Региональные конфликты: вчера и сегодня

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНФЛИКТОВ

Блищенко В.И., Солнцева М.М. Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX – начало XXI века). - М.: "Городец", 2005.

 

Наиболее редко встречающийся в этой области жанр – учебная литература. Тем ценнее качественные учебники. Монография В.И. Блищенко и М.М. Солнцевой "Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX – начало XXI века)" - это именно учебник, написанный "для преподавателей, специалистов, студентов, занимающихся проблемами международного права, международных отношений, регионоведения". Но вместе с тем – это та книжка, которую будет интересно прочитать любому.

 

Начинается учебник, как и положено, с методологических вопросов. Авторы рассматривают проблемы классификации конфликтов, называют регионы, наиболее к ним склонные, а также перечисляют основные факторы, которые к этим конфликтам могут привести. К таковым относятся:

 

- характер политического режима в стране, вовлеченной в конфликт;

 

- создание нового государства как политической единицы в мире;

 

- поддержание или сохранение суверенитета государства;

 

- территориальные вопросы;

 

- вопросы выживания государства и соответствующего политического режима;

 

- контроль за "стратегической территорией";

 

- национальное объединение или "консолидация нации";

 

- защита или поддержка военно-политического союзника.

 

В том или ином виде какие-то из этих причин всегда присутствуют в любых конфликтах. Не правда ли, любому, интересующемуся историей последних лет или даже просто смотрящему время от времени новости по телевизору, эти причины знакомы?

 

Основная часть учебника посвящена, собственно, самим конфликтам. Удивительно, но всего лишь на пятистах страницах авторам удалось осветить в основных чертах практически все существенные конфликты XX века. Афганский конфликт и последовавшая за ним война, вьетнамская и корейская войны, конфликты в Южной Азии и Африке, Карибский кризис, кипрская проблема, огромные комплексы ближневосточных неурядиц и межнациональных проблем на Балканах – всё это и многое другое нашло отражение в этой монографии. Авторы подробно описывают причины, ход и методику решения конфликтов.

 

В новейшей мировой истории любые конфликты развивались в рамках глобального противостояния капиталистической и социалистической системы. Конечно, такое положение дел оказывало влияние на характер этих конфликтов. В некоторых случаях региональный конфликт становился ареной прямого противоборства двух враждующих систем – когда войска СССР и США, замаскированные под "советников" или "добровольцев", а в ряде случаев и без маскировки, участвовали в боевых действиях на разных сторонах.

 

Конец XX и начало XXI века ознаменовались новыми факторами в развитии региональных конфликтов. Разрушение СССР и социалистической системы безвозвратно изменили геополитическую обстановку в мире, а внешнеполитическая доктрина России существенно отличается от доктрины страны, преемницей которой она стала. В мире появилась доминирующая сверхдержава – США, которая стремится к реализации собственных интересов и использует для этого любые методы, в том числе и на внешнеполитической арене. Кроме того, нельзя забывать про такие новые явления как терроризм, распространение оружия массового поражения, глобализация. Эти факторы порождают новые конфликты и придают иные оттенки старым.

 

Возвращаясь к книге, хотелось бы отметить еще одно её безусловное преимущество. Словосочетание "международное право" не случайно вынесено у неё на обложку. Основной тезис заключается том, что конфликты необходимо решать мирным путём, с точки зрения международных правовых норм, которые существуют и вполне могут успешно применяться.

 

Работа написана как монография в лучшем смысле этого слова – выдержанно, с многочисленными ссылками на документы. К примеру, в главе посвященной распаду Югославии, можно узнать, какие конкретно правовые нормы были нарушены за весь этот период. Очень интересен раздел, посвященный тому, каким образом признавались новые балканские государства. В книге не употребляется крылатое выражение "двойной стандарт", но именно оно лучше всего характеризует положение дел в тот период: "На практике, по вопросу признания вновь возникших на Балканах государств среди западных стран не было единства. Более того, политические соображения в этом вопросе преобладали над правовыми. Об этом свидетельствуют факты признания Хорватии, нарушившей четыре из пяти условий принципов Европейского сообщества, и в то же время довольно длительное непризнание Македонии, не нарушившей ни одного. Или, скажем, признание 6 апреля 1992 года странами ЕС Боснии и Герцеговины как единого независимого государства, несмотря на нестабильное внутреннее положение, а также невзирая на то, что это была страна с неопределенным политическим устройством, невыясненными отношениями между живущими в ней народами и охваченная войной".

 

Еще в книге содержится много информации, которая поможет лучше ориентироваться в современной ситуации: когда в современных СМИ говорят о региональных конфликтах, обычно истории конфликта внимания уделяют мало и рассматривают её поверхностно. А знание истории конфликта, как минимум, помогает составить точку зрения относительно текущей ситуации. Не сомневаюсь, что вы неоднократно слышали в репортажах о ситуации все в той же Югославии про "договоренности по Югославии, достигнутые в Рамбуйе". Полезно будет знать историю этих договоренностей: это были долгие переговоры между албанской и югославской делегацией, первый раунд которых закончился заключением ряда соглашений, появилась даже некоторая надежда на мирное решение вопроса. Однако, "15 марта 1999 года в Париже должен был начаться второй раунд переговоров. Делегации, тем не менее, так и не встретились. Албанской делегации разрешили подписать документы в одностороннем порядке".

 

Этот учебник не завершен: региональные конфликты, зачастую с применением военной силы, по-прежнему являются нашей повседневной историей. Но основная задача, которая была поставлена в книге – дать научный инструмент для исследования проблемы и материал, который позволяет сформировать системный взгляд на нее – выполнена, насколько это возможно.

 

ДИАЛОГ БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ

Силантьев Р.А. Новейшая история исламского сообщества России (1989–2004 гг.). - М.: ИИПК "Ихтиос", 2005.

 

Следующая книжка, о которой хотелось бы поговорить в сегодняшнем обзоре, посвящена теме весьма деликатной.

 

Хотя бы потому, что ислам в современном мире и в качестве религии, и в качестве общественно-политического направления предельно мифологизирован. Во многом это происходит из-за банального отсутствия толковых исследований по тематике. Нет, литературы про ислам достаточно и даже более, однако по большей части на научность она не претендует.

 

Изучение истории ислама в России – задача очень важная и жизненно необходимая. Не секрет, что ислам является второй по величине религиозной конфессией на территории нашей страны. Непонимание, недостаток информации и с той, и с другой стороны, провоцирует конфликты, которые могут перерасти (и такие примеры – у нас перед глазами) в боевые действия.

 

Монография Р.А. Силантьева вышла в 2005 году, и можно смело сказать, что это первая работа столь полно и подробно описывающая развитие исламского сообщества в последние два десятилетия.

 

Охватывается не очень большой по времени, но весьма насыщенный событиями промежуток с момента распада Советского Союза по нынешние дни. Богатая историография и источниковая база позволяет делать обоснованные выводы. Книга состоит из трех частей:

 

- общий обзор исламского сообщества в России;

 

- региональная история, в которой помимо фактической канвы описываются особенности развития ислама в каждом регионе нашей страны;

 

- некоторые аспекты раскола исламского сообщества в России.

 

Ценность монографии прежде всего в ее комплексности. Повторимся, эта первая работа, столь полно освещающая наиболее существенные моменты в прошлом и настоящем ислама в России.

 

Изучается не только религиозная, но и, что немаловажно, политическая история исламского сообщества – это дает возможность проанализировать феномен политической гиперактивности мусульман России и быстрого распространения в нашей стране ваххабизма.

 

Важно и то, что автор всеми силами старался избежать навязывания читателю своей концепции. На презентации своей книги он сказал: "Я не старался приукрасить факты и скрыть некоторые негативные ситуации. В этой книге, собственно, моей точки зрения ровно столько, сколько было необходимо для того, чтобы она отличалась от энциклопедического словаря". Этот подход обычно декларируется, хотя и отнюдь не всегда исполняется, в западной историографии, наши ученые пока делают лишь первые шаги на этом пути. Не смотря на то, что подобная позиция с нашей точки зрения не всегда идет на пользу историческому исследованию, можно констатировать, что в данном случае такой подход оправдан.

 

Интересно, что об отсутствии ангажированности в этой работе говорит человек заинтересованный - Мухаммедгали Хузин – Председатель Исполкома Центрального Духовного Управления мусульман России, Первый заместитель Верховного Муфтия России и Муфтий Пермской области: "Если бы эту книгу написал кто–то из наших ученых и религиоведов – сразу бы появились обвинения в недобросовестном изложении фактов. С другой стороны, некоторые сложные события, произошедшие в нашей истории за последние двадцать лет, изложены с поразительной корректностью".

 

Информацию о современном исламском сообществе все мы в основном получаем от СМИ и это информация односторонняя, что отягощается общим незнанием предмета. Если сделать подборку материалов об исламе в прессе – что мы увидим? Подробные и зачастую непрофессиональные репортажи про ваххабизм и радикальный ислам и, в качестве единственной положительной новости, репортаж с праздника курбан–байрам. Разумеется, жизнь исламского сообщества значительно богаче на события, чем это пытается показать центральная пресса, упорно выделяя из них лишь негативные.

 

Зиновий Коган (председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, председатель Объединения религиозных организаций современного иудаизма в России, раввин Мемориальной синагоги на Поклонной горе) заметил при обсуждении этой книги, что сейчас особенно необходимо лучше узнавать друг друга: "Чем больше мы знаем друг о друге, тем меньше нас будут преследовать конфликты. Интерес должен быть обоюдным. Ислам в основе своей – толерантная религия, но когда в религию вторгается политика, последствия это имеет самые губительные". О диалоге и сотрудничестве говорил и о. Всеволод Чаплин: "Книга написана благожелательно. Несмотря на все попытки противопоставить разные религии друг другу, диалог вести необходимо. Не исключено, что нас ждут конфликты, жертвами которых могут пасть вполне традиционные конфессии. Этого не будет, только если между ними будет прямой диалог. Необходимо отказать Западу и секулярному гуманизму в посредничестве, без которого мы столетиями обходились".

 

Правильные и хорошие слова о диалоге культур и религий говорятся в высших властных структурах и средствах массовой информации постоянно, но имеют мало последствий. Монография же Р. Силантьева – реальный шаг на этом пути.

 

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру