Дневник машиниста 2-й статьи крейсера "Варяг" Д.П. Александрова. 1901-1905 гг.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ АВТОРЕ ДНЕВНИКА

(материалы подготовил племянник снохи автора ныне здравствующей Клавдии Николаевны Александровой подполковник ВКС И. Н. Худобородов)

Дмитрий Петрович Александров, родился в 1877 г. 21 октября в селе Самуйлово Смоленской губернии. Дорогобужского уезда, Лионовской волости в семье Петра Александровича Александрова вахмистра 2 го лейб-гусарского Павлоградского полка. Семья из 5 человек жила в Москве: жена Мария Андреевна Александрова и их три сына Дмитрий, Василий и Иван.

Мальчиком поступил на Московско-Брестскую железную дорогу в паровозное депо учеником слесаря, дослужившись до помощника машиниста паровоза.

Службу флоту начал, строя год в Америке (г. Филадельфия) крейсер "Варяг".

В 1901 году 5 августа из Кронштадта на "Варяге" пошел в заграничное плаванье. Служил на корабле машинистом машинного отделения. Во время стоянки корабля на рейде, в гавани, отвечал за работу парового катере №2. После героического боя в Чемульпо, покидая тонущий корабль, разыскал тяжело раненного в бою Степана Давидовича Крылова, передав его в спасательную шлюпку к французским морякам.

За участие в бою награжден Георгиевским крестом, медалями и ценными подарками: серебряными часами с гравировкой на них "Герою Чемульпо", серебряным наконечником для ложек с гравировкой, бокалом и др. Некоторое время по возвращении служил на минном тральщике "Волга" в Кронштадте.

После службы несколько лет жил за границей в Италии, Монте-Карло, Франции. В России и за границей был личным шофером княгини З.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой и плавал на яхте Сан-Донато. В Италии был у Максима Горького, интересовавшегося боем крейсера.

С 1915 по 1917 год, по призыву, работал машинистом на паровозе в отделе вооружения и снаряжения армии Московско-Брестской железной дороги. С 1918 по 1926 год работал в НКПС шофером. С 1927 года в МВТУ им. Баумана — заведовал гаражем.

В 1932 году командирован с семьей райкомом партии начальником автобазы "Союзнефть" в Персию. В 1935 году работал на строительстве Дворца Советов в Москве.

Скончался в 1941 году после тяжелой продолжительной болезни и похоронен на Ваганьковском кладбище.


ТЕКСТ ДНЕВНИКА

1901 ГОД
C 29 июля воскр. по 2 августа четв. 1901 года. В Москве у родных.

Накануне отъезда с крейсера "Варяг", в воскресенье я ходил гулять, взяв у машиниста Финогина пять руб. на штиблеты и не купил их, а в понедельник получил письмо от отца: просит меня в Москву, в этот день меня отпустил командир Берг, и поехал я с одним рублем.

Во вторник слез с поезда в Москве в 9 ч. 30 м. в. на Николаевском вокзале, в 10 ч. 30 м. пришел к родным на Брестский вокзал и всю ночь не спал, ходил на пруд; говорил с братом Василием про домашнее житье, сидя у бани на завалинке.

В среду, днем ходил в банк; взял денег и купил себе штиблеты, потом с Иваном Сергеевичем гулял и ночевал у него.

В четверг в Москве были у нас гости, два рубля я потратил на угощение.

В пятницу ездил к крестному к Крестовской заставе с Иваном Сергеевичем; в субботу поехал с ним же на дачу и там ночевал; в воскресенье приехали к обеду оттуда. В понедельник был у дедушки Фрола и у бабушки Прасковье Самойловны.

Во вторник и среду, взяв денег в банке, вечер гулял с Васей, Настей и Иваном Сергеевичем и ночевал в номерах.

В четверг явился утром и в обед ходил я прощаться со знакомыми; распили в трактире бутылочку пивца. В 3 часа дня уехал я на вокзал Николаевской ж/д, а в 5 ч. вечера из Москвы совсем.

Прощай Москва, златые главы, когда увижу я тебя опять. Папа меня благословил в последний раз, прощай мой дорогой родитель.


АВГУСТ
5 вос. Кронштадт. Погода хорошая. У нас на крейсере "Варяг" с 12 час. дня начался бал, было очень много публики, играла портовая музыка под которую танцевали господа офицеры; в 5 часов вечера снялись с якоря и отправились за границу в Тихо-Океанскую эскадру.

Нас тепло провожало много публики на портовом пароходе "Петербург" и двух катерах почти до Болдинского маяка, но только его прошли, как в левой машине сломался золотниковый шток высокого давления и закипела работа горячка, пришлось работать правой машиной вместо двух.

6 пон. Погода была пасмурная, очень ветрено, на палубе, нельзя было стоять из-за большого волнения, но мы шли хорошо Балтийским морем. Я работал в машине с 8 ч. до 12 ч. ночи; работали по-вахтенно, ставя золотниковый шток высокого давления, в машине жарко из-за горячего пара в трубах и цилиндрах.

7 вт. Погода хорошая; небольшой ветер. Шли хорошо и к 2 ч. кончили работу в левой машине. Золотниковый шток был совсем готов, но едва успели пустить в ход машину, как его опять весь изогнуло, опять машина не годна, опять золотниковый привод разбирать. На вахте с 8 ч. вечера до 12 ч. ночи.

8-28 ср.— вт. Дания. г. Копенгаген. День пасмурный, шел дождь. Мы вошли в Немецкое море, не так бурливое и тихое, как наше Балтийское море.

Около 12 часов дня стали приближаться берега Датского королевства, по обе стороны видны хорошие строения и большая пахотная земля Острова.

На крейсере делали боевую тревогу в третьем часу, а с 4 часов вечера я на вахте в машине до 8 ч. Небольшая качка. Шли хорошо. В 12 ч. ночи стали на якорь вблизи г. Копенгагена в 40 милях от него. Из-за рифов и темной ночи нельзя идти дальше.

9 чт. День солнечный. В 6 ч. утра снялись с якоря, а в 11 ч. дня отдали якорь в мили от города на большом рейде. Город большой и местность красивая; мы заказали шток к левой машине. Мастер, приехав на судно с берега, забрал ломаные части.

10 пят. Стоим на рейде. Весь день работал в левой машине. Поджимали болты у фланцев сепаратора. Все работа, да работа; ничего не поделаешь — служба; все будешь переносить терпя.

11 суб. На крейсере были датский консул и русский посланник. Весь день работал в левой машине у сепаратора, была там нам баня.

12 вс. День солнечный. На крейсере была обедня. Я пел. После обеда пустили гулять, но только по выбору общества трезвости, а нужно было идти 3 смене и мне, да не пустили ее, пришли только 3-я часть в своем виде, а то все пьяные.

Начальство — Власть, ничего не поделаешь; служи, черти и повинуйся.

13 пон. (9-13 дни хороши) Я работал день и ночь. Справляли левую машину, ставя золотниковый шток высокого давления. Горячка-спешка. Начали работать с обеда в воскресенье и ночь всю работали без отдыху.

14 вт. Погода пасмурная и ветреная. Дождь весь день, а в машине горячка. Работали всю ночь без отдыху. К обеду кончили работу у золотникового штока и стали делать пробные обороты, сделав очень хорошо. После обеда я ходил к пристани на катере, около нее разбиты большие парки.

15 ср. Погода пасмурная. С утра ходил на катере до обеда к пристани. У нас пускали гулять опять по выбору, но теперь только одних строевых, а машинную команду не пустили, т.к. много очень работают без отдыху и по ночам не спят, а то дневальными службу несут и опять пришли почти все пьяные, а очередных не пустили гулять — вот-вот у нас какие права и порядки на крейсере "Варяг", это все устраивают свои права Старший. Боцман и Старший Офицер.

16 чт. Я ходил на катере с обеда и до 12 ч. ночи. Написал два письма: одно к родным, а другое в г. Дорогобуж Ване. В г. Копенгагене — Датской столице очень большие и красивые парки, гуляет много хорошей публики, очень чисто одетой. Мастеровые ходят на работу в сорочках, в шляпах, брюки навыпуск. Одеты хорошо и не узнаешь, угольщик или каменщик, думаешь, что барин идет. Даже на работу ездят на велосипедах.

В Данию прибыла Государыня на яхте "Царевна" и ее чуть не прозевали. Она прошла мимо нас и ей не отдали вовремя честь, и когда стала проходить мимо нашего крейсера, тогда увидали, что судно императорское, и кто на нем и стали салютовать.

17 пт. До обеда работал в машине, а после до вечера ходил на катере. День, как и прочии дни службы, да еще ведь военная, надо стараться служить, все переносить.

18 сб. День пасмурный. У нас на крейсере была вдовствующая Государыня Мария Федоровна. Я был на катере и очень хорошо ее видел. На вид она очень молодая, не подумаешь, что ей идет шестой десяток. Лет тридцать на взгляд. Сняла Ея Величество гг. офицеров группой маленьким фотоаппаратом и осмотрела крейсер с Королем Дании, а потом уехала. Был ей салют 21 выстрелом. В этот день пришли в Данию 2 русских транспорта "Енисей" и "Амур", став на якорь около нас.

19 вс. День с утра пасмурный, а после обеда погода стала хорошая. В 10 ч. утра пришел русский броненосец "Александр II", став на большой рейд на якорь. В 12 м ч. дня показались 2 судна русских. Сигнальщики доложили по вахте, что идет Имперская яхта "Штандарт" и крейсер "Светлана" и на них Государь Император и Великий Князь Алексей Александрович, прошли мимо нас на своей яхте, вся команда была во фрунте и Его Величество поздоровался с нами, обошел все русские свои суда на яхте и ушел в море. Через 4 ч. "Штандарт" и "Светлана" воротились, но без них. Они изволили остаться у короля во дворце вблизи г. Копенгагена. Пришла еще яхта "Полярная Звезда". День я провел на катере: в Дании эскадра русских судов: "Штандарт", "Полярная Звезда", "Царевна", "Светлана", "Александр II", "Варяг", "Амур", "Енисей".

20 пон. Погода пасмурная. На пристани много чистой публики. Очень большое волнение. У меня от качки заболела голова и тошнило. Катер так и нырял, сильно носом черпая воду, того и гляди волной захлебнет совсем и пойдет на дно на завтрак акулам, и прости прощай тогда белый свет, но ничего не захлебнулся.

21-22 вт. — ср. Погода ветреная. Стали грузить уголь, стало грязно — натоптали, хоть беги незнаемо куда от крейсера.

23 чет. Кончили погрузку угля, стали мыть крейсер.

24-25 пят. — суб. Стали красить борта, везде чисто. 14-28 ходил на катере к пристани.

26 вос. Погода пасмурная. На крейсере помер подшкипер Шишкин, опился спирту, его отправили в г. Копенгаген и похоронили. Наши певчие ходили на панихиду, но меня Стар. офиц. не пустил. Говорит, зачем в башмаках обут, там будет вся Царская Семья, а ты в башмаках. После обеда ходил на катере до вечера.

27 пон. Ходил на катере до обеда. День хороший.

28 августа вт. — 5 сентября ср. Немецкое море. Погода была хорошая, я до обеда ходил на катере, а в полдень снялись с якоря и отправились полным ходом на 20 узлов из Дании в Германию, конвоировать Государя Императора. В 12 ч. ночи стали на якорь в море до 6 ч. утра.

29 ср. В 6 ч. утра снялись с якоря и пошли за "Штандартом". Шла "Светлана", а мы сзади, около 12 ч. дня увидали несколько черных точек. Это Германский Государь вышел навстречу нашему.

Когда сошлись вместе суда и обе Императорские яхты, то я не могу выразить тех чувств, наполнивших мою душу в момент, когда Государи встретились в открытом море, и наш Император Николай Александрович перешел к Германскому на яхту и отправились дальше. К вечеру часа в 4 пришли к месту. Нас встретила Германская эскадра: она была расставлена в 2 ряда фрунтом. Еще издали мы заметили, что точно лес вырос на море, это были мачты Германских судов. Наш "Варяг" шел сзади всех и Германские миноносцы конвоировали нас, то обгонять уйдут вперед, то отстанут сзади. Мы подошли к эскадре, пройдя в центре ее. По обе стороны нас суда Германские все убраны флагами, команда вся наверху и стояла во фронте; очень красиво смотрелись.

Стояло во фронте 20 броненосцев, 5 крейсеров и 20 миноносцев, хороша была встреча нашему Государю Императору, потом прошли мы по центру в середину и обошли их кругом, став на якорь, а вечером был салют со всех судов по 31 выстрелу и вдруг вечером во мраке ночи засветилась вся эскадра, на всех судах была иллюминация. Хорошо было смотреть, особенно вечером; кругом темно, берега далеко, стоим в заливе, вблизи г. Данцига, вдруг освещенные суда, как в волшебной сказке, в заколдованном государстве и военная музыка играла на всех судах. Хороша была картина: до тысячи судов во мраке ночи все освещены и музыка играет. Я ходил на катере.

30 чет. Канал вблизи г. Данцига. День хороший. Я ходил на катере. Государь Император ушли с Германским Императором на маневры Германской эскадры и пробыли весь день, а к вечеру возвратились, опять встав в прежнее положение, вечером опять была иллюминация на всех судах, а наше начальство 29 30 ездило с рапортами к Государю Императору и Великому Князю Алексею Александровичу, он находился на "Светлане", провожая Государя Императора.

31 пят. Погода пасмурная. Я ходил до обеда на катере. У нас смотрели крейсер Государи Императоры Николай Александрович и Германский и Алексей Александрович. Я Государя опять видел хорошо, веселый такой, возьмет да и остановится один и все смотрит и Германского видел очень хорошо.

В 5 ч. вечера вся эскадра снялась с якоря во главе Государей пошли в г. Киль Бухту Германии. Начали салют по 31 выстрелу со всех судов и ушли, а "Варяг" остался один, п. ч., когда готовили машину и пары, то во время горячей спешки сломали червяк у проворотной машины и наш крейсер "Варяг" ушел 3 ч. спустя, мы снялись в 8 ч. вечера и пошли полным ходом догонять Государя. Погода плохая, дул навстречу очень сильный ветер.


СЕНТЯБРЬ
1 суб. Шли полным ходом на 22 узла. На море тихо. С 2 ч, дня поднялся густой туман. Приближаемся к городу Килю, но Государя еще не догнали. На крейсере раздавали медали, пожалованные Германским Государем команде "Варяга", не всем, а некоторым счастливчикам любимцам начальства. Шли Немецким морем и пришли в 5 ч. вечера в г. Киль, салютовали, а в 7 ч. вечера отдали якорь. "Штандарт" и "Светлана" стояли уже на якоре в гавани; так мы их и не догнали, пришли в 3 ч. дня, а мы в 5 ч. вечера, а с 7 ч. погода хуже, пошел дождь и подул сильный ветер. Ужин в 10 ч. вечера. У нас всю ночь работали в машине, такая полундра горячка-спешка, только ну-ну.

2 вос. Германия. г. Киль. Бухта. У нас была такая горячка, что и на воскрес. не похоже. Спешка-работа. Я ходил на катере до обеда. В 1 час дня снялись с якоря и пошли из Германии во Францию. В 2 ч. дня вошли в канал Вильямс и шли им 10 часов. Местность очень красивая, вроде дач. Канал не больше 35 сажень ширины и по обе стороны строения. Наша команда все время любовалась местностью, видели много зайцев, все время шли с музыкой, очень много публики смотрело на нас, очень красивые барышни посылали воздушные поцелуи, а некоторые танцевали под нашу музыку. "Варяг" ушел вперед, а "Штандарт" и "Светлана" остались сзади нас, будут догонять. В 12 ч. ночи вышли из канала Вильямс и стали ждать Государя Императора. Место, где мы стали красивое, кругом строения и виден выход канала.

3 пон. Стоим в Германском проливе и ждем Государя Императора, который пришел в 4 ч. вечера на "Штандарте" и "Светлане" и ночевали в канале. Я был на вахте с 4 ч. до 8 ч. утра. Потом стали пары разводить на катере и отставили.

4 вт. Стоим в проливе. В 5 ч. утра снялись с якоря и отправились Немецким морем во Францию. Впереди хорошо шел Государь на "Штандарте", "Светлана" по правую, а "Варяг" по левую сзади шли. На море было тихо. В ночь на 5 сентября погода усилилась, подул ветер и дождь пошел, поднялся туман, подняли сигнал на имперской яхте "Штандарт" — идти "Варягу" вперед и мы пошли передом.

5 ср. Кругом вода только и видно три русских судна. Впереди "Варяг", Государь император на "Штандарте" за нами, а сзади "Светлана". В 7 ч. утра был сигнал с Имперской яхты — пропустить вперед "Штандарт" и "Светлану", а нам идти сзади их в 8 ч. утра стали подходить к Французскому г. Дюнкерн. Нас встретила Французская Эскадра и Коммерческие суда, все убранные флагами, публики много; далеко в море встретили нас и все кричали "Да здравствует Россия!", очень хорошая встреча Государя Императора. Весь город убран флагами, публики, войска очень много для встречи его, мы вошли в гавань в 3 ч. дня. Я ходил на катере № 2 с 12 ч. дня до 8 ч. вечера и все хорошо видел. Император уехал из г. Дюнкерн в Париж с Французским Президентом в этот же день. Вечером у нас на Русских судах была иллюминация. У "Варяга" было очень много публики, смотрели на русских моряков. Русские суда здесь в первый раз. Наши матросики очень много папирос перекидали французам и они нам табаку в обмен. Даже дамы-барышни и французские офицеры бросались собирать папиросы.

6-12 чет. — ср. Франция. г. Дюнкерн. Стоим в гавани у стенки. С 3 ч. ночи и до 12 ч. дня стоял дневальным, а после обеда ходил гулять в парки. Город небольшой, но чистенький. Был у француженок в гостях. Мне все понравилось. Французы нас хорошо принимали, даже проходу не давали, все кричат "Да здравствует Россия!", на улицах целуются с матросами. Явился благополучно, а вечером опять иллюминация на русских судах и опять много публики было на судне и около.

7 пят. Грузили уголь, везде грязь, а публика так и лезет на крейсер, смотреть, даже французский караул поставили для порядка. День я провел на крейсере.

8 суб. Шел дождь. Нашим матросам русским: штандарским, светланским, варяжским был обед от города с 1 ч. дня до 5 ч. вечера, а после ходили гулять по городу с музыкой. Публика очень хорошо принимала. Во время обеда были устроены танцы для русских моряков, а в 8 ч. вечера проводили до самого крейсера с музыкой и с криками ура! Да здравствует Россия! День прошел оживленно и весело.

9 вос. На крейсере грузили уголь. 8-9 я после обеда ходил до вечера на катере. Публики опять очень много. Около крейсера везде грязь, а она лезет.

10-11 пон. — вт. До обеда мыли белье и мылись в бани, а после я был наверху. Шел дождь, но несмотря на это публики было очень много; некоторых пускали на крейсер смотреть. Кончили погрузку угля и вымыли палубу.

12 ср. 1-12 погода пасмурная, на море тихо. С утра стали готовиться к походу. Я был на катере до обеда. Из гавани вышли в 10 ч. утра. "Светлана" и "Штандарт" вышли вперед нашего и пошли прямо в Россию, а мы пойдем в Шербург. Когда из гавани выходили с музыкой, очень много публики провожало нас. На большом рейде простояли до 5 ч. вечера, уйдя хорошо Английским каналом.

13-16 чет. — вос. г. Шербург. Мы пришли хорошо в 9 ч. утра во французский порядочный город, красиво разбросанный по горам и стали на якорь. Я после обеда ходил на катере на пристань. Центр города в лощине, а кругом все горы.

14 пят. Я до обеда ходил на катере, а после гулять. Был у француженок в гостях: угощали разными винами. Чего только не было: портвейн, коньяк, мадера, херес лиссабонский и др. Потом долго гулял в садах с М. Сергеевым — кочегаром. Ели яблоки, груши, персики, разные плоды рвали прямо с деревьев и себе по букету разных цветов. Ходили по горам, местность красивая; на судно явился благополучно.

15 суб. У нас происходило шлюпочное учение. До обеда стоим в гавани; после до вечера ходил на катере: ударились в корму "Варяга" носом: нужно было дать ход задний, а я дал по ошибке передний, думал накажут меня — нет, прошло так.

16 вос. Стоим в гавани. 13-17 погода хорошая. У нас на крейсере обедня, я пел, после обеда ходил на катере до 4 часов дня, когда прекратили пары на катере и подняли в машине. Пары были готовы, снялись с якоря и пошли дальше Атлантическим Океаном. На море тихо. Я стоял на вахте с 12 ч. до 4 ч. ночи.

17 пон. Атлантический океан. На море тихо, идем хорошо. Я на вахте в машине с 8 ч. утра до 12 ч. дня. Во сне видел два раза маму и папу. Вот сон: будто я приехал на побывку и шел в гости к ним, а мама сидит на крыльце и плачет, жаль меня, что взяли в службу, хотя сердце сжималось и на душе были слезы, но я засмеялся, желая успокоить маму и она мне усмехнулась. Другой сон видел, будто я был в комнате и у нас были гости. С 8 ч. вечера до 12 ч. ночи в машине на вахту.

18 вт. Пасмурно, но на море тихо, шли хорошо. На вахте с 8 ч. у. до 12 ч. дня после обеда получил жалование 95 франков; была пожарная тревога в 5 ч. в. С 8 ч. вечера на вахте в машину до 12 ч. ночи и раздавил себе указательный палец на правой руке.

19 ср. Мраморное море. На вахте с 8 ч. до 12 ч. дня и с 8 ч. до 12 ч. ночи.

20 чет. 19-27 погода хорошая, идем хорошо. В 3 ч. дня пришли в Испанию в небольшой г. Кадикс, отдав якорь на рейде. Местность красивая. Народ не понравился, какой-то все суровый, смотрит исподлобья, равно хочет съесть тебя и очень сердитый.

21-25 вт. — пят. Испания. г. Кадикс. Солнечно и жарко, стоим на рейде; пускали 4 смену на берег. Все дешево и хорошо. Были на крейсере торговцы фруктами. Виноград 1 корзинка 2 пуда по 3 ф. и по 2 франка лимоны, апельсины на 1 ф. по 2 сотни.

23 вос. На рейде на якоре. Очень печет солнце. С крейсера пускали 1 смену на берег, хвалят, что дешево. Но только народ норовит тебя обмануть, взять дороже, потому что не понимаешь по-ихнему.

25 вт. На рейде на якоре до 3 ч. дня. Ушли из Испании. К вечеру очень ветрено, но на море тихо. Шли полным ходом на 20 узлов.

26 ср. Мраморное море. Стали приближаться к Сев. Африке.

27 сентября-9 октября чет. — вт. г. Алжир. Французское Владение Аравийских и Африканских князей. Шли хорошо. В 10 ч. дня пришли и отдали якорь в гавани около стенки.

28 пят. Грузил уголь очень бедный рабочий люд: арабы, африканцы, турки; передали им много нижнего и верхнего платья. Ходят нагие и полуодетые.

29 суб. Кончили погрузку угля и вымыли крейсер.

30 вос. С крейсера пускали 2 смену на берег.


ОКТЯБРЬ
1 пон. Погода очень хорошая. Пускали 3 смену и меня на берег. Привез пьяного матроса Охмана и был отпущен до 7 ч. вечера: гулял с французским матросом в гостях у француженок; принимали и угощали очень хорошо, был и у турчанок; все очень дешево, чего только не пить, все у франц.1 ф., у тур. 2 ф.. Пил коньяк, ром, портвейн, мадеру, херес лиссабонское, разные виноградные вина. Благополучно прибыл на крейсер, но опоздал на 3 часа.

7 воск. Ходила гулять 4 смена и я как певчий. Пустили всех певчих; старшим офицером был лейтенант Долгобородов. Город порядочный, стоит на горе, нужно по ступенькам лазить, ногам больно. Много турок, арабов, африканцев, французов, улицы очень хорошие, кары ходят. Публика очень чистая, кроме азиатов.

9 вт. (27 сентября-9 октября стоим в гавани) погода жаркая все время. В 2 ч. дня снялись с якоря и пошли; все время очень высокие горы по правую сторону. С 8 ч. вечера и до 12 ч. ночи я на вахте.

10 ср. Средиземное море. Шли хорошо, по правую сторону горы и острова. Строения местами хороши; красивы виды с моря на горы. С 4 ч. дня до 8 ч. в. на вахте.

11-16 чет. — вт. Английский канал. Италия. г. Палермо. Шли хорошо, горы все время с правой стороны. В 9 ч. утра пришли в г. Палермо, отдав якорь в гавани. Тут же обступили итальянцы со скрипками, гитарами, мандолинами, шарманками; подпевая на все голоса —(11-14). Варяжские матросы перекидали им много денег. Город небольшой, расположен в лощине; кругом горы и каменистые скалы. Ходят кары, широкие и чистые улицы. Дома порядочные, заводы, тропинки на горы, много исторического в музеях, есть святые места, событий 1000 летней давности. С 8 ч. до 12 ч. в. на вахте в машине.

13 суб. Пускали гулять 2 смену на берег, было много пьяных.

14 вос. Пускали 3 смену гулять на берег. Меня ст. офицер не пустил, п. ч. я опоздал в Алжире на 3 ч., гуляя с французским матросом. Смотрело крейсер много публики, особенно женского пола, много денег перекидали мы певцам. Скука; я послал в этот день 7 шт. писем открытых родным и знакомым в Россию.

15 пон. День хороший, но был дождь.

16 вт. С 11-16 стояли в гавани, погода хорошая, в 2 ч. дня стали сниматься с якоря и в 3 ч. дня вышли из гавани и пошли каналом. К вечеру поднялся ветер, пошел дождь на всю ночь. Я с 4 ч. дня до 8 ч. в. стоял в машине.

17 ср. С утра до обеда дождь небольшой, сменившийся сильным ветром. Небольшая килевая качка, мы шли Английским каналом, по обе стороны горы и строения, местами вроде небольших городков. К 11 ч. дня вышли в Средиземное море, а в 12 ч. дня поднялся еще сильнее ветер, потом ливень, туман сгустился и сделалось, как вечером темно, шумит дождь, туман; крутит, ревет и гудет; волна через полубак так и хлещет. Вот-вот сейчас сзади "Варяга" с кормы вал догонит и захлестнет крейсер. Но "Варяг" силен и могуч и очень высоко из воды и глубоко в воде он сидит, как исполин вылезая из пропасти, поднимаясь на следующий вал, а корма совсем внизу; вот-вот ее захлестнет совсем следующим валом, который шумя и ревя, стремиться за ней, но нет "Варяг" только покачивается и идет вперед, да снасти только стонут, умоляя "Варяг" поскорее уйти от страшного врага. Через полчаса все утихло. Это краем захватил нас ураган. Покидало нас, немного обломило выстрела водою с правой стороны, площадку боковую и борт повредило немного, с носу правую сторону. Я с 8 ч. до 12 ч. дня на вахте.

18 чет. Средиземное море. Шли и погода 18-19 хороши, я с 4 ч. утра до 8 ч. дня стоял на вахте в машине и с 4 ч. дня до 8 ч. вечера стали приближаться к о. Криту.

19-23 пят. — вт. Греция. о. Крит. Средиземное море. В 9 ч. пришли к острову Криту, отдав якорь в заливе, окруженном горами, вблизи г. Судо. После обеда артиллерийское учение, стреляли из орудий по щиту и из ружей и пускали мины. Я на катере с обеда до вечера: ловили минные снаряды.

20 суб. С утра происходило учение на "Варяге", пускали мины и стреляли из орудий, а в 12 ч. дня вошли в бухту; отдав якорь у маленького г. Конея. Есть наших 2 роты русских пехотных войск.

21 вос. г. Конея, вблизи г. Судо. Погода пасмурная, шел дождь, у нас была обедня, я пел, а после обеда были торговцы с табаком и разными фруктами: все очень дешево; апельсины на русский счет десяток 3 к., 4 к., 5 коп. виноград 1 ф. 2 коп., 1 ф. 25 коп. и 40 коп. 1 ф. и самый лучший, у нас в России стоит 5 руб. 1 ф. и дороже пожалуй заплатишь. День провел хорошо.

22-23 пон-вт. г. Судо. Мы стоим в бухте в 7 верстах от г. Конея. Я был на берегу. Служили панихиду по убиенным матросам с Сысоя Великого. Местечко Судо небольшое, все в садах, кругом горы, есть крепость.

23 В 6 ч. утра снялись с якоря и пошли дальше. Я с 3 ч. ночи на вахте в машине до 6 ч. утра.

24 октября-6 ноября ср-вт. г. Пырей. В 6 ч. снялись с якоря и вошли в гавань, а в 8 ч. утра отдали якорь, став на швартовы. Город порядочный, расположен в горах, закрывших всю гавань, удобно и хорошо для военного действия. Много церквей, наших русских судов: "Николай II", транспорты "Амур" и "Енисей", две миноноски "Храбрый" и "Абрек" Черноморского флота. Больше скуки, чем веселья.

25 чет. На крейсере грузили уголь, я назначен отмечать на берег для приемки угля. День провел хорошо.

26 пят. До обеда на берегу отмечал уголь; погрузив угль, вымыли крейсер. Была нам баня. День я провел без работ, хорошо. В городе дома хорошие, но жители очень бедные. Здесь: "Варяг", "Николай", "Амур", "Енисей", "Храбрый", "Абрек".

28 вос. 25 октября-4 ноября стоим в гавани. Была обедня, я пел. Получил из Дорогобужа 2 письма и одно из Москвы от Насти. День в скуке, в мечтах.

29 пон. У нас пускали 4 смену на берег. Пришло очень много пьяных. День я работал в машине.

30 вт. Пускали 1 смену на берег. Пришло много пьяных. День работал в машине на цилиндрах.

31 ср. Мыли белье и рабочее платье. День работал в машине, скучая на сдегаторной площадке.


 


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру