"Не в худой земле, не в неведомой..."

Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.: ил., карт.

 

В нашем образовании существует, увы, множество "острых углов " и проблема учебников — один из них. Уж сколько раз обсуждалось, как надо учить и учиться истории, на самом высшем уровне, вплоть до того, что даже наш Президент высказывался по проблеме. Нет, нельзя сказать, что учебников нет — их как раз очень много, все с разной степенью рекомендации к обучению, и в большинстве своем — совершенно неприемлемые.

 

Сколько раз жаловались преподаватели, что хороших школьных учебников по истории нет, что приходится преподавать по учебникам, предназначенным для работы со студентами, самостоятельно искать весь материал для преподавания…

 

Однако время от времени появляются учебники, на которые хочется обратить самое пристальное внимание. Учебник "История России с древнейших времен до конца XVII века", выпущенный издательством "Просвещение" и предназначенный для преподавания в 10 классе средней школы, конечно, к ним относится.

 

Период "от восточных славян до Петра I", как правило, учат как-то поверхностно, торопясь перейти к великим свершениям нового времени. Забывая о том, что свершения, бывшие до того — не менее велики. Стоит помнить о том, что несмотря на то, что всю историю "Руси Московской" обычно пробегают скороговоркой, именно в период от свержения ига до Петра Первого Россия сделала все свои наиболее существенные территориальные приобретения, да что там говорить, само государство по сути было построено именно тогда.

 

В учебниках этот период обычно "звучит" наиболее невнятно, несколько ключевых точек, Иван Калита да Грозный со Смутным временем, а более в памяти зацепок не остается.

 

Но в данном случае — все совершенно наоборот.

 

В первую очередь это связано с автором учебника — Николай Сергеевич Борисов, доктор исторических наук, профессор, преподает на кафедре истории Отечества до XIX века МГУ имени М.В. Ломоносова и является автором многочисленных публикаций по этому периоду. Можно упомянуть, например, следующую монографию — "Политика московских князей (конец XIII — первая половина XIV вв.)", подробнейшее исследование, фактически единственное, столь скрупулезно и объёмно освещающее этот важнейший период русской истории. Читателям же, которые не занимаются историей профессионально, скорее всего знакомы книги "Иван Калита", "Сергий Радонежский" и "Иван Третий", в известной молодогвардейской серии "Жизнь замечательных людей".

 

Учебник написан замечательно простым и понятным языком. Почему "замечательно"? Потому что в последнее время появилась какая-то новая, модная и не особенно хорошая тенденция — пишут наукообразно, засоряя учебник тоннами ненужных терминов, не считая нужным их объяснять, да и вообще, особенно не задаваясь вопросом, как это будет прочитано и воспринято. Или, бросаясь в другую крайность, пытаются предельно опростить лексику, чуть ли не до жаргонизмов опускаясь, чего, конечно, допускать нельзя.

 

Во введении автор пишет: "Историю страны можно сравнить с биографией человека. Знакомясь с тем, с кем нам предстоит вместе жить или работать, мы обычно стараемся побольше узнать о его прошлом. Нас интересует, где он родился и вырос, кто его родители, с кем он дружит или враждует. Все это, накладываясь на опыт повседневного общения, позволяет нам составить более или менее верное представление о человеке, о его достоинствах и недостатках. История любого народа — та же биография. Она помогает правильно понять его настоящее и до некоторой степени заглянуть в будущее".

 

Из чего же складывается биография нашего народа? Учебник разделен на три раздела — первый раздел "Древнерусское государство" охватывает период с IX по XIII век, и в нем рассматривается, собственно, образование государства и первые его шаги — Русь Киевская до раздробленности, причины раздробленности, ее плюсы и минусы на данном этапе. К этому же разделу относится монгольское нашествие, сыгравшее такую роковую роль в истории нашей страны.

 

Второй раздел посвящен образованию единого Русского государства в XIV–XV вв. В нем можно будет узнать об истории, и, что важнее, о причинах усиления Московского княжества, так или иначе — а ведь до сих пор столица у нас в Москве и земли собирались именно вокруг нее, знать, как и почему происходил этот процесс — немаловажно.

 

Последний раздел описывает историю России в XVI–XVII веке, Смутное время, одну из трагических, но вместе с тем, полную героизма страницу нашей истории, приход к власти династии Романовых и все те события, которые предвосхитили и подготовили бурный и блестящий XVIII век.

 

Во всех разделах много внимания помимо изложения исторических событий посвящено культурологическим сюжетам, много в учебнике и иллюстраций, которые тоже помогут детям обрести представление о делах наших давних.

 

Не обойден вниманием такой момент как место России в Европе того времени, впрочем, аргументировано подчеркивается особость ее развития и уникальность процессов, происходивших в нашей стране в то время.

 

Очень важно то, что представлена, если так можно сказать — нравственная история народа, говорится о типично русской системе ценностей, базирующейся на основах веры, совести и коллективизма.

 

Вступительное слово автора заканчивается словами: "С любовью к России и с желанием познать себя через познание своей страны мы отправляемся в далекий путь истории". В добрый путь!


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру