Российское самодержавие XVII века в сочинении Григория Котошихина

17. А бывают они, бояре, и думные люди, и власти у царя на обеде на Господския празники и на иныя нарочитые дни, и на его царские и царицыны, и царевичей, и царевен имянины, так же и в те дни, когда которой царь или царица, и царевичи, и царевны преставилися, и творят по них погодно поминание, или как бывают иных государств послы на обеде; а кроме таких дней, они, бояре и власти, у царя не обедают никогда.


ГЛАВА VII. О ПРИКАЗЕХ (86)
1. Приказ Тайных Дел; а в нем сидит диак да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные; и в тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подьячие с послами в государства и на посолские съезды, и в войну с воеводами для того, что послы в своих посолствах много чинят не к чести своему государю, в проезде и в разговорных речах, как о том писано выше сего в посолской статье, а воеводы в полкех много неправды чинят над ратными людми, и те подьячие над послы и над воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают; и которые послы или воеводы, ведая в делах неисправление свое и страшась царского гневу, и они тех подьячих дарят и почитают выше их меры, чтоб они, будучи при царе, их послов, выславляли, а худым не поносили. А устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали.

Да в том же приказе ведомы гранатного дела мастеры и всякое гранатное дело и заводы, а на строение того гранатного дела и на заводы денги, на покупку и на жалованье мастеровым людем емлют из розных приказов, откуды царь велит. Да в том же приказе ведомо царская летняя потеха, птицы, кречеты, соколы, ястребы, челики и иные; а бывает теми птицами потеха на лебеди, на гуси, на утки, на жеравли и на иные птицы и на зайцы, и учинен для тое потехи под Москвою Потешной двор; да для тое же потехи и для учения учинены соколники со 100 человек, и, на том дворе летом и зимою бывают у птиц бесперестанно, и днюют и ночюют по переменам человек по 20, а честию те соколники против жилцов и стремянных конюхов, люди, пожалованные денежным жалованьем и платьем погодно и поместьями, и вотчинами, и будучи у тех птиц, пьют и едят царское; а будет у царя всяких потешных птиц болши 3000, и корм, мясо говяжье и боранье, идет тем птицам с царского двора; да для ловли и для учения тех же птиц на Москве и в городех, и в Сибири учинены кречетники и помощники болши 100 человек, люди пожалованные ж; а ловят тех птиц под Москвою и в городех, и в Сибири над озерами и над болшими реками на берегах по песком голубми и сетми; и, наловя, тех птиц привозят к Москве болши 200 на год; и посылаются те птицы в Персию с послы и куды лучится, и перситцкой шах те птицы от царя принимает за великие подарки и ставит ценою те птицы рублев по 100 и по 200, и по 500, и по 1000, и болши, смотря по птице; да на корм тем птицам и для ловли емлют они, кречетники и помощники, голуби во всем Московском государстве, у кого б ни были, и имав, привозят к Москве ж, а на Москве тем голубям устроен двор же, и будет тех голубей болши 100 000 гнезд, а корм, ржаные и пшеничные высевки, идут з Житенного двора.


ГЛАВА VIII. О ВЛАДЕТЕЛСТВЕ ЦАРСТВ И ГОСУДАРСТВ, И ЗЕМЕЛЬ, И ГОРОДОВ, КОТОРЫЕ ПОД РОССИЙСКИМ ЦАРСТВОМ ЛЕЖАТ, И ТЕХ ГОСУДАРСТВ О ВОЕВОДЕХ (87)
<…> 4. А бывает в городы к бояром и воеводам, и приказным людем о всяких делех посылаются указы, пишутца грамоты таким обычаем: "От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, боярину нашему и воеводам князю Якову Куденетовичу Черкаскому" или: "князю Ивану Алексеевичу Воротынскому с товарыщи"; а потом дело. Так же и к середним воеводам против того ж: кто князь или столник и стряпчей, и его имянуют чин, потом имя; а к простому дворянину толко имя его и отчество, и прозвание (88).

А пишетца та титла "всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец" не изстари, внове, при нынешнем царе, как учинились в вечном подданстве Малая Росия, войско Запорожское, гетман Богдан Хмелницкой с казаками и со всеми черкаскими городами (89).

Великою Росиею прозвано Московское государство; Белая Росия — белорусцы, которые живут около Смоленска и Полотцка и в ыных городех.

Вопрос. Для чего пишетца "самодержцем"?

Ответ. Как прежние цари после царя Ивана Васильевича обираны на царство, и на них были иманы писма, что им быть не жестким и непалчивым, без суда и без вины никого не казнити ни за что и мыслити о всяких делах з бояры и з думными людми сопча, а без ведомости их тайно и явно никаких дел не делати. А нынешняго царя обрали на царство, а писма он на себя не дал никакого, что прежние цари давывали; и не спрашивали потому, что разумели его гораздо тихим, и потому наивышшее пишетца "самодержцем" и государство свое правит по своей воли. И с кем похочет учинити войну и покой, и по покою что кому по дружбе отдати или какую помочь чинити, или и иные всякие великие и малые своего государства дела похочет по своей мысли учинити з бояры и з думными людми спрашиваетца о том мало; в его воле, что хочет, то учинити может. Однако, кого из бояр и из думных и ис простых людей любит и жалует, спрашиваетца и советует с ними о всяких делех. А отец его, блаженныя памяти царь Михаиле Федорович, хотя "самодержцем" писался, однако, без боярского совету не мог делати ничего.

Таким же обычаем посылаются грамоты и на посолства к послом: "От царя и великого князя имрк" и титлы; а потом "нашим великим и полномочным послом", одного имя пишут "с товарыщи" или времянем всех по имяном (90).

Да к ним же, к бояром и воеводам, посылаются грамоты, по их письму (91), как они которого году учинят в податех и во всяких делех и промыслех прибыль; так же, которые бояры и воеводы бывают на войне и учинят над неприятелем поиск или послы на съездех постановят вечной договор или перемирье, и к ним посылаются грамоты с милостивым словом за их раденье и службу, пишут таким обычаем: "Писали они, бояре и воеводы, что которого году учинили прибыли и иного раденья"; или: "ис полков воеводы ж, что Божиею помощию и заступлением Богородицыным и всех святых, и его царскою молитвою и счастием, учинился им над неприятелем поиск"; или: "послы учинили посолство, по его царскому изволению, и мы, великий государь, за вашу верную службу и раденье жалуем, милостиво похваляем, и во всем бы были они надежды на его царскую милость, а служба их у него, великого государя, забвенна не будет".

5. А которому боярину и воеводе и приказным людем, или послом и посланником, и гонцом, или кто к какому делу будет уставлен, лучитца писати к царю против всяких дел отписки, и они пишут таким обычаем: "Государю царю и великому князю", имя его и титла против такого ж обычая, как и в грамотах царских пишется к ним, а по титле: "холоп твой Янка Черкаской, Ивашко Воротынской" или кто-нибудь "с товарыщи (или и один) челом бьют (челом бьет)"; потом дело; а княжеством ся не пишут и чину своего не поминают.

6. А кому лучитца о каких делех бити челом царю самому и в приказех судьям, и в городех, и в войне воеводам или послом, и в челобитных своих пишут бояре и околничие, и думные, и всякого чину служилые люди: "Царю государю и великому князю", имянованья и титла его царская против того ж, что и в отписке, а потом: "бьет челом холоп твой князь или и боярин" и простой человек полуимянем же, без княжества и без чину; а посадцкие люди и крестьяне пишутца в челобитных своих "рабами и сиротами", а не холопми. Так же и жены и дочери всяких чинов людей пишутца в челобитных своих "рабами и сиротами", полуимянем же; а отцов своих и мужей пишут в чилобитных своих целыми имянами, и имянуют прозвище и чин.

А кому бояром и ближним, и всякого чину людем о чем лучитца бити челом царице и царевичам, и царевнам и они пишутся против того ж, что и к царю, "холопми и рабами и сиротами", а их титлы пишут: "Государыне царице и великой княгине имрк"; царевнам: "Государыне царевне и великой княжне имрк", а болши того титл не бывает; а царевичам пишут: "Государю царевичю и великому князю", имя его и титла такова ж, что и царская, а "самодержца" не пишетца.

А власти, патриарх и митрополиты, и иные, и простые чернцы и черницы, и попы пишутца к царю и к царице, и к царевичам, и к царевнам во всяких писмах целыми своими имянами и чинами (92) …


ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Речь идет о царе Иване (Васильевиче) IV (Грозном).

2. В 1552 г. к России присоединена Казань, в 1556 г. — Астрахань, в 1581 г. — Сибирское ханство.

3. Иван Васильевич венчан на царство 16 января 1647 г., первым из Московских великих князей приняв царский титул. После присоединения Казани и Астрахани Иван IV принял также титул царя Казанского и Астраханского.

4. Наивысшего пика террор в царствование Ивана Грозного достиг в период опричнины (1565-1572 гг.).

5. Речь идет об убийстве Иваном Грозным его старшего сына царевича Ивана Ивановича в 1581 г. Орудием убийства послужил жезл.

6. Таким способом был убит митрополит Филипп (Колычев), выступавший против опричнины, казней невинных людей. За свои действия Филипп был лишен митрополичьего сана и сослан в монастырь, где и убит одним из наиболее доверенных лиц Грозного последнего периода Опричнины — Малютой Скуратовым. (Подробнее см. комментарий к разделу "Письма и послания царя Алексея Михайловича").

7. Федор Иванович — средний сын Ивана Васильевича, русский царь с 1584 по 1598 г.

8. Царевич Дмитрий Ианович — младший сын Ивана Грозного от Марии Нагой, сослан в Углич правительством Федора Ивановича 4 мая 1584 г.

9. Борис Годунов — член опричного двора Ивана Грозного, возвысился благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова Мирии (ок. 1570 г.) и браку царевича Федора Ивановича с сестрой Годунова Ириной (ок. 1574 г.) С 1577 г. — кравчий, с 1580 — боярин. С воцарением Федора стал одним из главных членов правительства, с 1587 г. после ожесточенной борьбы — единоличным правителем государства. Обладал выдающимися способностями государственного деятеля. Скоропостижно умер в 1605 г. в разгар борьбы с Лжедмитрием I.

10. Смерть царевича Дмитрия остается не выясненной до конца. По одной из версий — умер в результате того, что накололся на нож в припадке эпилепсии; по другой — был убит агентами Бориса.

11. После смерти царевича Дмитрия его родственники Нагие распустили слух, что его убили подосланные Годуновым лица. Угличане — посадские люди расправились с подозреваемыми убийцами — дьяком Битяговским и др.

12. В Троице-Сергеевом Монастыре (ныне — Троице-Сергиевой Лавре).

13. Согласно официальной версии беспорядки и пожар в Москве в 1591 г. организовали Нагие, желавшие возмутить недовольство посадских людей против Бориса. Правительства приняло меры по оказанию государственной помощи погорельцам. По распоряжению Б. Годунова им было роздано безвозмездно до 5 000 рублей.

14. Еще в правление Бориса Годунова из-за неурожаев 1601 и 1602 гг. в стране начался голод, приведший к народному восстанию 1603 г.

15. Смутные времена, Смута — период конца XVI — начала XVII вв., отличавшийся политическим и экономическим кризисом, открытыми выступлениями против существующей власти различных слоев общества, обострением международной борьбы.

16. Григорий Отрепьев, бывший монах Чудова монастыря, по некоторым сведениям связанный с кланом Романовых (их лидер Федор Никитиевич Романов (патриарх Филарет — в последствии) в свое время проиграл политическую борьбу Борису Годунову). Отрепьев выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, использовал помощь Сандомирского воеводы Юрия Мнишека для того, чтобы в 1605 г. взойти на Московский престол. В истории известен как Лжедмитрий I.

17. Дочь Юрия Мнишека — Марина 2 мая 1606 г. по приглашению Лжедмитрия прибыла в Москву. Их бракосочетание состоялось 8 мая 1606 г. По брачному контракту Отрепьев обещал подарить ей в удел Псков и Новгород, а ее отцу — Смоленскую и часть Северской земли.

18. Отрепьев тайно принял католичество. Его оценки в историографии крайне противоречивы. Часто его обвиняют в том, что планировал ввести в России католичество.

19. 17 мая 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание против Лжедмитрия I. Лжедмирий был убит. Марина Мнишек и ее отец были арестованы и высланы в Польшу.

20. Летом 1607 г. в Стародубе появился новый самозванец. Назвавший себя Дмитрием, якобы спасшимся в Кремле в ночь на 17 мая 1606 г. в июне 1608 г. он подошел к Москве. Но овладеть ею не смог и расположился лагерем в районе Тушино (под Москвой), отчего и получил прозвище "Тушинский вор".

21. Лжедмитрий II был убит в 1610 г.

22. Василий Иванович Шуйский — русский царь (1606 — 1610 гг.). Несмотря на то, что в ходе Смуты в силу прекращения законной династии существенную роль в выборах государя стали играть Земские соборы, Шуйский был скорее "выкрикнут", нежели избран царем. Важная роль в этом принадлежала сторонникам Шуйского — незначительной группе бояр, попытавшихся захватить власть.

23. Михаил Федорович Романов — первый царь из династии Романовых. Избран на царство Земским собором 1613 г., оставался царем вплоть до своей смерти в 1645 г., но значительным государственным деятелем никогда не был.

24. Котошихин, так же как и официальная идеология (см., например, "Чин поставления на царство Алексея Михайловича"), указывает на родство Романовых с Рюриковичами, проводя одну из важнейших идей XVII в., согласно которой Романовы рассматривались не как новая династия, а законные преемники прежней. В целом, современники видели одну из причин Смуты именно в прекращении законной династии. Ее "восстановление" на престоле осознавалось как возможность прекращения Смуты.

25. Война с Польшей закончилась заключением в 1618 г. Деулинского перемирия сроком на 14,5 лет.

26. Федор Никитич Романов — отец Михаила Романова — в монашестве — Филарет, российский патриарх (1619 — 1633 гг.), фактически осуществлял не только духовное, но и светское управление страной, носил царский титул "великого государя".

27. Г. Котошихин ошибочно пишет, что у Михаила Федоровича был сын Дмитрий, такой же жестокий, как и Иван Грозный. Дмитрий был якобы отравлен.

28. Приводятся сведения о том, что в 1645 г. был собран Земский собор, утвердивший на престоле Алексея Михайловича (1645 — 1676 гг.)

29. Коронование царей в XVII в. проводилось в Успенском соборе Московского Кремля — усыпальнице московским митрополитов и патриархов.(Подробнее см. комментарий к разделу "Чины официальных церемоний")

30. По смыслу следует понимать, напротив, как "могут возненавидеть".

31. Процедуре царской свадьбы в России XVII в. предшествовал обряд "выбора невесты", для чего во дворец приглашали девиц соответствующего возраста из разных социальных слоев, не только аристократии. Причина возникновения данной церемонии крылась в желании русского двора поднять статус царской власти. Поскольку в этот период не практиковались браки с иностранными принцессами, то преимущество государя над его подданными и заключалось в специальной церемонии выбора невесты, присущей исключительно царским свадьбам. (По мнению И. Катаева (Царь Алексей Михайлович м его время. М., 1901. С. 5-6) обряд выбора царской невесты возник еще в XV в., таким образом великий князь Иван III женил своего сына Василия Ивановича).
На смотринах, в которых принимали участие около 200 боярских и дворянских дочерей, Алексей Михайлович выбрал дочь касимовского помещика Рафа (Федора) Всеволожского — Евфимию (Афимью). (Всеволожские — дворянский род, Рюриковичи, в середине XVII в. существенных ролей в придворной и государственной жизни не играли, стали крупнейшими землевладельцами только в XIX в.) Недомогание нареченной царевны, вызванное волнением, вскоре попытались представить как эпилепсию. Девушку увезли из дворца, а ее отца, накануне поклявшегося, что дочь совершенно здорова, взяли под стражу, пытали, сослали с семьей в Сибирь. Через много лет одно из первых лиц в окружении Алексея Михайловича А.С. Матвеев признал, что слух о болезни Всеволожской был ложным и распущен ее недругами из ненависти и зависти.

32. Марию Ильиничну Милославскую — первую жену царя Алексея сосватал ему боярин Б.И. Морозов, глава правительства в первые годы правления Алексея Михайловича. Морозов преследовал свои корыстные интересы: вслед за женитьбой Алексея на Марии Милославской сам Морозов женился на ее сестре Анне, тем самым, породнившись с царствующим домом. Морозов приложил усилия и к оговору Е.Всеволожской. Нареченная царевной, Мария Милославская сразу же была поселена "в Верху" — в верхних кремлевских палатах, которые считались личными покоями царской семьи.

33. Глава публикуется не полностью, т.к. далее автор сообщает сведения о подготовке свадебной церемонии, свадебных чинах и пр., что не является предметом исследования нашей работы.

34. Г. Котошихин писал свое сочинение в 1667 г., когда у царя Алексея Михайловича родились сыновья Алексей, Федор, Иван. Царевич Алексей Алексеевич умер в раннем возрасте.

35. Города, не входящие в царский титул.

36. Г. Котошихин перечисляет роды, относившиеся к первостепенной и второстепенной аристократии. В середине XVII в. насчитывалось 16 первостепенных и 15 второстепенных родов. Их различие заключалось в порядке прохождения государственной службы, и в первую очередь чиновной лестницы Московского государства. В то время как представители первых 16 родов при пожаловании в Боярскую думу получали сразу боярский чин, то представители вторых 15 родов, жалуясь в Думу, становились окольничими, и только прослужив в окольничем чине, могли стать боярами. Поскольку пожалование в чин — прерогатива царя, то неугодные ему люди, к какой категории аристократии бы они не относились, могли и вовсе "оказаться за бортом" важнейшего государственного органа XVII в. Представления о претензиях на тот или иной чин в Думе в зависимости от происхождения лица — одна из распространенных претензий системы местничества. В ней считалось, что, приняв чин ниже своего достоинства, лицо наносит непоправимый урон не только своей чести, но и всего своего рода, приводит к понижению позиций рода в местнической и служебной иерархиях. В таких случаях не принять назначение или чин было гораздо лучше, чем принять "невместное" назначение, чин такого ранга, который не соответствовал служебному положению рода.

37. При местничестве представители дворянских родов не могли быть напрямую пожалованы в высшие чины. Если они и попадали в Боярскую думу, то в чине думного дворянина, затем дослуживались до окольничества. Достичь боярского чина при дворянском происхождении можно было только в редчайших случаях при личном покровительстве царя. Пример такой карьеры — служебный путь двух виднейших начальников Посольского приказа времени Алексея Михайловича — А.Л. Ордина-Нащокина и А.С. Матвеева.

 


Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру