Российское самодержавие XVII века в сочинении Григория Котошихина

17. А куды лучитца царю итти в поход, и бояре и околничие, и думные люди, и спалники бывают с ним вместе, кого похочет с собою взять. А иным велит остатца в Москве для приказных дел. А пойдучи в поход на войну или по монастырем молитися, или для гулянья в далние и в ближние места, двор свой царской и Москву для оберегания приказывает одному человеку боярину, а с ним товарыщам околничим двум человеком, да думным дворяном двум же человеком и думным дьяком (54). И лучатся какие дела ис полков или из городов, и они те дела, кроме тайных, смотря, посылают к царю в поход, а по иным делам указ чинят, не писав к царю, по которым мочно. Да с царем же бывают в походех столники, стряпчие, дворяне, дьяки, жильцы и иных чинов люди, которым велено бывает, да стремянной приказ 1000 человек стрелцов на царских лошадях (55).

18. Так же как пойдет царь куды в поход на неделю и болши, или будучи и на Москве, а бояром и думным, и ближним людем, и полковником, и дьяком для гулянья или для какова дела понадобится ехать в деревни свои дни на два или на неделю и на месяц, и они бьют челом царю о том, и царь их отпущает с сроком, а без отпуску из бояр и из думных, и из ближних людей, и ис полковников, и из дьяков с Москвы съехать не смеет никто, ни на один день. Да как они бывают отпущены на срок, и преж сроку для какова дела царю будут надобны, и по них посылают грамоты с людми их, которые останутца в Москве, или нарочно с стряпчими и з жилцами, и с подьячими велят быть тотчас. Да не токмо для гулянья своего отпрашиваютца, но когда прилучитца им которого дни друг у друга быти в гостях, на свадьбе или на крестинах, или на имянинах, и они отпрашиваются по такому ж обычаю.

А как придет празновати день рождения которого боярина или думного и ближнего человека или их детей, и они в тот день ездят к царю челом ударить. И царь их спрашивает о здоровье и поздравляет. А после того подносят царю имянинные калачи, и царь у них те калачи велит принимати. И потом пойдут к царице, и царица против того ж поздравляет, и калачи велит принимать, и потом ходят к царевичам и к царевнам, и от них потому ж бывает им поздравление, и калачи принимают; а у царевен у самих не бывают, кроме свойственных бояр. И потом меж себя тот день друг у друга пируют. А царь и царица, и царевичи, и царевны у них на обедех и в домех их не бывают ни у кого; и не токмо на обедех, и на веселиях их, и на погребениях, не бывают же никогда.


ГЛАВА III. О ТИТЛАХ, КАК К КОТОРОМУ ПОТЕНТАТУ МОСКОВСКИЙ КНЯЗЬ ПИШЕТСЯ
I. К цесарскому величеству Римскому: "Милосердия ради милости Бога нашего, воеже посети нас восток свыше, и направити ноги наша на путь мирен, сего убо Бога нашего в Троице славимого милостию, мы, великий государь царь". Потом имянование и титла его царская болшая, а после титл его цесарское имянование и титлы; а по титлах дело. Пишутца грамоты на самой болшой александрийской бумаге; травы золотом пишутца болшие (56).

2. Х королевскому величеству Свейскому (57): "Божиею милостию, мы, великий государь царь". Потом имянованье и титлы болшие и, а после титл царских, королевского величества имянованье и титлы болшие; а по титлах дело. Грамоты пишутца на меншой или на середней александрийской же бумаге, смотря грамоты по величине; травы золотом пишут середние ж.

3. К полскому королю: "Бога в Троице славимого милостию, мы, великий государь царь", и имянование и титлы. Потом полского короля титла: "Брату нашему любителному, наяснейшему великому государю", и имянованье и титлы. Грамоты пишутца на больной и на середней бумаге; Травы золотом середние.

4. К аглинскому королю пишетця сам; и его описует против того ж, что и к полскому королю.

5. К датцкому королю в своей титле пишетца против того ж, как к полскому и к аглинскому королем; а его в титлах его описует; "Брату нашему любителному и соседу"; на середней же и на болшой бумаге, травы золотом середние ж.

6. Х курфирстром, и х князем, и к графом, и к Галанским Статом (58) пишетца: "Божиею милостию, от великого государя царя"; имянованье и титлы болшие ж; а потом: "От нашего царского величества имрк (59) курфистру, князю, графу, Статом" и их титлы. Грамоты пишутца на меншой александрийской бумаге; травы золотом на верху, над писмом, а по сторонам не бывает.

7. В Любок в Амбурк (60), к бурмистром и ратманом, так же и к торговым людем, которые служат в его царском промыслу факторами: "Божиею ж милостию", против того, что и х курфистром и х князем; на меншой александрийской бумаге, трав не пишут никаких, толко началное слово золотом.

8. А пишут его царскую титлу золотом по "Московского"; а иные титлы пишут золотом: Цесарскую по "Августус", Свейскую по "Свейского", Полского по "Полского", Аглинскую по "Аглинского", Датцкого по "Датцкого"; курфистров, и князей, и графов, и Галанских Статов, против токого ж обычая, с розверстанием; а досталь титл пишетца чернилом (61).

9. Ко францужскому, к гишпанскому, к португалскому королем посолств и ссылок не бывало, и грамот ни о чем не посылывали, и написати о том непочему; а хотя преж сего со францужским королем бывали ссылки, однако в Московское разорение (62) и в пожарное время (63) писма все погорели, и тех старых ссылок ведать непочему.

10. К турскому салтану пишется болшою титлою не всею, толко по "повелителя"; а его титлу пишет против того, как он сам описуется, на болшой александрийской бумаге. Травы пишутся сверху до половины листа, и по краям болшие донизу, и внизу травы ж, а вверху середи трав в трех кругах царская и турского салтана титлы пишутца золотом все; а дело пишетца с половины листа.

И таким же обычаем посылаются грамоты к индейскому шаху.

11. К персицкому шаху пишется против того ж, как к датцкому королю "братством же и соседством"; титлы по "повелителя", а потом шахова титла на болшом александрийском листу татарским писмом (64) з золотом, без трав.

12. Х крымскому хану (царю) и к его царевичам пишется короткими титлами "братством же и соседством", а царевичей братьями не именуют; а пишетца царская и крымского хана, и царевичей титлы короткие ж золотом все, татарским же писмом, потому: у крымского хана титл мало.

13. К болшому хану, что за Сибирию (65), так же и х калмытцким тайшам и князьям, пишетца короткими ж титлами, так же и их имена и титлы золотом все, на меншой александрийской бумаге татарским же писмом, без трав.

14. А все те грамоты, кроме крымских, печатают болшою государственною печатью (66). А крымские печатают печатью, вырезано: "царь на коне победил змия", около подпись царская, титла самая малая по "и иных". То есть самая истинная московского княжения печать; она же вырезана и на самой болшой печати, которою печатаетца во окрестные государства, в середи самого орла. Да тою ж печатью печатают грамоты на поместья и на вотчины всяких чинов людем, и на гостинство гостем (67).

15. А пишет царь в грамотах своих ко окрестным великим потентатом титлы их по их достоинству, как они сами себя описуют, без умаления; а что преже сего титлы писали королевского величества свейского негораздо со исполнением, не против того, как он себя сам описывал, и то чинилось нерадением и недосмотрением, и нерозтолкованием переводчиков. Зри, против того, в Валиесарском (68) и в Кардиском договорех (69); чтоб обоих великих государей титлы с обе стороны воздаваны были по их государскому достоинству, как они сами себя описуют. Таким же обычаем и изо всех окрестных государств потентаты пишут его царскую титлу по его описанию, кроме полского короля и крымского хана, и калмыков, и князей, потому что за нынешнею войной (70), полской король и царь Московской друг от друга грамот с полными титлами не принимали, а писались короткими титлами. А крымской хан пишет титлу царскую коротко таким обычаем: "Брату нашему Московскому царю", имянование его и потом поздравляет или поклон свой напишет. А калмыки и князи пишут и того короче: "Белому царю Алексею Михайловичи всеа Русии здравствовать". А иные толко напишут: "Белому ж царю", а имени его и титл не пишут. А пишет крымской хан и калмыки в грамотах своих о всяких делех коротко и не с прошением или упоминанием, для того, что у них бывает приказ словом с послами.

16. А которые грамоты посылываны преж сего во окрестные государства, на какой бумаге, и какие были писаны золотом травы издавна и ныне пишут против того же, а вновь не прибавливают для того, что тою бутто бумагою и травами золотыми, которому потентату болши чести воздают, а иному менши, разве для самой великой грамоты, что ее немочно будет написать на меншой или на середней бумаге, велят писать на болшой. А пишут те грамоты подьячие; а для крепости, вместо царские руки, подписывают подпись думные дьяки сами или товарищи их простые дьяки (71).

17. Вопрос: Для чего царь московской пишется в християнские государства полными болшими титлами (от "повелителя"), "государем Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинские земли, Черкаских и Горских князей, и иным многим государствам и землям, восточным и западным и северным, отчичем и дедичем, и наследником, и государем, и облаадателем"; а в бусурманские государства (72) теми титлами не пишется. Что есть тому за причина?

Ответ: Иверское, Карталинской, Грузинское государствы лежат под властию и наболшим послушенством под персидцким шахом; а в ыные государства пишется он, царь, для славы своей, нипочему, а ис тех государств обычай писатися к царю себя низити, а его высити и называтися холопми его, яко и в ыных государствах обычай писати господину к господину, отдаючи себя слугою поволным, и они по тем их униженным писмам разумеют, бутто и правда тому есть, что они вечные подданные; а то несть правда, потому что тех государств владетели живут таким обычаем, как меж границ королевского величества и короля Полского и царя Московского живет курлянской князь. А восточною титлою пишетца персидцкой же шах издавна, как еще Москвы початку не слыхивано; а на Западе много есть иных государств, которые старее и честняя Московского государства. И окроме тех государств и земель, что пишетца в титле к християнским потентатом, иных государств и земель на Востоке и на Западе у него нет. А хотя на Востоке и на Западе иные государства и земли есть многие, однако они ему не подданни, но во время против него и войну держат, и тем многим землям, восточным и западным, разумеется, что не есть отчич и дедич, и наследник, и государь, и обладатель, и негораздо тех двух сторон государства и земли поддаются ему во облаадателство и в подданство; а то есть правда, что на Севере у него земель и государств сыщетца. Кабардинская земля, черкаские и горские князья под его подданством (73), однако ему титл без других титл писать к персидскому шаху некстати. А как бы он писался теми титлами всеми, что пишетца в християнские государства, и на него б за то все бусурманские государства подняли войну. А тех бы государей, которые из тех государств пишутца к нему холопами, ежели б проведал подлинно персидцкой шах, велел бы их и государства их разорити и погубити совсем. И от того теми титлам не пишется к ним, бусурманским государем.


ГЛАВА IV. О МОСКОВСКИХ ПОСЛЕХ, КТО КАКОВ ЧИНОМ И ЧЕСТИЮ ПОСЫЛАЮТСЯ ВО ОКРЕСТНЫЕ ГОСУДАРСТВА В ПОСЛЕХ, В ПОСЛАННИКЕХ, В ГОНЦЕХ (74)
1. К цесарскому величеству Римскому великие послы (75) не посылываны давно потому, что далней проезд, чрез многие разные государства, и послом великим в дороге будет много шкоты и убытков. А посылаются к цесарю посланники роду середнего, которые бывают в думных дворянех и в околничих; а с ним товарищ дьяк.

2 Х королевскому величеству Свейскому посылаются великие послы, околничие другой статьи родов, которые в боярех не бывают; а с ними товарыщи думные дворяне или столники середних родов, да дьяки. А на посолство, на съезды посылаются бояре из первые статьи родов, которые ниже есть писаны; а с ними товарыщи таковы, каковы посылаются в Свею.

3. К полскому королю посылаются великие послы, бояре болших родов первые статьи, которые ниже всех, или и другие ж статьи родов бояре ж или околничие, которые бывают в боярех. И з боярами посылаются товарыщи, околничие и думные дворяне, и столники, и дьяки, а с околничими думные ж дворяне, и столники, и дьяки. А на посолство, на съезды посылаются бояре первые статьи родов, пятого или шестого роду человек; а с ним товарыщи бояре ж таковы, каковы посылаютца в Полшу, так же и околничие, и думные дворяне, и думные, и простые дьяки.

4. К аглинскому королю посылаются столники, первые статьи родов, которые из столничества бывают в боярех; а с ними товарыщи дворяня добрых родов да дьяки.

5. К датцкому королю посылаются столники и дворяне тех родов, которые бывают в думном дворянстве и в околничестве, а с ними товарыщи дворяня ж и дьяки.

6. X курфистром и х князем, и к графом, и к Галанским Статом посылаются столники ж и дворяне, и дьяки таковы ж, что и к датцкому королю.

7. К турскому салтану посылаются послы таковы ж, что и к датцкому королю.

8. К персидцкому шаху посылаются послы таковы ж, что и в Свейское государство.

9. Х крымскому хану и х калмыцким тайшам посылаются посланники середних родов дворяне, а с ними товарыщи подьячие.

10. А посланники посылаются к християнским потентатом, столники ж и дворяне честных и середних родов, и дьяки.

А в гонцех посылаются стряпчие, дьяки, жилцы, подьячие и началные люди.

11. Да с послы ж, как посылают в государства и на съезды (76), и с посланники, бывают для посолской чести посыланы з бояры и околничими, и думными людми, столники и стряпчие, и дворяне, и жилцы, дети и братья, и роду их и чюжих родов, которые преж того бывали отцы их и деды со отцами их з дедами, или которые с кем быть сами похотят. А бывает с теми послами и посланники, смотря по роду и по чести их, и по посолству, за иным боярином по 30 и по 20, и по 15 человек; а за околничим и думным человеком, и за столником по 15 и по 10, и по 8 человек; а за иными по пяти и по три человека; а за дьяки по 2 и по одному человеку.

Да с послы ж посылаются по переводчику, подьячих по 5 человек и болши; а людей они своих емлют с собою по своей чести, сколко кому мочно; и бывает с великими послами всех людей человек по 40 и по 50, и по 60, и по 80, и по 100 и болши, смотря по посолству и каковы есть честью послы. А с посланники посылаются подьячих два человека или три и переводчик, и толмачи; а всех людей бывает с ними человек по 15 и по 20, и по 30. А з гонцами бывают толмачи ж да людей человек по 8 и по 10, и болши, как кому сколко мочно для чести взятии.

12. А когда лучится царю послати кого на свою царскую службу во окрестные государства в послех и в посланникех или на посолские съезды, так же и в городы по воеводствам, и на войну, или на Москве в приказех сидеть у дел, боярину или околничему, или столнику з боярином, а с околничим думному дворянину и столнику, и дворянину, а с столником или и з думным человеком столнику ж и дворянину, единому под другим в товарищах. И будет из тех бояр боярин или околничей, или столник з боярином породою своею ровен, и отцы их и деды, и прадеды с отцами их и з деды и роду их на службе и у дел и у царя за столом не бывали ни с кем; а думные дворяне и столники, и дворяне породою своею с околничем ровны ж, у дел ни у каких роду их никто околничего с сродственники нигде не бывали ж; а столники и дворяне з думными людми, а дворяне с столники породою будут ровны ж, и таким же обычаем с сродственными тех людей преж того роду их в посолствах и на службе нигде не бывали, и они с ними в товарыщах быти потому ж не хотят и ставят себе в позор и в бесчестье. И бояре и околничие, и думные люди, и столники, и дворяне бьют челом царю и подают челобитные на тех людей в бесчестье, которые с ними по его царскому указу быти не хотят, а пишут в челобитье своем друг на друга, что им быти с ними кому с кем велят мочно, потому что отцы их или деды, или прадеды, или кто-нибудь роду их, их роду со отцы и з деды или с прадеды бывали безспорно, или кто будет со отцы их и з деды и с прадеды бывали на службах и в посылках иного роду, а с тем родом тот род, на которой род учнут бита челом, бывали они на службах и в посылках без спору, а по тому роду им быти с ними мочно, чтоб государь про то, по их челобитью, велел сыскать и по сыску в бесчестье указ учинен был. А те, которым велено с кем быти в товарыщах, против того ж бьют челом царю, что они породою своею и честью тех людей не менши, с кем им велят быть, и отцы их и деды и прадеды с родственными их нигде в товарыщах не бывывали ни с кем (77). И по тому их челобитью, приказывает царь в Посолском приказе и в Розряде сыскивать о чести их старыми записными книгами и писмами, и в тех приказех, сыскав, выпишут, кто каков есть честью, и того дела слушает царь з бояры и з думными людми (78). И будет кому с кем быти по сыску мочно, и тому быти велят без упорства; а будет кому быти для ровности не мочно, и его отставят, а велят быти иному, кому мочно. А будет кому с кем велят быти по сыску, а он, ослушався царского указу, быти не хочет и чинитца силен, и того за ослушание его укажет царь посадити в тюрму, на сколко доведетца. А за боярское бесчестье отсылают к бояром на двор головою тех людей, которые с ними быти не хотят. И которого дни прикажет царь кого боярина или околничего, или столника за бесчестье отослать головою к боярину или думного человека и столника к околничему, и того дни тот боярин или околничей у царя не бывает, а посылают к нему с вестью, которые люди с ним быть не хотели, пришлют к нему головою; и он того ожидает. А посылают к ним таких людей з дьяком или с подьячим; и взяв тех людей за руки, ведут до боярского двора приставы, а на лошади садитися не дают; а как приведут его на двор к тому, с кем он быти не хотел, поставят его на нижнем крылце, а дьяк или подьячей, велит тому боярину о своем приходе сказать, что привел к нему того человека, которой с ним быти не хотел и его бесчестит; и боярин к дьяку или к подьячему выдет на крылцо; и дьяк и подьячей учнет говорить речь, что великий государь указал и бояре приговорили того человека, которой с ним быти не хотел, за его боярское бесчестье отвесть к нему, боярину, головою, и тот боярин на царском жалованье бьет челом, а того, кого приведут, велит отпустить его к себе домов, и отпустя его домов, на дворе у себя на лошади ему садитися и лошади водити на двор не велит. И тот, кого посылают к нему головою, от царского двора идучи до боярского двора и у него на дворе, лает его и бесчестит всякою бранью; а тот ему за ево злые лайчивые слова ничего не чинит и не смеет, потому что того человека отсылает царь к тому человеку за его бесчестье, любячи его, а не для чего иного, чтоб тот человек учинил над ним убойство или увечье; а кто б над таким отсыланым человеком что учинил, какого злого бесчестья и увечья, и тому б человеку самому указ был против того вдвое, потому что он обесчестит не того, кого к нему отошлют, истинно бутто самого царя. А кто таких людей отводит, дьяк или подьячей, и тот боярин, к которому отводят, дарит их подарками немалыми. И назавтрее того дни ездит тот боярин к царю, а приехав, бьет челом царю на его жалованье, что он к нему велел за бесчестье противника его отослать головою. И после того царь велит с тем боярином или околничим быти иному человеку, кому мочно, а прежнего отставят; и бывает царь на того человека гневен и очей его царских не видит многое время (79).

13. А которые недумного чину люди (80) не похотят быть, по указу царскому и по сыску, с теми людми, с кем им быть велно, и тем бывает за ослушание и за бесчестье наказание ж в тюрму, по царскому разсмотрению; а иным за такое их ослушание и за бесчестье того, с кем быти не хотят, учинят наказание, бьют батоги в приказех и в Верху, перед царскими полатами; а на иных за бесчестья правят денги против жалованья, и отдают тому, кого они бесчестят; а у иных за такие ослушания бывает наказание, отоймут честь и поместья, и вотчины, и бив кнутом или батоги, ссылают в сылку, на вечное житье в Сибирь, в казаки (81).

14. Да у бояр же и у думных, и у ближних людей, и у иных чинов, у столников, у дворян, у дьяков и у стряпчих, и у жилцов обычай таков: кого с кем царь похочет послати в товарыщах в посолство и в ыные во всякие посылки, и те люди, кому с кем велят быти, сведав о том наперед, что им с ними быти, а им быти с ними зачем будет немочно, учинятца нарочным делом болны, чтоб тою приметною болезнью тое службы избыть. И тот, с кем они быти не хотят, бьет челом царю, что тот человек прикинулся в болезнь нарочным делом, не хотя с ним быти вместе. И по таким челобитьям, болных людей осматривают думные и простые дьяки и подьячие: и будет такие люди бывают болны ненарочным делом, и их осмотря, от службы отставливают, а посылают в их место иных; а будет у осмотру познают, что учинился болен нарочным делом, хотя избыть того, чтоб с тем человеком не быть, с кем ему велено, и такого человека с тем человеком посылают болного, доколь обможетца, а будет умрет, или к самому времяни, к которому будет надобен, не обможется, и в его место посылают иных, а ево имя запишут, хотя и болен был, однако с тем человеком, с кем велено, посылай и был (82). И иные такие люди, с серца прикинувся в болезнь, умирают многие, не хотя роду своего перед другим родом обесчестить.

15. Так же, как у царя бывает стол на властей и на бояр, и власти у царя садятся за столом по правой стороне в другом столе, а бояре по левой стороне в своем особом столе. И как те бояре учнут садится за стол, по чину своему, боярин под боярином, околничей под околничим и под боярами, думной человек под думным человеком и под околничими и под боярами, а иные из них, ведая с кем в породе своей ровность, под теми людми садитися за столом не учнут, поедут по домом, или у царя того дни отпрашиваются куды к кому в гости; и таких царь отпущает. А будет царь уведает, что они у него учнут проситися в гости на обманство, не хотя под которым человеком сидеть, или, не прошався у царя, поедет к себе домов: и таким велит быть и за столом сидеть, под кем доведется. И они садитись не учнут, а учнут бити челом, что ему ниже того боярина или околничего, или думного человека сидети немочно, потому что он родом с ним ровен, или честняя, и на службе и за столом преж того род их с тем родом, под которым велят сидеть, не бывывал; и такова царь велит посадити силно; и он посадити себя не даст, и того боярина бесчестит и лает. А как ево посадят силно, и он под ним не сидит же и выбивается из-за стола вон, и его не пущают и розговаривают, чтоб он царя не приводил на гнев и был послушен: и он кричит: "хотя де царь ему велит голову отсечь, а ему под тем не сидеть", и спустится под стол; и царь укажет его вывесть вон и послать в тюрму или до указу к себе на очи пущати не велит. А после того за то ослушание, отнимаетца у них честь, боярство или околничество и думное дворянство, и потом те люди старые своея службы дослуживаются вновь (83).

А кому за такие вины бывают наказания, сажают в тюрмы и отсылают головою, и бьют батоги и кнутом.

И то записывают в книги имянно, впредь для ведомости и спору.

А ис которых чинов ни буди бывают пожалованы в бояре и в околничие, и в думные люди за службы и не за службы, а лучится им сидети в Думе с царем вместе: и они садятца по роду своему и по чести, кто кого честняя породою, а не по тому, кто кого старее в чину, хотя кто сегодня пожалован, наутрее по породе своей учнет сидет выше. Так же и за столом царским садятца по тому ж. А которые бояре царю свойственные по царице (84), и они в думе и у царя за столом не бывают, потому что им под иными боярами сидеть стыдно, а выше не уметь, что породою не высоки; а околничие и думные люди, свойственные царю по царице, и те люди в Думе и у царя сидят за столом, где кому мочно. Так же они, свойственные царю, на Москве сидят в приказех или бывают в посолствах и в воеводствах и с ними бывают товарыщи, которым было преж того мочно с ними быть, как еще они царю не учинились в свойстве (85).

 


Страница 3 - 3 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру