Антоний, архиепископ Новгородский

АНТОНИЙ (в миру ДОБРЫНЯ ЯДРЕЙКОВИЧ), архиепископ Новгородский (1210—1218, 1226—1228, 1228—1229), епископ Перемышльский (1220—1225).

Выходец из богатой новгородской семьи Добрыня Ядрейкович, вероятно, был сыном новгородского воеводы Ядрея, погибшего во время похода на югру зимой 1193/94 г. Широкую известность в Новгороде ему принесло паломничество в Константинополь, совершенное в 1200 г., еще до разорения города крестоносцами (1204). Результатом этого путешествия стала составленная им "Книга Паломник", с подробным описанием константинопольских святынь.

Согласно Новгородской Первой летописи, "преже изгнания Митрофана" (т. е. во всяком случае до января 1210 г.) "бяше пришьлъ… Добрына Ядреиковиць изъ Цесаряграда и привезе съ собою Гробъ Господень". По собственным словам Антония, он приобрел в Константинополе (и, очевидно, привез на Русь) часть ризы св. Феодора Студита, часть мощей св. Власия, епископа Севастийского, а также камень от гроба апостола Иоанна Богослова. Кроме того, в число привезенных новгородским паломником святынь входят крест с частицами Животворящего Древа и. возможно, частица мощей св. великомученицы Варвары.

По возвращении в Новгород Добрыня принял пострижение с именем Антоний "на Хутине у Святого Спаса", т. е. в Спасо-Преображенском Хутынском монастыре, основанном Варлаамом Хутынским. В Житии преп. Варлаама сообщается, что незадолго до смерти преподобный поручил монастырь Антонию, которого назвал своим "сверстником" (не обязательно по возрасту, но, скорее, по добродетелям, духовному опыту и т. д.).

За время пребывания в Хутынском монастыре Антоний успел сблизиться с новым новгородским князем Мстиславом Мстиславичем Удатным (занял новгородский стол зимой 1208/09); по словам летописца, "волею Божиею възлюби и (Антония. — А. К.) князь Мьстислав и вси новгородьци". 22 января 1210 г. князь вместе с новгородцами изгоняет с кафедры и заточает в Торопце новгородского архиепископа Митрофана, а на его место ставит Антония. В том же году Антоний отправляется в Киев к митрополиту Матфею, и тот рукополагает его в архиепископы. "И приде поставленъ архиепископъ Антонии, и створи полату Митрофаню въ церковь во имя святого Антония". (Не вполне ясное летописное известие по-разному воспроизводится в новгородских и суздальской Московско-Академической летописях; по-видимому, речь идет о создании Антонием церкви на владычном дворе, на месте прежних палат его предшественника.)

В 1215 г. Мстислав Удатной "по своеи воли" уходит из Новгорода в Южную Русь. Новгородцы, "много гадавъше", приглашают на княжение переяславского князя Ярослава Всеволодовича (сына Всеволода Юрьевича Большое Гнездо), и в том же году архиепископ Антоний "съ новгородьци" встречает вступающего в Новгород Ярослава. Впрочем, почти сразу же между Ярославом и новгородцами происходит конфликт, приведший к уходу князя и торговой блокаде Новгорода, в котором начинается жестокий голод. В феврале 1216 г. в Новгород возвращается князь Мстислав Мстиславич. 21 апреля того же года новгородцы во главе с Мстиславом одерживают решительную победу над Ярославом и его братом Юрием на р. Липице (близ Юрьева-Польского), после чего Мстислав возвращается в Новгород, "и радъ бысть владыка и вси новгородьци".

В 1217 г. архиепископ Антоний закладывает каменную церковь Св. Варвары в новгородском Варварином монастыре (завершена строительством в 1218). В том же году Новгород вновь — и на этот раз окончательно — покидает князь Мстислав Мстиславич Удатной, решивший бороться за княжеский стол в Галиче. Это сразу же негативно сказывается на положении Антония. В том же году в Новгород из Владимира возвращается бывший архиепископ Митрофан, "и проводиша и новгородьци къ Святеи Богородици Благовещению" (т. е. в Благовещенский монастырь).

В 1218 г. Антоний едет в Торжок. Новгородская летопись не объясняет причин этой поездки; в "Истории" же В. Н. Татищева (XVIII в.) сообщается, что архиепископ поехал, "осердясь на новгородцов" из-за возвращения в город Митрофана. Так или иначе, но после ухода Антония новгородцы вновь ввели Митрофана на владычный двор, а Антонию предложили покинуть город: "поиди, кде ти любо". Антоний все же вернулся в Новгород, "къ Святому Спасу в Нередицех", и таким образом в городе оказалось два владыки, что, конечно, не способствовало стабильности ("и было о том несогласие великое", по словам Татищева). Занимавший в то время новгородский престол князь Всеволод Мстиславич (сын великого князя Киевского Мстислава Романовича) и новгородцы решают отправить обоих владык в Киев к митрополиту Матфею: "да кого намъ прислеть, то нашь владыка"; вместе с соперничающими архиепископами в Киев отправляются иеромонах Вассиан и священник Борис.

В начале 1220 г. (дата вызывает некоторые сомнения из-за хронологического сбоя в Новгородской Первой летописи) вопрос наконец был решен в пользу Митрофана, который получил от митрополита новгородскую кафедру (вернулся в Новгород 17 марта). Антония же, по словам новгородского летописца, митрополит также "у себе держи въ чести", после чего "вда ему епископью в Перемышле". По сведениям московских книжников XVII в., авторов т. н. Лаптевского тома Лицевого летописного свода, Антоний пришел в Перемышль 2 июня 1220 г., однако насколько достоверна эта дата, сказать трудно.

Возможно, Антоний стал первым епископом Перемышльским, а само образование кафедры в этом городе связано с занятием галицкого стола князем Мстиславом Мстиславичем Удатным. Во всяком случае, перевод туда Антония, несомненно, объясняется его близостью к бывшему новгородскому князю.

Святительство Антония в Перемышле продолжалось шесть лет, до 1225 г., когда Перемышль заняли венгры. Однако, судя по данным Киево-Печерского патерика, после кончины Митрофана (3 июля 1223) новгородская кафедра по-прежнему считалась "Антониевым местом", так как преемник Митрофана Арсений так и не был рукоположен в архиепископы.

Зимой 1225/26 г., по свидетельству Новгородской Первой летописи, "приде архиепископъ Антонии ис Перемышля въ Новгородъ и седе на своемь столе, и ради быша новгородьци своему владыце". Арсений же был сведен с кафедры. Точная дата возвращения Антония — 27 февраля 1226 г. — может быть высчитана с большой долей условности, ибо сведения об Антонии в летописи содержат явное хронологическое противоречие.

В самом начале марта того же года архиепископ Антоний вместе с Иванком Дмитриевичем и "все новгородце" избирают преемника новгородского архимандрита, настоятеля Юрьева монастыря Савватия, который, предчувствуя свою смерть, сам назвал имя Саввы Гречина, священника церкви Св. Константина и Елены. 2 марта Савва принимает пострижение, а 8 марта архиепископ ставит его игуменом Юрьева монастыря. В следующем 1227 г. в Новгороде на "Ярославле дворище" сожжены четверо волхвов, вина которых была, по-видимому, не вполне ясна: "творяхуть е потворы деюще, а Богъ весть"; об участии архиепископа в этом новгородские летописи не сообщают.

Весной 1228 г. Антоний вновь оставляет новгородскую кафедру и удаляется в Спасо-Преображенский Хутынский монастырь — на этот раз "по своеи воли", из-за болезни, случившейся с ним 17 марта ("на святого Ольксия"): владыка полностью онемел, что, естественно, делало невозможным исполнение им обязанностей архипастыря. Новгородскую кафедру опять занимает Арсений.

Пребывание бывшего архиепископа в Хутынском монастыре было, однако, прервано из-за вспыхнувшего в том же году в Новгороде мятежа. Осенью в городе начались оттепель и затяжные дожди, так что, по словам летописца, с "Госпожина дня" (Успения Пресв. Богородицы, т. е. 15 августа) и до "Николина дня" (6 декабря) "не видехомъ светла дни, ни сена людьмъ бяше лзе добыти, ни нивъ делати". Новгородцы обвинили во всем происходящем Арсения, поставив ему в вину незаконное занятие владычной кафедры, якобы купленной "за мзду" у новгородского князя Ярослава Всеволодовича (будущего великого князя), и изгнание Антония. Арсения, "акы злодея, пьхающе за воротъ", выгнали с кафедры и едва не убили, так что ему пришлось спасаться в Софийском соборе, а затем удалиться в Хутынский монастырь. На следующий день "въведоша опять Антония архиепископа"; в помощь ему были даны двое новгородских мужей: Якун Моисеевич и Микифор щитник. Впрочем, на этом мятеж не остановился: с веча люди пошли "въ оружии" на дворы новгородского тысяцкого и других бояр, в том числе владычного стольника. В феврале 1229 г. из Новгорода бежали сыновья князя Ярослава Всеволодовича Федор и Александр (будущий Невский), а 28 апреля в город вступил приглашенный новгородцами черниговский князь Михаил Всеволодович.

Именно князь Михаил Всеволодович указал на невозможность оставления больного немотой Антония на кафедре. Летопись приводит его слова, обращенные к новгородцам: "Се у васъ нету владыкы, а не лепо быти граду сему безъ владыце; оже Богъ казнь свою възложилъ на Онтония, а вы сочите таковаго мужа…". По жребию на кафедру был избран Спиридон, Антоний же ушел на покой — вероятно, снова в Хутынский монастырь.

Преставился Антоний 8 октября 1232 г.; "и положиша и у Святеи Софии въ притворе, при князе Ярославе Всеволодиц, при архиепископе Спуридоне". Позднейший новгородский книжник сопроводил запись о кончине святителя следующим благочестивым замечанием: "…тако преставися въ небесное царство, душа убо его взиде на небеса…".

В XV в., при новгородском архиепископе Евфимие II, архиепископ Антоний был причтен к лику местночтимых святых. Его церковная память празднуется 10 февраля и 4 октября, а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе новгородских святых.

Известна печать владыки Антония с изображением Божьей Матери на лицевой стороне и русской надписью на обороте: "Антони[и] архиеп[и]скопъ Новъгородьскы[и]". Кроме того, сохранился крест с частицами Животворящего Древа, украшенный византийскими эмалями и надписью: "Господи, помози рабу Своему Антону, архи[епископ]у Новгородьскуму, давшюму […] крьстъ [Святои Со]фии". Согласно предположению В. Г. Пуцко, именно архиепископу Антонию могут принадлежать поручи, хранившиеся в новгородском Хутынском монастыре и традиционно приписываемые преп. Варлааму Хтуынскому, а также т. н. Служебник преп. Варлаама Хутынского.


ИЗДАНИЯ "КНИГИ ПАЛОМНИК":
Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. Савваитова. СПб., 1872; Лопарев Х. М. Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского, в 1200 г. // Православный палестинский сборник. 1899. Вып. 51. С. 1—39, 71—94.


ЛИТЕРАТУРА:
Прозоровский Д. И. О родословии св. Антония, архиепископа Новгородского // Известия Имп. Русского Археологического общества. 1880. Т. 9. С. 84—93; Белоброва О. А. "Книга Паломник" Антония Новгородского (К изучению текста) // ТОДРЛ. Т. 29. 1974. С. 178—185;Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в. // Новгородский исторический сборник. Вып. 2 (12). Л., 1984. С. 89—94; Царевская Т. Ю. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского // Реликвии в истории и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 69—70; Православная энциклопедия. Т. 2. С. 600—601; Гордиенко Э. А. Варлаам Хутынский и архиепископ Антоний в новгородской письменной традиции // Древняя Русь. 2003. № 4 (14); Пуцко В. Г. Хутынские произведения-реликвии первой четверти XIII в. // Новгородский исторический сборник. Вып. 10 (20). СПб., 2005. С. 45—65.

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру