!

И не только ради наших прегрешений и проступков перед Богом, но особенно за отчаяние и маловерие попустил Бог на твоих прародителей и на всю нашу землю окаянного Батыя, который пришел по-разбойничьи и захватил всю землю нашу, и поработил, и воцарился над нами, хотя он и не царь и не из царского рода (20). Мы ведь тогда прогневили Бога, и он прогневался на нас и наказал нас, как чадолюбивый отец, по словам апостола: "Кого любит Господь, того он наказывает; бьет всякого сына, которого принимает". И так вот — тогда, и теперь, и вовеки тот же Бог, который потопил фараона, и избавил израильтян, и преславное совершил. Покайся, государь, от всего сердца и прибегни под крепкую руку Его, и обещай всем умом и всей душою своею отказаться от того, что было прежде, когда случалось тебе, как человеку, согрешать. Человеку свойственно согрешать, то есть падать, и через покаяние восставать, а ангелам свойственно не падать, а бесам — не восставать и отчаиваться. "Да сотворишь ты суд праведный посреди земли". Нужно иметь любовь к ближним, никого не притеснять и быть милостивым к виноватым — да обрящешь Господа милостивым в страшный день.

Не словом кайся, в сердце об ином помышляя, — не приемлет Бог такого покаяния — но только если в словах будет то же, что и в сердце. Как благоразумный разбойник на кресте (21) сразу же, лишь за одно только слово спасся, ибо он истинно, всем сердцем познал свое согрешение и к Творцу возопил: "Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое!" А милостивый и щедрый Господь не только согрешения ему простил, но и сделал его наследником рая. Такому покаянию подражай, ибо истинное покаяние — отречься от греха. Если мы так покаемся, то так же помилует нас милосердный Господь, и не только освободит и избавит нас, как некогда израильтян от лютого и гордого фараона (22), — нас, Нового Израиля, христианских людей (23) от этого нового фараона, поганого измаилова сына Ахмета, — но и нам их поработит. Так же некогда согрешали израильтяне перед Богом, и отдал их Бог в рабство иноплеменникам; когда же каялись они, тогда ставил им Бог от племени их правителей и избавлял их от рабства иноплеменников, и были иноплеменники у них в рабстве. Также, когда были израильтяне в рабстве в Египте, избавил их Господь от египетского рабства через Моисея, раба Своего. Потом даровал им Господь Иисуса Навина, который привел их в землю обетованную, захватил двадцать девять царств и вселился туда. А после этого согрешили сыны Израиля перед Господом Богом, и Господь Бог предал их в руки врагов их. И снова покаялись они, и поставил им Господь Бог Иуду из рода их, и он разбил хананеян и ферезеев и захватил царя их Адонивезека (24). И повелел Иуда отсечь Адонивезеку руку по запястье и ступню ноги его. Этот же Адонивезек сам сказал: "Семидесяти царям отсек я кисти рук их, и они, покалеченные, собирали крохи под столом моим; как я сделал, так и воздал мне Бог". И привели его в Иерусалим, и умер он там. Иуда же не усомнился, не сказал, что, мол, не царь я, и не из рода царского, и как мне царю сопротивляться — он на Бога упование и надежду имел и царя царей победил. Поймав его, он повелел его казнить, и взял землю их, и поработил их сынам Израилевым.
И снова, когда согрешали сыны Израиля перед Богом, тогда предавал Он их в руки врагов их, и были они в рабстве у них. А когда каялись, тогда ставил им правителя из их рода — я имею в виду Гофониила, и Аода, и Девору с Вараком, и Гедеона, погубившего тремястами воинов много тысяч мадиамлян, и кончая Самсоном (25), который убил ослиной челюстью тысячу человек. И многих других правителей ставил им Бог, и избавлял их от рабства у иноплеменников, и были у них в рабстве иноплеменники.

И ныне этот же Господь, и если покаемся от всей души и отречемся от греха, то поставит нам Господь тебя, государя нашего, как некогда Моисея и Иисуса и иных, освободивших Израиль (26). Тебя даст нам Господь как освободителя Нового Израиля, христианских людей, от этого окаянного, возносящегося над нами нового фараона, поганого Ахмата. Но его похвальбу обрушит Господь под ноги твои и пошлет тебе пособников, ангелов своих и святых мучеников, и сметут они их, и те погибнут. И пророки сказали бы: Богом утвержденный царь, соберись с силой, преуспей и царствуй истины ради, и кротости, и правды. И Бог чудесным образом направит твою десницу, престол твой правдой, кротостью и судом истинным создан будет, и жезл силы пошлет тебе Господь от Сиона, и одолеешь ты окруживших тебя врагов. Так говорит Господь: "Я воздвиг тебя, царя правды, призвал тебя правдой, взял тебя за руку правую, укрепил тебя, чтобы покорились тебе народы. Силу царей Я разрушу, и отворю тебе ворота, и города не затворятся. Я пойду перед тобой, сравняю горы, двери медные сокрушу и затворы железные сломаю". И тогда непоколебимую и безупречную царскую власть даст Господь Бог в руки твои, Богом утвержденный государь, и сыновей сынов твоих в род и род и вовеки (27).

Итак, от чистой веры молитвою к Богу день и ночь, в молитвах и мольбах, литиями и соборами святительскими, божественными возношениями нашими необходимое и подобающее поминовение о благочестивой державе вашей и царской вашей победе совершим за литургией, чтобы покорены были враги ваши под ноги ваши, чтобы одолели вы их в сражениях. Да рассыплются поганые страны, рвущиеся в бой, ослепляемые Божией молнией, и пусть они, как псы голодные, языками своими землю лижут, и ангел Господень погоняет их.

Радуемся и веселимся, слыша о доблести и крепости твоей и о победе твоего сына, данной Богом, и о великом мужестве и храбрости твоего брата, — государей наших, ставших против безбожных этих агарян. Но по евангельскому великому слову: "Претерпевший до конца спасется". Молю же твое царское многоумие и Богом данную тебе премудрость, да не пренебрежешь моим худоумием. Ибо сказано: "Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание, потому что познание святыни — разум. Таким образом много лет проживешь и прибавится тебе лет жизни". И с этим всем да будет милость великого Бога Господа нашего Иисуса Христа, молитвами Пречистой Его Матери и всех святых, и великих чудотворцев земли нашей, преосвященных митрополитов русских Петра, Алексия, и Ионы, и Леонтия, епископа ростовского, чудотворцев Исайи и Игнатия, преподобных и богоносных отцов наших Сергия, Варлаама и Кирилла (28), и прочих, и нашего смирения благословение на тебе, нашем государе, и на сыне твоем, и на твоем государстве, и на твоей братии, и на всех князьях, и боярах, и воеводах, и на всем вашем христолюбивом воинстве. И мирно и многолетно да будет ваше государство, победно со всеми послушающими вас христолюбивыми людьми, да пребудет во все дни жизни вашей и во веки веков. Аминь. В год 89 (1481) (29).

 

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Уже в начальном обращении своего Послания архиепископ Вассиан титулует великого князя Московского Ивана III "царем", тем самым сразу подчеркивая особую историческую значимость как самого предстоящего события — возможного военного столкновения с армией хана Ахмата, — так и последствий этого столкновения. Ведь победа над ахматовой ордой означала не только обретение Русью государственной независимости, но и огромную перспективу будущего развития Московской Руси — превращение Московского великого княжества в Российское царство. Идея, выдвинутая архиепископом Вассианом, стала популярна в Московской Руси в конце XV в., и, хотя Иван III официально так и не принял царского титула, но в некоторых документах его уже официально стали именовать "царем".

2. Иван III Васильевич (1440—1505) — великий князь московский в 1462–1505 гг., государь всея Руси. Старший сын великого князя Василия II Васильевича Темного. С 1448 г. считался соправителем незрячего отца. Главной исторической заслугой Ивана III является то, что он завершил собирание русских земель, находившихся прежде в поле влияния Орды, и, покончив с политической раздробленностью Руси, фактически преобразовал Московское великое княжество в централизованное государство.

3. Здесь архиепископ Вассиан, очевидно, имеет в виду некий разговор, состоявшийся между ним и Иваном III в конце сентября — начале октября 1480 г.

4. В данном случае понятие "спасение" следует понимать в христианском духе, как спасение после смерти, когда после Господнего Страшного Суда праведники удостаиваются вечной жизни в Царствие Небесном.

5. Владыка Вассиан не случайно пишет о том, что Иван III приехал в Москву к Пресвятой Богородице за "помощью" и "заступлением". В это время в Москве пребывала особо почитаемая на Руси чудотворная Владимирская икона Божией Матери, перед которой москвичи постоянно молились, надеясь на спасение от нашествия Ахмата. А после немотивированного отхода ахматовой орды от берегов Угры, эту победу народное сознание восприняло как чудо от Владимирской иконы. Да и сам великий князь Иван III, как сообщает летописная "Повесть о стоянии на Угре", говорил о том, что это "не ангел, не человек спас нас, но Сам Господь Бог спас нас по молитвам Пречистой и всех святых". Поэтому в память о чудесном спасении Москвы от Ахматова нашествия уже зимой 1480–1481 гг. Русская Православная Церковь установила на 23 июня (по новому стилю — 6 июля), на день принесения чудотворной иконы в Москву, новый церковный праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери.

6. Имена этих "льстецов" (в древнерусских варианте — "духов лстивых") называются в других источниках, в частности, в некоторых летописях (Софийская вторая — Львовская летописи и Московский свод), где упоминаются противники войны с Ахматом среди советников Ивана III — боярин Иван Васильевич Ощера, представитель рода Сорокоумовых-Глебовых, служивших московским князьям еще с XIV в., и Григорий Андреевич Мамон из рода Нетши, находившегося до Ивана III на службе у удельных князей.

7. Согласно "Повести о стоянии на Угре" митрополит Геронтий также был в числе лиц, "моливших" в Москве Ивана III стоять "за православное христианство".

8. Имеются в виду библейский царь Давид и римский император Константин Великий (306–337).

9. Именуя Ивана III "добрым воином Христовым", архиепископ Вассиан далее раскрывает перед великим князем смысл правления православного государя, заключающийся, в первую очередь, в защите истинной веры.

10. Ахмат (Ахмед) (ум. 1481) — хан Большой Орды в 1465–1481 гг. По возвращении от берегов Угры был убит тюменским ханом Айбеком.

11. Переговоры с Ахматом происходили, очевидно, во время стояния на Угре во второй половине октября 1480 г., чем и определяется время написания "Послания...".

12. В Библии слово "рог" символическн обозначает силу, крепость, могущество. Слово "Христос" — по-гречески, "помазанник".

13. Слова античного философа Демокрита (V в. до н. э.) заимствованы Вассианом из "Пчелы", греческого сборника изречений XI в., переведенного уже в ХІІ—XIII вв. Характеристика Демокрита, как первого (возможно, в смысле — наиболее древнего) из философов, в "Пчеле" отсутствует — она принадлежит Вассиану.

14. По давней традиции, для того чтобы ободрить Ивана III и воодушевить его на подвиги, архиепископ Вассиан напоминает великому князю о его великих предках — князьях Киевской Руси, прославившихся воинскими походами: Игорь Старый (ум. 945) — князь киевский с 912 г.; Святослав Игоревич (ум. 972) — князь киевский в 945–972 гг.; Владимир Святославич Святой (ум. 1015 г.) — великий князь киевский в 978–1015 г.; Владимир Всеволодич Мономах (1053–1125) — князь смоленский, переяславский, великий князь киевский с 1113 г.

15. Дмитрий Иванович Донской (1350–1389) — великий князь московский с 1359 г., великий князь владимирский и московский в 1362–1389 гг. Ссылка Вассиана Ростовского на Дмитрия Донского (к этому же примеру он обращается и далее), очевидно, имела особое значение. Дело в том, что его оппоненты, советники-"льстецы", отговаривавшие Ивана III от сражения с ханом Ахматом, ссылались, судя по рассказу Софийской второй—Львовской летописей, в поддержку своей позиции на пример Дмитрия Донского, который в 1382 г. по время нашествия Тохтамыша "отъехал" из Москвы в Кострому. В противовес этому сторонники решительной борьбы с ханом, в том числе и Вассиан Ростовский, вспоминали о роли Дмитрия Ивановича в Куликовской битве. Характерно, что и известный нам текст "Задонщины" (краткий вариант) был переписан кирилло-белозерским писцом Ефросином в 1479—1480 гг. к столетию Куликовской битвы; к тому же времени некоторые исследователи относят и создание "Сказания о Мамаевом побоище". Это означает, что память о победе в Куликовской битве в 1380 г. была источником героического подвига теперь уже русских воинов конца XV в.

16. Этот отвергаемый Вассианом аргумент против борьбы с ханом представляет значительный интерес потому что он перекликается с рассказами других источников об Угре. В заключительной части "Повести о стоянии на Угре", помещенной в Типографской летописи, содержащей призыв к "храбрым, мужественным сынам" русским автор упоминает "великих государей", бежавших от турок "с именми многими и з женами и з детми" и "скитающихся, яко странных"; он умоляет Бога избавить православных христиан от такой же участи. Близость этих текстов дает основание предположить, что и ростовская "Повесть об Угре" вышла из кругов, близких к Вассиану. Рассказ Софийской второй — Львовской летописей, обличающий советников великого князя — Ощеру и Мамона, также упоминает, что они "помышляюще богатство много, и жену, и дети".

17. Мамай (ум. 1380) — беклярибек, "темник", высший чиновник, ведавший дипломатией, армией и судопроизводством Золотой Орды. Не принадлежал к роду ордынских ханов, поэтому сам не мог претендовать на ордынский престол, но был всесильным правителем при нескольких золотоордынских ханах. Нападал на Русь и был дважды разбит: в битве при Воже в 1378 г. и на Куликовом поле в 1380 г. После поражения на Куликовом поле, Мамай бежал в Крым. Его войска принесли присягу новому хану Тохтамышу. В Кафе (Феодосии) воины нового хана захватили и убили Мамая.

18. В данном случае, архиепископ Вассиан напоминает Ивану III смысл духовного подвига: истинный христианин не должен бояться физической смерти, тем более, если смерть настигнет его в битве за родную землю. Воина, погибшего в бою за Отечество, по глубокому убеждению православных людей, Господь простит за земные грехи и подарит ему вечную жизнь в Царствие Небесном рядом с великими святыми праведниками.

19. Этот текст также передает (хотя едва ли точно) возможную аргументацию противников борьбы с ханом. Русские князья, получая ярлык на великое княжение, несомненно, приносили какую-то присягу ("клятву") ханам, митрополиты "правым серцем" молились за ханов и их "племя" и "благословляли" их; ханы неизменно именовались в древнерусских источниках "царями". Сторонники подчинения хану, несомненно, ссылались на законность и легитимность власти ордынского "царя", опираясь на принципы, сформулированные в апостольских посланиях ("Несть бо власти, аще не от Бога", "Бога бойтеся, царя чтите..."). Слова из "Послания на Угру" о "клятве царю" содержатся и в особом рассказе о стоянии на Угре в кратком кирилло-белозерском летописце, но там они приводятся как слова самого Ивана III.

20. Здесь архиепископ Вассиан демонстрирует традиционное для православного сознания понимание причин порабощения русских земель монголо-татарами: русские люди были так наказаны Господом за свои грехи. Но ниже Вассиан показывает и средства спасения от рабства, главный из которых — покаяние, сердечное и искреннее раскаяние в собственной греховности. По убеждению православных людей Господь помилует раскаявшегося грешника и дарует ему победу над врагом. Именно поэтому архиепископ Вассиан так подробно объясняет Ивану III сущность покаяния.

21. Имеется в виду известный сюжет из Евангелия от Луки (Лк. 23, 39–43) о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом. Один из разбойников поносил Христа вместе со всеми, а другой, "благоразумный", поверил в Иисуса Христа как в Бога. За это "благоразумный разбойник" был вместе с Иисусом вознесен в рай (Лк. 23, 43).

22. Имеется в виду библейский сюжет из книги "Исход" о спасении иудеев под водительством пророка Моисея от тяжкого гнета египетского фараона (Исх. 5–11).

23. Здесь впервые в русской духовно-политической мысли архиепископ Вассиан Ростовский именует Московскую Русь "Новым Израилем", тем самым выдвигая тезис о появлении на земле нового богоизбранного народа и нового богоизбранного государства. Чуть ниже Вассиан Ростовский называет великого князя Ивана III "освободителем Нового Израиля".

24. Здесь, как и перед этим, в упоминании Моисея, Иисуса Навина, Вассиан Ростовский передает сюжеты библейских сказаний. Сказание о победе израильского судьи Иуды над царем Адонивезеком содержится в библейской Книге Судей. Это же сказание упоминается в кирилло-белозерском рассказе об Угре, причем явная немотивированность его и дословное совпадение с посланием Вассиана дает основание полагать, что кирилло-белозерский рассказ основан на послании Вассиана.

25. Здесь перечисляются библейские персонажи, израильские воители, описанные в Книге Судей после рассказа о победе над Адонивезеком. Гофониил победил хананеев, Аод — моавитян, Варак, посланный пророчицей Деворой (Деборой), одержал победу над союзом ханаанских племен, Гедеон — над мадианитянами, Самсон — филистимлянами.

26. Имеются в виду библейские герои — пророк Моисей, выведший иудеев из египетского плена, и его преемник Иисус Навин, завоевавший для иудеев земли в Палестине.

27. В конце своего Послания Вассиан Ростовский развивает мысль о необходимости принятия Иваном III царского титула. Здесь впервые появляется тезис о богоизбранности царской власти на Руси, недаром Вассиан называет московского правителя "Богом утвержденным царем" и утверждает, что, если Иван III будет соответствовать идеалу православного государя, то и все его потомки будут находиться под прямым Господним покровительством.

28. Здесь перечисляются московские митрополиты — Петр (начало XIV в.), Алексий (конец XIV в.) и Иона (середина XV в.), затем ростовские святители — епископ Леонтий (XII в.), Исайя (XI в.) и Игнатий (XIII в.), затем святые, основатели монастырей — Сергий Радонежский (XIV в.), Варлаам Хутынский из Новгорода (конец XII — нач. XIII в.), Кирилл Белозерский (конец XIV — качало XV в.). Имена этих святителей и порядок их перечисления различаются в разных версиях "Послания на Угру".

29. Дата дана, по всей видимости, по сентябрьскому стилю и не противоречит датировке послания октябрем 1480 г. В Вологодско-Пермской летописи указано еще, что послание писалось "на Москве, на Дорогомилове", но это единичное указание отсутствует в остальных текстах Послания.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру