Помнить вечно...

Преступления нацистов и их пособников в Прибалтике (Эстония) 1941–1944. Документы и свидетельства. Таллин, 2006.

В последние годы тема фашизма становится всё популярнее. Книжный рынок наводнён различной печатной продукцией с броскими заголовками типа: "Железные псы Гитлера", "Тайны III рейха", "Войска СС" и т.д. В массовом сознании формируется новый образ фашизма, окутанный ореолом тайны, исключительности и мистицизма. Тем самым искусственно подогревается интерес общества к самой идее нацизма. Этот процесс, к сожалению, вполне отвечает духу нашей эпохи, периоду активизации праворадикального движения на территории страны, где некогда господствовал социализм.

В этом плане особенно выделяются Прибалтийские страны, в частности, Эстония. Взгляд на фашизм в этой стране как на наименьшее зло по сравнению с коммунизмом, для обширной части эстонцев, основная часть из которой молодёжь – данность. Несомненно, что это результат вполне осознанного влияния на общественное мнение. И открытие памятников войнам СС в Лихуле и Синимяэ тому доказательство. И желание снести памятник советским воинам-освободителям – тоже тому свидетельство. Вряд ли молодые эстонцы разбираются в различиях фашизма и социализма, но быть ближе к Европе, даже в таком отношении, стало сейчас очень модным.

На фоне всего происходящего, выход сборника "Преступления нацистов и их пособников в Прибалтике (Эстония) 1941–1944. Документы и свидетельства" (Таллин, 2006) вызывает неподдельный интерес.

Сухой язык документов представленных в этой книге не терпит недоверия. Описание деятельности немецко-фашистских оккупантов в лагере смерти Клоога, массовых арестов и расстрелов в Таллине и Харьюмаа в декабре 1941 года, повествование о расстреле без суда мирных граждан военно-националистической организацией "Омайкасе" должны вызвать своего рода интерес, читателей, как у противников, так и у сторонников профашистской идеи.

Особенно интересна третья глава издания, которая содержит материалы, публикующиеся впервые. В советское время не принято было подвергать сомнению идею о дружбе народов союзных республик. Но война внесла свои коррективы в идеологию. В сборнике публикуются материалы, подтверждающие факт геноцида эстонскими карателями мирных жителей на северо-западе России. И снова можно привести лишь сухие документальные свидетельства: "В период с сентября 1941 г. по январь 1942 г. в мою бытность в организации "Омакайсе" в Кивиыли было расстреляно примерно до 20 чел. советских граждан, из числа местного населения" (с. 202); "всего было расстреляно за эти три раза 12 человек" (с. 207); "арестованных советских граждан мы вывозили группами по 6–7 человек. Это были все мужчины от 25 до 40 лет. Никого из расстрелянных я не знал" (с. 177), - это всего лишь малая часть из представленных документов, но её вполне достаточно для адекватной оценки сложившейся тогда политической ситуации. В этом и заключается ценность документального материала.

Хочется верить, что эта информация поможет усмирить пыл Res Publica и "Союза Отечества" - эстонских национал-радикальных партий. И изменит образ "бравого" эстонского эсесовца-борца за независимость в глазах общественности.

У каждого народа должна быть историческая память, без неё обществу можно внушать всё что угодно. Это мощнейший рычаг в руках власти, которая пользуется им в своих, зачастую корыстных интересах. Однако система передёргивания историческими фактами, к сожалению, вполне эффективно работает во всех политически нестабильных регионах, в том числе и в Эстонии. Поэтому основной задачей для идеологов на современном историческом этапе, является выработка новой, научной, политически выдержанной концепции взаимоотношений русского и эстонского народов, для противопоставления ее идеям фашизма. И в этом смысле, более чем актуально звучит выдержка из газеты "Правда" от 14 апреля 1934 года: "Приход к власти фашистов чреват вовлечением Эстонии во внешнеполитические авантюры, которые явятся угрозой существованию независимого Эстонского государства".


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру