Царская власть в XVII веке: титулование и положение

Предисловие, подготовка текстов, комментарии Г.В. Талиной

ПРЕДИСЛОВИЕ
XVII столетие в истории России стало периодом существенного усиления внимания к внешнему оформлению статуса монарха. Важнейшую роль при этом играла практика царского титулования. По количеству царских указов, касающихся изменения титула, и статей международных договоров, посвященных титулованию, вторая половина XVII столетия опережает практически любой период существования монархии в России.

Титул в переводе с латинского (Titulus) означает "надпись, почетное звание". Титулы разного рода играли важную роль в оформлении системы социальных и политических отношений как России, так и других стран. Россия до конца XVII столетия знала такие титулы как "царь", "князь", "великий князь". Для титулов, так же как и для званий характерен тот факт, что изначально все они означали реальные должности, от которых в последствие оторвались. Когда-то князь являл собой племенного вождя, затем реального главу княжества. Позднее в период создания единого государства понятие "князь" окончательно превратилось в почетный титул, указывающий на происхождение лица.

Титул "царь" представляет собой сокращение от "цесарь" и восходит к имени Юлия Цезаря (Caesar), ставшем в Римской империи одним из титулов верховных правителей. В древнерусский язык термин, скорее всего, попал из старославянской литературы, где мог означать библейских правителей, римских и византийских императоров. Первый известный случай приложения царского титула к русскому князю относится к 1054 г. Употребление данного титула связано с именем Ярослава Мудрого. Официально титул царя стал присваиваться русским государям лишь с 1547 года, когда Иван Васильевич IV (Грозный) венчался на царство.

А.А. Горский вполне справедливо выделяет три этапа в развитии представлений о царе и царстве до официального принятия данного титула московскими великими князьями (1). Первый этап связан с домонгольской эпохой, в которую термин "царь" воспринимался как титул "чужого" правителя. Эта эпоха была сопряжена со спорадическим применением титула к русским князьям. Я.Н. Щапов отмечает, что упоминание князей как царей относится к двум крупным деятелям Руси XII–XIII вв.: Мстиславу Великому и Андрею Боголюбскому (2). При этом применение царского титула к русским князьям вовсе не означало их претензий на то, чтобы считать Русь "царством" (империей). В эпоху господства ордынского ига "царем" стали именовать правителя Орды — верховного сюзерена русских князей. На этом этапе утвердилось представление о "царе" как полностью суверенном правителе. Стремление к царскому титулу стало означать стремление к независимости. Такие претензии стали проявляться у московский великих князей с середины XV в. Тенденция к признанию царского достоинства за русскими князьями получила развитие в княжение Василия II. После падения в 1453 г. Византийской империи (в 1453 г. турками был взят Константинополь) Россия осталась единственным православным государством, представлявшим реальную силу на международной арене. Россия стремилась наследовать место Византии в мире, стать "царством". Но, поскольку под "царем" подразумевали суверенного правителя, то идея получения московскими великими князьями царского достоинства стала приходить в противоречие с их подчиненностью с признанием верховенства хана Большой Орды. Появилось осознанное стремление князей к ликвидации данной зависимости. В этом процессе факт присвоения царского титула играл немаловажную роль: носить титул равноценный титулу ордынского правителя означало стремление поставить власть московского князя выше власти хана. Попытки доказать родственные связи русских князей с императорами Древнего Рима означали желание обосновать большую древность царского достоинства русских князей по сравнению с царским достоинством правителей Орды.

После ликвидации зависимости от Орды царский титул все чаще стал применяться к московским великим князьям, но до официального венчания на царство оставалось более полувека.

На этом третьем этапе возникла новая концепция происхождения русского царства, выразившаяся в "Сказании о князьях Владимирских", закрепившем представления о наследовании русскими царского титула и достоинства из Византии в глубокой древности и о том, что "русское царство" древнее "татарского царства" (3). "Сказание…" проводило мысль о происхождении Рюриковичей от "сродника" римского императора "царя" Августа; утверждало, что Владимир Мономах получил от византийского императора царские регалии, которыми и венчаются его потомки — великие князья владимирские и московские (4).

Официальное принятие царского титула Иваном Грозным повлекло за собой необходимость разработки обряда венчания на царство и миропомазания. Первый такой обряд был выполнен митрополитом Макарием с участием высшего духовенства как государственный и церковный акт в кафедральном Успенском соборе московского Кремля в присутствии представителей великокняжеской фамилии, боярства и рядовых москвичей (5).

Со времен деда Ивана IV, Великого князя Ивана III в царский титул вошел и такой термин как "государь". Л.Н. Пушкарев связывает данный термин с термином "господин" и представлениями о власти носителя титула "государь" как власти неограниченной (6).

Во второй половине XVII столетия титул "царь" настолько закрепился, что практически не вызывал сомнения ни у представителей государственной верхушки, ни у подданных. Между тем находились и противники подобного титулования русского государя. Одним из них был Юрий Крижанич.

Трактуя сам термин "царь", Крижанич в своем сочинении "Политика" (7) высказывал ряд суждений. Во-первых, под "Царем царей" следует подразумевать только Иисуса Христа. Правитель, присваивающий себе такой титул, дерзает присвоить себе славу Христа — вечного и единого Царя [царей]. "Нет и не может быть ни одного человека выше, чем Царь, и никакое достоинство и величие в мире не выше Царского достоинства и величия".

Одновременно с этим Крижанич называл титул "царь" титулом чужеземным и осуждал Ивана IV за то, что он, принимая титул, пренебрег "славянским именем король". При этом Крижанич полагал, что титул "царь" не означает никакой власти, поскольку является родовым прозванием рода Юлия (Цезаря). В данном случае термины "царь" и "цесарь" автором приравнивались друг к другу. Говоря о Юлии, Крижанич отмечал, что тот был первым римским самодержцем, родом из римских бояр, живший в свое время под властью римского общевладства. Чином (должностью) Юлия была должность императора. Исходя из этого, Крижанич делал вывод о том, что титул "король" — древнее и почетнее титула "царь" ("цесарь"), и считал, что русским царям следует официально признать, что царским титулом они назывались ранее "из-за ошибки переводчиков", а следует называть их и их потомков "королями". При этом "король" — обладатель полной самодержавной власти в отличие от "царя", поскольку "царь" — родовое прозвище Юлия, который такой власть не располагал.

Одновременно с этим критике Крижанича подвергался и факт написания в титуле государя помимо титула "король" нескольких "более низких титулов", таких как "великий князь", "самовладец", "повелитель", "владетель" и пр.

Действительно в XVII веке царский титул представлял собой сложную конструкцию, соединяющую в себе реальные и мнимые претензии русских самодержцев на определенный политический статус и территории.

Для начального периода становления абсолютизма в России (вторая половины XVII в.) характерны понятия "титла царская большая" и "титла царская малыя". "Большой титул" — это полный титул царя, приводимый без всяких сокращений. В именном царском указе 1667 года "О титулах царском и государевой печати" приводится "большой титул" в том виде как он существовал в 1645 г., то есть во время кончины первого государя из династии Романовых царя Михаила Федоровича и прихода к власти его сына царя Алексея Михайловича. "Большой титул" звучал следующим образом: "Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея России самодержец, Владимирский, Московский и Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовския земли, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея северныя страны повелитель и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкаских и Горских Князей и иных многих государств государь и обладатель".

Этот же документ свидетельствует о том, что в результате войны с Речью Посполитой и завоевания Россией ряда территорий с 1654 г. "большой титул" был дополнен новой формулировкой "…государь, царь и великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец".

Третья четверть XVII столетия, другими словами — время царствования Алексея Михайловича, была отмечена повышенным вниманием к вопросу царского титулования, что выразилось в значительном количестве указов о титуле. Титул все более превращался в видоизменяемую, подвижную формулировку, при помощи которой решались как масштабные, так и текущие политические задачи.

Среди всех составляющих титула наибольшим изменениям подвергался состав перечисляемых земель. То обстоятельство, что в начавшейся в 1654 г. войне между Россией и Речью Посполитой царь принимал непосредственное участие, находясь в военном походе, повышало значимость завоевания каждой территории. Вслед за конкретной победой следовал царский указ о дополнениях в титуле. Характерный пример такого указа является именной царский указ "Об именовании государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича великим князем Литовским, Белыя России, Волынским и Подольским" от 3 сентября 1655 г. Если сопоставить два указа от 1655 и 1667 гг., то становится очевидным, что данная формулировка не смогла закрепиться в титуле. Из сопоставления двух выше перечисленных документов, явствует и тот факт, что для России второй половины XVII в., ведущий постоянные войны, и ее царей стала характерной такая процедура изменения титула, согласно которой фактическое завоевание территории служит поводом к царскому указу о внесении ее наименования в титул, а последующие за военными действиями договоры с противной стороной приводят к изъятию из титула самовольно вносимых Россией изменений и замене формулировок, четко указывающих на ту или иную территорию, формулировками более обтекаемыми. Можно ли говорить о том, что царская поспешность в даче указов о титуловании в итоге не имела смысла? — Вряд ли. Подобный шаг был реальной попыткой заявить свои права на новые земли, имел значение как во внешней, так и внутренней политике. По отношению к противнику он означал демонстрацию расширения прав русского царя за счет прав другого государя. Во внутриполитической сфере помимо данной задачи, преследовался и решался целый ряд иных целей. Серия указов о дополнении царского титула формировала в глазах подданных образ царя — победителя, демонстрировала силу и мощь русского царства и его главы, показывала значимость военной службы царских подданных, формировала боевой дух и т.д. Современным языком, практика постоянного дополнения титула выполняла задачи "PR", формировала "связи царя с подданными". Не случайно, что указ 1655 г. заканчивается словами "и вам бы то ведать и впредь нам, великому государю, нашему царскому величеству, служить и на нашу государскую милость быть надежным, а мы, великий государь, вас за вашу службу пожалуем".

В сочинении "О России в царствование Алексея Михайловича" Г.К. Котошихин рассматривает вопрос о правомерности включения в царский титул названия различных территорий, делая вывод о том, что далеко не все эти земли распространяется власть России. Так "Иверское, Карталинской, Грузинское государствы лежат под властию и наибольшим послушенством под персидцким шахом"; "восточною титлою пишетца персидцкой же хан издавна, как еще Москвы початку не слыхивано". В данном случае вопрос о царском титуле наталкивался для России на проблему незаконных претензий на чужие прерогативы. Подобные действия могли грозить дипломатическими осложнениями. В силу этого царский двор был вынужден идти на хитрости. В грамотах, адресованных христианским государям, большой царский титул воспроизводился полностью с перечислением восточных земель, в грамотах в "бусурманские государства" и, в первую очередь, к персидскому шаху "восточные" титлы не указывались. В противном случае "как бы он писался теми титлами всеми …и на него б за то все бусурманские государства подняли войну". Котошихин указывает на то, что к турецкому султану и к персидскому шаху русский царь писался "болшою титлою не всею, толко по "повелителя". То есть конечной фразой в титуле оставалась "и всея северныя страны повелитель", фраза же "Иверския земли Карталинских и Грузинских царей, Кабардинския земли Черкасских и Горских князей, и иных многих государств государь и обладатель" снималась. Если задаться вопросом, о причинах последовательности перечисления территорий в царском титуле XVII века, то можно предположить, что не только значимость и статус земель или их последовательность вхождения в состав государства предопределяли ее, но и практические соображения: в конец стоит поставить то, что наиболее спорно, что при необходимости всегда можно убрать. Учитывая этот факт, можно говорить о том, что большой титул в XVII в. — не столько отражение в сознании права на территории или выражение представлений о территориальной целостности государства, сколько средство дипломатической игры в ситуации при которой определенная разрозненность Запада и Востока, существование двух миров, недостаточно хорошо осведомленных друг о друге из-за относительно слабого интереса друг к другу и неразвитости дипломатических и торговых связей, давали России шанс поднимать престиж власти своих царей за счет одной части Евразии в отношениях с другой.

Помимо названия территорий царский титул в XVII веке содержал и ряд других определений, выполнявших функцию выражения и закрепления статуса царя. К таковым можно отнести формулировки "Божиею милостию", "отчич и дедич и наследник и государь и обладатель", "самодержец", "величество" и др.

Идея "самодержавности" для России и русских царей была тем новшеством, которое можно охарактеризовать как "хорошо забытое старое". Как известно, Иван Грозный ощущал себя самодержцем, а его преемник Федор Иоанович внес это понятие в царский титул. Представление о царской власти как самодержавной было разрушено Смутой и вновь смогло восстановиться только к середине XVII столетия. Формальная реставрация самодержавия произошла при Алексее Михайловиче. Согласно его указу от 1 июля 1654 г. термин "самодержец" вновь был включен в царский титул. В связи с характеристикой времени и обстоятельств, в которые было принято столь важное решение, особый интерес привлекает тот факт, что перед формальной реставрацией самодержавия в России состоялся последний полнокуриальный Земский собор 1653 г.
Важность подобных формул в титуле государя хорошо осознавала не только Россия, но и другие страны, с которыми она вступала в дипломатические отношения. Не удивительно, что ряд документов свидетельствуют о жарких спорах между европейскими дворами, связанными с тем, какой статус того или иного государя указывать в грамотах и документах, адресованных ему иным монархом. Характерный пример отражения дипломатических споров данного уровня — "Запись, учиненная в Москве между шведскими послами Белке Ессеном и Крузенстерном и российскими боярами "О писании во всех грамотах и договорах государева царскаго титула вполне, как оный в государственных актах в России изображается" (21 мая 1658 г.) и "Запись, учиненная в Москве между Российским и Цесарским (8) дворами "О вручении послам грамот из рук самих государей; о титуловании Российскаго государя величество, а не пресветлейшество…" (9 октября 1675 г.)

В первом из перечисленных документов речь идет о том, что бы в дипломатической переписке царский титул указывался таким образом, как именует себя сам государь. Данное положение в международной практике XVII столетия все более становилось правилом. Подтверждение тому можно найти и в сочинении Г.К. Котошихина. В главе "О титлах.." автор указывает на то, что "пишется царь в грамотах своих ко окрестным великим потентатом титлы по их достоинству, как они сами себя описуют, без умаления"; Котошихин ссылается на закрепление данной нормы в двух договорах со Швецией (9): "чтоб обоих великих государей титлы с обеих сторон воздаваны были по их государскому достоинству, как они сами себя описуют. Таким же обычаем и изо всех окрестных государств потентаты пишут его царскую титлу по его описанию…" (Ссылка на договоры России и Швеции продиктована тем, что сочинение писалось по шведскому заказу). Котошихин обращает внимание и еще на одну закономерность: в состоянии войны между двумя государствами обе стороны принимают друг от друга грамоты не с полными, а короткими титулами. В качестве примера автор приводит дипломатическую переписку времени русско-польской войны.

Основным предметом спора "Записи, учиненной в Москве между шведскими послами… и российскими боярами…" послужила формулировка "и многим иным государствам и землям, восточным и западным и северным отчич и дедич и наследник и государь и обладатель", на которой настаивала российская сторона. "Запись, учиненная в Москве между Российским и Цесарским дворами…" отразила полемику по вопросу об именовании русского царя титулом "величество", на что был не согласна Священная Римская империя.

Хотя в тексте самих документов не указывается прямая связь между ними, но косвенные связи и закономерности, на которых они основаны, проследить представляется вполне реальным. Корни этих связей уходят во времена Смуты, постигшей Россию в конце XVI — начале XVII веков. Когда речь заходит о споре Российского и Цесарского дворов, иностранные дипломаты отчетливо указывают на тот факт, что титул "пресветлейшество" стали употреблять по отношению к русскому государю с 1600 г., со времени отношений между цесарем Рудольфом вторым и Борисом Годуновым. Титул "пресветлейшество" закрепился в период взаимоотношения цесарского двора с Василием Шуйским. Как известно оба данных правителя были царями избранными, а легитимность их власти не признавалась полностью ни в самой России, ни за ее пределами. Романовы, утвердившись на престоле, стремились к тому, чтобы закрепить в сознании подданных идею принятия власти новыми царями от царей прежних, всячески подчеркивая родственные связи между Романовыми и Рюриковичами, закрепляя данную преемственность в чинах венчания на царство и других документах. Возможность подчеркнуть такого рода связь посредством титула давала вносимая в него формулировка "отчич и дедич наследник". Согласно официальной идеологии, сама российская монархия XVII столетия держалась на двух столпах: богоданности и наследственности, принципах принятия власти от Бога и прародителей. Закрепить в сознании современников второй постулат, означало преодолеть те негативные последствия, которые влекла за собой молодость романовской династии.

Проблема титулования русского государя императором Священной Римской империи имела особый подтекст. Главы обоих государств в той или иной степени считали себя наследниками римских императоров. По отношению к Цесарскому двору Русский двор традиционно воздавал максимальные почести. Свидетельство последнему содержится в главе "О титлах, как к которому потентату московский князь пишется" сочинения Г.К. Котошихина. В нем среди всех перечисленных дворов, с которыми Россия вела дипломатическую переписку, Цесарский двор был поставлен на первое место, особо указывалось, что царские грамоты к императору "пишутца на самой болшой александрийской бумаге; травы золотом пишутца болшие", то есть внешнее оформление актов, посылавшихся в Империю было наиболее пышным, а следовательно, — максимально почетным.

Настоять на изменении титула русского царя в документах от императора означало в целом повысить престиж власти русских самодержцев на международной арене.

Документ, отразивший споры Российского и Цесарского дворов, характерен и интересен еще и тем, что фиксирует, закрепившиеся в Европе представления середины 70-х гг. XVII века о соотношениях титулов царского и императорского.

Значение Священной Римской империи, особенно в раннем средневековье, было особым. Именно к Империи изначально относился термин "государство", поскольку в теории она представляла весь христианский мир, управлялась папой и императором, которым подчинялись все короли национальных государств. В процессе развития же национальных монархий термин "государство" был перенесен на отдельные государственные политические образования (10).

В "Записи, учиненной в Москве между Российским и Цесарским дворами" цесарские чрезвычайные посланники явственно указывали на то, что существующая в XVII в. традиция закрепляет более высокий статус императора по отношению к другим государям и выражается в том, что не только к русскому царю, но и к другим европейским королям от императора всегда пишется титул "пресветлейшество". (Ю. Крижанич также отмечал, что для иностранных держав принято считать более почетным титул "цесаря", нежели "царя", и то, что в своих официальных документах они не пишут русского государя "царем").

В сознании российских дипломатов и российского двора Алексея Михайловича задача добиться для своего государя признания Империей его титула "величество" означала возможность поставить русского царя вровень с императором. Фактически в международной практике того периода термин "царь" = "король" = "пресветлейшество"; термин же "император" = "величество". Учтем, что с момента данного спора до того, как русский царь Петр I принял императорский титул прошло более 40 лет.

Особое значение в царском титуле имели формулировки "Божиею милостию" и "наследник", поскольку выражали суть происхождения царской власти так, как она понималась в этот период. Царская власть была наследственной и богоустановленной. Эти формулы не вызывали споров в связи с написанием царского титула, в силу чего их правильнее будет рассмотреть в контексте характеристики не столько вопросов титулования, сколько общих представлений XVII столетия о царской власти.

Учитывая тот факт, что титул русского государя, согласно нормам дипломатического этикета, имел ряд различий при написании его в грамотах, исходивших из России, и в грамотах, присланных к русскому царю от иностранных государей, особое внимание при Российском дворе обращали на те формулы, которые могли содержаться только в документах другой стороны. К таковым относилось определение "братства и соседства". Практика писать "братом и соседом" соответствовала периоду мирных отношений между двумя странами. Вступление в состояние войны автоматически исключало возможность подобного обращения. Пограничное состояние между миром и войной так же в ряде обстоятельств создавало возможности отказаться от обращения "к брату нашему". Показательный пример грамота Алексея Михайловича к А.С. Матвееву, написанная при обострении отношений России и Швеции в результате военной компании 1654 г. русско-польской войны. В грамоте Матвееву царь сообщал о шведском короле: "а братом не смел король писатца к нам, великому государю, и мы тому и добре ради и зело от нас страшны они, свияне". В русских дипломатических документах, адресованных иностранным монархам, соблюдались те же правила. Г.К. Котошихин отмечает в своем сочинении, что к польскому королю в официальных грамотах в начале титула ставиться формула "брату нашему любителному, наяснейшему великому государю", в грамотах к датскому королю — "брату нашему любителному и соседу", к персидскому шаху "пишется против того ж, как к датцкому королю "братством же и соседством".

Как в царских указах, так и в документах международного характера одним из важных вопросов, связанных с титулом, является вопрос о наказаниях за его неисправное написание или произнесение. Совершить "прописку" в титуле означала оскорбить честь государя, а оскорбление царской чести в условиях становления абсолютистского государства являлось посягательством на государство. В силу этого государство стремилось к тому, чтобы четче определить наказание, не оставить виновных ненаказанными. Не удивительно, что в "Договорных статьях, учиненных в Варшаве между дворами Польским и Российским.." вопрос о наказании виновных поставлен на первое место по сравнению с другими проблемами, зафиксированными в данном документе. Наказанию подлежали "прописки, умаления и премененья". Русская сторона особо настаивала на том, чтобы были наказаны не только те, кто совершил подобные преступные деяния по отношению к царю Алексею Михайловичу, при котором составлялись "Статьи", но так же и к тем, кто неправильно (не нарочно или намеренно) исказил титул предшествующего государя — Михаила Федоровича. "Умаление" титула отца нынешнего государя всегда могло создать прецедент, ссылаясь на который любой двор мог попытаться закрепить в дипломатической переписке более низкий по статусу царский титул. Не всякое искажение царского титула должно было наказываться смертью, но особо злостные нарушения в его написании подлежали именно этой мере наказания. В том случае, когда преступник не являлся подданным русского государя, суд над ним осуществляли соответствующие органы того государства, к которому он принадлежал. В случае с Речью Посполитой таковым являлся Сейм. Поскольку Россия в большей степени, чем Польша была заинтересована в действительном наказании виновных, то польская сторона была обязана предоставить русской стороне право прислать своих послов (посланников, гонцов), которые бы стали свидетелями судебного разбирательства и наказания.

Подданные русского государя так же непременно наказывались за прописки царского титула. И так же мера наказания зависела от серьезности проступка. Наказание по данному вопросу — являлось прерогативой высшей власти. Мера наказания фиксировалась либо в царском именном указе, либо в царском указе с боярским приговором. Наиболее распространенными наказаниями были битье кнутом или батогами, тюремное заключение на незначительный срок.

Непременному наказанию подвергался не только факт искажения титула русского государя, но и применение одной или нескольких его формул к лицу, не обладавшему царским достоинством. Даже в иносказательном смысле подданным московского государя запрещалось употреблять по отношению друг к другу слова "царь", "величество" и пр. Если же такой факт имел место, он служил поводом для начала розыскной операции, ставился на контроль высшей власти. Показательный пример — "Именной царский указ "Об урезании языка Проньке Козулину, если по розыску окажется, что он называл Демку Прокофьева царем Ивашки Татариинова". Можно сказать, что в рассматриваемый период посягательство на царский титул было фактически приравнено к посягательству на государя.

Ниже опубликован ряд текстов, наиболее ярко показывающих значение царского титула в России XVII в.

Предисловие, подготовка текстов и комментарии Г.В. Талиной.


ПРИМЕЧАНИЯ К ПРЕДИСЛОВИЮ:
1. Горский А.А. Представления о "царе" и "царстве" в средневековой Руси (до середины XVI века). // Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. С. 32.

2. Щапов Я.Н. Достоинство и титул царя на Руси до XVI века. // Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. С. 9.

3. А.А. Горский. Указ. соч. С. 31.

4. Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М.-Л., 1955. С. 161-178.

5. Щапов Я.Н. Достоинство и титул царя на Руси до XVI века. С.7.

6. Пушкарев Л.Н. Богоизбранность монарха в менталитете русских придворных деятелей рубежа нового времени. // Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. С.59.

7. Все выделенные сочинения и документы полностью или фрагментарно помещены в настоящем издании.

8. "Цесарский двор" — Священная Римская империя.

9. Речь идет о Валиесарском договоре (перемирии на 3 года между Россией и Швецией, 1658 г.) и Кардисском мире 1661 г.

10. Тарнопольская И.О. "Божественное право королей" и "контрактная теория": монархическая идея на Западе и Востоке Европы в XVI–XVII веках. // Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. С.52.

 


 

ПУБЛИКАЦИЯ ТЕКСТОВ

ДОГОВОРНЫЕ СТАТЬИ, УЧИНЕННЫЕ В ВАРШАВЕ МЕЖДУ ДВОРАМИ ПОЛЬСКИМ И РОССИЙСКИМ. 23 июля 1650 г.
(Фрагмент).
Печатается по: Полное собрание законов Российской империи (Далее - ПСЗ). Спб., 1830. Т.1, № 40. С. 239. Здесь и далее публикация производится с учетом правил современного цитирования текстов XVII в.
1. Статья о титлах (1). Говорили великие послы на многих с нами паны Радами Короны Польския и Великаго княжества Литовскаго разговорах про великаго государя своего, его царскаго величества титла, чтоб за прописки умаленья и премененья, блаженныя памяти, великаго государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича, вся Руссии самодержца, отца его царскаго величества и нынешняго великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Руссии самодержца и многих государств государя и обладателя, его царскаго величества, в титулах на всех обвиненных за большия вины казнь, а за меньшия наказанье учинено было, и мы наяснейшаго государя его королевскаго величества панове Рада и врадники, с ними великаго государя, его царскаго величества, великими и полномочными послы про тую статью договорились, что те все про титла обвиненныя, которые в росписи от них великих послов ныне нам подано суть имянно описаны, по его королевскаго величества наяснейшаго государя нашего грамоте при бытности тех же великих послов здесь в Варшаве, к великому государю их к его царскому величеству с уроженым Тыбурцым Бартлинским Трукчашим дворянином посланной мандатами на Сейм на первой, которой зде в Варшаве сложен будет, позваны и на Сейме по право Коронным и Великаго княжества Литовскаго и во длуг конституцые лета 1637 году сужены и по проступке, осудя и смертию, кто оную заслужил, караны будут, при его царскаго величества великих послех, или при посланникех, или при гонцех, которых великий государь, его царское величество, с прописными грамотами для обличенья виноватых за даньем, или за учиненьем ведома наяснейшаго государя нашего, его королевскаго величества грамотою, с гонцем посланною, о Сейме сложенном ведома пришлет.


ИМЕННОЙ ЦАРСКИЙ УКАЗ "ОБ ИМЕНОВАНИИ ГОСУДАРЯ, ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ВЕЛИКИМ КНЯЗЕМ ЛИТОВСКИМ, БЕЛЫЯ РОССИИ, ВОЛЫНСКИМ И ПОДОЛЬСКИМ. 3 сентября 1655 г.
Печатается по: ПСЗ. Т.1, № 164. С. 369.

Стольники и стряпчие, жильцы, полковники, головы стрелецкие, дворяне и дети боярские из городов и всяких чинов служилые люди! Великий государь велел вам сказать: по милости Всесильнаго в Троице славимаго Бога и Пресвятыя Богородицы, помощию и заступлением великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и Филиппа, и всех святых, и нашим великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и сына нашего царского величества благовернаго царевича и великаго князя Алексея Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России щастием, и отца нашего и богомольца великаго государя, святейшаго Никона, патриарха Московскаго всея Великия и Малыя и Белыя России молитвами, а бояр наших и воевод и вас всяких чинов служилых людей службою и дородством, мы, великий государь, наше царское величество, взяли у польскаго короля, предков наших государских, великих государей князей российских Великаго княжества Литовскаго стольный город Вильню, и иные многие городы поимали и заступили, также и Белую Русь; до по нашему царскаго величества указу нашего царскаго величества Войска Запорожскаго гетман Богдан Хмельницкой, со всем Войском Запорожским, польскаго ж короля городы и места в Волыни и по Подолию поимали; и за милостию Божиею, мы, великий государь, наше царское величество учинились предков наших великих государей князей Российских на Великом княжестве Литовском и над Белою Россиею и на Волыни и Подолию великим государем; и указали мы, великий государь, наше царское величество, в своем государском именованьи и титле писати себя великим государем, наше царское величество, великим князем Литовским и Белыя России и Волынским и Подольским (2); и вам бы то ведать и впредь нам, великому государю, нашему царскому величеству, служить и на нашу государскую милость быть надежным, а мы, великий государь, вас за вашу службу пожалуем


ЗАПИСЬ, УЧИНЕННАЯ В МОСКВЕ МЕЖДУ ШВЕДСКИМИ ПОСЛАМИ БЕЛКЕ ЕССЕНОМ И КРУЗЕНСТЕРНОМ И РОССИЙСКИМИ БОЯРАМИ "О ПИСАНИИ ВО ВСЕХ ГРАМОТАХ И ДОГОВОРАХ ГОСУДАРЕВА ЦАРСКОГО ТИТУЛА ВПОЛНЕ, КАК ОНЫЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТАХ В РОССИИ ИЗОБРАЖАЕТСЯ. 21 мая 1658 г.
Печатается по: ПСЗ, Т.1. № 229. С. 454-455.
Вельможнейший, высокорожденный князь и государь, государь Карл Густав, Божиею милостию, Свейской, Готской и Вандальской король, великий князь Нинляндской, арцух Эстляндской, Корельской, Бременской, Верденской, Стетинской, Померской, Касубской, и Вендской, князь Рюгенской, государь над Ижерскою землею и в Висмаре, также пфальц-граф Рейнской, Байернской, Юлихской, Клевской, и Бергенской арцух, его королевское величество послал к великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, Божиею милостию, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, Московскому, Киевскому, Владимирскому, Новгородскому, царю Казанскому, царю Астраханскому, царю Сибирскому, государю Псковскому, и великому князю Литовскому, Смоленскому, Тверскому, Волынскому, Подольскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и иных, государю и великому князю Новагорода Низовския земли, Черниговскому, Рязанскому, Полотскому, Ростовскому, Ярославскому, Белоозерскому, Удорскому, Обдорскому, Кондийскому, Витебскому, Мстиславскому и всея Северныя страны повелителю и государю Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских князей и иным многим государствам и землям восточным и западным и северным отчичу и дедичу и наследнику и государю и обладателю, нас, его королевскаго величества великих и полномочных послов, чтоб укрепить вечной мирной договор и утвердить ближайшую дружбу меж обоих потентатов и меж их земель и государств. А понеже его царское величество в то время не хотел принять на подтвержденье грамоты, понеже его царскаго величества титло в той грамоте ненаписано было, как его царское величество сам себя описует (3), и его царское величество не хотел доволен быть тому объявленью, которое мы великие и полномочные послы в то время учинили, что хотели поставить его царскаго величества полные титлы, только б его королевское величество письмом обнадежен был, чтоб по тем словам: и многим иным государствам и землям, восточным и западным и северным отчич и дедич и наследник и государь и обладатель, его королевскому величеству и его государствам и землям причитанья никакова не иметь (4). И для того мы великия и полномочныя послы тому делу не могли ничего учинить, понеже несоединенье и войны на тот час пришли, и преж того, что его королевскаго величества милостивая грамота писана в Висмаре, декабря 10 дня, лета 1657 года, нам великим и полномочным послом здесь на Москве февраля 17 дня отдана была, и в которой мы изнова полномочными учинены, о той большой новой, его царскаго величества, титле, також и о иных делех, которыя к головному делу надлежат, здесь говорить и договорить, которой наказ его королевское величество еще напоминает, и в тех опосле того суда присланных грамот и списки с нашим посланным дворянином; и потом мы великие и полномочные послы апреля 30 дня в ответе (5) были с его царскаго величества с великими бояры и с думными людьми; и в то время договорились, что понеже его царское величество по тем словам и многим иным государствам и землям восточным и западным и северным отчич и дедич и наследник и государь и обладатель, иного ничего мыслит и разумеет; но о своих самых великих царских землях государств, и тем не думает причитанья иметь его королевскому величеству, или его великим королевским государствам и землям; и для того изволит его царскаго величества воздать на свое письменное царское обнадеживанье, против чего мы великие и полномочные послы обещались, что не токмо сами хотим писать сии слова: и многим иным государствам и землям восточным и западным и северным отчич и дедич и наследник и государь и обладатель, в его царскаго величества титле после взятия прежепомянутом обнадеживанья; но и хотим поставить его королевскаго величества верющую грамоту с такими прибавочными и полными титлами до того времени, доколе головной договор докончается, только б то доброе дело и мирный договор меж того времени за чем не стал; и как его царское величество ныне нам великим и полномочным послам велел дать обнадеживанное письмо, в котором его царское величество объявил, что по тем словам: и многим иным государствам и землям восточным и западным и северным отчич и дедич и наследник и государь и обладатель, никакого причитанья не имеет к его королевскому величеству и к его землям и государствам, но его царское величество мыслить вразумить теми частыми помянутыми словами только его царское величество самых великих земель и государств, которые его царское величество после своих высокославных предков, прежних великих государей царей и великих князей Российских, особно ж его царскаго величества государя отца, высокославной и блаженныя памяти, великаго государя, царя и великаго Князя Михаила Феодоровича всея России самодержца, имеет и владеет; и для того обещаемся и реклися мы великие и полномочные послы сим, что хотим после взятого обнадеживанья, воздать его царскому величеству его полные титлы, с теми словами: и многим иным государствам и землям восточным и западным и северным отчич и дедич и наследник и государь и обладатель. Також хотим поставить его королевскаго величества полную мочь и верющую грамоту с вышепомянутыми, полными, великими титлы, до того времени, доколе главной договор докончается (6), только чтоб то доброе дело и мирной договор за тем не стал; но и меж того времени, тому зачинанье и путь был, и сколь скоро вышепомянутая верющая грамота придет, и то разменить, вместо прежней верющей грамоты, а что о коротких титлах належит, инако мы так объявляем, что понеже о том ныне уже говорено есть, а после того, что наш посланной назад приехал, и мы о том ни какого особого наказу не имеем; однако чтоб тому доброму и християнскому делу путь был, обещаемся мы воздать его царскому величеству те похвальныя слова: и многим иным государствам и землям восточным и западным и северным отчич и дедич и наследник, государь и обладатель в короткой титле, только его королевскому величеству против того воздержано будет поставить в своей короткой титле некоторыя места, которые его королевское величество изволит, и о которых мы ныне еще ведома или наказу не имеем; а что сие такою мерою договорено есть и нерушимо содержано будет, свидетельствуем мы своими руками и печатьми.


ИМЕННОЙ ЦАРСКИЙ УКАЗ "О НАКАЗАНИИ КНУТОМ ПОДЬЯЧЕГО ЗА ПРОПИСКУ ГОСУДАРЕВА НАИМЕНОВАНИЯ". (1658 г.)
Печатается по: ПСЗ. Т.1. № 233. С. 459.

Патриарша и Дворцоваго приказа подьячему Ларке Александрову, за прописку его государева именованья, учинить у Розряду наказанье, бить кнутом.


ИМЕННОЙ ЦАРСКИЙ УКАЗ С БОЯРСКИМ ПРИГОВОРОМ "О ПОСАЖЕНИИ В ТЮРЬМУ НА НЕДЕЛЮ ГУБНОГО СТАРОСТУ НЕКРАСОВА ЗА ПРОПИСКУ ТИТУЛА ГОСУДАРЯ И О НАКАЗАНИИ БАТОГАМИ ГУБНОГО ДЬЯКА КОРОБОВА, КОТОРЫЙ ТУ ОТПИСКУ ЧИТАЛ ПЕРЕД РАЗБОЙНЫМ ПРИКАЗОМ. (1663 г.)
Печатается по: ПСЗ. Т.1. № 351. С. 584.
Орловскаго губнаго старосту Алфима Некрасова, что он Алфим в отписке своей великаго государя именованье прописал, посадить на Москве в тюрьму на неделю, а губнаго дьяка Марку Коробова, которой ту отписку читал перед Разбойным приказом, сняв рубашку, вместо кнута, бить батоги нещадно.


ИМЕННОЙ ЦАРСКИЙ УКАЗ "ОБ УРЕЗАНИИ ЯЗЫКА ПРОНЬКЕ КОЗУЛИНУ, ЕСЛИ ПО РОЗЫСКУ ОКАЖЕТСЯ, ЧТО ОН НАЗЫВАЛ ДЕМКУ ПРОКОФЬЕВА ЦАРЕМ ИВАШКИ ТАТАРИНОВА. 13 сентября 1664 г.
Печатается по: ПСЗ. Т.1. №362. С. 592.
Великий Государь указал, про неистовое слово тюремных сидельцов розспрося, пытать, церковнаго татя Ваську Лукьянова в том, впрямь ли Ивашко Татарин говорил Андрееву сыну Пырьева, Демке Прокофьеву, что он Демка ему господин, а Пронька Козулин в то время Ивашку Татаринову молвил, что тот Демка ему Ивашку царь, а не господин (7); да будет он Васька с пытки скажет против прежняго своего извету, и Ивашку Татарина, и Проньку Козулина по тому ж пытать, впрямь ли он Ивашко Демке Прокофьеву говорил, что он Демка ему господин, а Пронька в то время молвил ему Ивашку, что тот Демка ему Ивашку царь, а не господин. Да будет он Пронька в том слове повинится, что он Ивашку Татарину молвил, что Демка Прокофьев ему Ивашку царь, а не господин: и за то, указал великий государь, ему Проньке урезать языка; а будет по роспросным и пыточным речам про то сыщется, как Ивашко Татарин говорил Демке Прокофьеву, что он Демка ему господин, а Пронька Козулин в то время молвил, что тот Демка тому Ивашку царь, а не господин, затеяли напрасно; и про то указал великий государь к себе великому государю отписать тотчас, и о том послать свою великаго государя грамоту в Переславль Рязанской.


ДОГОВОР, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ СО ШВЕЦИЕЮ ПРИ РЕКЕ ПЛЮСЕ "О УНИЧТОЖЕНИИ С ОБЕИХ СТОРОН ВСЕХ ПРОТИВНОСТЕЙ, УЧИНЕННЫХ С ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕЧНАГО В КАРДИСЕ МИРА…". 12 октября 1666 г. (фрагмент)
Печатается по: ПСЗ. Т.1. № 395. С. 642-643.

<…> 2. Договорено и совершено, что велеможнейшему государю, его королевскому величеству в титлах со стороны от великаго государя, от его царскаго величества, в его царскаго величества грамотах и во всяких письмах писати, как его королевское величество сам себя описует. А особно в его королевскаго величества титлах писати велеможнейшешаго и высокорожденнаго князя и государя, государя Карлуса и государя над Ижерской (8) землею. Также и велеможнейшаго государя, его королевскаго величества с стороны, в его королевскаго величества грамотах и в иных во всяких письмах великаго государя, его царскаго величества в титлах такоюж мерою воздану быти.


ДОГОВОР О ПЕРЕМИРИИ НА 13 ЛЕТ И 6 МЕСЯЦЕВ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ РОССИЙСКИМ И ПОЛЬСКИМ, УЧИНЕННЫЙ НА СЪЕЗДЕ В ДЕРЕВНЕ АНДРУСОВЕ ПОЛНОМОЧНЫМИ ПОСЛАМИ (9). 30 января 1667 г. (фрагмент) Печатается по: ПСЗ. Т.1. № 398. С. 658
<…> 2. (10) А наияснейшаго великаго государя, его королевскаго величества, також и великаго государя, его царского величества, их государския именования и титлы написаны на обе стороны быти имеют, в их государских грамотах и во всяких письмах, как в нынешней записи и в начале написано есть (11), без умаления и переменения, даже, даст Господь Бог, до постановления вечнаго покоя, також и в порубежных городех будучие сенаторы и воеводы и гетманы, и всякого уряду и чину, кому где ведать надлежати будет, и с другой стороны бояре и воеводы и приказные люди, по указу великих государей своих, их государския именования и титлы во всяких письмах, против нынешняго нашего постановления, как в начале именовано, писати имеют, постерегая того, чтоб до недружбы причина ни в чем давана не была; а отпуски всякие из канцелярии его королевского величества и от порубежных корун и Великаго княжества Литовскаго, не русским письмом, как до войны было, но польским языком, как до сих мест во время нынешней войны делалось, выходити имеют.


ИМЕННОЙ ЦАРСКИЙ УКАЗ "О ТИТУЛАХ ЦАРСКОМ И ГОСУДАРЕВОЙ ПЕЧАТИ" (12) (1667 г.)
Печатается по: ПСЗ, Т.1, № 421. С. 735-738.

В лето 7153 (1645) июля в 12 день, в день недельный, на понедельник в начале третьяго часа нощи благочестивый и христолюбивый великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович, всея России самодержец, ко Господу отъиде, и скипетр Российского царствия восприя сын его, благочестивый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, вся России самодержец, и по милости и благодати Всесвятыя и Животворящия Троицы, и по приказу и благословению отца своего государева, блаженныя памяти, благого и праведнаго, наипаче во царе пресветлейшаго и всякия похвалы превозшедшаго великаго государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, и многих государств государя и обладателя, Богом дарованный и Богом превознесенный и Богом превозлюбленный великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея России самодержец, изволи на прародительский отца своего великаго государя царский превысочайший престол, на великия и преславныя государства, на Владимирское и Московское и Новгородское, и на царство Казанское и Астраханское и Сибирское, и на все новоприбылыя государства, иже в державе и во области Российского царства взяты, и царским венцем и диадимою венчатися и святым и великим многоценным миром помазатися, и скипетр отца своего, великаго государя и прежних великих государей, царей и великих князей Российских и яблоко владомое, в руку свою восприяти по царскому древнему чину и достоинству, от руки великаго господина кир Иоасафа, патриарха Московскаго и всея России и всего Освященного Собора во 154 (1645) году сентября в 28 день, на память праведнаго отца Харитона исповедника, и во окрестныя государства к великим государем христианским и мусульманских государств обвестить изволил своими царскаго величества грамотами с послы и с посланники и с гонцы, а в грамотах его великаго государя именование и титла писаны по сему:

Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея России самодержец, Владимирский, Московский и Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовския земли, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея Северныя страны повелитель и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкаских и Горских князей и иных многих государств государь и обладатель.

А Российского царствия печать была такова: в круге орла вырезано было великого государя именование и титла полная, как написано выше сего.

А в прошлом во 161 (1653) году били челом великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, Войска Запорожскаго гетман Богдан Хмельницкой, со всем войском Яна Казимира короля, в подданство, что им от короля и от Речи Посполитой учало быть гонение, и благочестивыя Церкви греческаго закона превращать в костелы и в унию.

А великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, Войска Запорожскаго гетмана Богдана Хмельницкаго и все Войско Запорожское, для единыя христианския веры, пожаловал, под свою царскую самодержавную руку их и с городами и землями обеих сторон Днепра приняти изволил.

А в прошлом во 162 (1654) году и во 163 (1655) и 164 (1656) годех, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, за неправды и за нарушение вечного докончания польского Яна Казимира короля и панов Рад и всей Речи Посполитой, что после вечного докончания такия многия неправды с польской стороны деялись, великого государя, нашего царскаго величества отцу, блаженныя памяти великому государю, царю и великому князю Михаилу Феодоровичу, всея России самодержцу и деду его государеву, блаженныя памяти великому государю, святейшему патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея России, ему великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, его царскому величеству и всему Российскому царствию, учинены злыя и бесчестныя укоризны и хулы не токмо великим государем христианским, помазанником Божиим, но и простому человеку слышати не годится.

А по многим королевскаго величества грамотам и по польским договором и утверждению и по сеймовым конституциям, исправления в том никакого не учинено, и вечное докончание наруша явным свидетельством, великий государь, его царское величество, не стерпя польского короля и панов Рад многих злых досадительств и вечному докончанию явного нарушения, обослався о том со окрестными великими государи христианскими, и прося у Всемилостиваго, в Троице славимаго Бога, милости, взем на помощь непобедимое оружие, Святый и Животворящий Крест Господень, им же победи первый благочестивый греческий царь Константин Максентия, взбранной воеводы и заступницы Пресвятыя Богородицы чудотворный образ Влахернской, которым избавила Царьград от нашествия иноплеменных, и за молитв святых российских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, на польского короля изволил идти войною, своею царского величества особою и своими царского величества с подданными царевичи, с грузинским и с касимовским и с сибирскими, и с бояры, и воеводы и со многими ратными конными и пешими людьми.

А пособием Божиим, и крепко-сильным воеводством Пресвятыя Владычецы Богородицы, Заступницы христианския, и силою Честнаго и Животворящаго Креста Господня и за молитвою российских чудотворцев, великому государю, его царскому величеству, по его царской правде, в тех походех не токмо искон и вечныя его царского величества отчины, великия княжества Смоленск и Чернигов, которыя в прежние лета неправдою от Московского государства были отторгнуты, праведно назад возвращены, но еще город Великого княжества Литовскаго Вильню и многия воеводства и Малую и Белую Русь и всю Волынь и Подолие, и в Короне Польской многия места Господь Бог поручи, и с той войны, великий государь, его царское величество изволил в своих царского величества грамотах, писатися по сему:

Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Литовский, Смоленский, Тверский, Волынский, Подольский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кандийский, Витебский, Мстиславский, и всея Северныя страны повелитель и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей, и иных многих государств и земель, восточных и западных и северных, отчич и дедич и наследник и государь и обладатель.

А к великому государю, окрестных государств великие государи в грамотах своих писали его царскаго величества именования и титла против того ж.

А во 175 (1667) году, по указу великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его царского величества великие и полномочные послы, окольничей и наместник Шатской Афанасей Лаврентьевич Ордин-Нащокин с товарищи, будучи на съезде с польскими великими ж и полномочными послы и коммисары, с Юрьем Королом на Дубровне, Глебовичем Генеральным княжества Жмудскаго и борисовским старостою с товарищи, учинили, меж великим государем, его царским величеством и меж великим государем Яном Казимиром королем Польским, его королевским величеством, и меж их обеими государствы перемирье на 13 лет и на 6 месяцов.

По объявлении того перемирнаго договору, по указу великаго государя посыланы во окрестныя государства, его царского величества с грамоты послы и посланники и посланные.

А в грамотах своих, великий государь его царское величество к окрестным государем, свое царское именование и титла писал таковы:

Мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных государств, и великий князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея Северныя страны повелитель и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских князей, и иных многих государств и земель, восточных и западных и северных, отчич и дедич и наследник и государь и обладатель.

А печать царственная большая, по указу великаго государя, с того перемирнаго договору, сделана новая таковая:

Орел двоеглавый есть герб державный, великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его царскаго величества Российскаго царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя царства, покаряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царскаго величества милостивейшаго государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть; а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми, образуют восточных и западных и северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника; в пазноктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго государя, его царского величества самодержца и обладателя.


 

ЗАПИСЬ, УЧИНЕННАЯ В МОСКВЕ МЕЖДУ РОССИЙСКИМ И ЦЕСАРСКИМ (13) ДВОРАМИ "О ВРУЧЕНИИ ПОСЛАМ ГРАМОТ ИЗ РУК САМИХ ГОСУДАРЕЙ; О ТИТУЛОВАНИИ РОССИЙСКАГО ГОСУДАРЯ ВЕЛИЧЕСТВО, А НЕ ПРЕСВЕТЛЕЙШЕСТВО…" 9 октября 1675 г. (фрагмент)
Печатается по: ПСЗ. Т.1. № 610. С. 1009-1014.


<…> А сверх того в тех же ответах (14), и то вы, великаго государя, его царскаго величества ближний боярин и думной дьяк нам, великаго государя его цесарскаго величества чрезвычайным посланником объявили, что к великому государю, к его царскому величеству в титле пишет государь наш цесарское величество в грамотах своих пресветлейшество, а не величество, и иные христианские великие государи пишут в грамотах своих к его царскому величеству, в титле царское величество, и то они чинят по должности, потому что то дано от Бога, и тех окрестных великих государей грамоты нам на свидетельство объявили, и потребовали есте с нами цесарскаго величества посланники о том учинить договор, чтоб его цесарское величество впредь поволил в грамотах своих к его царскому величеству писать в титле величество, а не пресветлейшество, и послом и посланником приказал бы в письмах и в речах по томуж, величество, а не пресветлейшество, как и царское величество к цесарскому величеству всегда в грамотах пишет величество, а не пресветлейшество, а буде того учинить не повелит, и впредь буде писать к царскому величеству, пресветлейшество ж, а не величество, тогда и царское величество, по тому ж склонен будет к цесарскому величеству писать в титле пресветлейшество, а не величество.

И на то, его цесарскаго величества чрезвычайные посланники вам, его царскаго величества ближнему боярину и думному дьяку с товарищи, отповедь чиним о титле величества что достоит; и та всегда единому Римскому цесарю належит, и никто еще не объявился цесарю в том противен, или б упорно стоял, и чаем, что и его царское величество о том не взочнет, а что достоит королем, и цесарское величество тем воздает в титле пресветлейшество, по обыкновению древнему, как в канцеляриях повелось, чего переменити не возможно; и удивляемся, что вы ныне от нас желаете титлу написати величество, а может царское величество удоволитися титлою пресветлейшеством, как и иные короли, и как изстари за много лет пересылки меж цесари Римскими и цари Московскими бывали, которую титлу пресветлейшество дал цесарь Рудольф второй, еще в лето 1600 будущему царю и великому князю Борису Феодоровичу (15), также и в лето 1607 царю Василью Иоанновичу (16), и после сего и его наследником, во владение нынешняго нашего великаго государя, его цесарскаго величества лето 1655 не токмо в грамотах, но и устно чрез бывшаго цесарскаго посланника Аллегрета, тое титлу пресветлейшество давали, и вы желали есте, чтоб приписать одно слово царскому пресветлейшеству, и мы то слово писали, и его цесарское величество, всегда титлу так царскому величеству писал, и царское величество принимал то без спору, и не смотрел на то, что иные короли и великие государи пишут ему величество, и тем не возможно цесарское величество обязати, чтоб ему отставить обыкновенной обычай, как в канцелярии повелось, а цесарскаго величества посланники и ближние люди всегда царскаго величества посланником словесно и на письме тое ж титлу пресветлейшество давали, и от них то восприяли безо всякаго спору; а сверх того, его царскаго величества чрезвычайные посланники, за семь дней бытия своего на приезде (17) на письме царским ближним подали, и в речи говорили тое ж титлу, и против того никакого ж спору не учинили, и после сего на приезде, и в ответах потому ж говорили и писали, и немочно нам посланником в том уверения без указу цесарскаго величества учинить и совершить, чтоб его цесарскому величеству писать в грамотах своих к царскому величеству в титле величество, разве нам будет на то указ; а буде вам то надобно, чтоб мы цесарские посланники, титлу величество его царскому величеству писали, и в том мы не будем противны, но готовы его царскому величеству впредь писать таким подобием, чтоб цесарскому величеству не было то не к почитанию и умалению, а сверх того желаем между обоими великими потентаты братския дружбы, приятства и любовь воздержати и сохранити навсегда.

И на то наше цесарскаго величества посланников склонение вы, его царскаго величества ближний боярин и думной дьяк с товарищи удовольствовались, и говорили нам цесарским чрезвычайным посланником, чтоб нам в наших речах и письмах писать вместо пресветлейшества титлу величество, для того, чтоб царское и цесарское величество, обои высокие персоны, были в равной чести, а сверх сего вы у нас желали, чтоб мы то нашему великому государю его цесарскому величеству верно предложили, и мы цесарские чрезвычайные посланники то учинити вас обнадежили, и на то мы ожидаем от вас, царскаго величества ближняго боярина и думнаго дьяка с товарищи, чтоб вы нам, цесарскаго величества чрезвычайным посланником, против того свое письмо дали за руками.


ИМЕННОЙ ЦАРСКИЙ УКАЗ "О НЕПИСАНИИ В ПРОСЬБАХ К ГОСУДАРЮ ВЫРАЖЕНИЯ, ЧТОБЫ ОН ПОЖАЛОВАЛ, УМИЛОСЕРДИЛСЯ КАК БОГ" 8 июня 1680 г.
Печатается по: ПСЗ. Т.2. № 826. С. 268-269.

Стольники и стряпчие и дворяне московские и жильцы! Великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич велел вам сказать: ведомо ему, великому государю, учинилось по вашим челобитным, по которым вы напред сего бивали челом и ныне бьете челом ему, великому государю, и на выходех подаете челобитныя, а в тех своих челобитных пишете, чтоб он великий государь пожаловал, умилосердился как Бог; и то слов в челобитных писать непристойно; а писать бы вам в прошении о своих делех: для прилучившагося котораго наставшаго праздника и для его государскаго многолетнаго здравия. А впредь бы вам по вышеписанному, как вы наперед сего писывали, не писать; а если кто впредь дерзнет так писать, и тем за то от него великаго государя быть в великой опале. <…>


ИМЕННОЙ ЦАРСКИЙ УКАЗ "О НЕЧИНЕНИИ ЗЕМНЫХ ПОКЛОНОВ БОЯРАМ, ДУМНЫМ И БЛИЖНИМ ЛЮДЯМ, А ТОЛЬКО ЦАРЮ…" (18) 3 июля 1681 г.
Печатается по: ПСЗ. Т.2. № 875. С. 329.

Стольники и стряпчие и дворяне и жильцы и иных чинов служилые люди! Великий государь велел вам сказать: ведомо ему, великому государю учинилось, что из вас многие бояром и думным и ближним людем на дороге, где случится съехаться, с лошадей сходите, кланяетеся в землю не по обычаю, чего из давных лет при державе деда его государева, блаженныя памяти, великаго государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России, и при отце его государеве, блаженныя памяти, великаго государя царя и великаго Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, ни кому не было чего и не повелось, а с лошадей вам сходить пристойно и бить челом одному ему великому государю.

И вам бы впредь их бояр и думных и ближних людей почитать и достойную им честь воздавать, а где на дороге случится кому с ними съехаться: и вам с лошадей не сходить, и уступя с дороги поворотя на лошади кланяться по обычаю.


ГРАМОТА СТОЛЬНИКУ И ВОЕВОДЕ БЕЛЬСКОМУ БОБАРЫКИНУ "О ПИСАНИИ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ ЦАРСКАГО ТИТУЛА: ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ И СЫНУ ЕГО ЦАРЕВИЧУ АЛЕКСЕЮ АЛЕКСЕЕВИЧУ ВСЕЯ Ж ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОССИИ" (19) 19 сентября 1655 г.
Печатается по: ПСЗ. Т.1. №167. С. 370.
Указали мы, великий государь, в наших грамотах и в отпискех наше государское именование писать всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец; а сына нашего государева благовернаго государя царевича и великаго князя Алексея Алексеевича писать всея ж Великия и Малыя и Белыя России. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б на Белой и в Бельском уезде нашего царскаго величества и сына нашего государева благовернаго царевича и великаго князя Алексея Алексеевича титлу в отпискех к нам, и к сыну нашему к государю царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России писал, и в челобитных и во всяких наших делех велел писать против сего нашего указу.


ГРАМОТА БОЯРИНУ КУРАКИНУ С ТОВАРИЩИ "ОБ ОТНОШЕНИИ ПО ВСЕМ НУЖНЫМ ДЕЛАМ К ЦАРЕВИЧУ АЛЕКСЕЮ АЛЕКСЕЕВИЧУ (20)" 31 августа 1656 г.
Печатается по: ПСЗ. Т.1. № 190. С. 402

Как к вам ся наша грамота придет, и вы б, оберегая отца нашего, великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца здоровье, о всяких наших делах ко отцу нашему, к нему, великому государю, не писали и гонцов ни с какими нашими делами не посылали, а писали б о больших и о нужных наших делах к нам, великому государю, царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России, и мы о тех делех учнем писати ко отцу нашему, великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, а присылали б есте с отписками к заставе гонцов, которые грамоты умеют и честь горазды, а неграмотных людей гонцов с отписками к нам не посылали.


ГРАМОТА В СИБИРЬ ТУРИНСКОМУ ВОЕВОДЕ ЕРЕМЕЮ ПЯТАГО "О ПИСАНИИ ВПРЕДЬ В ОТПИСКАХ И ВО ВСЯКИХ ДЕЛАХ ОДНОГО ТОЛЬКО ЦАРСКАГО ИМЕНИ, НЕ ПРИСОЕДИНЯЯ К ОНОМУ ЦАРСКИХ ДЕТЕЙ, БРАТЬЕВ И ПРОЧ." (21) 8 декабря 1677 г.
Печатается по: ПСЗ. Т.2. № 709. С. 147.

Указали мы, великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, из сибирских городов к нам, великому государю, в отписках и во всяких наших государевых, также и в Сибири челобитчиков и во всяких делах писать одно наше государское именование, как писано при деде нашем государеве, блаженныя памяти при великом государе, царе и великом князе Михаиле Феодоровиче, всея Руссии самодержце и при отце нашем государеве, блаженныя памяти при великом государе, царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержце до 163 (1654/1655) года; а что писали к отцу нашему государеву, блаженныя памяти к великому государю и к детем его государским к нам, великому государю, и к братьям нашим, и то учинилось вновь, как учинились походы отца нашего государя против недругов польскаго короля и иных. И как к тебе ся наша великаго государя грамота придет, и ты б учинил по сему нашему великаго государя указу.

 

ПРИМЕЧАНИЯ К ПУБЛИКАЦИИ ТЕКСТОВ:
1. Статьи о титулах — непременная часть международных соглашений между странами с монархическим типом правления. Показателем международного престижа каждого такого государства являлось правильность титулования его главы. В силу этого каждая страна была заинтересована в том, чтобы, с одной стороны, не допускалось "прописок в титуле" впредь, с другой, — чтобы были наказаны лица, виновные в совершенных прописках. Особое значение правильность титулования государя имела в случаях взаимоотношений с основными соперниками или партнерами на международной арене. Для России XVII в. основным соперником являлась Польша. Именно в Польшу Россия направляла наиболее представительные посольства. Дипломатические переговоры с этим государством, чаще всего, происходили на уровне великих послов или же на посольских съездах. Особое значение вопросы титулования приобретали в первые годы правления нового монарха. В этот период противная сторона могла самовольно пойти на "умаление" титула, и тем самым навязать России новый, не выгодный для нее уровень взаимоотношений.

2. Документ отражает обычную для XVII века практику, согласно которой при завоевании той или иной территории до подписания международных соглашений, регулирующих ее статус и принадлежность, государь-завоеватель вносил название этой территории в свой титул.

3. Дипломатические нормы XVII в. предписывали странам, находившимся в состоянии мира, при обращении к государю другой державы писать в документах титул "потентата" таким образом, как принято в его стране ("как он сам себя описует"). Это правило нарушалось в случае войны между государствами. В 1656—1658 гг. Россия находилась в состоянии войны со Швецией, что и сказалось на шведских документах. Только 20 декабря 1658 г. был подписан Валиесарский договор. В период подготовки к нему и после его подписания вступали в силу правила титулования "мирного времени".

4. Формула в титуле "и многим иным государствам и землям, восточным и западным и северным отчич и дедич и наследник и государь и обладатель" с точки зрения стран, имевших дипломатические отношения с Россией, часто рассматривалась (в силу своей неконкретности и обтекаемости) как претензия России на те же территории, на которые претендовали сами эти страны. Российская сторона осознавала этот факт, но не собиралась отказываться от своих территориальных претензий.
Помимо этого Россию заботил факт международного признания наследственного права русских государей на те территории, которые Россия считала своими. В этом случае особым фактором выступала молодость новой династии — династии Романовых. Под "отчичами" и "дедичами" можно было подразумевать как те территории, что когда-либо принадлежали России, были утеряны и вновь возвращены; так и всю территорию России. В отношении последней молодой династии было крайне важно добиться международного признания занятия Романовыми Российского престола, признания того, что они законные наследники Рюриковичей.

5. "Были в ответе" — вели переговоры с представителями Ответной палаты, временного государственного органа (комиссии), специально назначавшейся русским царем для переговоров и иностранными дипломатами.

6. Документ составлен в тот период, когда Велиесарский договор еще не был подписан, шли подготовления к нему.

7. Данный документ, хотя и не имеет отношения к эволюции царского титула или закреплению международной практики титулования московского царя, между тем наглядно иллюстрирует закрепившиеся в общественном сознании и официальной идеологии нормы отношения к государю и царской власти в целом. К середине XVII века за сто с небольшим лет после принятия царского титула Иваном Грозным, этот титул прочно закрепился за российскими государями. В общественном сознании утвердилось мнение, что в государстве может быть только один царь, в то время как ранее великий князь был лишь первым среди других князей. Всякое посягательство не только на жизнь и здоровье царя, но и на его титул стало рассматриваться как посягательство на власть. В силу этого дело, касавшееся разбирательств между "тюремными сидельцами" приобрело значение государственного преступления, рассматривалось на высшем уровне.

8. Ижорская земля — исконно русская территория (с 1228 г. — владение Великого Новгорода, с 1478 г. в составе Русского государства); в 1581-1590, 1609-1702 гг. была оккупирована Швецией. Россия претендовала на эти земли, в силу чего Швеция старалась закрепить свои претензии на данную территорию. Поскольку в XVII в. титул выполнял как одну из функций закрепление территорий в короне, то шведская сторона обращала особое внимание на написание в титуле своего короля именно тех земель, на которые распространялись претензии других государств, в частности — России.

9. Андрусовское перемирие (30 января 1667 г.) на 13 с половиной лет завершило русско-польскую войну. России были возвращены Смоленск, а также земли к востоку от Днепра. Речь Посполитая признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией, но Белоруссия оставалась под ее владычеством. Россия приобретала и Киев, расположенный на правом берегу Днепра, но только на 2 года. Позднее условия Андрусовского перемирия закрепил Вечный мир (1686 г.), согласно которому Киев на вечные времена оставался за Россией.

10. Статья 2 Соглашения о перемирии касается титулов русского и польского государей.

11. Царский и королевский титулы в настоящем документы записаны следующим образом:
"Наияснейший и великий государь, Ян Казимир, Божиею милостию, король Польский и Свейский, великий князь Литовский, Русский и иных, его королевское величество;
Божиею милостию, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, и многих государств и земель восточных, западных и северных отчич, дедич, наследник, государь и обладатель, его царское величество". (ПСЗ. Т.1. № 398. С.657)

12. Появление данного документа в этот период не случайно, а связано с выходом России из состояния важнейшей войны периода Алексея Михайловича с Польшей. Подписание Андрусовского перемирия закрепило за Россией новые земли, что требовало немедленного отражения в государевом титуле.

13. "Цесарский двор" — Священная Римская империи — государственное объединение, основанное германским королем Оттоном I и просуществовавшее с 962 по 1806 г. С конца XV века носила название "Священная Римская империя германской нации". В разные периоды истории включала в себя Северную и Среднюю Италию (с Римом), Чехию, Бургундию (Арелат), Нидерланды, швейцарские и другие земли. Во главе — император (кайзер), избиравшийся коллегией духовных и светских курфюрстов. С 1648 г. (Вестфальский мир) империя превратилась в конгломерат независимых государств, окончательно ликвидировавшийся в ходе наполеоновских войн. С середины XVII в. власть императора стала номинальной, но формальные претензии на обширные владения по-прежнему остались и выражались в императорском титуле. В 1675 г. императорский титул в русском переводе того времени звучал следующим образом: "Пресветлейший и вельможнейший и непобедимый князь и великий государь, Леопольдус, Божиею милостию избранный цасарь Римский, всегда прибавитель, Германский, Венгерский, Ческий, Далматцкий, Кроатцкий, Словеский и иных король, арц-арцух Аустрийский, арцух Бургундский, Брабантский, Стырский, Каринский, Карниольский и иных; марграф Моравский, арцух Луцембурский, и вышней и нижней Шленския земли, Виртембергский и Тецкий, князь Швабския земли, граф Габшпурский, Тирольский, Веррецкий, Кибурский и Горитский, ландграф Алехтцкий, святаго Римскаго государства марграф Бурговский и Вышния и Нижния Лусации, государь марграфства Склавонскаго, Портенавскаго и Салинскаго, его царское величество". (ПСЗ. Т.1. С. 1009-1010).

14. В данном случае для переговоров с представителями Римской империи в Ответную палату входили ближний боярин и наместник Серпуховской Артамон Сергеевич Матвеев; думный дьяк Григорий Карпович Богданов; Василий Бобинин; Емельян Украинцев. Главой палаты выступал А.С. Матвеев. Одновременно с этим Матвеев — начальник Посольского приказа, фактически глава правительства. Основными переговорщиками выступали А.С. Матвеев и Г.К. Карпов; В. Бобинин и Е. Украинцев числились их "товарищами".

15. Борис Феодорович — Борис Годунов.

16. Василий Иоаннович — Василий Шуйский.

17."на приезде" — во время первого официального приема иностранных дипломатов русским государем. (Последний прием называется "отпуск" — "на отпуске")

18. Этот указ — один из многих, нацеленных на поднятие престижа царской власти, напрямую связанного со значительным разграничение почестей, воздаваемых государя по сравнению со всеми его подданными, сколь высокородными и знатными они бы не являлись.

19. В царствование Алексея Михайловича появилась и культивировалась политика, направленная на усиление статуса наследника престола. В первую очередь, она выразилась в официальном его объявлении перед всем народом. ("Чин объявления наследника" см. ниже). Одновременно с этим особое положение наследника закреплялось через практику его официального титулования. При этом эволюция титула наследника напрямую зависела от изменений в титуле его отца — царя. В целом политика поднятия статуса наследника — одно из проявлений идеи наследственности власти Романовых от Рюриковичей и в роде самих Романовых, связанной с мерами по укреплению положения династии.

20. Политика усиления роли и статуса наследника выражалась не только в новшествах титулования, но и попытках ввести царевича в систему государственного управления. В данном случае речь идет о взаимодействие между царем, находившимся вне Москвы и Комиссией "на Москве" — официальным временным государственным органом, которому поручалось ведение дел высшей власти в столице на период отсутствия государя. Грамота явно отражает стремление царя Алексея Михайловича поставить над официальным главой Комиссии, назначавшимся из представителей родовитой аристократии, царевича.

21. Практика, введенная Алексеем Михайловичем и связанная с написанием в разного рода документах, адресованных царю, имен его наследников, не могла устраивать его сына Федора Алексеевича. Став царем в 1676 г. по смерти своего отца Федор Алексеевич столкнулся с проблемой борьбой кланов Милославских и Нарышкиных. Как известно, царь Алексей Михайлович был женат дважды, первый раз на Марии Ильиничне Милославской, второй — на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Из оставшихся в живых после его смерти царевичей Федор и Иван были по матери Милославскими, Петр — Нарышкиным. Проблема наследования власти при Федоре решалась не столь просто, как при его отце; усиливать статус и позиции братьев при отсутствии сына для Федора была крайне опасно.


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру