Великопостный цикл

Методические материалы для проведения занятий по "Основам православной культуры" в подготовительной группе детского сада.


ЗАНЯТИЕ 1.
Беседа с детьми о том, что такое Великий Пост. Почему Великий? Продолжительный и очень важный — подготовка к Пасхе.

Сравниваем Пост с дорогой, по которой долго и трудно идти. Это сравнение детям уже знакомо, так как во время рождественского поста мы слушали песню "Долгая зимняя тянется дорога Богу навстречу, к рождению Христа…" Пост можно сравнить и с бурной рекой, которую трудно перейти. Чтобы ее преодолеть, надо строить мост.

На чем мост стоит? На опорах (сваях). Встаем в круг для игры (авторская разработка А. Крячко и Л. Ершовой)


Мы построим крепкий мост
Через весь Великий Пост.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем сваи забивать!
Первая свая — Богу молиться,
Свая вторая на совесть трудиться!
Третья свая — послушными быть,
Четвертая свая — других не судить,
Всегда за собою вину находить,
Пятая свая — чужого не брать,
Свая шестая — не врать.
(Текст игры приводится в кн.: Крячко А. Введение в традицию. М. 2004, с. 62)


Дети разбиваются на пары и встают лицом друг ко другу, образуя коридор. Каждая пара берется за руки. и получается мост. Первые четыре строчки игры дети произносят хором, а затем, когда идет перечисление свай и хороших качеств, которые как сваи для моста, укрепляют человека, каждая пара произносит свои строчки, по ходу игры.

Говорим об основных качествах души, которые нужны верующему человеку: молитва, мирность, трудолюбие. Разбираем хорошее качество — трудолюбие. Как называется качество, противоположное ему? Ответ детей: лень. Как называют ленивого человека?

Ответы: лентяй, ленивец.

Читаем стихотворение:


Карандаш и краски взял —
Пекаря нарисовал.
Детвора к нему вприпрыжку,
Малыши к нему бегом,
За ватрушкой, за коврижкой,
За румяным пирожком.
Карандаш и краски взял —
Лодыря нарисовал.
Погляжу-ка я узнаю —
Кто придет к нему, лентяю?
Не идет никто к нему…
Ты не знаешь, почему?
(С. Погореловский. Стихотворение приводится по кн.: Афанасьева С. Основы христианской культуры. Для дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2003)


Предлагаем детям подумать об этом и дать ответ на следующем занятии. Кроме того прошу детей вместе с воспитателем поискать пословицы о лени и трудолюбии.


ЗАНЯТИЕ 2.
Мы продолжаем идти по дороге Поста, и нам очень помогут добрые качества, о которых мы говорили в прошлый раз. Слушаем вместе пословицы, которые приготовили дети.

Как живется трудолюбивому человеку? Ему некогда скучать, он все время занят, всем нужен. А ленивый? Дети отвечают на вопрос — почему никто не идет к лентяю: он не делает ничего хорошего. Вспоминаем слова из прошлого занятия: лодырь, лентяй.

Лодырь и для себя не делает добра, вредит себе.

Где еще говорится о лодырях?

Разыгрываем в лицах сказку С. Маршака "Про двух лодырей". Выбираем Фому и Ерему. Роли у них несложные: Фома говорит "сейчас!", Ерема — "через час".


Это лодырь мой знакомый,
А зовут его Еремой.
Это брат его родной,
А зовут его Фомой.

У обоих есть работа,
Да работать неохота.
Говорит Фома : Сейчас!
А Ерема — через час!
 
Вышли братья на охоту,
Зашагали по болоту.
То ли вышли погулять,
То ли уток пострелять.
Прогуляли трое суток,

Увидали стаю уток.
Говорит Фома: Сейчас!
А Ерема: Через час!..
Погодите, не летите,
Мало пороха у нас.

Да не слушаются утки.
Ждать не стали ни минутки.
Только крякнули: "Кря-кря!"
И умчались за моря.

Вышли братья спозаранку
За грибами в темный бор.
Под сосной нашли поганкой,
Под осиной — мухомор.

Из-под дуба, из-под елки
Выбегают злые волки.
Засверкал глаза волк,
А другой зубами — щелк!
И сказал один другому:
— Я Фому, а ты — Ерему!
Говорит Фома: Сейчас!
А Ерема:Через час!
Мы нашли грибов немножко,
А хотим набрать лукошко.
И набрали бы давно,
Будь у нас в лукошке дно!

Это лодырь мой знакомый.
Звали лодыря Еремой.
Это брат его родной.
Прозывался он Фомой…
Возле дуба, возле ели
Их сегодня волки съели —
И Ерему, и Фому.
Да не жаль их никому!
(Для разыгрывания сказки текст Маршака сокращаем. Текст приводится по кн. Маршак С. Сказка про двух лодырей. М., 2001)

А бывают животные ленивые? Встаем в круг для игры "Ленивый тюлень" (авт. игра А. Крячко)


Жил да был один тюлень,
Все тюленю было лень…
— Поднимайся, тюлень!
— Лень!
— Умывайся, тюлень!
— Лень!
— Одевайся, тюлень!
— Лень!
На зарядку, тюлень!
— Лень!
Жил да был один тюлень.
Все тюленю было лень!
Раз по льдине он ходил —
Прямо в воду угодил,
Только плавать было лень,
Вот и утонул тюлень.


Дети образуют хоровод, договариваются, кто будет тюленем. Тюлень встает в центр круга, на полу платок — белая льдина. Тюлень садится на "льдину" и разговаривает с хороводом, отвечая "лень!" на все предложения детей.

Когда несколько детей по очереди побывают тюленем, вспоминаем стихотворение "Карандаш и краски взял…". Какое занятие или профессия упоминается в нем? Ответ: пекарь. Ищем синонимы — повар, кулинар.

Начинаем разговор о ремеслах и профессиях, смотрим картинки, иллюстрации, изображающие людей разных профессий: повар, портной, строитель, врач. К следующему занятию детям предлагается принести стихи о профессиях.


ЗАНЯТИЕ 3.
Продолжаем разговор о профессиях. Есть профессии особенно угодные Богу: это врач, учитель, священник. Однако все верующие люди трудятся для Бога. Во время поста труд и молитва связаны.

Читаем принесенные стих:


Нужные работники
Столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берем бревно
И пилим доски
Длинные и плоские….
От работы пила
Раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.

Рубанок в руки —
Работа другая:
Сучки, закорюки
Рубанком строгаем.
(В. Маяковский. Кем быть)


Думаем о том, какие профессии современные. а какие "вечные". В числе последних дети называют кузнецов, плотников, пекарей. портных.

Смотрим книгу "Дерево доброе" (Янушкявичене О., свящ. И. Киреев. Дерево доброе. Учебное пособие для изучения основ православной культуры в начальных классах. М., 2003) Разбираем тему "Иисус в Назарете" и иллюстрацию к ней на с. 21. Мы видим, как отрок Иисус помогает Иосифу. Обсуждаем, каким делом занят Иосиф, какие инструменты видим на картинке (пила, топор). Это инструменты плотника. Господь Иисус Христос Сам умел пользоваться этими инструментами.

Человека, который очень хорошо владеет ремеслом, называют мастером. Труд и мастерство угодны Богу.

Дети разучивают игру "Строим дом" (С. и Е. Железновы. "Забавные уроки"). Выбираем мастеров (каменщик, плотник, маляр и т.п.) используя считалку "На золотом крыльце сидели".


На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?


Мастера встают в круг. Текст песни-игры записан на аудиокассете "Забавные уроки".


Мы хотим строить дом,
Мастеров к себе зовем (2 раза)
Тара тара тарара
Вот идут к нам мастера.

Каменщик всех нужней,
Дом он строит из камней (2 раза).
Тара тара тарара,
Все умеют мастера!

Вот маляр к нам идет,
Краски, кисти он несет. (2 раза)
тара тара тарара
Все умеют мастера!

Плотник к нам приходит в дом
С молотком и топором (2 раза)
Тара тара тарара
Все умеют мастера!


Во время игры каждый "мастер" изображает свой труд ( плотник работает топором. маляр красит ).

В конце занятия дети раскрашивают иллюстрацию "Иисус помогает Иосифу в Назарете" (пособие "Дерево доброе", с.21).


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру