Квартирный вопрос

Кулакова И.П. История московского жилья. М.: ОГИ, 2006.

Есть ряд тем, которые почти всегда привлекают читателя, даже если он далек от исторических сюжетов. Как воспитывали детей сто, двести, пятьсот лет назад? Что ели наши предки? Как они одевались? Как развлекались? Все, что человек может сравнить со своей обыденной жизнью будет его интересовать.

Историк Ирина Кулакова в своей работе затронула столь же вечную тему — жилище человека. В монографии "История московского жилья" рассматривается среда обитания москвича за весь период существования самого известного города России.

Не секрет, что "квартирный вопрос" сейчас в столице является одним из самых острых и актуальных. Тысячи, сотни тысяч москвичей озабочены им ежедневно и ежечасно. Тем интереснее проследить за тем, как этот важнейшая проблема присутствовала в жизни города на протяжении всего его существования.

Автор совершенно справедливо замечает, что все аспекты этой темы в одной книжке описать невозможно, для этого потребовались бы горы монографий. В работе сделана попытка "прочертить пунктиры, наметив основные тенденции развития форм московского жилища, обозначив направления, которыми можно идти дальше". Автор обещает анализ "самых показательных примеров и казусов", для того, чтобы выделить наиболее характерные тенденции. Стоит отметить то, как Ирина Кулакова понимает глобальную задачу исследования: "Все исторические процессы — великие и мелкие, социальные и культурные — так или иначе оказывают влияние на бытовую жизнь человека и пространство его жилья. С этой точки зрения история жилья и его повседневности представляет собою своеобразный вариант социальной истории".

Композиционно монография разделена на четыре больших раздела. Первый, наиболее объемный по временным рамкам и самый сложный в плане источников, посвящен допетровской Москве XII–XVII века. Несмотря на то, что волна петровских преобразований почти полностью смела древние устои, в том числе и касающиеся жилищ, автор отмечает большое значение этого периода: "Каждый московский двор — это обособленное и автономное хозяйство и одновременно патриархальное гнездо, глава которого несет ответственность за всех его обитателей. "Дворовое" обустройство научило москвичей избегать семейных разделов и приучило жить большими семьями в нескольких поколениях, что, безусловно, сказалось на формировании московского (и, конечно, русского) сознания и характера. В различные исторические эпохи, в разных социальных слоях, в самых неожиданных модификациях постоянно будет воспроизводиться в городском и личном быту устойчивый патриархальный уклад жизни москвича".

Восемнадцатый век коренным образом изменил всю российскую действительность, особенно сказавшись на жизни Москвы: отныне она не была столичным городом. Но ей необходимо было приспосабливаться к новой жизни. Повсеместная европеизация города, градостроительная политика Петра и последующих правителей России, изменившееся общественное сознание — все это было отмечено в облике города, его застройке. Этот период подробно рассматривается во второй главе: "Москва вступает в Новое время (XVIII век)".

В отдельную главу "Москва капиталистическая" автор выделяет XIX век, считая рубежной датой колоссальный пожар 1812 года. Приметой же второй половины XIX века становится новый для России капиталистический уклад. Подробно описывается среда обитания знаменитого московского купечества, не оставлена без внимания и жизнь аристократии, отдельно рассказывается про беднейшие слои населения.

Самый обширный раздел книги посвящен "Москве советской", да и немудрено: буквально каждое десятилетие этого периода заслуживает отдельного рассмотрения. Вероятно, эта глава будет наиболее интересна для московского читателя: он уже узнает знакомые по своим воспоминаниям и семейным преданиям особенности жизни города, вновь носящего гордый столичный статус. Богатая иллюстрациями и источниками глава (впрочем, остальные главы в этом плане не исключение) красочно рассказывает про быт главного города Страны Советов.

Проигрывает по сравнению с остальными заключительная глава — "Москва постсоветская (конец XX — начало XXI века)". Автор основывается на многих источниках, но особо отмечает, что для написания главы использовались интервью с представителями крупной московской компанией, занимающейся торговлей недвижимостью. Видимо, из-за этого некоторые разделы главы напоминают затянувшуюся рекламу, не очень уместную в исторической монографии.

Так или иначе, тема затронута очень интересная, изложена она прекрасным и понятным языком. Вне всяких сомнений, ей заинтересуются не только столичные читатели: Москва тоже является своего рода примером, моделью, хотя и с определенными характерными чертами. Как справедливо сказано, "пространство никогда "не врет", оно стихийно складывается как некий "текст", отражая происходящие процессы как экономические, так и социокультурные".

В завершение хотелось бы процитировать основной вывод Ирина Кулаковой: "Обращение к истории города показывает, что Москва всегда берегла свою старину, сохраняла "лицо", хотя в ней было много пришлых (…). Поиски же решения всегда присутствовавших социальных проблем шли в русле культурно-нравственных установок — в домашней и общественной благотворительности. Итак, даже расставаясь с "традиционным обществом", будем помнить о традициях".


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру