Завершение объединения Франции. Франция - централизованное государство

Ролевая игра дискуссионного характера

Цель занятия: на основе актуализации известного учащимся материала и воссоздания картины столкновения и политической борьбы королевской власти и крупных феодалов помочь школьникам спрогнозировать результаты этой борьбы, показать дальнейший процесс объединения Франции и подвести их к осознанию факта образования централизованного государства и обеспечить усвоение его сущности. Продолжить развитие умений учащихся давать сравнительную характеристику двум историческим личностям, прогнозировать результаты их деятельности, воссоздавать историческую обстановку и картины событий, находить существенные признаки понятий, составлять план.

 

Вводная часть игры. Учитель отмечает, что еще до Столетней войны Франция стала превращаться в централизованное государство. Однако этот процесс шел медленно и сопровождался острой борьбой внутри страны между королевской властью и противниками централизации. Силы сторон были немалые, и он был далек до своего завершения. Война с Англией не прошла бесследно, хотя на определенное время затянула процесс образования государства во Франции.

 

Задание: Вспомните, какое значение имела Столетняя война для централизации Франции - положительное или отрицательное? В чем это выразилось? Как отразилась победа Франции?

 

В результате обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам:

 

- Англия, стоявшая на пути национального объединения Франции и угрожавшая ее территориальной целостности, потерпела поражение;

 

- во время войны был введен ежегодный прямой налог – талья (в 1439 году);

 

- война ускорила замену отрядов королевских вассалов постоянным профессиональным войском из рыцарей-наемников;

 

- освободительный характер войны еще более сплотил французский народ в единую нацию;

 

- восстановление хозяйства Франции после войны привело к оживлению торговых связей.

 

Задание: Какие задачи необходимо, на ваш взгляд, было решать в стране в целях дальнейшей централизации Франции? Какие препятствия стояли на пути превращения страны в единое государство?

 

Учитель отмечает, что на пути развития страны стояли крупные феодалы, которые во Франции даже в XV веке представляли собой значительные силы. Они препятствовали ее объединению. Возглавлял эти силы герцог Бургундский Карл Смелый. Ему противостоял король Франции Людовик XI.

 

Созданию образно-эмоционального фона игры способствует сравнительная характеристика лидеров двух политических группировок. Далее рассказывается о "Лиге общественного блага", о встрече короля с герцогом в Перроне, о восстании в Льеже и пленении короля, его освобождении. Учащиеся также узнают о действующих лицах политической борьбы двух группировок - брадобрее Оливье, Тристане Пустыннике, кардинале Балю, ученом советнике Филиппе де Комине и др. Эта информация предваряет собственно ролевую игру, создают представление о политическом противоборстве во Франции второй половины XV в. Приводи фрагмент сюжетного повествования.

 

В полутемном покое Амбуазского замка Людовик XI, покусывая гусиное перо, лично составлял ответное письмо миланскому герцогу Сфорца. У этого итальянского политика король Франции учился разъединять своих врагов, сеять взаимное недоверие, ловко использовать разлад и сталкивать противников лбами. К услугам короля было немало тайных агентов и шпионов. Их содействие, подкуп и хитрость, лесть по отношению к могущественным феодалам помогали Людовику постепенно избавляться от тех, кто мешал ему объединять Францию. Людовик добивался успеха умом и коварством.

 

В письме миланскому герцогу король подводил итог борьбе, рассказывал, как ему удалось разрушить Лигу Карла. От письма его отвлек сподвижник Брадобрей Оливье.

 

"Карл затевает опять восстание против нас. Я знаю это от одного бургундца, которому плачу".

 

"Вот, что кум, позови сюда Тристана и Балю. Я хочу знать их мнение".

 

Когда вошли приглашенные, король сказал:

 

"Этот бургундец собирается опять напасть, его поддерживает мой брат, многие герцоги и графы. Что вы об этом думаете?"

 

"Хорошо бы изловить Карла, казнить или посадить в клетку".

 

Балю, полный пожилой мужчина с седой головой в алой мантии с горностаем сказал:

 

"Ваше величество, я бы посоветовал вам назначить свидание Карлу и лично с ним переговорить. Он примет вас у себя. Он считает вас настоящим рыцарем".

 

Местом свидания был назначен город Перрон. Карл дал честное слово, что жизнь короля будет вне опасности. С королем ехали Оливье, Тристан, кардинал Балю, ученый советник Филипп де Комин и небольшой отряд охраны. Никто и не догадывался, что у королевского казначея были припрятаны десятки тысяч ливров для подкупа сановников Карла. Людовик поселился в защищенном замке. Карл устроил пир.

 

Во время пребывания короля в Перроне началось восстание в городе Льеже на р. Маас, которое было спровоцировано агентами Людовика. Города восставали против герцога, а Людовик всячески побуждал горожан к мятежам. Королевские агенты бродили по бургундским городам и разжигали недовольство. Вспыхнувшее восстание поставило короля в критическое положение. Зная вспыльчивый характер Карла, он опасался за свою жизнь. Известие о восстании привело Карла в ярость, и он решил заточить короля в крепости. Вокруг замка выставил охрану.

 

Советники объяснили Карлу, что арест приехавшего в гости короля может вызвать бурю возмущения во всей Франции и начнется война. Тогда Карл решил выпустить короля, навязав ему тяжелые условия. Король вынужден был отдать свои владения. Далее король расправился с восставшим городом Льеж: убивали все, убегавших преследовали. Потом он посадил за решетку своего советника Балю, предложившего перронскую встречу. На королевском Совете монарха освободили от обещаний, данных в Перроне, так как клятвы были вырваны угрозами.

 

Учитель отмечает, что уже много лет шла борьба между Карлом и королем, когда было решено собрать совет нотаблей - представителей сословий и пригласить союзников Карла и короля обсудить дальнейшую судьбу Франции. Попробуем себе представить это заседание, выступления отдельных участников. От их лица необходимо высказаться по поводу дальнейшего развития страны за ее централизацию, за короля, либо против него.

 

Учащиеся готовят заранее выступления либо от лица сторонников короля, либо от имени их противника, сторонника герцога. Они обсуждают дальнейшую судьбу страны. Они должны также придумать имя, титул и общественное положение изображаемого персонажа. Вот некоторые примеры:

 

Тристан Пустынник - старшина парижского купечества

 

Филипп де Комин - ученый и советник короля

 

принц Орлеанский

 

герцог Бурбон

 

епископы Безье, Бернар, Каботи

 

герцог Бретани

 

граф Фландрии

 

графы Невер и Оверни

 

граф Лотарингии

 

 

Приводим фрагмент дискуссии в игровой ситуации:

 

Людовик Х1: Друзья, я собрал вас здесь, чтобы обсудить судьбу нашей милой Франции. Уже 10 лет мы соперничаем с достопочтенным герцогом Карлом, но борьба эта бессмысленна. Видит бог, я не держу зла на него, помогал ему усмирять восстания в его городах, не раз соглашался на все его условия. Но он продолжает против нас борьбу как хищник со своей стаей. Теперь он завяз в войне со швейцарцами. Многие его союзники давно уже поняли, что пора закончить проливать кровь нашей священной земли и подумать о мире. Пора установить порядок. Наша Франция станет великой и могучей, когда стихнут выстрелы и все мы объединимся.

 

Ф. Де Комин: Милостивые государи! Вспомните, какая зловещая опасность грозила Франции во времена Столетней войны. В руках англичан оказалась большая часть наших земель. Кто нас спас от такого страшного врага? Отряды его величества. В тоже время многие враги наши вступали в переговоры с англичанами, забыв о своей родине и думая о собственных интересах.

 

Карл Смелый: Господа, я прибыл сюда потому, что меня тревожит судьба моего отечества. Мой соперник посягнул на самое святое - нашу свободу! Он всех нас хочет подчинить своей воле, непокорных заточить в тюрьму, а потом брести между клеток, осматривать заключенных и не слышать их жалоб и стонов, как он это делает, спускаясь в подземелье своего замка. Он выносит суровые приговоры, добиваясь полного подчинения. Он забыл о чести и доблести наших родов, о свободе наших предков. Мы не позволим творить самоуправство, и будем бороться до конца за свободную Францию. Что же касается намеков о связях моего покойного отца с англичанами, то я категорически протестую против этого и не напоминаю его величеству, что вместо помощи - в бургундских городах полно его агентов и подстрекателей.

 

Тристан: Мы, горожане, вправе решить, как нам действовать. Мы поддерживаем нашего короля. Он отстранил старых советников - взяточников, назначает на должности людей новых, незнатного происхождения. Мы одобрили его подтверждение старых цеховых прав. Он дал парижскому населению возможность вооружаться. А что мы имели раньше? Наш герцог нас совсем разорил. Он постоянно требует денег, забирает, не заплатив, все изготовленное оружие. Только его величество сможет обуздать своеволие наших сеньоров. А мы заплатим ему новыми делами. Вы, сеньоры, слыхали, в Лионе начали выделывать неслыханной красоты шелковые ткани. Вот и образцы я захватил показать.

 

В зале начинается шум.

 

Герцог Бретани: Справедливости ради надо признать, что наш король много делает для нашего государства. Однако, так и должно быть. Каждый правитель заботится о своем народе. Но это не дает его величеству таких прав, которые он для себя учредил. Вспомните, сколько раз собрал король Генеральные Штаты? Он уже не считает нужным советоваться с сословиями. Он так возгордился и возвысился, что решает за всех нас международные дела. Прием иностранных послов и переговоры нельзя отдать в руки одного человека. Не всегда его величество руководствуется общими интересами. Он выдал замуж своих дочерей с таким расчетом, чтобы еще более округлить свои владения.

 

Принц Орлеанский: Это ложь и клевета! Я люблю Жанну и верю в здравый смысл. Подумайте, господа, что будет с нами, если родная Франция будет истекать кровью, и мы будем безумствовать в бессмысленной борьбе. Это может плохо кончиться. В такие минуты грязные "Жаки" могут опять затеять что-либо против нас. Англичанам мы сломали хребет, но есть и другие враги, например, наш сосед - германский император. Когда же наконец мы перестанем видеть разоренные города и деревни, грабителей на дорогах. Даже я не смог добраться без приключений.

 

Возгласы: По всей Франции шныряют агенты и шпионы короля! Вы попали в лапы верных людей своего тестя.

 

Граф Невер: Сам король окружил свой замок тройной стеной и волчьими ямами, рвом с водой. Он боится восстания, так как ввел непосильные налоги.

 

Епископ: Вы забыли, что его величество - наместник Бога на земле нашей священной, и дерзости, которые я здесь слышал, надо пресечь, а виновных наказать.

 

Альтернативные мнения помогают понять учащимся, что единое государство необходимо от обоброны от внешней опасности, а основой его могущества является королевская казна и армия. Благодаря выступлению купцов и парижских старшин ремесленников также выясняется, что централизация страны способствует развитию торговли и хозяйства. В процессе игры выясняются не только все признаки централизованного государства, но и его неизбежность для дальнейшего развития страны. В то же время победа короля осознается одновременно как результат борьбы умов, страстей, деяний конкретных лиц. Это происходит именно благодаря игровой ситуации.

 

Вот одно из суждений ученика о Карле Смелом:

 

Мне глубоко симпатичен этот герой. Он независим, отважен, борется до победы. Однако, даже если бы его не убили и он продолжал бы борьбу против Людовика XI или другого короля, он все равно бы не смог победить. Его победы были бы временными. Еще до Людовика XI во Франции стала развиваться торговля между областями, многие земли были объединены. Поэтому борьба против объединения в XV веке была отчаянной, но бессмысленной. Я читал, что и в других странах Европы складывались единые государства.

 

Заключительная часть занятия. Учитель отмечает, что на заключительном этапе борьбы многие союзники Карла получали финансовую помощь от короля. Поэтому они все постепенно стали переходить на его сторону. Французское королевство крепло, постепенно включало в свой состав прежние независимые герцогства. Какие только способы не применял Людовик, чтобы объединить Францию. Умер брат короля, и земли его перешли в королевское владение. Говорили, что он был отравлен грушей.

 

В 1477 году в битве при Нанси герцог погиб от удара своего военачальника Компобассо, подкупленного королем. Основная территория Бургундии вошло в королевское владение. В 1481 году владения короля пополнились Провансом с центром Марсель, а через 10 лет было присоединено герцогство Бретань. Франция стала сильнейшим государством в Европе.

 

Отныне никто не мог сговариваться с Англией или вести переговоры с германским императором. Это мог делать только король. Ему же принадлежало право объявлять войну и заключать мир. Феодалы не могли теперь затевать междоусобную войну. Мероприятия Людовика XI дорого обошлись народу. Города поддерживали короля казной и своими ополчениями.

 

Вопросы для итоговой беседы:

 

1. Подумайте, кто из трех сословий являлся самым последовательным союзником короля?

 

2. Каковы главные причины победы короля, и каковы - второстепенные?

 

3. Подумайте, стала бы Франция централизованным государством, если бы:

 

а) не было Людовика XI?

 

б) Карл Смелый не погиб в битве у Нанси?

 

4.Составьте план по теме: "Последствия объединения Франции".


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру