Завершение объединения Франции. Франция - централизованное государство

Ролевая игра дискуссионного характера

Цель занятия: на основе актуализации известного учащимся материала и воссоздания картины столкновения и политической борьбы королевской власти и крупных феодалов помочь школьникам спрогнозировать результаты этой борьбы, показать дальнейший процесс объединения Франции и подвести их к осознанию факта образования централизованного государства и обеспечить усвоение его сущности. Продолжить развитие умений учащихся давать сравнительную характеристику двум историческим личностям, прогнозировать результаты их деятельности, воссоздавать историческую обстановку и картины событий, находить существенные признаки понятий, составлять план.

 

Вводная часть игры. Учитель отмечает, что еще до Столетней войны Франция стала превращаться в централизованное государство. Однако этот процесс шел медленно и сопровождался острой борьбой внутри страны между королевской властью и противниками централизации. Силы сторон были немалые, и он был далек до своего завершения. Война с Англией не прошла бесследно, хотя на определенное время затянула процесс образования государства во Франции.

 

Задание: Вспомните, какое значение имела Столетняя война для централизации Франции - положительное или отрицательное? В чем это выразилось? Как отразилась победа Франции?

 

В результате обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам:

 

- Англия, стоявшая на пути национального объединения Франции и угрожавшая ее территориальной целостности, потерпела поражение;

 

- во время войны был введен ежегодный прямой налог – талья (в 1439 году);

 

- война ускорила замену отрядов королевских вассалов постоянным профессиональным войском из рыцарей-наемников;

 

- освободительный характер войны еще более сплотил французский народ в единую нацию;

 

- восстановление хозяйства Франции после войны привело к оживлению торговых связей.

 

Задание: Какие задачи необходимо, на ваш взгляд, было решать в стране в целях дальнейшей централизации Франции? Какие препятствия стояли на пути превращения страны в единое государство?

 

Учитель отмечает, что на пути развития страны стояли крупные феодалы, которые во Франции даже в XV веке представляли собой значительные силы. Они препятствовали ее объединению. Возглавлял эти силы герцог Бургундский Карл Смелый. Ему противостоял король Франции Людовик XI.

 

Созданию образно-эмоционального фона игры способствует сравнительная характеристика лидеров двух политических группировок. Далее рассказывается о "Лиге общественного блага", о встрече короля с герцогом в Перроне, о восстании в Льеже и пленении короля, его освобождении. Учащиеся также узнают о действующих лицах политической борьбы двух группировок - брадобрее Оливье, Тристане Пустыннике, кардинале Балю, ученом советнике Филиппе де Комине и др. Эта информация предваряет собственно ролевую игру, создают представление о политическом противоборстве во Франции второй половины XV в. Приводи фрагмент сюжетного повествования.

 

В полутемном покое Амбуазского замка Людовик XI, покусывая гусиное перо, лично составлял ответное письмо миланскому герцогу Сфорца. У этого итальянского политика король Франции учился разъединять своих врагов, сеять взаимное недоверие, ловко использовать разлад и сталкивать противников лбами. К услугам короля было немало тайных агентов и шпионов. Их содействие, подкуп и хитрость, лесть по отношению к могущественным феодалам помогали Людовику постепенно избавляться от тех, кто мешал ему объединять Францию. Людовик добивался успеха умом и коварством.

 

В письме миланскому герцогу король подводил итог борьбе, рассказывал, как ему удалось разрушить Лигу Карла. От письма его отвлек сподвижник Брадобрей Оливье.

 

"Карл затевает опять восстание против нас. Я знаю это от одного бургундца, которому плачу".

 

"Вот, что кум, позови сюда Тристана и Балю. Я хочу знать их мнение".

 

Когда вошли приглашенные, король сказал:

 

"Этот бургундец собирается опять напасть, его поддерживает мой брат, многие герцоги и графы. Что вы об этом думаете?"

 

"Хорошо бы изловить Карла, казнить или посадить в клетку".

 

Балю, полный пожилой мужчина с седой головой в алой мантии с горностаем сказал:

 

"Ваше величество, я бы посоветовал вам назначить свидание Карлу и лично с ним переговорить. Он примет вас у себя. Он считает вас настоящим рыцарем".

 

Местом свидания был назначен город Перрон. Карл дал честное слово, что жизнь короля будет вне опасности. С королем ехали Оливье, Тристан, кардинал Балю, ученый советник Филипп де Комин и небольшой отряд охраны. Никто и не догадывался, что у королевского казначея были припрятаны десятки тысяч ливров для подкупа сановников Карла. Людовик поселился в защищенном замке. Карл устроил пир.

 

Во время пребывания короля в Перроне началось восстание в городе Льеже на р. Маас, которое было спровоцировано агентами Людовика. Города восставали против герцога, а Людовик всячески побуждал горожан к мятежам. Королевские агенты бродили по бургундским городам и разжигали недовольство. Вспыхнувшее восстание поставило короля в критическое положение. Зная вспыльчивый характер Карла, он опасался за свою жизнь. Известие о восстании привело Карла в ярость, и он решил заточить короля в крепости. Вокруг замка выставил охрану.

 

Советники объяснили Карлу, что арест приехавшего в гости короля может вызвать бурю возмущения во всей Франции и начнется война. Тогда Карл решил выпустить короля, навязав ему тяжелые условия. Король вынужден был отдать свои владения. Далее король расправился с восставшим городом Льеж: убивали все, убегавших преследовали. Потом он посадил за решетку своего советника Балю, предложившего перронскую встречу. На королевском Совете монарха освободили от обещаний, данных в Перроне, так как клятвы были вырваны угрозами.

 

Учитель отмечает, что уже много лет шла борьба между Карлом и королем, когда было решено собрать совет нотаблей - представителей сословий и пригласить союзников Карла и короля обсудить дальнейшую судьбу Франции. Попробуем себе представить это заседание, выступления отдельных участников. От их лица необходимо высказаться по поводу дальнейшего развития страны за ее централизацию, за короля, либо против него.

 

Учащиеся готовят заранее выступления либо от лица сторонников короля, либо от имени их противника, сторонника герцога. Они обсуждают дальнейшую судьбу страны. Они должны также придумать имя, титул и общественное положение изображаемого персонажа. Вот некоторые примеры:

 

Тристан Пустынник - старшина парижского купечества

 

Филипп де Комин - ученый и советник короля

 

принц Орлеанский

 

герцог Бурбон

 

епископы Безье, Бернар, Каботи

 

герцог Бретани

 

граф Фландрии

 

графы Невер и Оверни

 

граф Лотарингии

 

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру