На службе Отечеству. Глава 1. Российская наука побеждать

Московское высшее военное командное училище - предыстория и 90 славных лет

Московское высшее военное командное училище (МВВКУ) — одно из старейших и престижнейших военных учебных заведений нашей страны. И хотя не раз оно меняло название и дислокацию, но всегда оставалось "кремлевским" — правофланговым в строю братских школ боевых командиров. Именно этому училищу посчастливилось связать воедино лучшие традиции русского и советского военного образования, унаследовав многовековой опыт и боевой дух российской армии.

Прошлое и настоящее МВВКУ неразрывно связано с военной и политической историей России. За годы своей деятельности училище подготовило десятки тысяч высококвалифицированных офицерских кадров, ставших оплотом отечественных Вооруженных Сил. Не было ни одной войны, выпавшей на долю нашей страны в XX-м столетии, в которой не приняли бы участие, приумножив славу русского оружия, воспитанники МВВКУ.

Настоящая книга — авторская версия глав, опубликованных в 2007 г. издательством "А2-А4". К сожалению, весь тираж книги, получившей название "Московское высшее военное командное училище. 90 лет в строю", был распространен заказчиком. Широкой публике книга осталась неизвестна. Решить эту проблему и призвано настоящее переиздание самой важной, первой ее части, написанной д.и.н. Владимиром Алексеевичем Волковым.

ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
История Древней Руси — череда больших войн с Византией, Венгрией и Польшей, хазарами, печенегами и половцами. Позднее русичам пришлось сражаться с немецкими и шведскими рыцарями, монголами. Победы сменялись поражениями, но даже после самых страшных из них Русь находила в себе силы возродиться и нанести по торжествующим врагам ответный разящий удар. Костяком войска того времени были дружины, командовали которыми сами князья старшие дружинники, называвшиеся воеводами. От их выучки и таланта напрямую зависел исход любого сражения, а зачастую и всей войны. Военные знания приобретались в Древней Руси, как правило, опытным путем, с помощью опытных наставников. Так, например, воспитателем, наставником одного из славнейших наших воителей князя Святослава Игоревича (? — 972) был варяг Асмуд, учивший юного своего воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава еще один варяг главный киевский воевода Свенельд, который огранил незаурядный талант князя, сделав его самым выдающимся полководцем первой русской эпохи, разгромившим Хазарский каганат на Волге, воевавшим с Византийской империей, павшим весной 972 г. в битве с напавшими из засады печенегами.

Такую же подготовку получали и сыновья, и внуки, и правнуки Святослава. Изучая военное дело, воеводы получали знания из устных преданий и рассказов о богатырях, а затем и из рукописных книг — кратких летописных записей, "Поучения Владимира Мономаха", "Слова о полку Игореве". Именно из них черпал сведения о войнах прошлого другой выдающийся полководец Древней Руси Александр Невский (1220-1263). Его подготовка так же включала практические уроки, обычные для военачальников того времени.

У юного Александра, как и у других его сверстников княжеского рода, был свой дядька (наставник) — боярин Федор Данилович, заслуженный и опытный ветеран, не понаслышке знавший все секреты военного ремесла. Несомненно, в обучении сына принимал участие и его отец, один из самых видных воителей той эпохи Ярослав Всеволодич, бивший и литовцев под Усвятом и немецких рыцарей на реке Эмбах (эстонское название Эмайыга, русское — Амовжа), совершивший поход в "страну мрака" — Финляндию.

Как и других княжеских и воеводских детей Александра учили владению оружием, прежде всего мечом и копьем, стрельбе из лука и метанию сулиц (дротиков). Огромное значение имело обучение верховой езде. Будущий командир должен был знать боевые сигналы, поднимающие воина в атаку или приказывающие ему отойти.

Индивидуальное мастерство подросших витязей оттачивалось во время воинских игрищ или "игрушек", некоего аналога западноевропейских рыцарских турниров. Состязания русских воинов были менее формализованы, чем рыцарские забавы, не имели службы герольдов, специального турнирного оружия и доспехов. Участвовавшие в "игрушках" воины использовали боевое оружие, однако старались действовать им не в полную силу. Тем не менее, имели место и несчастные случаи, когда раззадорившийся поединщик начинал разить "противника" по настоящему. Так во время "игрушки" 1390 г. в Коломне в присутствии великого князя Василия I был убит его "кормилич" (воспитатель) боярин Остей.

Часто дело обучения княжичей становилось наследственным. Варяг Шимон был воспитателем одного из сыновей Ярослава Мудрого Всеволода, а сын Шимона Георгий растил и учил военному делу внука Всеволода знаменитого Юрия Долгорукого.

Воспитатели князей становились лучшие дружинники, ближайшие помощники и советники князя в делах военных и государственных. Слово "дружинник" восходит к еще более древнему слову "друг" значение которого — "спутник в походе", "товарищ по войне" — заметно отличалось от современного. Численность дружин первых славянских князей была невелика, однако они представляла собой грозную силу, ведь каждый такой отряд состоял из хорошо обученных и вооруженных воинов. Позднее дружины стали именоваться "дворами", а служившие в них воины — "дворянами". За свою службу они получали наделы земли с крестьянами и должны были выступать в поход вместе с боевыми холопами, слугами, проходившими особую военную подготовку. умевшими сражаться не только холодным, но и появившимся огнестрельным . появившимся оружием.

Такое оружие могло существенно повлиять на ход борьбы с монголами, в середине XIII в. подчинившими своей власти русские земли и на протяжении полутора веков разорявших их.

О первых огнестрельных орудиях на Руси известно с конца XIV в. Незадолго до Куликовской битвы 1380 г., когда московский князь Дмитрий Донской (1350-1389) нанес первое большое поражение Орде, во время похода 1376 г. Одной их его ратей на татар было захвачено несколько пушек, из которых москвичи и стреляли по татарам во время осады своего города Тохтамышем в 1382 г. Москва пала, и эти пушки оказались захвачены врагом. Вновь артиллерийские орудия появляются уже в Твери в 1389 г. Затем уже пушечное производство было налажено и в других городах. Поначалу орудийные стволы ковали из полос металла толщиной 7-10 мм, сгибали и сваривали.

Кованые орудия находились на вооружении русской армии в течение всего XV в. Их изготавливали калибром 24 — 110 мм, массой 60 — 170 кг. Именно залповый огонь таких пушек остановил наступательный порыв татарской конницы на реке Угре осенью 1480 г. Одержанная вследствие этого победа позволила Ивану III сбросить монголо-татарское иго.

На рубеже XV-XVI вв. на Руси появляется и ручное огнестрельное оружие. Поначалу ружья назывались "ручницами", и только позднее — самопалами и пищалями, хотя термин "ручница" встречается в документах XVI и даже XVII вв.

Поскольку стволы первоначальных "ручниц" были кованными, изготовление их было доступно любому опытному кузнецу. Этим объясняется широкое распространение ручных пищалей уже в начале XVI в. Ими вооружались отряды пищальников, все стрельцы, большая часть конных и пеших городовых казаков, вольные казаки и боевые холопы. Таким образом, ручное огнестрельное вооружение стало непременной принадлежностью русской пехоты XVI-XVII вв.


Появление и совершенствование огнестрельного оружия изменило рисунок боя, и, следовательно, военного обучения. В пользу этого говорит бесспорный факт — несшие государеву службу вместе со своими помещиками боевые холопы умели сражаться не только холодным, но и огнестрельным оружием, что требовало специального обучения. Ратному делу стали учить и пушкарей (артиллеристов), а с середины XVI в. стрельцов — государевых служилых людей, вооруженных пищалями, то есть фитильными ружьями. Содержавшееся за счет казны стрелецкое войско имело ряд черт свойственных регулярной армии, однако разрешение заниматься в мирное время торговлей и промыслами снижало боевые возможности стрельцов, неохотно оставлявших свои дворы и лавки в военное время.

Стрелецкое войско было создано в 1550 г. при царе Иване IV Васильевиче (1530-1584). Сильная армия была ему нужна для осуществления великих замыслов — покорения Среднего и Нижнего Поволжья и завоевания выхода к Балтийскому морю. Со временем планы царя стали сбываться. В 1552 г. была взята Казань, в 1556 г. — Астрахань, началось завоевание Сибири. Но начатая в Прибалтике Ливонская война 1558-1583 гг. завершилась поражением России, против которой выступила армии польского короля Стефана Батория, перестроившего вооруженные силы своего королевства на регулярной основе. На исход войны повлияло и организованное Иваном IV истребление командных кадров. Вместе с другими русскими воеводами погиб и М.И. Воротынский, под руководством которого был составлен первый воинский устав — Боярский приговор о сторожевой и станичной службе (1571 г.), на долгие годы определивший порядок организации охраны и обороны южных и юго-восточных границ страны. В 1572 г. в битве у Молодей Воротынский разбил 100-тысячную орду крымского хана Девлет-Гирея. Избежали гибели и вернулись в Крым лишь около 20 тысяч татар. Вскоре, однако, царь заподозрил Воротынского в измене и подверг его пыткам, от которых тот и умер.


Частые войны вынуждали Ивана IV уделять большое внимание подготовке ратных людей, прежде всего пушкарей и стрельцов. Свое умение они должны были демонстрировать на учебных стрельбах в присутствии самого государя. Об этом мы знаем доподлинно из описания такого рода смотров, сделанном английским купцом и дипломатом Энтони Дженкинсоном, наблюдавшим за ними во время его пребывания в нашей стране в 1557 г.

Зимой за пределами Москвы, для предстоящего артиллерийского испытания заранее изготовили два огромных сруба, толщиною в 30 футов (ок. 10 м), полностью засыпанных землей. Перед срубами установили белые мишени, облегчавшие пушкарям наведение орудий на цель. В стороне на возвышенном месте оборудовали наблюдательную позицию, откуда за стрельбами мог наблюдать царь и его окружение.

На смотр доставили все находившиеся в Москве пушки, установив их в один ряд в соответствие с размерами, начиная с малокалиберных и кончая "великими" орудиями, стреляющими ядрами весом в пуд и более. Каждая пушка выстрелила по три раза и обе цели оказались полностью уничтоженными.

Тогда же состоялся стрелковый смотр. В нем участвовало 5000 стрельцов, по-видимому, весь московский стрелецкий гарнизон. На этот раз мишенью служила стена, сложенная из ледяных глыб, толщиной около 60 см. Длина ледового вала составила 400 м, а высота 1,8 м. Огневой рубеж был устроен на расстоянии 54 м от мишени. Здесь и находились стрельцы, по команде царя открывшие огонь и разбившие ледяную стену своими пулями.


В начале XVII века Россия переживала один из самых трудных и мрачных периодов своей истории. Современники чаще всего называли его "Великим Московским разорением" или "Лихолетьем", потомки назвали "Смутным временем". Воспользовавшись ослаблением Русского государства поляки захватили Смоленскую и Черниговскую землю, шведы — Карелию и Ижорскую землю. Стремясь вернуть потерянные территории, первые цари из рода Романовых Михаил Федорович (1596-1646) и Алексей Михайлович (1629-1676) обратились к европейскому военному опыту, приступив к созданию полков "нового строя" — солдатских (пехотных) и рейтарских (кавалерийских). Обучение служивших в этих полках солдат и рейтар военному делу становится регулярным. Занимались им нанятые на русскую службу иноземные офицеры-инструкторы. Они давали письменное обязательство учить русских людей "с радением всякому ратному делу, чего сам умею и сколько могу научить, без всякие хитрости и оплошки".

Обучение набранных в полки "нового строя" солдат, рейтар и драгун облегчалось тем, что в первую очередь в них набирались представители служилого сословия: иноземцы, обедневшие дворяне и дети боярские, казаки, жители приграничных уездов, многим из которых ратное дело было "за обычай".

Для военного обучения военнослужащих полков "нового строя" очень скоро понадобились не только инструкторы, знания и опыт которых сильно разнились, но и печатные руководства. В 1647 г. в Москве на русском языке тиражом в 1200 экземпляров было напечатано обширное сочинение датчанина И.Я. Вальгаузена "Военное искусство пехоты" ("Kriegskunst zu Fuss"), в переводе получившее название "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей".

Наставления Вальгаузена имели в основе правила передовой в то время нидерландской военной школы. Автор подробно разъяснял принципы обучения солдат в ротном и полковом строю (правила построения и перестроения рядов и шеренг, приемы владения мушкетом и пикой, ведения огня), давал рекомендации по организации караульной службы, объяснял основные требования к "походному строению" и устройству временного лагеря, основные способы поддержания дисциплины и порядка в армии и т.п. Особое внимание обращалось на получение достоверной информации о противнике и на необходимость активных действий в военное время. Русское издание труда Вальгаузена было иллюстрировано и служило наглядным пособием для исполнения 143 предписанных эволюций с мушкетом.


Пристальное внимание уделялось в Москве разработке теоретических оснований артиллерийского дела. Еще в 1606 г. на русский язык была переведена часть второй книги трехтомного трактата барона Леонарда Фронспергера "Военная книга" (Kriegsbuch), изданного во Франкфурте-на-Майне в середине XVI в. Эту книгу размножили во многих рукописных списках. Позднее она была переработана и дополнена подьячим Посольского приказа Онисимом Михайловым, приступившим к составлению своего наставления в 1607 г. и завершившего его лишь в 1621 г.

Книга Михайлова получила название "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки". Она содержит подробные сведения об организации войска, употреблении артиллерии, основных типах орудий, их характеристиках, приемах ведения боевых действий, более 50 рецептов пороха. Выписки из "Устава" рекомендовалось раздать для руководства воеводам и головам (сотенным командирам).

Таким образом, в XVII столетии помимо традиционного наставничества появилась дополнительная возможность получать военные знания и при помощи изданных для высшего командного состава армии печатных наставлений. Они сыграли важную роль в подготовке вооруженных сил к войнам, в ходе которых русские рати отвоевали у Польши Смоленскую и Черниговскую землю, Левобережную Украину, отразили произошедшие в конце XVII столетия нападения турецких войск и крымских татар. Их попытка разорить южнорусские земли была сорвана героической обороной крепости Чигирин в 1677 и 1678 гг.


 


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру