Андрей Юрьевич Боголюбский

АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ (ум. 1174), князь Суздальский, Владимирский (с 1157), один из крупнейших государственных деятелей средневековой Руси.

Второй или третий сын суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого (ум. 1157) и половецкой княжны, дочери половецкого хана Аепы. (Антропологи, реконструируя внешний облик Андрея по сохранившимся останкам, обратили внимание на выраженные монголоидные черты его лица — как полагают, унаследованные им от матери.) Время его рождения неизвестно. В историографической традиции называют 1110 или 1112 гг., однако эти даты, помимо прочего, не соответствуют примерному времени рождения его отца Юрия Долгорукого, как оно определяется ныне. Антропологическое изучение останков Андрея Боголюбского, проведенное в 30-е гг. XX в., свидетельствует о том, что Андрей был значительно моложе: он умер в возрасте 45—50 лет, а следовательно, родился в середине — второй половине 20-х гг. XII в.

Впервые Андрей упоминается в летописи под январем-февралем 1147 г. как младший участник успешного похода на Рязань, совершенного им совместно со старшим братом Ростиславом. (Вероятно, Андрей был младше еще одного своего брата, Ивана Юрьевича (ум. 1147), который упоминается в летописи раньше его, под 1146 г., когда отец послал его на помощь своему союзнику Святославу Ольговичу; впрочем, в позднейших перечнях сыновей Юрия Долгорукого Андрей значится старше Ивана.)

Как и другие сыновья Юрия Долгорукого, Андрей принимал самое активное участие в войнах отца за Киев в 1147—1155 гг. После первого вступления Юрия на княжение в Киев (август 1149) он получает от отца город Вышгород (близ Киева).

Летописи отмечают исключительную личную храбрость, которую Андрей проявлял в войнах отца. Во время похода на Волынь против князя Изяслава Мстиславича  зимой 1150 г. он вместе с братом Ростиславом действует во главе передового полка. После срыва переговоров с Изяславом Юрий направляет Андрея и Ростислава с "летучими" половецкими отрядами к Луцку, причем Андрей вместе с половцами действует в авангарде. Во время внезапного ночного "пополоха" у Муравицы, на пути к Луцку, когда половцы бежали, Андрей не потерял головы и удержал позицию, несмотря на то, что брат требовал от него отступить, опасаясь, что он попадет в плен. Спустя несколько дней, в битве у Луцка (8 февраля), Андрей вновь явил пример личной храбрости, на этот раз граничившей с безрассудством. Подступив к городу, он без раздумий "въеха переже всих в противныя, и дружина его по нем ехаша, изломи Андреи копие свое в супротивне своем". Противник, не выдержав стремительного удара, бежал в город "по гребли" (оборонительному валу); Андрей один, оторвавшись от дружины, устремился за ним и оказался в окружении врагов. Из всей дружины его порыв поддержали только двое "детских" (младших дружинников), бросившихся к нему на выручку. Во время этой лихой схватки конь Андрея был ранен двумя копьями, третье воткнулось в переднюю луку седла; его едва не поразил со стен города "един от немчичь" (немецких наемников), а один из "детских", защищавших его, погиб, но все же князю удалось спастись. Израненный конь, который вынес князя из схватки, умер; "жалуя комоньства его", Андрей повелел похоронить коня на высоком берегу Стыри.

При осаде Луцка проявилось и другое качество Андрея — миролюбие. ("Сущю бо ему милостиву на свои род, паче же на крестьяны", — пишет о нем летописец.) Именно Андрей выступил инициатором заключения мира между отцом и князем Изяславом Мстиславичем (март того же года). Вскоре после этого Юрий выводит Андрея из Вышгорода и сажает сюда на княжение своего старшего брата Вячеслава.

После первого бегства Юрия Долгорукого из Киева (лето 1150) Андрей был направлен отцом в Переяславль на помощь брату Ростиславу. Вскоре (конец августа — начало сентября) Юрию удается вторично занять Киев; Андрей, надо полагать, сопровождает его. В это время к Переяславлю подошли половцы, приглашенные Юрием; узнав, что их помощь уже не нужна, половцы принялись разорять окрестности города. Юрий посылает Андрея для переговоров с кочевниками, и ему удается "укротить" их и заключить с ними мир (около 14 сентября).

Той же осенью Юрий переводит Андрея в Пересопницу — важный город на границе Киевской и Волынской земель; кроме Пересопницы Андрею приданы города Туров и Пинск. В октябре по просьбе Изяслава Мстиславича Андрей вновь выступает посредником в его мирных переговорах с Юрием, но на этот раз неудачно. В конце зимы 1150/51 г. Изяслав в союзе с венграми выступил в поход к Киеву, причем сумел миновать занимавшего Пересопницу Андрея. Объединившись с союзником отца князем Владимирком Володаревичем Галицким, Андрей устремился вслед за Изяславом, но не сумел нагнать его: Юрий вторично бежал из Киева, и Изяслав вновь занял город (конец марта 1151 г.).

Андрей направляется в Городец Остерский, где встречается с отцом. Оттуда вместе с братьями Глебом и Мстиславом он едет в Переяславль, где братья погребают тело их умершего старшего брата Ростислава (ум. 6 апреля).

В возобновившейся войне Андрей по-прежнему действует вместе с отцом, командуя передовым полком. В битве на р. Лыбедь у Киева (первая половина мая?) он вновь проявляет чудеса храбрости. Вместе со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Андрей переправляется через т. н. Сухую Лыбедь и устремляется на врагов, причем опять оторвавшись от собственного полка, не поддержавшего его порыв: "Андрееви же гнавшю ратные малом не до полков их", так что едва не оказался во вражеском окружении. Один из половцев, ухватил его коня и только таким образом вернул князя назад.

В следующей и также неудачной для Юрия битве — на р. Рут (вторая половина мая — начало июня) Андрей как старший из братии "рядит", т. е. устраивает полк отца и укрепляет половцев "на брань". Летописец и на этот раз отмечает его мужество: Андрей, "възмя копье, и еха на перед, и съехася переже всих, и изломи копье свое". В пылу схватки под князем ранили коня в ноздри, так что конь начал "соватися" (метаться) под ним, Андрей потерял шлем, у него разбили щит, но князь вновь остался невредим. Победа и на этот раз сопутствовала Изяславу Мстиславичу; Юрию же и его сыновьям пришлось бежать к Треполю, а оттуда в Переяславль.

После заключения мира в Переяславле (24 июля) Андрей настаивал на точном выполнении условий мира и немедленном возвращении в Суздальскую землю, не видя никакой необходимости в продолжении войны. "Се нам уже…, зде у Рускои земли ни рати, ни что же, — приводит летописец его слова, обращенные к отцу. — А за тепла уидем". Юрий с доводами сына не согласился, и тогда Андрей стал проситься одному уйти в Суздальскую землю, не дожидаясь отца. Юрий пытался удержать сына ("встягавшю его много"), но тщетно: Андрей настоял на своем. И когда Юрий выехал в Городец, Андрей покинул его; "и пусти и отець, и иде в свои дом".

Эта первая размолвка Андрея с отцом четко обозначила различия их взглядов на необходимость борьбы за Киев. Андрей связывал свое будущее исключительно с родной ему Северо-Восточной Русью, понимая, что в новых условиях обладание "стольным" Киевом не дает решающего перевеса в борьбе за преобладание в русских княжествах. Этот свой выбор Андрей Боголюбский подтвердит и в дальнейшем.

Тем не менее в 1152 г. Андрей принимает участие в новом походе отца на Чернигов и в 12-дневной осаде города. По свидетельству поздней Никоновской летописи, во время этой осады князь был ранен ("и збиша его с коня, и едва утече ко отцу… и бысть ранен велми"). Однако и этот поход закончился неудачей.

В 1154 г. Юрий отправляет Андрея на княжение в Рязань, отнятую им у князя Ростислава Ярославича. Согласно уникальному известию Львовской летописи, находясь в Рязани, Андрей проявил явную беспечность и позволил Ростиславу беспрепятственно ночью ворваться в город. Сам Андрей "об одном сапоге" бежал в Муром, а оттуда в Суздаль; дружину же его "овех изби, а другиа засув во яму, а иные истопоша в реце".

После смерти великих князей Киевских Изяслава Мстиславича (14 ноября 1154), а вскоре затем и Вячеслава Владимировича Юрий Долгорукий в третий раз занимает великокняжеский престол (20 марта 1155). Андрей сопровождает его в походе к Киеву и как старший из его сыновей получает в удел Вышгород, близ Киева (очевидно, Юрий Долгорукий намеревался передать ему после своей смерти и Киев).

Осенью того же 1155 г. происходит окончательный разрыв Андрея с отцом: вопреки его воле ("без отчя повеления") он вместе "с своею княгинею и с своим двором" покидает Вышгород и направляется в Суздальскую землю. Вместе с собой Андрей забирает почитаемую в Вышгороде икону Божьей Матери, привезенную из Византии и написанную, по преданию, евангелистом Лукой; эта икона, впоследствии поставленная Андреем в Успенском соборе во Владимире-на-Клязьме и получившая название Владимирской иконы Божией Матери, со временем становится главной святыней Владимиро-Суздальской, а затем и Московской Руси. По преданию, икона сама остановилась вблизи города Владимира, на месте будущей резиденции князя Андрея Юрьевича в Боголюбове. Уже вскоре после перенесения иконы, в 1163—1164 гг., владимирскими книжниками из окружения князя Андрея Боголюбского было составлено особое Сказание "О чудесах Пресвятыя Богородица Владимирской иконы", повествующее о пути чудотворного образа из Вышгорода во Владимир и о чудесах, совершенных во время этого пути и позднее, уже в Северо-Восточной Руси.

После смерти отца в Киеве (15 мая 1157) Андрей Юрьевич отказывается от каких-либо претензий на Киев. При поддержке всех слоев населения Северо-Восточной Руси он был провозглашен князем Суздальским, Ростовским и Владимирским. Столицей княжества становится незначительный ранее Владимир-на-Клязьме. Сам же Андрей предпочитал жить в своей загородной резиденции Боголюбове.

Андрей проводил очень жесткую политику, направленную на укрепление своей единоличной власти. Около 1161 г. он изгоняет из княжества своих младших братьев Мстислава, Василия, Всеволода, родившихся во втором браке отца, а также мачеху, племянников (сыновей его старшего брата Ростислава) и некоторых отцовских бояр. (Мачеха и братья Андрея находят убежище в Византии.) Одной из причин такого шага были очевидные претензии младших представителей рода на княжеские столы в Суздальской земле: известно, что еще при жизни Юрия ростовцы и суздальцы целовали крест младшим Юрьевичам как своим князьям. Впоследствии Андрей примирился с братьями, однако возвращать их в Суздальскую землю не торопился.

Масштабное строительство Андрея Боголюбского имело целью прежде всего продемонстрировать могущество Владимиро-Суздальского княжества, которое становится при нем сильнейшим среди всех русских княжеств. Андрей украшает и расширяет Владимир, превращая его в подлинную столицу княжества, соперничающую с Киевом. Он возводит в городе грандиозный белокаменный Успенский собор (1158—1160; впоследствии перестроен братом Андрея Всеволодом Большое Гнездо), Золотые ворота (1164), роскошный белокаменный дворец и собор Рождества Богородицы в Боголюбово (1158—1164; до нашего времени сохранился лишь фрагмент лестничной башни дворца), церковь Покрова Богородицы на р. Нерль, близ Боголюбова (1165). Белокаменный Успенский собор возводится и в Ростове (1164). Для строительных работ и украшения храмов князь Андрей Юрьевич привлекает в том числе и иноземных мастеров.

Церковная политика Андрея Боголюбского также имела своей целью возвышение Владимира, превращение его в новый духовный центр Руси. За короткий период времени из Ростова (центра епархии) было изгнано несколько епископов, очевидно, не устраивавших князя: Нестор (1156/57), Леон (два или три раза: 1160, 1161, 1164?). Известно, что в 60-е гг. XII в. Андрей обращается к константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу (ум. 1170) с просьбой вывести г. Владимир из подчинения ростовскому епископу и образовать новую Владимирскую митрополию, подчиненную непосредственно константинопольскому патриарху; Андрей предлагал и своего кандидата на место митрополита Владимирского —  некоего Феодора (Феодорца). До нас дошла ответная грамота Луки Хрисоверга князю Андрею, из которой следует, что патриарх отверг обе просьбы, а также оправдал ростовского епископа (неизвестно, Нестора или Леона), ранее осужденного князем, и потребовал от Андрея вновь принять его на кафедру.

Впоследствии Андрею удалось сделать Феодора ростовским епископом (но не митрополитом), причем без санкции киевского митрополита. Это вызвало резкое осуждение большинства русских иерархов. Об обличениях в адрес "лжеепископа" Феодора упоминается в Проложном житии епископа Кирилла Туровского; по свидетельству того же источника, этот выдающийся писатель и церковный деятель средневековой Руси посылал многие "епистолии" и самому князю Андрею Юрьевичу. Следы полемики с Андреем и "лжеепископом" Феодором находят и в сохранившихся сочинениях Кирилла Туровского, в частности, в "Притче о человеческой душе и о теле". Вскоре между Андреем и Феодором происходит разрыв, причины которого не ясны. В 1169 г. Андрей повелел схватить Феодора и выслать его в Киев на суд митрополита Константина II; Феодор был казнен с исключительной для Руси жестокостью.

В 1164 г. Андрей совершил победоносный поход против волжских болгар, в ходе которого был взят г. Бряхимов на р. Каме и сожжено три других болгарских города. Победа над болгарами была приписана заступничеству Пресвятой Богородицы и чуду от икон Владимирской Божией Матери и Пресвятого Спаса, которые князь взял с собой. В память об этой победе князь устанавливает новый праздник — Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа. Идея особого покровительства Божией Матери и Спасителя в отношении Владимиро-Суздальской Руси обоснована в цикле произведений, посвященных победе 1164 г., — "Слове о милости Божией" и "Сказании о победе над волжскими болгарами и празднике 1 августа". (В написании этих сочинений, как полагают, мог принимать участие лично Андрей Боголюбский.) По его инициативе и, возможно, при его непосредственно участии в Северо-Восточной Руси учреждается еще одно празднование — Покров Пресвятой Богородицы, 1 октября. В сочинениях, созданных в честь этого празднования (Проложное сказание, служба, Слово на Покров) также обоснована идея особого покровительства Пресвятой Богородицы в отношении Влдимиро-Суздальской Руси. В 60-е гг. XII в. князь Андрей Боголюбский поддерживает культ святителя Леонтия, епископа Ростовского (ум. в XI в.), — еще одного небесного покровителя Северо-Восточной Руси, мощи которого были обнаружены в 1164 г. при перестройке ростовского Успенского собора. Созданное ростовскими книжниками Житие святителя Леонтия утверждает мысль об основании ростовской епископии непосредственно из Константинополя, минуя Киев.

Андрей сумел подчинить своей власти рязанских и муромских князей. Он постоянно вмешивается в дела Новгорода, навязывая новгородцам угодных ему князей. Именно из-за споров вокруг кандидатуры новгородского князя произошел конфликт между Андреем и киевским князем Мстиславом Изяславичем. Зимой 1168/69 г. Андрей собирает под свои знамена коалицию одиннадцати князей во главе со своим сыном Мстиславом (ум. 1172) и воеводой Борисом Жидиславичем и направляет ее к Киеву; в состав коалиции входят брат Андрея Глеб Юрьевич, князья Роман, Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи, Владимир Андреевич, Олег Святославич и другие. 8 марта 1169 г. Киев был взят штрумом и подвергнут страшному разграблению. Показательно, что Андрей не пожелал сам стать киевским князем. По его повелению на княжение в Киев садится его младший брат Глеб, а сын Мстислав с суздальским войском возвращается во Владимир.

Зимой 1169/70 г. Андрей направляет огромное войско во главе с сыном Мстиславом в Новгород, против князя Романа Мстиславича; в состав коалиции входят Роман и Мстислав Ростиславичи, а также рязанские, муромские и полоцкие князья. Однако 25 февраля 1170 г. при штурме города новгородцы сумели нанести союзникам сокрушительное поражение. Войско Боголюбского, потеряв множество людей, обратилось в бегство. (Впоследствии в Новгороде эта победа была приписана чуду от новгородской иконы Божьей Матери Знамения, о чем подробно рассказывается в составленных в XV в. отдельном Сказании и Житии св. Иоанна, архиепископа Новгородского.) В ответ Андрей прекращает подвоз хлеба в Новгород из своего княжества, и эта мера оказывается более действенной, чем военный поход. В Новгороде начинается голод, и новгородцы заключают мир с Андреем и принимают присланного им князя Рюрика Ростиславича (4 октября 1170). Когда же зимой 1171/72 г. Рюрик Ростиславич покидает Новгород, Андрей переводит на княжение в Новгород своего малолетнего сына Юрия.

После смерти князя Глеба Юрьевича, по слухам отравленного киевлянами (20 января 1171), Андрей ставит на княжение в Киев союзного ему смоленского князя Романа Ростиславича (лето того же года). Однако вскоре между ними возникает конфликт: Андрею становится известно об отравлении брата киевскими боярами, и он требует от Ростиславичей выдачи предполагаемых убийц. Ростиславичи, считая донос неосновательным, отказывают ему, и тогда Андрей требует от Романа покинуть Киев и вернуться в Смоленск, причем братья Романа, сидевшие в ближних к Киеву городах (Белгороде и Вышгороде) должны были также покинуть их. Роман подчиняется и уходит в Смоленск. Киев на короткое время занимает младший брат Андрея Всеволод (весна 1172 или 1173 г.; точная датировка затруднена). Однако братья Романа — Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи — отказываются подчиниться Андрею и изгоняют Всеволода из Киева. В ходе переговоров братья — прежде всего, энергичный Мстислав Ростиславич — наносят личное оскорбление Андрею, обрив и лишив бороды его посла. Летопись передает слова, с которыми они обратились к Андрею: "Мы тя до си мест, акы отца имели по любви; аже еси сь сякыми речьми прислал, не акы к князю, но акы к подручнику и просту человеку, а что умыслил еси, а тое деи, а Бог за всем". Увидев униженным и обезображенным своего посла, Андрей, по словам летописца, изменился в лице ("и бысть образ лица его попуснел") и "вьзострися на рать".

Летом 1173 г. Андрей направляет к Киеву огромное войско во главе с воеводой Борисом Жидиславичем. К суздальцам присоединились дружины из Мурома, Рязани, Новгорода, Чернигова, Смоленска и других городов (всего в походе приняло участие двадцать князей). Князья без боя вступают в покинутый Ростиславичами Киев и 8 сентября осаждают Вышгород, в котором затворился князь Мстислав Ростиславич — главный враг Андрея. Осада продолжалась, по разным сведениям, семь или девять недель и закончилась неожиданной катастрофой. К Киеву подступает князь Ярослав Изяславич Луцкий, намеревавшийся первоначально воевать против Ростиславичей на стороне Андрея; он, однако, требует себе старейшинства среди князей, а когда не получает его, переходит на сторону Ростиславичей, которые обещают ему Киев. Известие о соединении Ярослава с Рюриком Ростиславичем, затворившемся в Белгороде, вызывает панику среди Андреева войска: в смятении оно бежало за Днепр, причем многие утонули во время переправы, а другие были избиты ратниками Мстислава Ростиславича. "…Тако вьзвратишася вся сила Андрея, князя Суждальского, — замечает по этому поводу киевский летописец, — совокупил бо бяшеть все земле и множеству вои не бяше числа; пришли бо бяху высокомысляще, а смирении отидоша в домы своя". А выше с явным неодобрением отзывается о самом Андрее, обвиняя его в непомерной гордости и "высокоумии": "Андреи же князь толик умник сы, во всих делех добль сы, и погуби смысл свои… невоздержаниемь, располевься гневом".

Казалось, что влияние Андрея на юге полностью потеряно. Однако начавшиеся споры между южнорусскими князьями заставили Ростиславичей вступить в переговоры с Андреем и вновь просить у него Киев для князя Романа Ростиславича (зима или начало весны 1174). Андрей обещает подумать и дать ответ позднее, после совещания с братьями. Однако сделать этого ему уже было не суждено.

29 июня 1174 г. Андрей был убит в Боголюбове своими приближенными, составившими заговор. (В летописи в числе заговорщиков упоминаются родственники его первой жены, Кучковичи. По сведениям позднейшей и во многом легендарной "Повести о начале Москвы", а также Тверского летописца, в заговоре участвовала его супруга. Это известие, между прочим, подтверждается миниатюрой знаменитой Радзивиловской летописи, на которой рядом с умирающим князем изображена некая женщина (жена?), держащая его отрубленную руку.) В Ипатьевской и Лаврентьевской летописях читается яркий рассказ о том, как упорно боролся безоружный князь со своими убийцами. На следующий после убийства день жители Боголюбова разграбили княжеский дворец, перебили и ограбили княжеских слуг и иноземных мастеров, нанятых Андреем. Обнаженное тело князя было брошено на съедение псам, и только один из княжеских слуг, Кузьмище Киянин (киевлянин), сумел сохранить его. Лишь спустя несколько дней тело князя было перенесено во Владимир и торжественно похоронено в Успенском соборе.

Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев в "Истории Российской" так описал внешность князя: князь Андрей Юрьевич "ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы чермны, кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы". Впрочем, источник этих сведений неизвестен, их достоверность вызывает сомнение.

Андрей Юрьевич был женат дважды. Первой его супругой, по всей вероятности, была дочь боярина Кучки, имя которой приведено в позднейшей "Повести о начале Москвы" — Улита. Вторая жена Андрея, по-видимому, была болгарыней (из Волжской Болгарии); об этом сообщается в Тверской летописи XVI в. Из трех его сыновей, известных по источникам, двое — Изяслав и Мстислав — умерли еще при его жизни; третий, Юрий, княжил в Новгороде, после смерти отца был изгнан оттуда и вскоре покинул Русь. Впоследствии он женился на знаменитой грузинской царице Тамаре, но был изгнан и ею и умер неизвестно где.

В XVIII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский был причтен Русской Православной Церковью к лику святых. Его память празднуется 4 июля, а также 23 июня — в Соборе Владимирских святых, и 10 октября — в Соборе Волынских святых.

Широкую известность получила реконструкция внешнего облика князя Андрея Боголюбского, выполненная выдающимся советским антропологом М. М. Герасимовым по подлинным останкам князя.


ЛИТЕРАТУРА:
Погодин М. П. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. М., 1850; Георгиевский В. Т. Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Владимир, 1894 (то же: М., 1999); Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг // Византийский временник. 1962. Т. 21; он же. "Повесть об убийстве Андрея Боголюбского" и ее автор // История СССР. 1963. № 3; Hurwitz E. Prince Andrej Bogoljubskij: the Man and the Myth. Firenze, 1980; Кривошеев Ю. В. Гибель Андрея Боголюбского: Историческое расследование. СПб., 2003; Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 393—398.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру