Олимпийские игры в Древней Греции

Ролевая театрализованная урок-игра с элементами конкурса

Цель занятия: познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. Игровое занятие поможет пережить атмосферу праздника и соревнования и будет способствовать развитию хронологических, картографических, образных и логических умений на основе выполнения познавательных заданий и участия в конкурсе, имитирующем Олимпийские игры.

 

Опережающее задание: изучить дополнительную литературу и материал учебника по теме. Класс разбивается на команды по 5-7 человек, от каждой команды выбирается элленодик - судья.

 

Познавательное задание на весь урок: Что с точки зрения древнего грека имело большее значение для победы олимпийца - мастерство спортсмена или любовь к нему богов?

 

Материалы для игры см в кн.: Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. Историческое образование в современной России. М, 1997, с 79-82.

 

Список литературы для подготовки:

1. П. Микель. Древняя Греция. М, 1999.

2. С. Пич, Э. Миллард. Греки. М, 1995.

3..К.М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. Олимпийские игры. М, 1958.

4. Ю.В. Шанин. Герои античных стадионов. М, 1979.

5.    Г.М. Годер. Венок из оливы // Книга для чтения по истории Древнего мира. М, 1981.

6.    А.А. Нейхард. Олимпийские игры // Книга для чтения. Древняя Греция / Под ред. С.Л. Утченко. М, 1974.

7.    Н.А Чаплыгина. Олимпийские игры // Книга для чтения по истории Древнего мира. М, 1999.

 

Ход занятия. Вводная часть. Учитель кратко рассказывает об истории возникновения Олимпийских игр и традициях их проведения. Зачитывается известная цитата: " Нет другой звезды благороднее солнца - звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские игры" (Пиндар). К концу урока необходимо выяснить, почему древние греки так гордились играми.

 

По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова греческих колоний (откуда могли прибыть участники Олимпийских игр), дается характеристика Олимпии и разводятся понятия "Олимпия" и "г. Олимп". Зачитывается описание Олимпии.

 

Описание Олимпии (из кн: К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. "Олимпийские игры").

На юге Греции, в области Элида, ручей Кладей, соединяясь с рекой Алфеем, ограничивает с запада и юга небольшую долину. В этой долине, окруженной в древности лесистыми холмами, была расположена Олимпия. Она не была городом. Многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, помещения для упражнения атлетов - вот и все постройки Олимпии. Ее постоянное население - только служитель культа. Семь дорог соединяло Олимпию с остальными областями Древнего мира.

 

Далее учитель или три ученика знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр (подробнее об этом в кн: В. Замаровский. "Путешествие к семи чудесам света". М, 1980).

 

Первая версия. Очистив Авгиевы конюшни, Геракл должен был получить часть его стад. Однако, царь не сдержал своего обещания, и Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу - Зевсу и отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного круга, после чего повелел здесь раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.

 

Вторая версия. По легенде Олимпия была основана аргонавтами после возвращения из Колхиды. Они поклялись в том, что если кто-нибудь из них попросит помощи, остальные помогут ему. Место для боевых состязаний посвятили самому могущественному из богов - Зевсу Олимпийскому.

 

Третья версия. Олимпию основал сын царя Тантала Пелоп, который победил царя Эномая. Оракул предсказал последнему смерть от руки будущего зятя. Эномай владел волшебными конями, дарованными ему Аресом. Пелоп выиграл состязание. Возничий царя Миртил вынул чеку из оси царской колесницы, и царь разбил себе голову. Пелоп женился на Гипподамии - дочери Эномая и подчинил себе весь полуостров. Отсюда происходит название Пелопоннес. В месте, где был похоронен Пелоп, в долине р. Алфей и впадении в нее ручья Кладея, и стали устраивать состязания на колесницах.

 

Далее учитель напоминает учащимся о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, то есть началом летоисчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагаются хронологические задачи на эту тему.

 

1.Сколько лет тому назад состоялись первые Олимпийские игры?

2.Сколько лет прошло между первыми и последними на сегодняшний день играми?

3.       Сколько лет прошло со времени возобновления Олимпийских игр в 1896 году?

4.       Сколько игр прошло бы, если бы славная традиция никогда не нарушалась?

5.    Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились?

6.    В 708 году до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (В 688 году до н.э - кулачный бой, в 680 г. до н.э. - состязания на колесницах).

 

Основная часть игры. Учитель открывает начало Олимпийских игр призывами глашатаев. Глашатаи из числа учеников: "Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!"

 

Далее команды могут разыграть жеребьевку подобно тому, как это делали греки на Олимпийских играх.

 

Выйдя на стадион, каждый участник вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла буква греческого алфавита (цифр не знали). Элланодик отбирал жетоны и определял порядок выступления. В игре ребята также могут тащить букву, то есть номер своего выступления. Буквами надо обозначить различные дни состязаний. О каждом дне будет рассказывать команда соответственно своей букве (то есть порядковому номеру и дню состязаний).

 

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру