Город мастеров

Ролевая игра конкурсного типа

2 конкурс. Представьте участников своей команды - мастера, подмастерьев и учеников. Каждый рассказывает о своем персонаже. Заслушиваются по 3 человека от каждой "мастерской".

 

В рассказ должны войти следующие сведения:

 

Ученик: с 7 лет жил в семье мастера, а его отец платил за обучение. Был на побегушках мастера, обращались жестоко. После 3, 5 или 7 лет (в зависимости от договора) ученик переходил в подмастерье.

 

Подмастерье: имел очень маленькое жалованье, мог переходить к другому мастеру, давить на мастеров. Он всегда недоволен, требует увеличения жалованья, опасается "вечного подмастерья". Чтобы ему стать мастером, надо продемонстрировать шедевр - образец его умения и успехов в ремесле, а также устроить пир для членов цеха.

 

Мастер: имел свой дом, мастерскую, входил в бюргерское сословие.

 

Жюри оценивает "лучшие" истории мастера, подмастерья и ученика, выбирает призеров.

 

В заключение конкурса зачитывается средневековое стихотворение о средневековом мастере и ремесленнике:

 

Красильщик, плотник, шапочник и ткач

Обойщик с ними - не пускались вскачь,

Но с важностью, с сознанием богатства,

В одежде пышной цехового братства

Могучего, молясь все время Богу,

Особняком держались всю дорогу.

Сукно добротное, ножи в оправе -

Не модной, а серебряной. Кто равен

Богатством, мудростью таким мужам

Совета и почтенным старшинам,

Привыкнувшим к труду, довольству, холе?

(Дж. Чосер, XV в.)

 

"Мастерским" предлагается подтвердить цитатами, что мастер являлся уважаемым лицом в средневековом городе.

 

Конкурс 3. Хозяин мастерской должен зачитать договор о найме ученика. Учащиеся всех групп принимают участие в обсуждении формы и содержания договора с точки зрения их соответствия историческим условиям.

 

Пример: "Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю золотых дел мастеру Айльфу Бруверу моего сына Тениса для изучения ремесла в Кельне. Тенис обязан служить верою 8 лет без перерыва. Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану заниматься ремеслом до истечения 8 лет, то я обязан уплатить мастеру штраф".

 

Конкурс 4. Командам надо рассказать кратко о процессе изготовления изделий в своем цехе (операциях) и дать описание ассортимента товаров (подробная информация содержится в "Книге для чтения по истории Средних веков / Под ред. Сказкина). Далее представляются и обсуждаются шедевры команд. Затем разбирается документ "Из устава ювелиров города Любека":

 

"Желающий занять положение самостоятельного мастера в цехе должен сделать золотое колечко ажурной работы, английское запястье, даримое при обручении, гравированное и черненое, и кольцо для рукоятки кинжала".

 

Задание: Подумайте, трудно ли было сделать шедевр? Почему подмастерья должны были сделать шедевр за свой счет?

 

Конкурс 5. Каждая "мастерская" должна представить устав своего цеха. Основное содержание всех уставов было направлено на:

 

запрещение проникновения чужаков

 

защиту тайны своего ремесла

 

определение четких условий покупки сырья

 

установление условий производства и сбыта продукции

 

регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены

 

установление количества работников

 

установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью.

 

Принципиальные правила устава всех цехов предлагаются в кн: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Ионов И.Н., Короткова М.В. Историческое образование в современной России. М.,1997. С. 85.

 

1. Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.

 

2. Главный мастер любой специальности имеет право держать у себя не более 4 учеников, не считая собственных детей.

 

3. Мастеру разрешается пользоваться своими измерительными приборами, предметами своего домашнего обихода.

 

4. В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.

 

5. Если же для ремесленной мастерской требуется сырье, а оно есть в нашем городе, то мастеру запрещается приобретать такое же в других местах, даже будь оно лучшего качества.

 

6. Мастер, который приобретает станок, ускоряющий производство, имеет право хранить секрет изобретения в тайне от других и пользоваться им единолично.

 

7. Мастер, у которого будет найдено изделие, выполненное не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а изделие разбивается на куски в присутствии старейшин.

 

В заключительной части урока обсуждается проблема роли цехов в развитии ремесла. Анализируется документ 1412 года:

 

"Да будет известно, что к нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, Совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому было постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии".

 

Учащимся предлагается найти доводы для обратного утверждения: "Цехи способствовали развитию ремесла".

 

Домашнее задание: напишите сочинение от имени мастера, подмастерья или ученика о своем ремесле, труде и жизни.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру