Российское самодержавие XVII века в сочинении Григория Котошихина

4. По смерти же того вора, лживого царя (21), на Московском царстве был некто из боляр роду великого Шуйских, царь и великий князь Василей Иванович (22). И при царстве его с Поляки и с Литвою потому ж бысть война. И царствова, той царь преставися.

5. По смерти же того царя учинился царем племене царского по роду Романовых царь и великий князь Михайло Феодорович всеа Русии самодержец (23). Присвоение ж имея к царю Ивану Васильевичу такое: понеже роду их, Романовых, за царем Иваном Васильевичем была Настасея Романовна, а у ней был брат родной боярин Никита Романович. И от того ее брата родилися два сына Федор да Иван. И от Федора родился Михаиле Феодорович, который был царем (24). С начала ж царствования его еще с Поляцы войне от кроворазлития престати не минуша. И бысть при царе Василии Ивановиче и при царе Михаиле Феодоровиче война с Поляки велия, мало государству не опустети. Царю ж и великому князю Михайлу Феодоровичу от кроворазлития християнского успокоившуся (25), правивше государство свое тихо и благополучно. Отец же его, Феодор, во иноческом чину Филарет, при его царстве бысть в Московском государстве патриархом (26). Бысть же у того царя два сына: царевич Алексей Михайлович. И той бе зело тих был в возрасте своем, как и отец; второй же Димитрии, с младенческих лет велми был жесток, уродился нравом прадеда своего, первого московского царя. Людие же роду великого и среднего, которые блиски приходити к царю и к царевичам, мысляше о нем, что еще в младых суще летех зла творит много, понеже по смерти отца своего наипаче болше творити начнет, усмотривши времяни час, упоиша его отравами. И от того скончася, никто же о том домыслися, якобы пришел ему час смерти (27). И царствова, той царь во успокоении преставися.

6. По смерти же его осталися: сын его царевич Алексей Михайлович да три тщери царевны. И мало время минувше, патриарх и митрополиты и архиепископы и епископы и архимариты и игумены и весь духовный чин соборовали и бояре и околничие и думные люди и дворяне и дети боярские и гости и торговые и всяких чинов люди и чернь, после смерти прежнего царя на царство обрали сына его, нынешняго царя (28), и учинили коронование в соборной болшой первой церкве (29) и молили бога.

А когда царя коронуют, и в то время бывает ему помазание елеом, и потому именуется помазанник. И после того власти и бояре и ближние и всяких чинов люди на государстве его поздравляли. И по поздравлению патриарх и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и иныя власти царя благословляли образами и подносили хлебы и бархаты, и объяри, и отласы, и камки золотные и простые, и соболи, и серебряныя сосуды. А бояре и ближние люди и столники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жилцы, и полковники, и дворяне, и дети боярские городовые, и гости, и служилые люди дарили против того ж, что и власти; а сотенные и торговые, и из городов посадские люди подносили хлебы с солью и дарили против такого ж обычая, у кого что прилучилося. А было тех дворян и детей боярских, и посадских людей для того обрания человека по два из города. И потом у царя на властей и на бояр, и на всяких чинов людей были пиры. И после того времяни царь с патриархом советовал и со властми, и с бояры, и з думными людми говорил, чтоб ему сочетатися законным браком. И патриарх и власти на такое доброе дело и сочетанию законныя любви благословили, а бояре и думные люди приговорили. И сведав царь у некоторого своего ближнего человека дочь, девицу добру ростом и красотою, и разумом исполнену, велел взяти к себе на двор и отдати в бережение к сестрам своим царевнам, и честь над нею велел держати, яко и над сестрами своими царевнами, доколе збудется веселие и радость. И искони в Росииской земле лукавый дьявол всеял плевелы свои: аще человек, хотя мало приидет в славу и честь и в богатство, возненавидети не могут (30). У некоторых бояр и ближних людей дочери были, а царю об них к женидбе ни об единой мысль не пришла. И тех девиц матери и сестры, которые жили у царевен, завидуя о том, умыслили учинить над тою обранною царевною, чтоб извести для того: надеялися, что по ней возмет царь дочь за себя которого иного великого боярина или ближнего человека. И скоро то и сотворили, упоиша ея отравами. Царь же о том велми печален был и многа дни лишен был яди, и потом не мыслил ни о каких высокородных девицах, понеже познал о том, что то учинилося по ненависти и зависти (31). И после того времяни случися ему быти в церкве, где коронован, и узре у некоторого московского дворянина Ильи Милославского две дочери в церкве стоят на молитве, послал по некоторых девиц к себе на двор, велел им того дворянина едину мнейшую дочь взяти к себе в Верх (32). И как пение совершилось, и в то время царь, пришед в свои хоромы, тое девицы смотрил и возлюбил, и нарек царевною, и в соблюдение предаде ея сестрам своим, и возложиша на нее царское одеяние, и поставил к ней для оберегания жен верных и богобоязливых, донже приспеет час женидбы.

7. Царю ж, отложивше всякие государственные и земские дела правити и росправу чинити, почал с своими князи и бояры, и околничими, и думными людми мыслити о женидбе своей. <…> (33)

О царевичах, как будут два или три
31. После царя Ивана Васильевича осталися два сына, и един был царем, а другой с материю отделен был, как о том писано выше сего. Ныне же у царя три сына (34), един приходит в возраст, а другие млады; и при своем животе похочет ли которого женить или отделить. Также, ежели случится по смерти его быти всем живым или еще вновь прибудут, а единого из них оберут царем, а иным таким же ли отделением жити, как сперва началось или как об них вновь умыслят. И ежли бы им бывало и отделение, а от них бы размножились дети, а тем отделением прокормитися им было б скудно и мало. И о том написати немочно, потому что такого образца не бывало. А даютца в удел городы негосударственные (35). А царств Казанского, Астраханского и Сибирского, и государств Владимерского, Новгородцкого и Псковского давати опасаются, понеже чрез великую силу достал первый царь под свое владение и привел в совокупление. А как бы то дано было, и тогда б они брату своему царю ни в чем не послушны были, а дети б их от них ралучились и стали б жить своим царством, а не послушенством, или б похотели быть у которого иного потентата в подданстве, и от того б приходило до великой смуты.


ГЛАВА II. О ЦАРСКИХ ЧИНОВНЫХ ЛЮДЕХ: О БОЯРЕХ И ОКОЛНИЧИХ, И ДУМНЫХ, И БЛИЖНИХ ЛЮДЕХ, О СТОЛНИКАХ, О СТРЯПЧИХ, О ДВОРЯНЕХ, О ПОЛКОВНИКАХ И ГОЛОВАХ СТРЕЛЕЦКИХ, О ДИАКЕХ, О ЖИЛЦЕХ И О ВСЯКИХ СЛУЖИЛЫХ И ДВОРОВЫХ ЛЮДЕХ
1. Прежние болшие роды князей и бояр многие без остатку миновалися. Ныне ж по тех родах роды, которые бывают в боярех, а в околничих не бывают: князей Черкаских, князей Воротынских, князей Трубетцких, князей Голицыных, князей Хованских, Морозовых, Шереметевых, князей Одоевских, князей Пронских, Шейных, Салтыковых, князей Репниных, князей Прозоровских, князей Буйносовых, князей Хилковых, князей Урусовых.

2. Роды же менши тех, которые бывают в околничих и в боярех: князей Куракиных, князей Долгоруковых, Бутурлиных, князей Ромодановских, князей Пожарских, князей Волконских, князей Лобановых, Стрешневых, князей Бортятинских, Милославских, Сукиных, Пушкиных, Измайловых, Плещеевых, Лвовых (36).

3. Роды ж, которые бывают в думных дворянех и в околничих ис честных родов и из середних, и из дворян. И те роды болши тое чести не доходят. Есть потом и иные многие добрые и высокие роды, толко еще в честь не пришли, за причиною и за недослужением (37).

4. Думные дьяки. Три или четыре, а болши четыре не бывает. И в тех думных дьяках бывают из дворян и из гостей, и ис подьячих. И ис тех думных дьяков посолский дьяк, хотя породою бывает менши, но по приказу и по делам выше всех (38). А честью и высочеством те думные дьяки будут таковы, как в Полше референдариусы.

5. Спалники которые спят у царя в комнате посуточно, по переменам, человека по четыре. И многие из них женатые люди и бывают в том чину многие годы, и с царя одеяние принимают и розувают. А бывают в тех спалниках изо всех боярских и околничих, и думных людей дети, которым царь укажет, а иные в такой чин добиваются и не могут до того притти. И быв в спалниках, бывают пожалованы болших бояр дети в бояре, а иных менших родов дети в околничие, кого чем царь, пожалует по своему разсмотрению. И называют их комнатной боярин или околничей, а в посолственных писмах пишут ближними бояры и околничими, потому что от близости пожалованы (39). А жалует царь в бояре и в околничие, и в думные люди, хотя которого и на Москве не бывает, в новое лето, сентября в 1 день (40) на светлое Христово Воскресение, на день рождения празднества его из околничих боярином или из столников и из спалников боярином или околничим, или думным человеком. И как царю лучится сидети с теми бояры и думными людми в думе о иноземских и о своих государственных делех, и в то время бояре и околничие, и думные дворяне садятца по чином, от царя поодаль, на лавках: бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем, кто выше и преж в чину; околничие под боярами, против того ж; под околничими думные дворяне потому ж, по породе своей, а не по службе; а думные дьяки стоят, а иным времянем царь велит им сидеть и о чем лучитца мыслити (41). Мыслят с царем, яко обычай и инде в государствах. А лучитца царю мысль свою о чем объявити, и он им объявя, приказывает, чтоб они, бояре и думные люди, помысля, к тому делу дали способ. И кто ис тех бояр поболши и разумнее или кто и из менших, и они мысль свою к способу объявливают. А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студерованые, однако, сыщется, и окроме их, кому быти на ответы разумному из болших и из менших статей бояр. А на чом которое дело быти приговорят, приказывает царь и бояре думным дьяком пометить, и тот приговор записать (42). А лучится писати о чем грамоты во окрестные государства, и те грамоты прикажут готовить посолскому думному дьяку, а думной дьяк приказывает подъячему, а сам не готовит, толко чернит и прибавливает, что надобно и ненадобно. А как изготовят, и тех грамот слушают наперед бояре. И потом они ж, бояре, слушают вдругоряд с царем все вместе. Так же и иные дела, написав, взнесут слушать всем же бояром. И слушав, бояре учнут слушать вдругоряд с царем же. А на всяких делех закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни х каким делам, кроме того, что послы прикладывают руки к договорным записям, руки своей не прикладывают, для того устроены они, думные дьяки. А к меньшим ко всяким делам прикладывают руки простые дьяки, и приписывают подьячие свои имена (43).

А как царю лучится о чем мыслити тайно, и в той думе бывают те бояре и околничие, ближние, которые пожалованы из спалников или которым приказано бывает приходити (44). А иные бояре и околничие, и думные люди в тое полату, в думу и ни для каких нибуди дел не ходят, развее царь укажет.

6. Столники боярские ж, и околничих, и думных людей и московских дворян, и иных чинов людей дети. Служба их такова: как у царя бывают иных государств послы или власти и бояре на обедех, и они в то время пред царя и пред властей, и послов, и бояр носят есть и пить. А ставят на стол еству по одному блюду всякой ествы пред царя крайчей, а к иным столам приставлены бывают ставить околничие, а с иными ествами блюда держат столники на руках. А на стол всех евств вдруг не ставят. И будет тех столников числом блиско пяти сот человек. И посылают их в посолства в послех самих и с послами в товарыщах и по воеводствам, и для сыскных дел, и бояр спрашивать о здоровье, как они бывают по службам. А иные на Москве сидят в приказех у дел и у послов в приставех (45).

7. Стряпчие. Чин их таков: как царю бывает выход в церковь или в поход на потехи, или в полату, в думу и для обедов, и в то время несут перед ним скифетр, в церкве держат шапку и платок, а в походех возят панцырь, саблю, саадак. И посылают их во всякие ж посылки, кроме воеводств и посолств, чтоб сами были послы. А будет тех стряпчих с восмь сот человек. А на Москве они, стряпчие и столники живут для царских услуг по полу году, пополам. А другая половина, кто хочет, отъезжают в деревни свои до сроку.

8. Дворяне московские. И тех дворян посылают для всяких дел и по воеводствам, и по посолствам в послех, и для сыскных дел, и на Москве в приказех у дел, и к служилым людем в началные люди, в полковники и в головы стрелецкие.

9. Дьяки. И те дьяки во дьяцы бывают пожалованы из дворян московских и из городовых, и из гостей, и ис подьячих. А на Москве и в городех в приказех з бояры и околничими, и думными, и ближними людми, и в посолствах с послами бывают они в товарыщах; и сидят вместе, и делают всякие дела, и суды судят, и во всякие посылки посылаются.

10. Жилцы. Чин их таков: для походу и для всякого дела, спят на царском дворе, человек по 40 и болши и посылают их во всякие посылки. А дети они дворянские ж и дьячьи, и подьяческие. И ис того чину бывают в стряпчих и в столниках, и в думных людех. Да они ж бывают в началных людех у конницы и у пехоты, и в рейтарех, и в салдатех. А будет их числом с 2000 человек. Да и всем боярским и околничих, и думных людей детем первая служба бывает при царском дворе такова ж, толко по породе своей одни з другими неровны.

11. Дворяне городовые и дети боярские бывают посыланы во всякие ж посылки и по воеводствам, и в началные люди к рейтаром и к салдатом, и в какие чины годятца. И за службы бывают пожалованы многою честью. И тех детей боярских прозвание таково: как в прошлых давных летех у Московского государства бывала война со окрестными государствы, и в то время ратные люди збираны со всего Московского государства изо всяких чинов людей и по покою, роспущены по домом. А иные многою своею службою и полоном свободились от рабства и от крестьянства. И у кого были поместья и вотчины, и ныне попрежнему за ними. А у которых людей поместей и вотчин не было, и им за службы и полонное терпение поместья и вотчины даваны жилые и пустые, малые, и служити им было с тех даных поместей и вотчин, против прямых дворян, не с чего. Так же у которых дворян были поместья и вотчины, а по смерти их те их поместья и вотчины розделены были детем их, и от них дети потому ж размножились, а дать им было из старых их отцовских поместей и вотчин, и вновь не ис чего, потому ж и царских служеб не служивали, и их написали в дети боярские, что беспоместны и малопоместны.

Есть по тех и иные чины, которые служат при царском дворе. А написаны они ниже сего в розных местех.

12. Да в царском ж чину царевичи сибирские, касимовские, крещены в християнскую веру. Честию они бояр выше. А в думе ни в какой не бывают и не сидят, потому что государства их и они сами учинилися в подданстве после воинского времени, невдавне, да и не обычай тому есть, также и опасение имеют от них всякое. А служба их такова: как на празники идет царь к церкве, и они его ведут под руки, да на всякой день бывают пред царем на поклонении. И даны им поместья и вотчины немалые, также поженились на боярских дочерех и имали их за себя с великими пожитками и с поместьями, и с вотчинами. А за которым поместья мало, и ему в прибавку идет царской корм денежной помесечно.

А как грузинской царевич с материю своею был на Москве или и вперед будет, и ему честь была такова, что природному сыну царскому. Так же платье ему самому и матере, и людем их, и всякие наряды, и домовые заводы, и корм, и питье было все царское, доволное. И ежели вперед будет, и за него, может быть, что царь выдаст дочь или сестру свою царевну, понеже он не полоненыи есть, но единые с ним веры. А землею его царь не владеет, толко по его послушенству грузинским пишется в титле к християнским потентатом, а к бусурманским не пишетца.

И тех царевичей, так же и первой и другой статьи князей и бояр, и околничих роды старые, царевичи по царствам своим, а князи по княжествам своим, а бояре по боярству своему, которые преж сего бывали в боярех у великих князей российских, и по тех царевичах и князех, и дети их, и внучата, и правнучата, называютца царевичи ж и без пременения. Так же и дворяне московские и городовые, и дети боярские многие есть старые, издавна тех родов, которые преж сего были во дворянех же при великих князех. А вновь московский царь из бояр и из ближних, и из иных чинов людей князем учинити не может никого, кроме боярств и иных чинов, потому что не обычай тому есть и не повелось. Так же и графов, и волных господ чинов таковых никого не бывает и из московских чинов людей, против тех дву чинов, приверстати не мочно, потому: как бы дано было кому волное господство, и о том бы размышляли, что то было б самому царю в стыд, бутто бы тот человек тем имянем от него уволнился и неподданен. А кому царь похочет вновь дати боярство и околничество, и думное дворянство из столников и из дворян или дворянина из дворовых всяких чинов и из волных людей, и таким дает честь и службу по своему разсмотрению, кто в какой чин и честь годен. А грамот и гербов на дворянства их и на боярства никому не дает, потому что гербов никакому человеку изложити не могут. Да не токмо кому боярину или иному человеку не даются гербы, но и сам царь гербом своим московским печатаетца на грамотах в християнские государства не истинным своим прямым, а печатаетца своим истинным гербом к крымскому хану да х калмыкам. Так же и у старых родов князей и бояр, и у новых истинных своих печатей нет. Да не токмо у князей и бояр, и иных чинов, но и у всякого чину людей Московского государства гербов не бывает (46). А когда лучитца кому к каким писмам или послом к посолским делам прикладывать печати, и они прикладывают, у кого какая печать прилучилась, а не породная. Да и потому мочно признать, как бывают московские послы в посолствах и на съездех, и к писмам и х крепостям печати свои прикладывают. А лучитца тем же послом или родственником их быти вдругоряд в посолстве, и к писмам печати свои прикладывать, и у тех новых писем с старыми писмами многие печати рознятца (47). А ис посадцких людей и из поповых, и из крестьянских детей, и из боярских людей дворянство не даетца никому. А кто посадцкой человек, или крестьянин, или кто-нибудь отпустит сына своего на службу в салдаты и в рейтары или в приказе подъячим и иным царским человеком, а те их дети от малые чести дослужатся повыше и за службу достанут себе поместья и вотчины, и от того пойдет дворянской род. А грамот и гербов им не даетца ж (48). А даютца высоким и меншим родом и дворяном грамоты на вотчины их и на поместья. И в тех грамотах имянуют их, кто каков чином и честью.

13. Постелничей. И того постелничего чин таков: ведает его царскую постелю и спит с ним в одном покою вместе, когда с царицею не опочивает (49). Так же у того постелничего для скорых и тайных его царских дел печать (50). А честью тот постелничей противо околничего.


О приезде их боярском к царю
14. Бояре и околничие, и думные, и ближние люди приезжают к царю челом ударить с утра рано, на всякой день. И приехав, в церкве или в полате, увидев царя, кланяются перед ним в землю. А которого дни они, бояре, в приезде своем запоздают или по них посылает, а они будут к нему не вскоре или что малое учинят не по его мысли, и он на них гневаетца словами или велит ис полаты выслать вон, или посылает в тюрму. И они за свои вины потому ж кланяютца в землю многажды, доколе простит. А как они и на приезде кланяются, а он в то время стоит или сидит в шапке и, против их боярского поклонения, шапки с себя не снимает никогда. А когда лучитца ему сидети в покоях своих и слушает дел, или слова розговорные говорит, и бояре стоят перед ним все. А пристанут стоя, и они выходят отдыхать сидеть на двор. Так же и после обеда приезжают к нему, в вечерни, по вся дни. А приезжаючи они, бояре, к царскому двору (51) на лошадях верхами или в коретах и в санях, и с лошадей слазят или ис корет и из саней выходят, не доезжая двора, и не блиско крыльца. А к самому крылцу или на двор его царской не ездят никогда и лошадей их боярских через двор не пускают, а обводят кругом двора. А ездят бояре в коретах старые, которые на лошадях сидеть не могут. А которой бы боярин или кто-нибудь учинил через силу, чтобы на царской двор ехал на лошади, хотя без самого царя, а ему б о том ведомо учинилось, и его б скоро за то велел послать в тюрму до указу своего, и честь ево отнята б была. А ежели б человек ево боярской без ведома его провел через двор лошадь, и тому б человеку учинено было наказание кнутом. Да не токмо бояром ездить неволно и лошади их водити заказано, но и всякого чину людей, кроме стрелцов, с ружьем и в япанчах, и торговых людей с товары, и крестьян, и простых людей через царской двор не пускают же, так же и иноземцов разных вер на двор и через двор не пускают же. А кому до кого будет какое дело до бояр и думных людей, и они ожидают у царского двора. Так же и в походех его царских, в селех через дворы потому ж не пущают (52). А которой бы человек, кроме вахты, на Москве и в селех (53) пошел через царской двор с ружьем, с саблею или с пистолми тайным обычаем, с простоты, а не с умыслом злым, и такова бы человека, увидев, или б кто на него указал, поймав, пытали б; для чего он через царской двор шел с ружьем, не на царя ль или на его дом, или на бояр и на думных, и на ближних людей, и не по научению ль чьему от кого от бояр и думных, и ближных людей, или от посадцких и от гулящих людей, и от крестьян? И будет тот человек с пытки скажет, что он шел через царской двор с ружьем умыслом своим, а не по чьему научению, хотя его, царя, и домовых его кого или из бояр, и из думных, и из ближних людей за какое-нибуди дело погубити, и такова вора, пытав накрепко трижды, впрямь ли он шел своим умыслом, а не по научению, казнят смертию, безо всякие пощады, кто б ни был. А будет скажет, что он шел умыслом по научению бояр и думных людей или каких иных людей, и по ево скаске, на кого он скажет, тех людей всех велят похватати и пытати, для чего они такого человека на царское здоровье научали, не по научению ль которого иного потентата, чтоб учинитись у него в подданстве, или сами, хотя государством завладети, или на бояр и думных людей для того, чтоб в государстве учинити смуту для грабежу домов и животов. И будет те люди по первым речам в тех делех винятся, и их потому ж казнят всех без милосердия. А будет не винятся, и того, кто на них сказывал, учнут пытати вдругоряд. И будет скажет с пытки, что впрямь по их научению ходил, и тех людей пытают вдругоряд, и будет не повинятся, и того человека учнут пытати втретие. И будет скажет прежние свои речи, и тех всех потому ж учнут пытати втретие. И пытав трижды, хотя кто из них изо всех и не повинится, и их всех посадят в тюрму, доколе по них поруки будут, что им вперед злого не мыслити и за воровством не ходити. А будет порук не будет, и они, сидев в тюрме лет 15 или сколко доведетца, велят их уволнить и сослать в сылку в далние городы, в Сибирь или на Терек, на вечное житье. А будет тот человек солжет, с первые пытки скажет на них напрасно, по недружбе, а они все будут пытаны и не винились, а после того тот же человек з другие пытки или с третей скажет, что он тех людей поклепал напрасно, и такова еще учнути пытати накрепко: с первой пытки на них сказывал, а после зговаривает не по научению ль чьему? И будет скажет, что его научили те ж люди, на которых он говорил, и тех всех и кто научал, сыскав, потому ж пытают. И будет винятся, казнят всех. А будет с тех пыток учнет говорить, что впрямь на них солгал напрасно, по недружбе, и такова одного казнят смертию, а по тех по всех соберут поруки и высвободят. А по ком порук не будет, потому ж в тюрму посадят до указу.

15. Столники менших родов и стряпчие, и дворяне, и дьяки, и жилцы, и иноземцы, и подьячие приезжают в город и с лошадей слазят далеко царского двора, на площади.

16. А приезжаючи, бояре и думные, и ближние люди ходят к царю в Верх в переднюю полату и ожидают царского выходу ис покою. А ближние бояре, уждав время, ходят в Комнату. А столники и стряпчие, и дворяне, и полковники, и головы, и дьяки, и иные служилые чины к царю в Верх не ходят, бывают на крылце на середнем перед полатами непокоевыми. А иным чином и до тех мест ходити не велено, где бывают столники и иные нарочитые люди.

 


Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру