Московский салон 20-30-х гг. XIX века

Урок - театрализованное представление

З.А. Волконская: А, полно, господа, в Москве только и говорят, что о минувшей коронации нового императора. А об убиенных молчат, а, между тем ведь, господа, в каждом доме есть родственники из числа восставших. Молчат... Брата моего мужа сослали в Сибирь. Бедная Мария Николаевна, что с ней станется. Она написала письмо Бенкендорфу с просьбой следовать за мужем в Сибирь. Она живет надеждой... Мне страшно за нас всех: еще вчера в этой гостиной мы вели свободолюбивые разговоры. Сегодня знаем, что только случайность нас защищает, что в минуту все может измениться, и мы, сидящие в этом салоне, можем оказаться под следствием.

 

Дама: Полно, господа, не надо грустить. Давайте верить в лучшее. Быть может, государь помилует восставших.

 

С места встает Куницына и относит конверт сидящему поодаль шефу III Отделения господину Фон-Фоку. Фон-Фок вскрывает конверт и читает донос: "Между дамами самые непримиримые и всегда готовые разорвать на части правительство - княгиня Волконская и генеральша Коновницына. Их частные кружки служат средоточением всех недовольных, и нет брани злее той, которую они извергают на правительство и его слуг". Фон-Фок передает конверт Бенкендорфу, а тот - самому Николаю I.

 

А.Н. Волконская в салоне: Каролина, вы не видели нашего нового императора Николая1? Не правда ли, он очень красив?

 

К.К. Павлова: Вы правы, княжна, он красив. Многие дамы это находят. Но красота его обдает холодом. Мне кажется, что нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражают непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное, глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину, как Павел Лопухину, как Александр всех женщин.

 

С.И. Ильин: Кроме своей жены. (Все смеются) Каролина, вам должно писать портреты, а не стихи. (Все снова смеются). Княгиня, если у вас нельзя шутить, то позвольте хотя бы составить партию виста?

 

З.А. Волконская: Не позволю. Я не желаю, чтобы в моем доме играли в карты. Пусть лучше милая Каролина прочтет нам свои новые стихи. (Гости тоже просят)

 

К.К. Павлова читает стихи: О, вспомни, друг, когда сиянье

 

Над краем неба Геспер разольет // Когда твоя душа в очарованьи // И радости - забудет жизни гнет. // В миг одиночества, в цветеньи сада, // В лучах заката, в нежном полусне, // Когда души коснется сна прохлада, // Друг, вспомни обо мне! (Гости аплодируют).

 

Астольф де Кустин: Стихи столь же прекрасны, сколь их создательница. Вы знаете, господа, я тоже видел вашего государя. При первом взгляде на него невольно бросается в глаза лицо - какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица. Какие долгие жестокие страдания должен был внушать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица.

 

Д.В. Веневитинов: Скоро у нас всех будут такие лица.

 

Дама: Не поведует ли вам месье де Кюстин, что нынче в моде в Европе?

 

Астольф де Кюстин: С превеликим удовольствием. Туники окончательно вышли из моды.

 

Гость: И слава богу. Прошлой зимой от переохлаждения погибла красавица Тюфякина.

 

Астольф де Кюстин: В моде по-прежнему шали, шарфы, пелерины. Прически носят без челки, с прямым или боковым пробором и завитыми локонами на макушке. На голове носят чепцы, тюрбаны, береты, богато украшенные камнями, перьями, цветами, драгоценностями. Силуэт дамского платья изменился. Идеалом, как и столетием раньше, являются покатые плечи, тонкая талия. Юбка платья должна напоминать форму колокола.

 

Д.В. Веневитинов: Не юбка должна напоминать колокол, а дама - перевернутый бокал. А помнишь, друг Ильин, как после 1812 года наши жены разрядились в кокошники и душегреи в порыве патриотизма?

 

С.И. Ильин: Как не помнить, если даже при дворе фрейлины носили повойники и сарафаны со шлейфом.

 

Д.В. Веневитинов: Забыли о французском языке, читали "Историю" Карамзина и занимались российской словесностью, как наша "Северная Карина". Кстати, чем вы сейчас увлечены, княгиня?

 

З.А. Волконская: Усердно занимаюсь русским языком и литературой, изучаю русские древности, записываю народные песни, обычаи, суеверия, легенды, словом, готовлюсь написать романтическую повесть о княгине Ольге.

 

Д.В. Веневитинов: Весьма похвально. А не прочтете ли вы отрывок из своей "Ольги"?

 

З.А. Волконская читает: Извольте.

 

Во время чтения тихо звучит одна из фортепьянных пьес М. И. Глинки. Гости аплодируют. Господин Барбиери приносит Зинаиде Александровне рисунок, выполненный им во время чтения. Волконская смотрит рисунок, улыбается, показывает его гостям. На нем изображена плывущая по реке в варяжской лодке и в шлеме Волконская. Гости смеются.

 

С.П. Шевырев: Княгиня, мы давно не слышали ваш прелестный контральто. Будьте любезны, спойте нам что-нибудь. (Гости просят спеть)

 

З.А. Волконская поет русский романс.

 

Лакей: Господин Соболевский с господином Пушкиным.

 

Соболевский: Насилу уговорил его, княгиня, поехать со мной к вам на вечер. Мой друг хандрит и никуда не желает выезжать из дома. Согласился лишь тогда, когда рассказал ему об обществе и о гостеприимной хозяйке. (Все садятся).

 

З.А. Волконская продолжает петь, теперь элегию Пушкина "Погасло дневное светило..."

 

А.С. Пушкин: Я очень тронут, княгиня, этим вашим обольщением тонкого и художественного кокетства.

 

Гости просят Пушкина прочитать стихи.

 

А.С. Пушкин читает "Пророка"

 

А.С. Соболевский: Друг Пушкин, цензура не дозволит "глаголом жечь сердца людей".

 

А.С. Пушкин: Что ж, пусть ходит в списках.

 

П.А. Вяземский читает свою новую басню "Щипцы и свечи":

 

Поссорясь от людей, щипцам пеняли свечи // И называли их наперсницами тьмы // "Не вовсе с истиной согласны ваши речи, - // Был от щипцов ответ: одно орудье мы. // В умеющей руке один нагар снимаем, // В руке незнающей, снимая, потушаем". // Долг цензорства с умом и пользой согласи: // Страж света, а не враг, снимай, а не гаси.

 

З.А. Волконская: Что нового, Александр Сергеевич, вы привезли в Москву?

 

А.С. Пушкин: Драму "Борис Годунов". Буду завтра читать у Веневитинова.

 

Д.В. Веневитинов: Господа, буду рад видеть вас всех у меня на обеде. (Гости раскланиваются, благодарят за вечер и расходятся).

 

Во время инсценировки на фоне музыки вывешиваются портреты М.И Глинки, С.А. Даргомыжского, когда речь о живописи - работы О.И. Кипренсского, В.А. Тропинина и др. художников.

 

Вопросы для итоговой беседы с классом:

 

1.    Как вы полагаете, с какой целью был организован салон? Насколько это было распространенное явление?

2.    Какова была обстановка салона и атмосфера в нем?

3.    Почему в салоне непременно находились доносчики?

4.    Какие различия между Петербургом и Москвой отмечали участники событий?

5.       Согласны ли вы с оценкой императора Николая I, данной в салоне?

6.    О каких направлениях искусства первой половины XIX века вы узнали? Какие стили были распространены: классицизм, романтизм, реализм? В каких стилях были исполнены произведения?

7.    Каков смысл басни П.А. Вяземского?

8.    Хотели бы вы стать участниками салона в XIX веке?

 

Домашнее задание: Напишите небольшое сочинение на темы: а) социально-психологический портрет русского дворянина первой половины XIX века; б) социально-психологический портрет русской дворянки; в) что нового я узнал о русской культуре первой половины XIX века?


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру