Управление в древних Афинах

Деловая урок-игра с элементами ретроспективности

Цель занятия: опираясь на ранее изученный школьниками материал и воссоздавая с ними картины города Афины подвести учащихся к осмыслению факта могущества Афинского государства в V в. до н.э. Обеспечить усвоение учениками ярких образов участников народного собрания в Афинах и общественной жизни на агоре и подвести их к осознанию системы управления. Использовать систему познавательных заданий школьникам в процессе игровой деятельности с целью развития у них умений правильно формулировать вопросы, отвечать на них, делать выводы и строить рассказ. Сама форма занятия позволяет включить в эту деятельность максимальное количество учащихся.

 

Опережающее задание: повторить материал об управлении в Афинах и подготовить вопросы о народном собрании, адресованные древним грекам.

 

Ход занятия. Вступительное слово учителя. Учитель подчеркивает, что урок пройдет в необычной форме - в форме диалога современных людей с гражданами Афин. С целью интервьюирования афинян мы должны мысленно перенестись в этот славный город. Представим себе, что мы проезжаем сквозь мощные городские ворота и оказываемся в Афинах. Пыльная дорога ведет к центру города и главной торговой площади - агоре. (Рассматривается план-схема Афин).

 

Афины, окруженные поясом укреплений, насчитывают полтора километра в диаметре с запада на восток. Примерно 6 тысяч домов. На севере Афин - богатый квартал, но большая часть домов скромны, сделаны из грубого кирпича и камней. Жилье многие афиняне арендовали. Вот мы видим, что в доме снята дверь: это значит владелец вымогает плату за жилье. Может и крышу снять, и колодец заделать. Помои и нечистоты сливали прямо в канавы. Улицы узкие, грязные и извилистые.

 

Большое огненно-красное солнце уже высоко над городом. Вдали виднеется знаменитый акрополь, который сверкает белизной храмов. Позолоченный шлем Афины и наконечник ее копья ярко сверкает на солнце. Корабли в Пирее его издали замечают. Посмотрите на схему, слева от нас остается холм Пникс. Нам странно слышать, что именно на этом холме решаются все важнейшие дела в Афинском государстве. Ни в храме, ни во дворце, а просто на холме.

 

Афинянин нам сообщает о том, что мы опоздали уже на очередное народное собрание - ведь оно обычно проходит рано утром. Нам советуют узнать о сроке следующего народного собрания из надписей на камнях, которые выставляются на агоре, или ждать сигнала глашатаев.

 

Позже мы узнаем, что если бы мы приехали даже рано утром, то на собрание не попали: туда допускаются только граждане Афинского государства. Так вот почему богач- чужеземец поехал в Пирей за рабами в день собрания.

 

Любопытство заставляет нас осмотреть то место, где совершается правосудие и принимаются все важнейшие решения для каждого афинянина. И мы вновь возвращаемся на Пникс.

 

Основная часть. В этой части ученики изображают беседу между чужеземцами и афинянином - участником народного собрания, который случайно задержался на Пниксе и встретился нам. Ученик, изображающий афинянина, кратко дает имя своему герою, рассказывает о его профессии, возрасте, состоятельности, адресе и семье. Пример: Апполоний - состоятельный ремесленник- гончар, 30 лет, владеет мастерской, 20 рабами, содержит на свои средства хор для театра и военное снаряжение. Имеет жену и двух сыновей. Адрес: Внутренний Керамик, недалеко от горшечной Евфрония, по левой стороне.

 

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ БЕСЕДЫ В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ИГРЫ.

Вопрос: Скажите, почему народные собрания вы проводите утром, в столь раннее время?

 

Ответ: Те, кто приходят сюда - строители, каменщики, гончары, земледельцы, лавочники - этот люд занят работой в течение дня и встает с восходом солнца. Некоторые крестьяне и вовсе не могут оставить работу, живут очень далеко. Восход солнца - самое подходящее время, пока еще все не погрузились в свои повседневные дела.

 

Вопрос: Сколько же людей - граждан Афин вмещается здесь?

 

Ответ: На холме Пникс может поместится до 20 тысяч человек. Однако, чтобы иметь силу закона, предложение должно быть принято и одобрено лишь 6 тысями человек. Поэтому, если не набирается нужное число граждан, то глашатаи идут за ними по домам. На собрание нельзя опаздывать: жирно промазанная красной краской веревка преграждает путь и "метит" опоздавших. Пропускают на собрание по специальным табличкам, служившим удостоверением личности. Случайных людей выгоняют полицейские.

 

Вопрос: Известны ли гражданам те вопросы, которые будут решаться на очередном собрании?

 

Ответ: Конечно. Совет из 500 человек обсуждает, готовит и принимает те вопросы, которые будут вынесены на очередное народное собрание. В здание Толос, где происходит предварительное обсуждение, всегда открыты двери, и любой может прийти и послушать. Иногда и глашатаи сообщают об этом.

 

Вопрос: Какие вопросы обычно решаются на этом холме?

 

Ответ: Собрание происходит обычно 3-4 раза в месяц, точнее 1 раз в девять дней. Каждое собрание имеет свою повестку. На первом собрании месяца обычно решаются вопросы, связанные с должностными лицами: их выбирают, ставятся вопросы об исполнении ими своих обязанностей. Наше государство нуждается в честных гражданах, поэтому в случае, если они не справляются, их тут же отстраняют от должности. На первом же собрании решаются финансовые вопросы и о безопасности государства. Второе собрание обычно посвящено гражданам, на нем решают, что делать с должниками, кому предоставить или восстановить гражданские права. Третье и четвертое собрания посвящены текущим делам, религиозным вопросам. Иногда собираемся внезапно для обсуждения срочных вопросов. Тогда глашатаи обязаны предупредить каждого участника еще до восхода солнца.

 

Вопрос: Как же принимаются решения на собрании?

 

Ответ: Решения принимаются большинством голосов. Голосовали белыми и черными камешками. В суде в наличие также и круглые жетоны: диск со стержнем означает оправдание или согласие, а без него - осуждение или неодобрение решения. Принятие наиболее важных решений и избрание стратегов происходит при помощи поднятой руки открытым голосованием с помощью поднятой руки. Голоса тут же подчитывают.

 

Вопрос: Какими вопросами ведают стратеги и как часто их избирают?

 

Ответ: Стратегов у нас 10, но один из них - главный. Он возглавляет армию во время военных походов, распоряжается денежными средствами. Обычно стратегом становится человек из знатной и богатой семью, потому что нужны были хорошие данные и образование. Нужно быть грамотным, хорошим оратором, обладать искусством спора и убеждения, уметь держаться на трибуне. Однако, человек, жизнь которого проходит за обработкой земельного участка, в ремесленной мастерской или на строительстве, вряд ли мог стать оратором и получить прекрасное образование.

 

Вопрос: Так, значит, на собрании может выступать только стратег или очень подготовленный человек? Может ли выступить простой афинянин на собрании?

 

Ответ: Выступить может любой, но как. Важно не просто взойти на трибуну, а овладеть мнением большинства. Любой гражданин, который захотел выступить, получает слово на время, отмеряемое водяными часами - клепсидрой. Они представляют из себя два сообщающихся сосуда, из которых жидкость переливается из одного в другой. Возложив миртовый венец на голову, оратор начинает речь.

 

Вопрос: Кто же занимается управлением Афин между заседаниями народного собрания?

 

Ответ: Совет из 500 человек. Он следит за исполнением решений собрания, контролирует деятельность должностных лиц, охраняет безопасность Афин, руководит обороной государства, отношениями с союзниками и иностранными государствами. Если он не справляется с обязанностями, его лишают золотого венка, что означало: народ недоволен его деятельностью.

 

Вопрос: Как происходят выборы в Совет и стратеги?

 

Ответ: Вся Аттика разделена на множество мелких единиц - демов. Демы объединяются в 30 тритий. 10 тритий составляли город Афины, 10 - занимали сельскую местность, 10 - прибрежные районы. Каждая фила состоит из 3х тритий - по одной из каждой области. Совет состоит из 500 граждан, по 50 от каждой из 10 афинских фил, выбираемых ежегодно. По одному человеку от афинских фил ежегодно избираются в стратеги. Архонты (9 человек) контролируют храмы и жертвоприношения, празднества и театр, Олимпийские игры и зрелища.

 

 

Вопрос: Как же принимаются законы?

 

Ответ: Законом Афинского государства становится решение, принятое на народном собрании.

 

Вопрос: Кто эти люди, которые еще не покинули Пникс? Ведь собрание давно уже закончилось.

 

Ответ: Это мои помощники: секретари, ведущие записи о результатах голосования и решениях народного собрания, счетчики голосов, полицейские - рабы, следящие за порядком и не допускающие посторонних на собрание. Это жрец, он зажигает жертвенный огонь перед собранием. Вы видите здесь красный канат, им огораживают территорию во время собрания, тот самый который помечал опоздавших. Я объявляю обсуждаемые вопросы, предлагаю высказываться, подвожу итоги собрания.

 

Вывод: Граждане Афин гордились своими порядками и управлением. Один из стратегов писал: " Наш строй не подражает чужим учреждениям, мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражанием другим".

 

Вторая часть урока дополняет представления учащихся об афинской демократии. Она посвящена интервьюированию граждан на афинской агоре.

 

Мы продолжает наше путешествие по Афинам. По пыльной дороге мы направляемся к торговой площади – агоре (снова обращаемся к схеме). На пригородной улице мы слышим громкий крик ослов и мулов, на которых жители окрестных селений везут на главную торговую площадь города вино, ячмень, овощи и фрукты. Ремесленники, одетые в льняные хитоны, торопятся на работу. Торговая площадь полна народу. Шум и говор людских голосов нас поражает. Еще нас поражают соблазнительные запахи рынка.

 

Агора - центр торговой жизни. Мы видим здание с колоннами - стою. За рядами колонн обычно располагались торговые лавки, где продавали светильники, посуду, роскошь. На специальных возвышениях-платформах (киклойя) выставляли товары. Мы видим купцов, внимательно осматривающих товары, крестьян с мешками и визжащими поросятами, поваров- рабов с бритыми головами и корзинами с овощами, рыбой, фруктами. Богатый афинянин важно идет с покупками для вечернего пира. Медовые соты соперничают с ароматом роз и сельдерея. Тут же продают утварь, обувь, лекарства, книги, одежду. Продолжите рассказ о посещении агоры.

 

В рассказе ученик должен отразить агораномов - специальных людей, которые следили за сбором пошлин, проверяли качество продукции, взимали штрафы за нечестную торговлю, проверяли правильность мер и весов. Ситофлаки контролировали торговлю зерном. Менялы работали за столами, поэтому их называли трапедзитами. Они разменивали монеты других городов за определенную плату, давали в долг под большие проценты.

 

Далее учитель предлагает всем ученикам выступить в качестве современных историков и древних греков. Организуется работа в парах - интервьюирование греков о жизни на агоре.

 

ВОТ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ:

1.    Почему каждый афинянин приходил ежедневно на агору?

2.    Каков был план агоры и какие здания располагались ?

3.    О чем говорили афиняне на агоре и о чем спорят философы?

4.    О чем писали на каменных плитах, находящихся на агоре?

5.    Как был связан рынок с общественной деятельностью на площади?

В итоге проведения работы в парах ученики приходят к следующим выводам.

 

Афинская агора была центром деловой и политической жизни. Посещение агоры имело такое же значение, как в наши дни телевидение, радио и газеты. Все свободные греки обязательно каждый день в сопровождении двух- трех рабов появлялись на агоре. Мы видим на агоре прекрасные здания, храмы, портики, величественные платаны и тополя, статуи богов и героев. С трибуны глашатаи объявляют разные распоряжения и судебные решения. Здесь обсуждают городские новости, подробности празднества или театральной постановки, постановления народного собрания, прибытие спартанского посольства, семейные и частные дела. На агоре формируется общественное мнение. Те, кто не приходил сюда, считались бесполезными для Афинского государства.

 

Домашнее задание: написать творческое сочинение о народном собрании в Афинах или составить устный рассказ, используя картинный план.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ "УПРАВЛЕНИЕ В АФИНАХ".

 

КАРТИННЫЙ ПЛАН "НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ В АФИНАХ"

1. Утреннее солнце над Афинами.

2. "Глашатаи! Глашатаи идут!"

3. Афины замирают: все на Пникс.

4.    "Я обращаюсь в вам, доблестные афиняне!"

5.    Оратор надевает венок.

6.       "Ответь нам, Перикл!"

7.    Речи стратега ждут с нетерпением.

8.     "Меня с народом объединяет любовь к Родине"

9.    Бурно идет обсуждение.

10.   "Хвала первому стратегу!"

 

РАССКАЗ О НАРОДНОМ СОБРАНИИ.

Было раннее утро. Солнце, еще не жаркое, не обжигающее своими лучами, медленно поднималось над Древними Афинами. Оно осветило стены Акрополя и скользнуло дальше по блестящим белым колоннам Пропилеев. Лишь на короткое время лучи его задержались, словно восхищенные красотой постройки, на чудесном храме богини Девы, и скользнули дальше за край небольшой тучки, скрываясь за облаками. Легкий ветерок пробежал по верхушкам гранатовых деревьев и затих в кустах домов.

 

Толпа мальчишек с громкими криками бежала по улицам города, поднимая ногами тучи пыли. "Глашатаи! Глашатаи идут!" По всем улицам разбрелись глашатаи, созывая граждан на Пникс. Их зычные голоса разносились над городом, пробуждая спящих. У дверей домов стали появляться люди. Волнение в городе нарастало. "Граждане Афин, внимайте нашим словам! Спешите на Пникс!" Глашатаи спешат в пригородные селения, в самих Афинах закрываются лавки и мастерские, запираются городские ворота.

 

Наконец все собрались, и эпистрат потребовал тишины. Жрец принес в жертву поросенка, обнес жертвенное мясо вокруг толпы и произнес молитву. Выглянувшее из-за облака солнце осветило холм и многочисленных людей. Начинается обсуждение государственных дел. Один за другим выходят на трибуну ораторы. Трибуна - это огромный камень. Надев на голову венки, они как бы становятся государственными лицами.

 

Вот и сейчас на камне оратор. Он говорит: "Я обращаюсь к тебе, первый стратег! Боги даровали тебе ум и дар бережливости, Афины - власть и почет. Ответь нам, Перикл, кто тебе дал право расходовать с такой щедростью средства государства и союзников? Вместо триер ты строишь роскошные храмы. Ждем твоего ответа, Перикл!"

 

Легко поднял стратег на камень ораторов. Он начал свою речь словами: "Находят ли граждане, что и в самом деле истрачено больше, чем нужно?" Раздались голоса подтверждения. Тогда Перикл продолжил: "Хорошо, я верну в казну деньги до последней драхмы. Продам все, что имею, но возмещу расходы. Когда я это сделаю, то прикажу на каждой постройке написать большими буквами "Построено Периклом!"

 

Раздались шумные возгласы неодобрения: "Такого позора не допустим! Это наши постройки! Мы гордимся ими!" Далее речь продолжилась: " В таком случае вы должны согласится с расходами. Строители получают заработок, и я хочу, чтобы их дети не голодали". Внезапно человек в богатой одежде приблизился к камню и с гневом обратился к стратегу: " Стыдись, благородный Перикл, как ты себя унижаешь перед чернью? Гнев гложет мне печень, когда я вижу, что ты заискиваешь перед демосом. Ты подобен парусу, уступающему ветру!"

 

Ответ был таков: "Напрасно, Леагор, гнев так туманит тебе голову. Меня и демос объединяет одно: общая любовь к родине и желание ей добра! Мне остается только пожалеть тебя". Следом за Периклом выходит на камень его заклятый враг. Он держит речь: " Все, что вам говорит Перикл, кажется соблазнительным и справедливым. Однако, что подумают о нас, эллинах, когда узнают что мы превратили священную обязанность в работу за плату. Это недостойно истинного гражданина".

 

Перикл едва не прервал оратора, но вспомнил, что могут оштрафовать. Оратор продолжал разглагольствовать, но время истекло: так показали часы. Эпистрат прервал выступавшего, и он покинул трибуну. Следующий обвинял Перикла в скупости: "Перикл будет тратить ваши деньги, а не свои. Всем известно, что он скопидом". Оратора прервали и пригрозили штрафом: нельзя было оскорблять членов народного собрания.

 

И вот снова Перикл. Он защищался. Он не спорил, не просил, а терпеливо разъяснял, спокойно излагал свое мнение: "Разве справедливо, чтобы члены Совета, должностные лица, употреблявшие свои усилия на то, чтобы наше государство было сильнее и богаче, терпели убытки? Ведь они заботятся не о себе, так почему же мы не позаботимся о них?"

 

Враги не сдавались: "Не побоитесь ли вы, что люди, получающие от вас деньги, будут угождать вам и не делать то, что полезно и правильно, а должности, которые теперь почетны, станут просто выгодными? И тот, кто заботится о государстве сегодня, завтра станет думать только о себе?"

 

Ответ был краток: "Такого человека легко переизбрать, не дожидаясь пока закончится срок его полномочий. Все Афины будут знать, что он злоупотребил своей властью. Такого позора ему не смыть всю жизнь!" Голоса поддержали Перикла: "Хвала первому стратегу!" Вождь демоса закончил свою речь. Противники смотрели ненавидящим взглядом. В этой ненависти Перикл увидел бессилие и понял, что он победил. На камень сегодня больше никто не поднимался.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру